постигается раз и навсегда, а постоянно ускользает из рук. Т. о., целое у Ш.— это не «самотождественность процесса», как у Гегеля, а скорее некий процесс в своей нетождественности самому себе. Здесь Ш. предвосхищает истолкование диалектики у Къеркегора и Ницше как незамкнутого способа мышления и отрицания систематич. построения философии.
Истинное познание у Ш. есть интуитивное проникновение идеального содержания пли, что то же, вобра-ние познаваемой вещи в себя; в этом смысле познание есть любовь (здесь Ш. близок к Баадеру). Любовь есть «жизнь жизни», т. е. самая сущность жизни, а «сам универсум есть игра определенного и неопределенного», понимаемая как их эротич. слияние. Ш. убежден в магнетически одухотворенном устремлении вещей к познанию друг друга.
Фиксируя отчужденность человека от самого себя, от его непосредственного, жизненного, психологического «Я», Ш. говорит о диалектич. преодолении отчуждения, преодолении, к-рое и по содержанию и по форме сознательно иронично. Человек, по Ш., это «неопределенная определимость», в отличие от животного с его «определенным направлением», т. е. человек должен осуществлять выбор и приходить к самому себе.
|
|
Поздняя философия Ш. представляет собой развитие и углубление романтич. идей. Согласно ГЛ., человек находится в диалогич. ситуации (развитие идеи его эротич. философии). «Если все предметы нашего размышления суть только одеяния родственного „про-тиво-я", или же „ты", то ведь размышление как стремление к пониманию есть не что иное, как стремление к соединению с теми облеченными духами, к сообщению себя им. Самое сокровенное... размышление можно назвать диалогом между нашим „я" и „я" бесконечным» (цит. по кн.: Niisse H., Die Sprachtheorie Fr. Schlegels, Heidelberg, 1962, S. 31). Речь, язык суть отношения самих вещей. Слова суть вещи в их открытости, «откровения подобия». Между словом как означающим знаком и означаемой вещью Ш. в филос. плане не проводит принципиального различия, т. к. именно слово и есть идея вещи, где смысл и форма данности этого смысла нераздельны. В этом плане слово отнюдь не вторично, а первично. Слово есть «дух и царь природы». «Не в вещи можем и должны мы верить, а в сигнатуру вещей, в откровение подобия, в слово» (там же, S. 36), т. е. в смысловую сущность вещей. Язык в лингвистич. плане возможен лишь постольку, поскольку есть язык в самих вещах. И значение может быть только тогда, когда есть уже говорение самих вещей, проецирование же знака в вещи для Ш. вторично. Т. о., в понятии «слова» Ш. связывает сущность вещи и ее словесную «форму» в одно нерасчленимое целое.
|
|
Соч.: Samtliche Werke, Bd 1—15, W., 1846; Kritische Friedrich—Schlegel—Ausgabe, hrsg. von E. Behler..., Pader-born—[u.a.], 1958 (изд. продолжается); Prosaische Jugend-schriften (1794 — 1802), hrsg. von J. Minor, Bd 1 — 2, W., 1882; Em Jahrhundert deutscher Literaturkritifc (1750—1850), hrsg. von O. Fambach, [Bd] 4, В., 1958; Athenaeum, Bd 1—3, В., 1798 — 1800 (переизд. В., 1960).
Лит.: Берковский Н. Я., Эстетические позиции
нем. романтизма, в сб.: Лит. теория нем. романтизма, Л.,
[1934]; Е n d e r s С, Fr. Schlegel, die Quellen seines Wesens
und Werdens, Lpz., 1913; Wiese B. von, Fr. Schlegel.
Ein Beitrag zur Geschichte der romantischen Konversionen, В.,
1927; Schlagdenhauffen A., Fr. Schlegel et son
groupe. La doctrine de l'Athenaeum 1798—1800, P., 1934;
Anstett J.-J., La pensee religieuse de Fr. Schlegel, P.,
1941; Behler E., Der Stand der Fr. Schlegel-Forschung,
«jahrbuch der deutschen Schillergesellschaft», 1957, Jg. 1;
Weinbruch U., Das universelle Experiment. Eine Un-
tersuchung zum Verstandnis der Liebe bei Fr. Schlegel, W.—
Koln, 1964; Klin E., Die Iruhromantische Literaturtheorie
Fr. Schlegels, Wr., 1964. Ал. В. Михайлов. Москва.
ШЛЁИЕРМАХЕР (Schleiermacher), Фридрих Дани-ель Эрнст (21 нояб. 1768 — 12 февр. 1834) — нем. философ, богослов и обществ, деятель. Был близок к Ф.
Шлегелю и раннему нем. романтизму. В годы оккупации Германии войсками Наполеона выступил вместе с Фихте как активный проповедник нац. возрождения. Проф. Берлинского ун-та со времени ого основания (1810). В период политич. реакции подвергся опале.
В философии, осн. идеи к-рой изложены Ш. в соч. «Диалектика» («Dialektik», В., 1903), Ш., в отличие от Фихте, исходил из единства бытия и мышления. Но это единство, или тождество (в понимании, близком Шеллингу), составляет, по Ш., только предпосылку знания, но не его предмет (как у Шеллинга). Движение познания есть восхождение мысли по лестнице родов и видов реального бытия, низшую границу к-рой составляет чистое многообразие без единства, т. е. материя, а вершину — чистое единство без многообразия, или бог, верховное бытие, снимающее все кроющиеся в бытии противоположности, высшая среди к-рых — противоположность предметного и духовного бытия. Будучи единством без противоположностей, бог, по ГЛ., не может быть постигнут отвлеченной мыслью в этой своей абс. сущности, ибо всякое познание имеет непременным условием наличие противоположностей. Это абс. единство мышления и бытия, или бог, может открыться лишь непосредственному знанию, или глубокому внутр. чувству зависимости от конкретной целостности объемлющего его бытия. В этом чувстве зависимости Ш. усматривал источник и основу религии.
Учение Ш. в ряде моментов приближалось к воззрениям Спинозы, к-рого Ш. усердно изучал и пропагандировал. Продолжая начатую Спинозой историч. и текстологич. критику книг Ветхого завета, Ш. распространил ее на книги Нового завета, усовершенствовав самый метод библейской критики и тем предугадав пути, по к-рым она пошла затем в работах Д. Штрауса и др.
В этике Ш. стремился преодолеть дуализм необходимости и свободы, природы и нравственности, долга и склонности, введенный в этику Кантом и Фихте. Двигаясь в направлении, близком Шеллингу и Гегелю, Ш. усматривал в бытии проявления нравственной воли (уже на стадии неорганич. природы, мира растений и животных, далее — в человеч. жизни и истории). Этика, согласно Ш., является учением о развитии, в процессе к-рого деят. разум подчиняет себе пассивную природу. Т. о. этика предполагает наличие конкретного развивающегося бытия, в к-ром разум и природа, свобода и необходимость существуют как противоположности и в то же время уже объединены. Это осуществляется в человеч. жизни, и этика становится по существу у Ш. учением о развертывании разума в человеч. истории. В этом же плане объединения противоположностей Ш. объявляет традпц. противоположность добра и зла не имеющей значения для этики: т. н. моральное зло есть лишь разъединение элементов, подлежащих объединению. В отличие от Канта и Фихте, Ш. энергично подчеркивает значение индивидуальности: универсальное, общее не исчерпывает сущности отд. человека, нравств. ценность к-рого состоит в том, что он совершенно своеобразно выражает общую человеч. природу.
|
|
В эстетике Ш. считает основной специфически эстетич. категорией не прекрасное, а художеств, совершенство, или выразит, мастерство, в к-ром исчезает различие прекрасного и безобразного, больших и малых произв. иск-ва перед лицом мастерства человеч. выразит, деятельности, вырастающей из темной области непосредств. сознания.
Независимость мысли, проницательность и смелость библейской критики, диалектич. понимание Ш. противоречивой природы конкретного бытия — эти особенности его философии оказали раскрепощающее ин-
514 ШЛИК—ШМОЛЛЕР
теллектуальное действие на молодое поколение Германии 30-х гг. 19 в. В критич. период преодоления религии это действие испытал на себе и Энгельс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 304, 310, а также Соч., 2 изд., т. 1, с. 482). С др.стороны, мистико-пслхологич. подход к религии, акцентирование Ш. роли индивидуального внутр. переживания в религии оказали влияние на протестантскую теологию 19 в. В 20 в. с резкой критикой Ш., в частности его психологизма в трактовке религии, выступили представители теологии диалектической.
III. — один из зачинателей т. н. платоновского вопроса (филологич. и псторпко-филос. исследования, посвященные проблеме подлинности и исторнч. последовательности написания соч. Платона), а также автор превосходного перевода на нем. яз. сочинений Платона.
Соч.: Samtliche Werke, Bd 1—33, В., 1835—64; Briefe, Jena, 1906; в рус. пер.— Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи, М., 1911.
Лит.: Ор натек и и Ф., Учение Ш. о религии, К., 1884; Г а й м Р.. Романтическая школа, пер. с нем., М., 1891,кн. 3, гл. 3, с. 346—473; Ибервег Ф.,Гейнце М., История новой философии в сжатом очерке, СПБ, 1899 (имеется библ.); Siegeried T h., Das romantische Prinzip in Schleier-machers Reden iiber die Religion, В., 1916; W e h r u n g G., Die Dialektik Schleiermachers, Tubingen, 1920; D ilthc j W., Leben Schleiermachers, [2 Aufl.l, В.—Lpz., 1922; Rebie A., Schleiermachers Kulturphilosophie, Erfurt, 1935; S с h u 1 t z W., Das Verhaltnis von Ich und Wirklichkeit in der religiosen Anthropologic Schleiermachers, Gott., 1935; его же, Die Grundlagen der Hermeneutik Schleiermachers, «Z. Theol. und Kirche», 1954, Jg 50, S. 158—84; В r a n d t R. В., The philosophy of Schleiermacher, N.Y.—L., [1941]; N e g 1 i a F., La filosofia della religione di Schleiermacher, Torino, 1952.
|
|
В. Асмус. Москва.
ШЛИК (Schlick), Мориц (14 аир. 1882—22 июня 1936) — австр. философ и физик, ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка. Проф. философии и физики в ун-тах Ростока (1917—20), Киля (1921—22), Вены (1922—36), в Калифорнийском ун-те (1931 — 32). Филос. концепция Ш., к к-рой он пришел, отказавшись—иод сильным влиянием Карнапа и Витгенштейна —от критического реализма, крайне противоречива, хотя сам он называл ее «последовательным эмпиризмом». С одной стороны, особенно в работах по филос. проблемам естествознания, в частности физики (см. его «Der Raum und Zeit in der gegenwartigen Physik», В., 1917), он критикует т. зр., согласно к-рой понятия науки о реальных, но неощущаемых объектах являются просто удобными фикциями. С др. стороны, считая первоочередной задачей «... выяснить, что означает приписывание вещи реального существования в жизни или науке...» («Positivismus und Realismus», см. «Erkenntnis», 1932, Bd 3, H. 1, S. 25), Ш. осн. понятием своей концепции выбирает понятие «чувственного данного» — чувственного переживания отд. познающей личности, не передаваемого др. познающим субъектам. В знании передаются лишь структурные отношения опыта, повторяемость порядка в нем. Т. н. рациональные истины, включая высказывания логики и математики, имеют чисто аналитич. характер, они суть тавтологии (в понимании Витгенштейна), не дающие никакого способа «проникнуть» в неощущаемую реальность. Отсюда вытекает утверждение III. о бессмысленности проблемы «познать собственную сущность бытия»; законы природы для Ш.— это формальные правила, определяемые синтаксисом того языка, на к-ром производится описание природы. Эмпиризм в эстетике и этике привел Ш. к утверждению: бессмысленно говорить об абс. ценностях—только фактически существующие оценочные способы поведения могут составлять предмет исследования. Ш. одним из первых сформулировал верифицируемости принцип как критерий научной осмысленности, много занимался применением своей общей филос. концепции
к спец. проблемам философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности, жизни и др.).
Соч.: uber die Reflexion des Lichtes in einer inhomogenen Schicht, В., 1904 (Diss.); Allgemeine Erkenntnislehre, 2 Aufl., В., 1925; Fragen der Ethik, W., 1930 (англ. изд.—Problems of Ethics, N.Y., 1939); Les econces seientifique et la realite du monde exterieur, P., 1934; Gesammelte Aufsatze, W., 1938; Philosophy of nature, N.Y., 1949; Natur und Kultur, \V., 1952.
Лит.: Хилл Т. И., Современные теории познания,
пер. с англ., М., 1965, с. 365—69; N е u r a t h О., Le deve-
lopement du cercle de Vienne et Pavenir de l'empirisme logi-
que, P., 1935; Kraft V., Der Wiener Kreis und der TJrsprung
des Neopositivismus, W., 1950. И. Добронравов. Москва.
ШЛЮПАС, Йонас (1861 —1945) — литов. философ-матерналнет. В своих соч. «Бог, небо и ад» (1893), «Религия пли наука?» (1901) и др. III. разоблачал деятельность рпм. пап и др. представителей рим. церкви. Написанные с позиций вульгарного материализма и бурж. просветительства, эти работы все же сыграли свою роль в борьбе с релпг. предрассудками, утверждая науч. мировоззрение.
Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 279.
ШМИДТ (Schmidt), Конрад (1863—1932) — нем. экономист и философ. В 80-х гг. был близок к марксизму, разделял экономич. учение Маркса. Состоял в переписке с Энгельсом. В дальнейшем выступил с фплос. работами, в к-рых предлагал соединить марксизм с философией Канта. Эти работы Ш. послужили идейным источником ревизионизма.
Лит.: Маркс К. иЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 3 — 26; Плеханов Г. В., К. III. против К. Маркса и Ф. Энгельса, Соч., т. 11, М.— Л., 1928.
ШМОЛЛЕР (Schmoller), Густав (24 июня 1838-27 июня 1917) — нем. политэконом. Проф. в Галле, Страсбурге (1872—82) и Берлине (с 1882). С 1881 издавал «Jahrbuch fur Gesetzgebung, Verwaltung und Volkswirtschaft» (после смерти Ш. назван «Schmoller Jahrbuch»). Основатель реакционного «Союза социальной политики».
Работы Ш. представляют интерес для социологии в области методологии социального исследования и исследования обществ, классов. Ш.— один из основоположников новой историч. школы нем. политич. экономии. Ш. утверждал, что экономич. явления — результат взаимодействия поведения хозяйствующих субъектов, уровня техники, природных условий, нравов и гос-ва. Политич. экономия требует, но Ш., точных методов — эмпирич. наблюдения и исторпко-сравннт. описания. Строго науч. построение политич. экономии и др. обществ, наук возможно при условии исчерпывающего сбора н изучения материалов прошлого. Пока же, заявлял Ш., нельзя говорить об экономических или социальных законах; речь может идти лишь об эмпирич. обобщениях. В этой связи Ш. критиковал марксизм, приписывая ему страсть к преждевременным обобщениям и грубый материализм. Идеалистич. тенденции взглядов Ш. проявляются в утверждениях, что политэкономию нужно основывать прежде всего на этико-психологич. началах, значимость к-рых возрастает.
Возникновение обществ, классов Ш. связывал с расовыми признаками, разделением труда п образованием профессий и неравномерным распределением доходов. Классовую иерархию Ш. считал необходимым условием существования общества. Полное социальное равенство было бы, по Ш., смертью для прогресса. Ш. принадлежит одна из первых попыток описать классовую структуру Германии 80-х гг. 19 в., к-рая исходит из идеи распределения населения по классам на основе одних доходов, но тем не менее содержит богатый эмпирич. материал (см. «Основы общего учения о народном хозяйстве» —«Grundriss der allgemeinen Volkswirtschaftslehre», Bd 1 — 2, Lpz., 1900—04, 2 Aufl., Bd 1—2, Munch., 1923).