виднейшие представители — Дж. Освальд, Дж. Бит-ти, Д. Стюарт, Дж. Кэмпбелл. Ш. ш. сформировалась в полемике с Юмом, поскольку его скептицизм относился не только к материальному миру, но также к вере в бога и в субстанциальность души. Ш. ш. отвергала также философию Беркли, т. к. берклеанские доводы против материальной субстанции в равной мере могут быть распространены и на духовную субстанцию.
Основанием непреложных для «здравого смысла» истин является, согласно учению Ш. ш., непосредственная внутренняя, т. е. интуитивная, достоверность, заложенная в самой природе человека и имеющая божеств, происхождение. В сущности философия «здравого смысла» закрепляет «общепринятые» убеждения и предрассудки, делая их фундаментом науки, морали, религии. Этот догматизм Ш. ш. был подвергнут критике Нантом (см. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, Предисловие). В конечном счете Ш. ш. утверждала веру как основание философии. Выдвигая основанные на «непосредственном познании» доводы в пользу бытия бога, души, разумности и целесообразности всего сущего, философы Ш. ш. теми же доводами «реабилитировали» от нападок субъективного идеализма, скептицизма и агностицизма также материальный мир и принцип причинности. Опровергая феноменалистич. теорию восприятий («идей»), Ш.ш. доказывала, что в действительности мы непосредственно воспринимаем не ощущения (твердости, протяженности и т. п.), а твердые, протяженные и т. д. вещи вместе с их реальным существованием. Одним нз «фундаментальных законов» познания является уверенность в том, что «материальный мир существует независимо от моего сознания» (Stewart D., Complete works, v. 3, Edin., 1854, p. 45). Люди, по словам Рида, видят солнце, а не идею солнца.
Но главное для Ш. ш.— это непоколебимая вера в существование высшего духовного мира, в особенности бытия бога. Самоочевидность религ. «истин» и непререкаемых нравств. норм, коренящихся в «моральном чувстве»,— осн. вывод философии Ш. ш. Вот почему при всем своем «реализме» ее представители яростно боролись против сенсуализма Локка и материализма Гартли, Пристли, а впоследствии — Дидро. В свою очередь материалисты подвергли острой критике Ш. ш. В частности, Пристли («самый ужасный из противников Рида», по выражению Стюарта,— там же, р. 303) посвятил специальный трактат критич. разбору осн. работы Рида (см. Избр. соч., М., 1934, с. 143—66).
В США философия «здравого смысла» распространялась Дж. Уитерспуном (Принстонскпй ун-т) и ее наиболее активным пропагандистом в США Мак-Кошем. До них близкие к учению Рида взгляды высказывал А. Бартон. С язвит, критикой идей Ш. ш. выступал амер. врач-материалист Б. Раш в «Мыслях о здравом смысле» («Thoughts of common sense», 1791). Во Франции влияние Ш. ш. сказалось на учениях Руайе-Коллара и П. Прево, а также в эклектич. концепциях Кузена и Жуфруа.
Лит.: История философии, т. 2, М., 1941, с. 269—73; MacCosh J., The Scottish philosophy, biographical expository, L., 1875; Pattison-Pringle A. S., Scottish philosophy, Edin., 1884; Kappes M., Der «Common Sense» als Princip der Gewifiheit in der Philosophic des Schotten T. Reid, Munch., 1890; Laurie H., Scottish philosophy in its national development, Glasgow, 1902; Grave S. A., Scottish philosophy ot common sense, Oxf., 1960; Robinson D. S. [ed.], The story ot Scottish philosophy, [N.Y.J, 1961; S с i а с с a M. F., La filosofia di T. Reid, 3 ed., Mil., 1963.
Б. Быховский. Москва.
ШОХИН, Кирилл Владимирович (11 авг. 1923— 25 февр. 1965) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1964). Член КПСС с 1961. Окончил аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1952). В 1952—55 работал в Фундаментальной б-ке обществ, наук АН СССР; с
1955 преподавал диалектич. материализм, историю философии и эстетику в ГИТИСе и в Театр, училище им. Щукина. Область науч. интересов Ш.— история рус. эстетики.
Соч.: Проблема прекрасного в эстетич. воззрениях Древ-. ней Руси (11—13 вв.), в сб.: Из истории эстетич. мысли древности и средневековья, М., 1961; О трагич. герое и комич. персонаже, М., 1961; Содержание и форма в искусстве, М., 1962; Очерк истории развития эстетич. мысли в России. (Древ-нерус. эстетика 11 — 17 вв.), М., 1963; Классика сегодня, М., 1963; Эстетич. категории. Содержание и форма в искусстве, М., 1963; Россия (вступ. ст.), в кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 1, М., 1962, с. 424—28.
ШПАНН (Spann), Отмар (1 окт. 1878—8 июля 1950) — австр. философ-идеалист, развивавший концепцию целостности, социолог и экономист. С 1909 — проф. в Брюнне (Брно), с 1919 по 1938 — проф. в Вене. Следуя традициям философии Платона, ср.-век. реализма, нем. мистицизма и нем. классич. идеализма, стремился создать фплософско-социологич. систему «универсализма», одно из осн. положений к-рого гласит: хотя целое существует лишь в частях и через них, оно по своей сущности предшествует своим частям; части есть выражение, опосредствование целого, к-рое расчленяется, обусловливая существование частей как органов целого («Kategorienlehre», Jena, 1924). В концепции Ш. целостность — это первоначальная (ursprungliche) действительность, где не действует причинность. Ш. утверждает, что причинное понимание предметов возможно лишь на основе ложного положения «части раньше целого»; с этой позиции он отвергает атомизм и материализм, считая сумма-тивность (идею совокупности отд. элементов) неотъемлемым признаком материалистич. мировоззрения. В понимании сущности жизни Ш. близок к взглядам X. Дриша, считал его единственным из биологов, кто достиг понятия целостности. Понятие целостности играет осн. роль и в соцпологич. концепции Ш. Центральное место среди социальных образований он отводит гос-ву, к-рое, по его мнению, существовало всегда, меняя лишь своп формы. Исходя из универсалистской концепции, Ш. выдвинул идеал обществ, устройства, основанного на сословных градациях и строжайшей иерархии, черты к-рого во многом воспроизводят кастовый строй индусов и цеховую организацию средневековья. Социология, воззрения Ш. являлись своеобразным теоретич. выражением австр. клерикал-фашизма.
Соч.: Zur Logik der sozialwissenschaftlichen Begriffsbil-dung, Tubingen, 1905; Geschichtsphilosophie, Jena, 1932; Phi-losophenspiegel, Lpz., 1933; Gesellschaftsphilosophie, 3 Aui)., Munch.—В., 1934; Naturphilosophie, Jena, 1937; Der Wahre Staat, 4 Aufl., Jena, 1938; Religionsphilosophie, W., 1947; Die Haupttheorien der Volkswirtschaftslehre, 25 Autl., Hdlb., 1949; Gesamtausgabe, Bd 1—22, Graz, 1963.
Лит.: Dunkmann K., Der Kampf um O. Spann, Lpz.,
1928; R a b e г П., О. Spanns Philosophie des Universalismus,
Jena, 1932. И. Блауберг. Москва.
ШПЕНГЛЕР (Spengler), Освальд (29 мая 1880—8 мая 1936) — нем. философ, один из основателей совр. философии культуры, представитель философии жизни, историк и публицист. В 1908—11 преподавал математику и историю как гимназия, учитель в Гамбурге; с 1911 жил как свободный литератор в Мюнхене. После сенсационного успеха гл. труда Ш. «Закат Европы» (этот укоренившийся у нас перевод заглавия «Untergang des Abendlandes» искажает мысль III., к-рый говорит о закате «западного мира», включающего США и не включающего ни Балкан, ни России) в нач. 20-х гг. Ш. приобретает значение популярного «властителя дум» и выступает как публицист консер-вативно-националистич. направления. Накануне краха Веймарской республики Ш. близок к фашизму, но в 1933 он отклоняет предложение национал-социалистов о прямом сотрудничестве (см. ответ от 3 ноября 1933 на письмо Геббельса от 26 окт. 1933, в кн.: Spengler О., Briefe, hrsg. von d. M. Koktanek, Munch.,