Шкалы 511


циональной окраской; математич. обработка резуль­татов опроса позволяет получить Ш. градаций обществ, настроения, условную, но в достаточной мере воспро­изводимую. С помощью таких простейших шкал Бо-гардус провел исследования расовых и др. предрассуд­ков в США. Измерение этноцентризма, напр., прово­дилось с помощью следующего вопросника: 1) согласен на допущение (представителя данной нации) в страну только в качестве туриста; 2) согласен на выдачу пас­порта гражданина США; 3) согласен на совместную работу; 4) согласен быть соседом; 5) согласен быть лич­ным другом; 6) согласен породниться посредством брака.

Общим для подобных тестов является нарастание интенсивности социального чувства, выражаемого каж­дым последующим утверждением, к-рые иногда назы­ваются узловыми точками Ш. Шкалы этого типа ис­пользуют сравнительно несложную математич. тех­нику и получили широкое распространение в социаль-но-психологич. исследованиях. Осн. задачей при их построении является правильный выбор узловых то­чек, или признаков Ш., т. е. суждений, описаний со­циальных ситуаций, объектов (вместе с точной града­цией реакций на них). Набор признаков принято на­зывать вопросником, тестом или шкалой (редко).

В 40-е гг. идеи Богардуса и Тёрстона в более стро­гой форме были развиты Гутманом, Лазарсфельдом, Кумбсом, Стауффером и др. (шкалограммный и ла­тентный анализ).

В зависимости от характера измеряемого объекта Ш. разделяются на четыре типа: 1) Номинальные Ш., или Ш. подобия. Числа, приписываемые объектам на номинальной Ш., выполняют только одну функцию — констатируют отличие или тождество (подобие) шка­лируемых объектов. Номинальное шкалирование ха­рактеризуется наличием операционального критерия, позволяющего относить каждый объект к соответст­вующему классу. Таким критерием является, в част­ности, ответ на вопрос анкеты.

При построении номинальных Ш. используются ме­тоды «непараметрической статистики» (Юл и Кэнделл, Теория статистики, гл. 1—5). Номинальные Ш. ши­роко применяются в социальной статистике (группи­ровка, классификация), в контентном анализе текстов и т. д. Примером простейшей номинальной Ш. являет­ся распределение опрашиваемых лиц по профессиям.

2) Порядковые Ш., в дополнение ко всем свойствам номинальных Ш., инвариантны относительно моно­тонных преобразований, сохраняющих порядок раз­мещения объектов на Ш. Для построения порядковой Ш. необходимо, чтобы сравниваемые объекты удовлет­воряли критерию транзитивности: если сравнение А и В дает А^В, а сравнение В ж С дает В^С, то верно А^гС. Примером такой Ш. является приведенная Ш. признаков социальной дистанции — каждому при­знаку можно придать порядковый номер, так что при­нятие п-то утверждения означает принятие всех утвер­ждений низшего ранга. Такие признаки наз. «куму­лятивными». Порядковые шкалы Гутмана, Лазарс-фельда, Стауффера и др. построены на основе кумуля­тивных признаков.

3) Интервальные Ш., в которых вводится условное «расстояние» между узловыми точками путем присво­ения баллов признакам порядковой Ш. Интервальная Ш. инвариантна относительно линейного преобразо­вания (типа у=ах-\-в), т. е. интервалы сравнимы по относительной величине, но не по абс. величине. Интервальной Ш., напр., является Ш. привлекатель­ности профессий, построенная методом «парных срав­нений» (такие тесты часто проводятся среди выпуск­ников школ). Такая Ш., придавая каждой профессии условный балл, позволяет сравнивать профессии по популярности, т. е. утверждать, что, напр., профессия


шофера на М баллов популярнее профессии слесаря и на N баллов менее популярна, чем профессия лет­чика (в данной социальной группе). Однако она не позволяет сделать вывод, что интерес к профессиям шофера и слесаря превышает интерес к профессии лет­чика, если сумма соответствующих баллов превышает балл профессии летчика. Такой вывод возможен толь­ко в количеств, шкале.

4) Количественные Ш. (пропорциональные, или Ш. отношений) являются единств, типом Ш., в к-рых су­ществует объективная единица измерения. Процедура количеств, измерения заключается в нахождении про­порции или отношения (числа), выражающего содер­жание единицы измерения в исследуемом объекте. Номинальные, порядковые и интервальные Ш. отра­жают различные степени приближения к построению' такой единицы измерения в социальном исследовании. В наст, время попытки нахождения количеств, меры социальных явлений и процессов ограничиваются тремя первыми типами.

Приведенная типология Ш., предложенная Стивен-сом (Экспериментальная психология, т. 1, М., 1960), является наиболее общей и не исчерпывает всех наи­менований Ш. Существуют Ш., производные от ука­занных, комбинированные и др. Процедура шкали­рования состоит из следующих осн. этапов: 1) Выбор объекта шкалирования. В социология, исследовании объектом шкалирования являются социальные группы (в отличие от индивида в психологич. исследовании), межгрупповые отношения, социальные изменения и их отражение в обществ, сознании. 2) Выбор предмета шкалирования, поскольку непосредственно шкали­руются не объекты, а их признаки, свойства. Выбор предмета шкалирования является логико-методологич. операцией, заключающейся в построении операцио­нальных критериев (признаков) различия объектов одного класса. Выбор типа Ш. определяется выбором предмета. 3) Проверка надежности и обоснованности Ш. Проверка надежности Ш. осуществляется двумя способами: а) путем повторных испытаний через определ. промежутки времени одной и той же группы с помощью данного теста (проверка стабильности); б) путем «расщепления» теста на две части и параллель­ных испытаний в данной группе (проверка эквивалент­ности). Корреляция между полученными в параллель­ных испытаниях Ш. для надежных Ш. оказывается высокой. Ш. наз. обоснованной, если предмет шкали­рования соответствует объекту, т. е. если, напр., со­вокупность признаков теста, оценивающих отношение к труду, находит меру именно этого качества, а не, напр., степени овладения профессией. Последний этап шкалирования часто рассматривается как отличит. свойство совр. Ш. по сравнению с другими видами ко­личеств, оценок качеств, признаков, к-рые рекомен­дуется называть индексами (последние распростра­нены в статистике).

В марксистской социологии шкалирование приме­няется в количеств, описании различных аспектов обществ, мнения, отношения к труду, проф. ориента­ции молодежи и т. д. Выражение результатов конкрет­ных социальных исследований в виде Ш. позволяет сопоставлять результаты исследований и использо­вать математич. методы и ЭВМ в обработке первичной информации.

Лит.: Беккер Г., Б о с к о в А., Совр. социологич. теория в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961, гл. 7; К о н И., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965, гл. 3; Математич. методы в совр. бурж. социологии. Сб. ст., М., 1966; Изард У., Методы регионального ана­лиза, пер. с англ., М., 1966; Экспериментальная психология. [Сб. ст.], сост. П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. с франц., М., 1966; Беляев Э. В., Проблемы социологич. измерения, «ВФ», 1967, 7; Я д о в В. А., Методология и процедуры социо­логич. исследований, Тарту, 1968; ЗдравомысловА. Г., Методология и процедура социологич. исследований, М., 1969;



«ШКОЛА РЕСИФИ»—ШЛЕГЕЛЬ



Torgerson W., Theory and methods of scaling, N. Y.,
1958; Thurstone L. L., The measurement ot values,
Chi., 1959; Stouffer S. A. [a. o.], Measurement and
prediction, N. Y., [1966]. Ю. Самсопов. Москва.

«ШКОЛА РЕСЙФИ» («Escola de Recife») — группа бразильских прогрессивных мыслителей 2-й пол. 19 — нач. 20 вв., выпускников ун-та в г. Ресифи (штат Пер-намбуку). Основателем «Ш. Р.» был Т. Баррету (1839—89) — видный политич. деятель, демократ, юрист, литератор и философ, одним из первых в Бразилии познакомившийся с идеями Маркса.

Филос. позиции членов «Ш. Р.» не были едиными; большинство группы с позиций материалистического монизма объясняло все явления природы эволюцион­ными изменениями единой материальной субстанции (Д. Кабрал и др.). Г. Аранъя и др. стремились соче­тать монизм Геккеля с идеями Шопенгауэра, Ницше и Э. Гартмана. Различие философских симпатий участ­ников «Ш. Р.» не мешало осуществлению гл. цели — борьбе против схоластики, спиритуализма и пропаган­де материалистических и эволюционистских идей, гл. обр. Геккеля и Дарвина. Благодаря деятельности пер­вых участников кружка (Т. Баррету, С. Ромеру и др.) естеств.-науч. материализм нашел в Бразилии немало последователей среди ученых, врачей, юристов, писа­телей: Ливиу ди Кастру (1864—90), Фаусту Кардозу (1864—1906), Эстелита Тапажос (гг. рожд. и смерти неизв.), Кловиас Бевилакуа (1859—1944) н др.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 413 — 26; Исто­рия философии, т. 5, М., 1961, с. 762—67; Прогрессивные мыс­лители Латинской Америки (XIX — начало XX в.), М., 1965, с. 21, 155—86, 401.

ШЛЁГЕЛЬ (Schlegel), Август Вильгельм (8 сент. 1767 — 12 мая 1845) — нем. лит. критик и эстетик, поэт. Вместе с братом Ф. Шлегелем издавал журнал «Athenaeum» (Bd 1—3, В., 1798—1800). В лекциях «О лит-ре и иск-ве», прочитанных Ш. в 1801—04 в Берлине («Vorlesungen uber schone Literatur und Kunst», Bd 1—3, Hdlb., 1884) ив 1808 в Вене («Vorle­sungen uber dramatische Kunst und Literatur», Bd 1—3, Hdlb., 1809—И), впервые получила развернутое изложение историко-художеств. концепция иенского романтизма. С 1814 Ш. занимался санскритом, по­ложил начало совр. науч. индологии. С 1818 — проф. в Бонне.

Не будучи оригинальным философом, Ш. в своих критических и историко-лит. соч. развивал осн. идеи иенского романтизма (в духе Ф. Шлегеля и Шеллинга): представления о мире как живой органич. целостности, являющейся причиной и следствием самой себя и на­ходящейся в непрерывном становлении, об иск-ве как органическом целом («органическая форма является прирожденной, она строит материал изнутри и дости­гает своей определенности одновременно с полным развитием первоначального зачатка» — «Лит. теория нем. романтизма», Л,, [1934], с. 255), о деятельности художника как подражании не продуктам природы, а творч. принципу ее деятельности и т. п. Рассматривая мир как историч. становление, Ш. характеризует совр. действительность как раздвоение того, что в антич­ности составляло единство на более примитивной сту­пени — ступени «облагороженной» чувственности. При этом характерный для религ. историософии оптимизм связывается у Ш. с критикой наступающего бурж. века — в берлинских лекциях Ш. резко выступает против духа Просвещения, его иск-ва, лит-ры, филосо­фии. В плане этой же историч. концепции Ш. проти­вопоставляет античное («классическое») иск-во совр. («романтическому») иск-ву (греч. поэзия — поэзия «об­ладания», современная — поэзия «томления» по бес­конечности и т. п.), развивая типологию, близкую Шиллеру («О наивной и сентиментальной поэзии») и др. романтикам и воспринятую затем Шеллингом и Ге-жлем.


Соч.: Samtliche Werke, Bd 1—12, Lpz., 1846—47; Kri-tische Schritten und Briefe, Bd 1—4, Stuttg., 1962—65; Kri-tische Schritten, Z.—Stuttg., 1962.

Лит.: P i с h t о s N. M., Die Aesthetik A. W. von Schle-gels in ihrer geschichtlichen Entwicklung, В., 1894; В e s e fr-fa e с k A., Kunstanschaung and KLunstlehre A. "W. Schlegels, В., 1930; Lissa Z., Zagadnickie czasu mujycznego za este-tyce A. W. Schlegela, «Estetyka», 1960, t. 1, s. 291—316.

Ал. В. Михайлов. Москва.

ШЛЁГЕЛЬ (Schlegel), Фридрих (10 марта 1772 -12 января 1829) — нем. философ, критик, писатель, языковед. Учился в Гёттингене и Лейпциге. В 1798— 1800 в Иене вместе с братом А. В. Шлегелем изда­вал наиболее значнтельн. ро-мантич. журнал «Athenaeum». Был ведущим теоретиком иенского кружка романтиков (см. Романтизм). В 1808 пе­решел в католицизм. Читал лекции по философии (в 1802 в Париже, в 1827 — 29 в Вене). Автор труда «О языке и муд­рости индусов» («Uber die Sprache und Weisheit der In-dier», Hdlb., 1808) и «Фило­софия истории» («Philoso-phie der Geschichte», Bd 1 — 2, W., 1829).

Филос. наследие Ш. изу­чено недостаточно; только в 1955 обнаружены его многочпсл. рукописи, дающие ключ к раскрытию его филос. эволюции. В первый период деятельности (до 1798) Ш. находился под влиянием идей Винкельмана, его истолкования античности (ст. «Греки и римля­не» — «Die Griechen und Romer», Neustrelitz, 1797; «История поэзии греков и римлян» — «Geschichte der Poesie der Griechen und Romer», В., 1798). Второй пери­од (1798 — нач. 800-х гг.) ознаменован «взрывом» ро-мантич. идей и умонастроений; третий период (после 1808) — период переосмысления романтич. идей в религ. духе, направление, к-рое было в целом задано уже Шлейермахером и в к-ром развивался и Шеллинг.

Ш. создал одно из осн. понятий романтизма — по­нятие иронии, к-рое является у Ш. онтологическим и одновременно гносеологич. принципом. Ирония в он-тологич. смысле есть незамкнутость, открытость вся­кой сущности, вещи, идеи. Всякая сущность больше самой себя, превосходит самое себя,отрицает и утверж­дает себя. Будучи абсолютной и бесконечной, она по­рождает каждый раз смысл, но всегда остается больше этого смысла. Здесь Ш. выходит за пределы класси­ческих (от Винкельмана до Морица и Гёте) представ­лений об органич. целостности. Целостность — это «абсолютный синтез абсолютных антитез, постоянно воспроизводящее себя взаимодействие двух борющихся мыслей. Идеал есть идея и факт одновременно», а «идея есть понятие, доведенное до иронии в своей за­конченности» («Лит. теория нем. романтизма», Л., [1934], с. 174). Ирония как принцип поведения и как этич. и творч. принцип, наконец, ирония как произвол вторична у Ш. по сравнению с «иронической» приро­дой самих вещей, мира. Только тот субъект (или «дух») способен на иронию, к-рый уже вобрал в себя мир в его открытости и «...содержит в себе множество дру­гих сознаний, целую систему человеческих индиви­дуальностей, внутри которого возросло и созрело ми­роздание...» (там же). Это — субъект, всецело проник­нутый миром.

Ирония представляет собой вместе с тем путь аде­кватного постижения, истинного созерцания сущности. Это — цепь взаимодействий «Я» и «не-Я», таких отрица­ний-утверждений, в процессе к-рых происходит при­ближение к истине в ее бесконечности. Ирония есть путь диалектич. мышления, восходящего от конкрет­ного к абсолютному, бесконечному, к-рое, однако, не



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: