доват. атеист. Свидетельством резкого антиклерикализма X. может служить след. его высказывание об одном из монастырей: «Этот Афон по своему внутреннему содержанию — такой притон фарисейства, лжи, обмана и самой наглой эксплуатации человеческого простодушия, что его, невзирая на его редкую красоту, я бы с восторгом предал пламени со всеми его монахами...» (там же, т. 5, М., 1961, с. 158).
Эстетич. взгляды X. продолжали традиции эстетики рус. рев. демократов и оказали, как и все его творчество в целом, плодотворное влияние на развитие осет. культуры.
Лит.: Кор зу и В., К. Хетагуров, М., 1957; Т о т о-
е в М. С, Очерки истории культуры и обществ, мысли в Сев.
Осетии в пореформенный период, Орджоникидзе, 1957; Д ж у-
сойты Н. Г., К. Хетагуров, Сталинири, 1958; Г а б а-
раев С. Ж., Мировоззрение К. Хетагурова, М., 1959;
Крейденко В. С, К о ч и с о в К. Л., К. Хетагуров.
К 100-летию со дня рождения. 1859—1959, Орджоникидзе,
1959; У х о в р е т о в а Л. Э., К. Хетагуров. Библиография,
Сталинири, 1959. С. Габараев. Орджоникидзе.
ХЕТЧЕСОН, Хатчесон (Hutcheson), Фрэнсис (8 авг. 1694—1747) — гпотл. философ. Проф. моральной философии в Глазго (с 1729). Систематизировал и развивал идеи Шефтсбери; оказал влияние на Юма и А. Смита. Согласно X., в основе красоты, нравственности и религии лежат особые, независимые друг от друга «внутренние» чувства — эстетическое, моральное и религиозное, к-рые врождены человеку и носят непосредств. характер. Так, «моральное чувство», служащее источником и критерием нравств. оценок и суждений (см. Нравственной санкции теории), — это инстинктивное эмоциональное сопровождение (одобрение или осуждение) поступков. Различая «склонности» (affections) как длительные и ясные влечения и «страсти» (passions) как неустойчивые и слепые, X. понимал добродетель как склонность ко всеобщему благу («наибольшему счастью наибольшего числа людей» — «Inquiry concerning moral good and evil», L., 1725, p. 164). Однако эта высказанная за полвека до Бентама формулировка не носит у X. утилитаристского характера — в основе его этпкп лежит незаинтересованная эмоциональная удовлетворенность. Человеколюбие подобно тяготению, и сознание долга является производным по отношению к нему. Как и у Шефтсбери, мораль принимает у X. эстетич. окраску.
|
|
Эстетика X. соприкасается с учением Канта о незаинтересованности эстетич. наслаждения, но в противоположность Канту утверждает чувств, происхождение прекрасного. Осн. принцип прекрасного — гармония, пропорциональность, единство в многообразии.
Поскольку моральное чувство, согласно X., имеется также и у неверующих, этика у X. не зависит от религии; X. противостоит эвдемонизму и рационализму, выступая против Гоббса и Мандевиля. Соч.: Works, v. 1—5, Glasgow, 1772. Лит.: Англ. деисты 17 и 18 столетий, «Зап. имп. Новороссийского ун-та», 1868, т. 3, вып. 1; Fowler Til., Shaftesbury and Hutcheson, L., 1882; Rampendahl A. R., Eine Wiirdigung der Ethik Hutchesons, Lpz., 1892 (Diss.); Scott W. R., F. Hutcheson. His life, teaching and position in the history of philosophy, Camb., 1900; Westendorp Boerma N., De leer van den zedelijken zin bij Hutcheson, Leeuwarden, 1910; Vigone L., L'etica del senso morale in F. Hutcheson, Mil., 1954; Hippie W. J., The beautiful, the sublime and the picturesque in eighteenth century, [Chi.], 1957; В lacks tone W. Т., F. Hutcheson and contemporary ethical theory, [Athens], 1965; Ossowska M., Mysl moralna oswiecenia angielskiego, Warsz., 1966.
|
|
Б. д. Быхоеский. Москва.
ХЙВИ ГАБАЛКИ, X и в и а л ь-Б а л х и (конец 8 — нач. 9 вв.) — евр. философ-вольнодумец, рацио-напистич. критик иудаизма. В своей книге, сожженной церковниками, X. Г. выдвинул 200 возражений против божеств, происхождения Ветхого завета (в наст, время собраны 66 его тезисов из сочинений его противников), отвергал культ и обряды иудаизма, догмат о бессмертии души, указывал на антропоморф-
ный характер представлений о боге. Воззрения X. Г. были широко известны современникам и оказали влияние на ряд мыслителей позднейшего времени.
Лит.: Беленький М., Х.Г. и его возражения против божеств, происхождения Ветхого завета, в сб.: Вопр. истории религии и атеизма, сб. 6. М., 1958; его же, Еще 40 возражений X. Г., там же, сб.8,М.,1960; Кр ы в еле в И. А., Как критиковали Библию в старину, М., 1966.
М. Беленький. Москва. ХИДАШЁЛИ, Шалва Васильевич (р. 31 мая 1911) — советский философ, доктор философских наук (с 1962). Член КПСС с 1954. Окончил Тбилисский гос. ун-т (1931) и аспирантуру МИФЛИ (1936). С 1946 работает в.Ин-те философии АН Груз. ССР (с 1953 — зав. отделом истории философии, с 1967 — зав. отделом истории груз, философии), профессор Тбилисского гос. ун-та. Один из авторов «Истории философии» (т. 1, М., 1957) п «Истории философии в СССР» (т. 1, М., 1968). Область науч. исследований — история ср.-век. и груз, философии.
С о ч. на груз, яз.: Осн. направления обществен, и филос. мысли в феод. Грузии, Тб., 1952; Из истории груз, обществ, и филос. мысли, Тб., 1954; Иоанэ Петрици, Тб., 1956; Проблема сущего в философии Парменида, Тб., 1960; Одна строфа поэмы «Витязь в тигровой шкуре» с т. зрения Ареопагитики, «Веста. АН Груз. ССР», 1965, 1\% 6; на рус. яз.— Осн. миро-воззрен. направления в феод. Грузии (4—13 вв.), Тб., 1962; К характеристике осн. вопроса средневековой философии, «ФН» (НДВШ), 1961, № 2; Шота Руставели как мыслитель и гуманист, «ВФ», 1966, Л1 9; Соотношение предмета философии и ее истории, «ВФ», 1968,,№ 6.
ХИЛИАЗМ (от греч. yi^idg — тысяча) — вера в «тысячелетнее царство» бога и праведников на земле, т. е. в историч. материализацию мистически понятого идеала справедливости. Эта вера основывалась на пророчестве Апокалипсиса: «И увидел я престолы, и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (XX, 4). В этом пророчестве, как и во всем X., отчетливо ощущается мотив компенсации обществ, неправды, характерное уже для ветхозаветных пророков умозаключение от невыносимости настоящего к возмещению крови и слез в будущем: притом эта компенсация должна произойти не вне человеч. истории (в «царстве небесном»), но внутри ее, ибо иначе история потеряла бы для жаждущих возмездия приверженцев X. свой смысл. Типологически и генетически христ. X. связан с нудейско-раввинич. учением о земной державе мессии, в к-рой воскреснут и получат тысячекратное воздаяние за свои муки все праведные страдальцы (Арос. Baruchi XXLX, 5, и др.; ср. такие же мотивы в исламском учении омахди). Представителями X. были Папий (нач. 2 в.) и иудействующий гностик Керпнф (2 в.). Церковь преодолевала X. по мере своего отхода от ближневост. понимания теократии и своей эллинизации; осуждение X. последовало в 255 в Александрии, прибежище философско-аллегорич. истолкования Нового завета. Новое мистич. осмысление истории, уже не нуждающееся в X. (ибо оно приравнивало метаисторич. торжество правды к историч. торжеству неправды), дал Августин («О граде божнем»). Однако в дальнейшей истории христианства X. не раз претерпевал возрождение: следует особо отметить учение Иоахима Флорского о царстве св. духа. Плебейский X., постулировавший возмещение страданий уже здесь, на земле, достиг своей кульминации в учении Мюнцера. В капиталистич. эпоху X., замещается в своих функциях мирской социальной утопией, к-рая отчасти усваивает и структуру X., его образы и т. п.
|
|
Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22,
с. 481; Gry L., Henoch X, 19 et Ies belles promesses de Pa-
pias, «Revue biblique», 1946, v. 53, p. 207; Studia Patristica,
v. 4, В., 1961, S. 268 — 80. С. Аверинцев. Москва.
ХИМИЯ — совокупность наук, предмет к-рых составляют соединения атомов и превращения этих со-
436 ХИМИЯ
единений, происходящие с разрывом одних и образованием других межатомных связей. Различные химич. науки отличаются тем, что они занимаются либо разными классами соединений (такое различие положено в основу разграничения неорганнч. и органич. X.), либо разными типами реакций (радиохимия, радиационная X., каталитич. синтез, X. полимеров и т. д.), либо разными методами исследования (физич. X. в ее различных направлениях). Отграничение одной химич. науки от другой, сложившееся в процессе нсто-рич. развития X. и сохраняющееся по традиции, имеет относит, значение.
Практич. знакомство человека с химич. процессами началось в доисторич. времена. Сам термин «X.», по-видимому, связан генетически с одним из старинных названий Египта — Хемия, где практич. умение управлять разнообразными химич. процессами достигло высокого уровня. В течение мн. столетий тео-ретич. объяснение химич. процессов основывалось на натурфилос. учении об элементах-качествах. В более или менее модифицированном виде это учение послужило основой для алхимии, возникшей примерно в 3—4 вв. н. э. и распространившейся при посредстве арабов в Зап. Европе. Не решив задачи превращения неблагородных металов в благородные, алхимики создали много приборов и приемов исследования, открыли ряд химич. соединений, чем немало способствовали возникновению науч. X. На той же натурфилос. почве выросла в 16 в. и ятрохимия, к-рая стремилась найти в химич. препаратах средства лечения многочисленных, в первую очередь эпидемич. болезней. Ятрохи-мики не только открыли много новых химич. соединений и способов их изготовления, но и высказали правильные догадки о характере действия химич. препаратов на организм. С ятрохимии берет начало медицинская X. В ср. века началось быстрое развитие химич. произ-в: металлургии, изготовления красителей, стеклоделия и т. д. С ними связано возникновение технич. X.
|
|
Возникновение собственно науч. X. началось во 2-й пол. 17 — нач. 18 вв. с попыток объяснения химич. процессов и применения экспериментального метода для проверки этих объяснений. В сер. 18 в. осн. объектом исследования стали воздух н др. газы, изучением к-рых занималась т. н. п н е в м а т о л о г и я. Ее представителями были открыты, в частности, газообразные простые вещества: кислород, азот, водород, а из соединений — углекислый газ. Виднейшим пневматикой был Р. Бойль, отвергнувший прежнее учение об элементах-стихиях или элементах-качествах и развивший представление о корпускулах — элементах, из к-рых образуются химич. соединения. Бойль систематически применял различные индикаторы (лакмус и др.) для распознания веществ, поэтому в его работах берет начало а н а л и т и ч. X. (качеств, анализ). В том же 18 в. был накоплен опытный материал, на основе к-poro была создана первая теория X.— теория флогистона, позволившая объяснить п предсказать большое число химич. явлений и поэтому прочно удерживавшаяся в X. в течение почти всего 18 в., до тех пор пока Лавуазье не дал правильного объяснения процессов с участием кислорода. С Лавуазье в X. вошли количеств, методы исследования, основанные на принципе сохранения вещества во время химич. превращений. Лавуазье принадлежит первая систематика химич. элементов, а также первая химич. номенклатура, разработанная им совместно с другими франц. химиками.
Развитие аналитич. X. привело к открытию в 18 в. ряда новых элементов, а также органич. соединений, особенно растит, кислот. Лавуазье определил состав органич. соединений, чем положил начало формированию органич. X.
1-я пол. 19 в. ознаменовалась в X. открытием ряда количеств, законов (закон постоянных отношений, Пруст; закон кратных отношений, Дальтон; закон объемных отношений, Гей-Люссак, и др.). Эти законы получили объяснение в атомистич. теории Дальтона и атомно-молекулярной теории Авогадро, выдвинутых в нач. 19 в. Атомистика древности и начала нового времени носила абстрактный (сначала натурфилософский, а затем механистический) характер. Ломоносов, следуя за Бойлем, сделал попытку ввести ее в X., но в собств. смысле слова химич. атомистика была разработана впервые Дальтоном. При этом ее развитие наталкивалось на трудности отчасти субъективного порядка и было связано с многочисл. ошибками. Окончат, победу правильные взгляды на атомы и молекулы и на способы определения атомных и молекулярных весов одержали только на 1-м Между-нар. конгрессе химиков (1860). В 50-х гг. 19 в. в X. возникло учение о валентности и о химич. связи, приведшее к созданию теории химич. строения (Бутлеров, 1861) и открытию периодич. закона элементов (Менделеев, 1869). Первая обусловила огромный успех органич. синтеза и возникновение новых отраслей химич. пром-сти (прежз-во красителей, медикаментов, нефтепереработка и др.); в теоретич. плане она открыла путь построению теории пространств, строения органич. соединений — стереохимии (Вант-Гофф и Ле Бель, 1874), а спустя 20 лет — созданию координационной теории строения неорганических (комплексных) соединений (Вернер). Большие успехи теоретич. X. и физики, экспериментальное изучение зависимо' сти свойств химич. соединений от их состава и строения, а также запросы, предъявляемые к X. различными произ-вамн, привели к оформлению в самостоят, дисциплину физической X. Ко 2-й пол. 19 в. относится открытие закона действия масс (Гульдберг и Вааге) и разработка химич. кинетики — учения о скоростях химич. реакций (Бертло, Меншуткин, Вант-Гофф), создание теории электролитич. диссоциации (Аррениус) и химич. термодинамики (на основе работ Гиббса, Вант-Гоффа, Нернста). Несколько позднее, уже в нач. 20 в., был создан физико-химич. анализ (Курнаков, Тамман).
Огромное значение для X., особенно для физической, имело открытие радиоактивности (Беккерель), а затем электрона (Вихерт, Томсон), опытное подтверждение справедливости атомно-молекулярной теории, создание планетарной модели атома (Резерфорд, Бор), введение понятия об атомном номере (Мозли) и новая трактовка периодич. системы элементов, электронная интерпретация химич. связи и строения молекул (Том-сон, Штарк, Коссель, Льюис). Дальнейшие успехи теоретич. X. были связаны с возникновением квантовой X. как приложения к X. квантовой механики. Еще в 19 в. значительно расширилась сфера приложения старых, классич. направлений технич. X. и появились новые. Напр., х и м и ч. т е р м о д и н а м и к а позволяет рассчитывать химич. равновесия, ее методы и выводы ныне широко используются в пром-сти (химической, топливной, металлургической и т. д.). Успехи электрохимии связаны с изучением коррозии и произ-вом химич. источников тока. Получение твердых металлов и практич. рекомендации по методам их обработки составляют предмет физико-химич. механик и, выросшей из недр коллоидной X. Катализ, изучение и теоретич. осмысливание к-рого в 19 в. почти не имело прикладного значения, в 20 в. получил исключит, развитие благодаря своему огромному значению для химич. пром-сти. Создание цепной теории химич. реакций сыграло стимулирующую роль не только для развития химич. кинетики, но и химич. пром-сти, поскольку были выявлены законы, знание к-рых позволяет
химия
управлять химич. реакциями как в лабораториях, так и на произ-ве (низкотемпературное окисление углеводородов и т. п.). Изучение кинетики реакций под влиянием радиационного излучения привело к созданию радиационной X., а изучение радиоактивных изотопов и разработка методов их применения — к созданию радиохимии. Изотопный метод используется не только в X. и химич. пром-сти, но и в биохимии, физиологии и медицине. Н е ф т е-х и м и я, служащая основой для пром. переработки нефти, опирается на органич. катализ. X. высокомолекулярных соединений смыкается с пром-стыо полимеров. Наконец, X. п р и-родных соединений привела к получению мощных лекарств, средств (витаминов, антибиотиков, алкалоидов, гормональных препаратов л т. д.).
Совр. X. характеризуется возникновением н разработкой новых дисциплин на стыке X. с физикой, биологией, геологией.
Химия и философия. В древности взгляды на превращение веществ и изменения их свойств основывались на натурфилос. представлениях о первоэлементах и первоначалах мира. Особенно большое влияние на эти взгляды оказала натурфилософия Аристотеля и Эмпедокла. Когда X. (точнее — алхимия) приобрела автономное существование, она сохранила ту же натурфилос. основу объяснения химич. превращений. Однако на мировоззрение алхимиков оказали значит, влияние и различные мистич. учения, приведшие к превращению алхимии в «тайную науку» и сближению ее, в лице нек-рых представителей, с астрологией и магией. Еще у Парацельса, основоположника ятрохимип, сохраняются довольно ясные следы натурфилос. учения об элементах, постепенно исчезающие у его последователей, уступая место чисто эмпирии, обобщениям.
В работах Бойля, положивших начало совр. X. и основанных на утверждении настоящего экспериментального метода исследования, явно ощущается влияние философии эмпиризма (см. М. Джуа, История химии, М., 1966, с. 88). Вместе с тем отвлеченная натурфилос. атомистика, не оказавшая прямого влияния на разработку атомно-молекулярной теории, а лишь создавшая для нее идейные предпосылки, впервые нашла приложение к объяснению химич. фактов в корпускулярной теории Бойля. Правда, у современников Бойля атомистика связана с сильными элементами спиритуализма. Еще в ср. века атомистика, став предметом осуждения со стороны церкви, сама апеллировала (в т. ч. даже у Дж. Бруно) к духовному началу. И эта тенденция сохранилась: напр., согласно Кедворту (1617—88), движение атомов регулируется «духовным формообразующим посредником».
Период господства теории флогистона свидетельствует не об отрицат. влиянии к.-л. конкретной формы философии на X., а о недостаточной разработанности экспериментального метода и вытекающем из этого неумении делать строгие выводы, основанные на наблюдениях и опытных фактах. Победа над теорией флогистона кислородной теории Лавуазье — это прежде всего победа более совершенного экспериментального метода. Экспериментальная проверка и доказательство гипотез и теорий после Лавуазье стали неотъемлемой частью методологии X. Вместе с Лавуазье в X. окончательно утвердились количеств, методы исследования (впервые введенные в X. еще в середине 18 в. Блэком и другими химиками), а следовательно, и математич. обработка результатов экспериментов. Во времена Лавуазье Рихтер открыл закон эквивалентов — первый из стехиометрии, законов X. Тем самым опровергалось мнение Канта о том, что X. не поддается математич. обработке. Долгое время при-
менение математики в X. ограничивалось самый элементарным уровнем. В 19, а особенно в 20 вв., по мере сближения X. с физикой, в X. стал применяться математич. аппарат теоретич. физики. В наст, время уровень формализации в X. открывает возможность применения кибернетич. устройств для управления химич. процессами.
В 1-й пол. 19 в. в X. проникли витализм и агностицизм, и мн. химики, в т. ч. Берцелиус, утверждали, что полный химич. синтез (т. е. синтез из элементов) органич. соединений невозможен, потому что он осуществляется в живых существах лишь при помощи «жизненной силы». Учение о жизненной силе было опровергнуто в результате ряда открытий, начиная с синтеза мочевины, осуществленного в 1828 Вёлером, и особенно синтезов жиров, углеводородов и др. органич. соединений (Бертло, 50-е гг.).
Однако нек-рые химики продолжали считать, что «внутр. конституцию» (пространств, строение молекул), по крайней мере методами X., раскрыть невозможно. Напр., Кольбе писал (в 1863), что он «...заранее считает тщетными все попытки определить пространственное положение атомов в соединении» (цит. по кн.: Бутлеров А. М., Соч., т. 1, 1953, с. 568). В целом отрицание возможности познать вн5гтр. строение химич. соединений (вплоть даже до изгнания из химич. теорий понятия атомов и замены его эмпирич. понятием эквивалентов) во многом обязано своим происхождением контовскому позитивизму. Под флагом «химич. реализма», а в действительности с позитивистских позиций борьбу против теории химич. строения вели Бертло, Меншуткин и нек-рые другие ее противники. Бутлеров характеризовал нх позицию как «химич. нигилизм», указывая, что мы имеем «...не только право, но и обязанность говорить о наших частицах (т. е. молекулах.— Ред.) и атомах со всеми их отношениями как о существующих на деле и сохранять при этом уверенность, что суждения наши вовсе не будут отвлеченностями без реальной подкладки» (там же, с. 423).
Химики 19 в. в осн. массе были стихийными материалистами. Большое влияние на них оказывал меха-нистпч. материализм. Это влияние сказалось и на либиховской теории катализа, и на попытке Менделеева трактовать природу химич. соединений с т. зр. третьего закона Ньютона. Но уже тогда у химиков возникала идея о том, что химизм — это движение, но особого рода, отличающееся от движения материальных частиц, свойственного, напр., теплоте пли свету [см. В. В. Марковников (1872), в кн.: Избр. труды, 1955, с. 287 — 88].
В трудах химиков обнаруживались и элементы мета-физич. подхода. Одним из проявлений этого были попытки установить непроходимую грань между органич. и неорганич. соединениями (с чем было связано даже существование различных систем определения их молекулярных весов), а также попытки утверждать, что атомы — это неделимые, последние частички вещества, и что количество элементов неизменно. Однако все эти «пределы», накладывавшиеся на природу, рано или поздно отбрасывались развитием самой X. На этой основе в X. все более проникал диалектич. метод мышления (одним из стихийных диалектиков был, напр., Бутлеров). Но все же таких химиков было мало.
Характеризуя место X. в системе наук, Энгельс писал: «Называя физику механикой молекул, химию— физикой атомов и далее биологию — химией белков, я желаю этим выразить переход одной из этих наук в другую,— следовательно, как существующую между ними связь, непрерывность, так и различие, дискретность обеих» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 567). Идеи Энгельса оказали непо-