циональной окраской; математич. обработка результатов опроса позволяет получить Ш. градаций обществ, настроения, условную, но в достаточной мере воспроизводимую. С помощью таких простейших шкал Бо-гардус провел исследования расовых и др. предрассудков в США. Измерение этноцентризма, напр., проводилось с помощью следующего вопросника: 1) согласен на допущение (представителя данной нации) в страну только в качестве туриста; 2) согласен на выдачу паспорта гражданина США; 3) согласен на совместную работу; 4) согласен быть соседом; 5) согласен быть личным другом; 6) согласен породниться посредством брака.
Общим для подобных тестов является нарастание интенсивности социального чувства, выражаемого каждым последующим утверждением, к-рые иногда называются узловыми точками Ш. Шкалы этого типа используют сравнительно несложную математич. технику и получили широкое распространение в социаль-но-психологич. исследованиях. Осн. задачей при их построении является правильный выбор узловых точек, или признаков Ш., т. е. суждений, описаний социальных ситуаций, объектов (вместе с точной градацией реакций на них). Набор признаков принято называть вопросником, тестом или шкалой (редко).
|
|
В 40-е гг. идеи Богардуса и Тёрстона в более строгой форме были развиты Гутманом, Лазарсфельдом, Кумбсом, Стауффером и др. (шкалограммный и латентный анализ).
В зависимости от характера измеряемого объекта Ш. разделяются на четыре типа: 1) Номинальные Ш., или Ш. подобия. Числа, приписываемые объектам на номинальной Ш., выполняют только одну функцию — констатируют отличие или тождество (подобие) шкалируемых объектов. Номинальное шкалирование характеризуется наличием операционального критерия, позволяющего относить каждый объект к соответствующему классу. Таким критерием является, в частности, ответ на вопрос анкеты.
При построении номинальных Ш. используются методы «непараметрической статистики» (Юл и Кэнделл, Теория статистики, гл. 1—5). Номинальные Ш. широко применяются в социальной статистике (группировка, классификация), в контентном анализе текстов и т. д. Примером простейшей номинальной Ш. является распределение опрашиваемых лиц по профессиям.
2) Порядковые Ш., в дополнение ко всем свойствам номинальных Ш., инвариантны относительно монотонных преобразований, сохраняющих порядок размещения объектов на Ш. Для построения порядковой Ш. необходимо, чтобы сравниваемые объекты удовлетворяли критерию транзитивности: если сравнение А и В дает А^В, а сравнение В ж С дает В^С, то верно А^гС. Примером такой Ш. является приведенная Ш. признаков социальной дистанции — каждому признаку можно придать порядковый номер, так что принятие п-то утверждения означает принятие всех утверждений низшего ранга. Такие признаки наз. «кумулятивными». Порядковые шкалы Гутмана, Лазарс-фельда, Стауффера и др. построены на основе кумулятивных признаков.
|
|
3) Интервальные Ш., в которых вводится условное «расстояние» между узловыми точками путем присвоения баллов признакам порядковой Ш. Интервальная Ш. инвариантна относительно линейного преобразования (типа у=ах-\-в), т. е. интервалы сравнимы по относительной величине, но не по абс. величине. Интервальной Ш., напр., является Ш. привлекательности профессий, построенная методом «парных сравнений» (такие тесты часто проводятся среди выпускников школ). Такая Ш., придавая каждой профессии условный балл, позволяет сравнивать профессии по популярности, т. е. утверждать, что, напр., профессия
шофера на М баллов популярнее профессии слесаря и на N баллов менее популярна, чем профессия летчика (в данной социальной группе). Однако она не позволяет сделать вывод, что интерес к профессиям шофера и слесаря превышает интерес к профессии летчика, если сумма соответствующих баллов превышает балл профессии летчика. Такой вывод возможен только в количеств, шкале.
4) Количественные Ш. (пропорциональные, или Ш. отношений) являются единств, типом Ш., в к-рых существует объективная единица измерения. Процедура количеств, измерения заключается в нахождении пропорции или отношения (числа), выражающего содержание единицы измерения в исследуемом объекте. Номинальные, порядковые и интервальные Ш. отражают различные степени приближения к построению' такой единицы измерения в социальном исследовании. В наст, время попытки нахождения количеств, меры социальных явлений и процессов ограничиваются тремя первыми типами.
Приведенная типология Ш., предложенная Стивен-сом (Экспериментальная психология, т. 1, М., 1960), является наиболее общей и не исчерпывает всех наименований Ш. Существуют Ш., производные от указанных, комбинированные и др. Процедура шкалирования состоит из следующих осн. этапов: 1) Выбор объекта шкалирования. В социология, исследовании объектом шкалирования являются социальные группы (в отличие от индивида в психологич. исследовании), межгрупповые отношения, социальные изменения и их отражение в обществ, сознании. 2) Выбор предмета шкалирования, поскольку непосредственно шкалируются не объекты, а их признаки, свойства. Выбор предмета шкалирования является логико-методологич. операцией, заключающейся в построении операциональных критериев (признаков) различия объектов одного класса. Выбор типа Ш. определяется выбором предмета. 3) Проверка надежности и обоснованности Ш. Проверка надежности Ш. осуществляется двумя способами: а) путем повторных испытаний через определ. промежутки времени одной и той же группы с помощью данного теста (проверка стабильности); б) путем «расщепления» теста на две части и параллельных испытаний в данной группе (проверка эквивалентности). Корреляция между полученными в параллельных испытаниях Ш. для надежных Ш. оказывается высокой. Ш. наз. обоснованной, если предмет шкалирования соответствует объекту, т. е. если, напр., совокупность признаков теста, оценивающих отношение к труду, находит меру именно этого качества, а не, напр., степени овладения профессией. Последний этап шкалирования часто рассматривается как отличит. свойство совр. Ш. по сравнению с другими видами количеств, оценок качеств, признаков, к-рые рекомендуется называть индексами (последние распространены в статистике).
В марксистской социологии шкалирование применяется в количеств, описании различных аспектов обществ, мнения, отношения к труду, проф. ориентации молодежи и т. д. Выражение результатов конкретных социальных исследований в виде Ш. позволяет сопоставлять результаты исследований и использовать математич. методы и ЭВМ в обработке первичной информации.
|
|
Лит.: Беккер Г., Б о с к о в А., Совр. социологич. теория в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961, гл. 7; К о н И., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965, гл. 3; Математич. методы в совр. бурж. социологии. Сб. ст., М., 1966; Изард У., Методы регионального анализа, пер. с англ., М., 1966; Экспериментальная психология. [Сб. ст.], сост. П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. с франц., М., 1966; Беляев Э. В., Проблемы социологич. измерения, «ВФ», 1967, № 7; Я д о в В. А., Методология и процедуры социологич. исследований, Тарту, 1968; ЗдравомысловА. Г., Методология и процедура социологич. исследований, М., 1969;
«ШКОЛА РЕСИФИ»—ШЛЕГЕЛЬ
Torgerson W., Theory and methods of scaling, N. Y.,
1958; Thurstone L. L., The measurement ot values,
Chi., 1959; Stouffer S. A. [a. o.], Measurement and
prediction, N. Y., [1966]. Ю. Самсопов. Москва.
«ШКОЛА РЕСЙФИ» («Escola de Recife») — группа бразильских прогрессивных мыслителей 2-й пол. 19 — нач. 20 вв., выпускников ун-та в г. Ресифи (штат Пер-намбуку). Основателем «Ш. Р.» был Т. Баррету (1839—89) — видный политич. деятель, демократ, юрист, литератор и философ, одним из первых в Бразилии познакомившийся с идеями Маркса.
Филос. позиции членов «Ш. Р.» не были едиными; большинство группы с позиций материалистического монизма объясняло все явления природы эволюционными изменениями единой материальной субстанции (Д. Кабрал и др.). Г. Аранъя и др. стремились сочетать монизм Геккеля с идеями Шопенгауэра, Ницше и Э. Гартмана. Различие философских симпатий участников «Ш. Р.» не мешало осуществлению гл. цели — борьбе против схоластики, спиритуализма и пропаганде материалистических и эволюционистских идей, гл. обр. Геккеля и Дарвина. Благодаря деятельности первых участников кружка (Т. Баррету, С. Ромеру и др.) естеств.-науч. материализм нашел в Бразилии немало последователей среди ученых, врачей, юристов, писателей: Ливиу ди Кастру (1864—90), Фаусту Кардозу (1864—1906), Эстелита Тапажос (гг. рожд. и смерти неизв.), Кловиас Бевилакуа (1859—1944) н др.
|
|
Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 413 — 26; История философии, т. 5, М., 1961, с. 762—67; Прогрессивные мыслители Латинской Америки (XIX — начало XX в.), М., 1965, с. 21, 155—86, 401.
ШЛЁГЕЛЬ (Schlegel), Август Вильгельм (8 сент. 1767 — 12 мая 1845) — нем. лит. критик и эстетик, поэт. Вместе с братом Ф. Шлегелем издавал журнал «Athenaeum» (Bd 1—3, В., 1798—1800). В лекциях «О лит-ре и иск-ве», прочитанных Ш. в 1801—04 в Берлине («Vorlesungen uber schone Literatur und Kunst», Bd 1—3, Hdlb., 1884) ив 1808 в Вене («Vorlesungen uber dramatische Kunst und Literatur», Bd 1—3, Hdlb., 1809—И), впервые получила развернутое изложение историко-художеств. концепция иенского романтизма. С 1814 Ш. занимался санскритом, положил начало совр. науч. индологии. С 1818 — проф. в Бонне.
Не будучи оригинальным философом, Ш. в своих критических и историко-лит. соч. развивал осн. идеи иенского романтизма (в духе Ф. Шлегеля и Шеллинга): представления о мире как живой органич. целостности, являющейся причиной и следствием самой себя и находящейся в непрерывном становлении, об иск-ве как органическом целом («органическая форма является прирожденной, она строит материал изнутри и достигает своей определенности одновременно с полным развитием первоначального зачатка» — «Лит. теория нем. романтизма», Л,, [1934], с. 255), о деятельности художника как подражании не продуктам природы, а творч. принципу ее деятельности и т. п. Рассматривая мир как историч. становление, Ш. характеризует совр. действительность как раздвоение того, что в античности составляло единство на более примитивной ступени — ступени «облагороженной» чувственности. При этом характерный для религ. историософии оптимизм связывается у Ш. с критикой наступающего бурж. века — в берлинских лекциях Ш. резко выступает против духа Просвещения, его иск-ва, лит-ры, философии. В плане этой же историч. концепции Ш. противопоставляет античное («классическое») иск-во совр. («романтическому») иск-ву (греч. поэзия — поэзия «обладания», современная — поэзия «томления» по бесконечности и т. п.), развивая типологию, близкую Шиллеру («О наивной и сентиментальной поэзии») и др. романтикам и воспринятую затем Шеллингом и Ге-жлем.
Соч.: Samtliche Werke, Bd 1—12, Lpz., 1846—47; Kri-tische Schritten und Briefe, Bd 1—4, Stuttg., 1962—65; Kri-tische Schritten, Z.—Stuttg., 1962.
Лит.: P i с h t о s N. M., Die Aesthetik A. W. von Schle-gels in ihrer geschichtlichen Entwicklung, В., 1894; В e s e fr-fa e с k A., Kunstanschaung and KLunstlehre A. "W. Schlegels, В., 1930; Lissa Z., Zagadnickie czasu mujycznego za este-tyce A. W. Schlegela, «Estetyka», 1960, t. 1, s. 291—316.
Ал. В. Михайлов. Москва.
ШЛЁГЕЛЬ (Schlegel), Фридрих (10 марта 1772 -12 января 1829) — нем. философ, критик, писатель, языковед. Учился в Гёттингене и Лейпциге. В 1798— 1800 в Иене вместе с братом А. В. Шлегелем издавал наиболее значнтельн. ро-мантич. журнал «Athenaeum». Был ведущим теоретиком иенского кружка романтиков (см. Романтизм). В 1808 перешел в католицизм. Читал лекции по философии (в 1802 в Париже, в 1827 — 29 в Вене). Автор труда «О языке и мудрости индусов» («Uber die Sprache und Weisheit der In-dier», Hdlb., 1808) и «Философия истории» («Philoso-phie der Geschichte», Bd 1 — 2, W., 1829).
Филос. наследие Ш. изучено недостаточно; только в 1955 обнаружены его многочпсл. рукописи, дающие ключ к раскрытию его филос. эволюции. В первый период деятельности (до 1798) Ш. находился под влиянием идей Винкельмана, его истолкования античности (ст. «Греки и римляне» — «Die Griechen und Romer», Neustrelitz, 1797; «История поэзии греков и римлян» — «Geschichte der Poesie der Griechen und Romer», В., 1798). Второй период (1798 — нач. 800-х гг.) ознаменован «взрывом» ро-мантич. идей и умонастроений; третий период (после 1808) — период переосмысления романтич. идей в религ. духе, направление, к-рое было в целом задано уже Шлейермахером и в к-ром развивался и Шеллинг.
Ш. создал одно из осн. понятий романтизма — понятие иронии, к-рое является у Ш. онтологическим и одновременно гносеологич. принципом. Ирония в он-тологич. смысле есть незамкнутость, открытость всякой сущности, вещи, идеи. Всякая сущность больше самой себя, превосходит самое себя,отрицает и утверждает себя. Будучи абсолютной и бесконечной, она порождает каждый раз смысл, но всегда остается больше этого смысла. Здесь Ш. выходит за пределы классических (от Винкельмана до Морица и Гёте) представлений об органич. целостности. Целостность — это «абсолютный синтез абсолютных антитез, постоянно воспроизводящее себя взаимодействие двух борющихся мыслей. Идеал есть идея и факт одновременно», а «идея есть понятие, доведенное до иронии в своей законченности» («Лит. теория нем. романтизма», Л., [1934], с. 174). Ирония как принцип поведения и как этич. и творч. принцип, наконец, ирония как произвол вторична у Ш. по сравнению с «иронической» природой самих вещей, мира. Только тот субъект (или «дух») способен на иронию, к-рый уже вобрал в себя мир в его открытости и «...содержит в себе множество других сознаний, целую систему человеческих индивидуальностей, внутри которого возросло и созрело мироздание...» (там же). Это — субъект, всецело проникнутый миром.
Ирония представляет собой вместе с тем путь адекватного постижения, истинного созерцания сущности. Это — цепь взаимодействий «Я» и «не-Я», таких отрицаний-утверждений, в процессе к-рых происходит приближение к истине в ее бесконечности. Ирония есть путь диалектич. мышления, восходящего от конкретного к абсолютному, бесконечному, к-рое, однако, не