значение марксистской философии для осмысления и революц. перестройки действительности. В 1910 вышла книга Я.-Б. «История, материализм» («Vesturiskais materialisms»), в к-рой был дан отпор различным критикам марксистской философии. Слабой стороной книги было некритич. отношение Я.-Б. к махизму; впоследствии, ознакомившись с работой Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», Я.-Б. преодолел эти ошибки.
Соч.: Kopoti raksti, 1—7, Riga, 1921—28.
Лит.: Валескалн П. И., Очерк развития прогрес
сивной филос. и общественно-политич. мысли в Латвии, Ри
га, 1967; Steinbergs V., J. Jansona-Brauna filozofiskie
uzskati, Riga, 1964. П. Валескали. Рига.
ЯН ХИН-ШУН (р. 1904) — сов. философ, доктор филос. наук (с 1968). Член КПСС с 1927. Окончил филос. отделение КУПОН (в 1933). Преподаватель ДВГУ, ДВ Кит. Ленинской школы (в 1933—39). Старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР с 1951. Область науч. исследований — история древ-некит. философии, проблемы философии и социологии совр. Китая.
Соч.: «Философия жизни» — идеология, оружие имие-риалистич. реакции в Китае, «ВФ», 1948, № 1; Социология, взглядыЧэнь Ли-фу как идеологич. основа реакционной клики гоминдана, «Филос. записки», 1948, № 2; Древнекит. философ Лао-Цзы и его учение, М.— Л., 1950; О борьбе материализма с идеализмом в древнем Китае, «ВФ», 1953, Л» 2: Фрагменты из соч. Сюн-Цзы, там же, 1955, № 1; Зарождение философии в Китае, там же; Трактат Фань Чжэня «О смертности духа», там же, 1955, Л» 6; Теория познания моистов, там же, 1956, № 1; Из истории кит. философии, М., 1956; Возникновение и развитие филос. мысли в древнем Китае, в кн.: Краткий очерк истории философии, М., 1967; Борьба материализма против идеализма в Китае в эпоху феодализма, там же; Рев.-демократич. мыслители в Китае 19 в. Сунь Ят-сен, там же; Материалистическая мысль в древнем Китае, М., 1967 (Авто-реф. дисс).
|
|
ЯН ЧЖУ (прибл. 440—360 до н. э.) — др.-кит. философ, мысли к-рого в осн. изложены в главе «Ян Чжу» даоского трактата «Ле-цзы» (3 в. н. э.). Упоминания о нем имеются и в др. трактатах (напр., в«Чжуан-цзы»). Мировоззрение Я. Ч. направлено против конфуцианской этики и характеризуется крайним гедонизмом. Я. Ч. говорил, что стремление к идеалу морального совершенства бессмысленно, ибо во имя одобрения потомков оно заставляет отказываться от наслаждения, составляющего единств, смысл жизни (см. Jang Chu's garden of pleasure, transl. by Anton Forke, L., 1912). Мэн-цзы считал, что Я. Ч., исходивший из принципа «каждый для себя», не согласился бы пожертвовать даже одним своим волосом для спасения всего мира. Фэн Ю-лань доказывает, что в трактате «Ле-цзы» учение Я. Ч. искажено. Хотя он действительно исходил из того, что самое ценное — это собств. жизнь, но не призывал предаваться наслаждениям, а учил ограничивать свои желания п избегать опасностей, с к-рыми сталкивается человек, живя в обществе. Такой взгляд исповедовали бежавшие от мира отшельники, о к-рых упоминает уже Конфуций (см. Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 133—43).
|
|
Лит.: Петров А., Ян Чжу — вольнодумец др. Китая,
«Сов. востоковедение», 1940, Ке 1; Ян Ю н - г о, История
др.-кит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 226 — 36; X о у
В а й - л у [и др.], Чжунго сысян тупши (История кит. идео
логий), т. 1, Пекин, 1957, с. 337 — 50; Graham А. С, The
book o(Lieh-tzu, L., 1960. В. Рубин. Москва.
ЯНЬ ЮАНЬ (1635—1704) — кит. мыслитель, один из основателей т. н. ханьеюе — направления кит. философии, критиковавшего сунское неоконфуцианство и призывавшего вернуться к интерпретациям Конфуция, возникшим в эпоху Хань (206 до н. э.— 220 н. э.), как более близким к нему по времени и по существу. Сформировавшись как философ вскоре после завоевания Китая маньчжурами (1644), Я. Ю. наряду с др. представителями своего поколения (напр., Ван Фу-чжи, Хуан Цзун-си) видел причину постигшей Китай катастрофы в созерцательности, привер-
женности к бесплодной книжной учености и оторванности от жизни конфуцианцев эпохи Мин (1368— 1644) — последователей Чжу Си и Ван Ян-мина. Их воззрения, как считал Я. Ю., сложились под влиянием буддизма и даосизма и поэтому не могут считаться истинным конфуцианством, суть к-рого заключается в призыве к действию для осуществления «правильного пути Поднебесной». Критикуя Чжу Си за дуализм, сказавшийся в теории последнего о принципе (ли) и материальном начале (ци), Я. Ю. доказывал, что оба эти начала образуют единый континуум ц нельзя поэтому считать, что все зло и несовершенство происходят от «ци», в то время как «ли» остается незапятнанным образцом совершенства. Отрнцат. отношение к сунскому неоконфуцпанству сочеталось у Я. Ю. с требованием радикальных по-литич. перемен (справедливое распределение земли, реформа управления и т. д.).
Лит.: Хоу Вай-лу, Чжунго цзаоци цимэн сысяи ши (История раннего просветительства в Китае), Пекин, 1956; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953; Creel H. G-., Chinese thought from Confucius to Mao Tse-tung, L., 1962.
В. Буров, В. Рубин. Москва.
ЯПОНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Период ранне-феод. общества. В 6 — 7 вв. императорский двор Японии принял буддизм. Вместе с буддийской философией кпт. и кор. миссионеры принесли в Японию н идеи конфуцианства. Стало принятым цитировать филос. тексты (понятые фольклорно, как собрания мудрых изречений). Принц Сётоку (573—621) в эдикте о гос. управлении («Конституция», 604) опирается на изречения Конфуция, прибавляя к ним неск. буддийских положений. Противоречия между конфуцианством и буддизмом Сётоку, видимо, не воспринимал. Системность филос. мысли и конфликт систем становятся значимыми только 2—3 века спустя. Школа трех трактатов (сапронсю) популяризировала в Японии шастры (трактаты) Нагарджуны л Арья-девы. Наряду с этим стали известны нек-рые сутры.
В хэйанский период (794—1191) наиболее значит. в области философии было творчество Кукая (774— 835), проповедника, поэта, скульптора, художника, каллиграфа, лингвиста и мыслителя, к-рый, отчетливо сознавая противоречие между единством буддизма и множеством его сект, сутр, шастр, создает под влиянием кит. философии иерархия, систему, разместив все известные филос. и религ. учения по ступеням мудрости. На самой низкой он помещает жизнь ничем не обузданных страстей. На второй — конфуцианство, не знающее религ. истины, но направляющее ум к практич. нравственности. На третьей — нар. верования, последователи к-рых представляют себе религ. цель как жизнь на небе. Далее следуют различные школы буддизма. На самую вершину Кукай ставит учение о космич. Будде — Вайрочане, т. е. ипостаси Будды, совпадающей с космосом. Будда-космос членится, как и в кит. метафизике, на материальные элементы: землю, воду, огонь, воздух, эфир (пространство) п сознание. Материя и сознание мыслились нераздельно. Этим завершалось экзотерическое (доступное для всех) учение. Далее следовало тайное учение, осн. на созерцании специфич. произведений религ. иск-ва (мандал) и на живом иск-ве дыхания, движения и жеста, передававшемся от учителя к ученику. Оно давало ощущение реального приобщения к ритму космоса и, предположительно, магич. силы. Эта система, моделировавшая Вселенную как прекрасную иерархию, постижимую тонким эстетпч. чувством посвященных, идеально выразила дух аристократич. Хэйана. Секта сингон, основанная Кукаем, сохранила свое значение до сих пор, так же как и другая знаменитая секта хэйанского периода — тэндай (кит. тянь-тай), отличающаяся
|
|
ЯПОНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
бблыпим акцентом на моральных проблемах п схола-стич. ученостью. Однако ни Сайте, основатель этой секты в Японии, ни его последователи не были крупными философами.
Период феодальной раздробленности 12—16 вв. Дальнейший сдвиг в развитии философии был связан с социальным переворотом 12 в., открывшим новый этап япон. истории. Выступившие на авансцену истории провинциальные самураи принесли с собой местные синтоистские верования и обряды. В периоды Камакура и Муромати синтоизм постепенно стал оформляться как самостоятельная общенац. религия. Идеологи синто к 15 в. достигают нек-рой филос. грамотности и пытаются использовать буддийские теоретич. конструкции на свой, правда упрощенный, лад. Однако серьезной потребности в филос. мышлении у патриархально ограниченных людей, тяготевших к синтоизму, просто не было. Огромные социальные и психологич. сдвиги были осознаны только в более просвещенной буддийской среде.
В непрерывных усобицах 12—16 вв. расшатывались и меняли свою форму патриархальные отношения. Одновременно расширялся доступ к высокой культуре. Группы самураев, волна за волной захватывавшие власть, получали доступ к арпстократнч. заповедникам (императорскому дворцу и монастырям), приобщались к образованности и разносили ее по самым отдаленным провинциям. За четыре века образованность из дворцовой стала национальной. При этом характер культуры изменился, но уровень ее (если сравнивать хэйанский период с периодом Муромати) не понизился. Бедствия войны, варварская жестокость, углубленные духовные запросы и утонченная требовательность эстетич. вкуса гротескно переплетались друг с другом. Эта парадоксальная ситуация вызвала к жизни парадоксальное сознание, и оно приняло форму дзэн-буддизма (см. Чанъ). Др. течения буддизма, сложившиеся в период Камакура, также отразили социальный кризис. У Нитирэна (1222—82), основателя секты, назв. его именем, впервые слышится призыв к обществ, реформам (в духе библейских пророков — под угрозой гибели). У Хонэна (Генку, 1133—1212), основателя секты дзёдо, кризисное сознание приобретает характер веры в магич. помощника, будду Амитабху (япон. Амиду).
|
|
Общую тенденцию к углублению религ. чувства, характерную для периодов обществ. катастроф, глубже всего выразил Догэн (1200—53). Догэн стремился сделать человека духовно свободным, разрушив связь с прошедшим и будущим и укоренив миг настоящего в вечном (необусловленном). С т. зр. До-гэна, каждое событие — символ целостности бытия, не требующее никакого развития и дополнения. Внимание к обусловленному (причинно-следств. связям) отвлекает от освобождения, от бескорыстного погружения в полноту настоящего. Созерцат. тенденции Догэна продолжала дзэнская секта сото (кит. цао-дунь). Большее распространение получила другая, активная форма приспособления к «последним временам», секта риндзай (кит. линь-цзи), психотехника к-рой была основана на стремит, переходах от покоя созерцания к импровизации, не требующей плана и не заботящейся о последствиях. При этом одинаково легко принимались жизнь и смерть.
Буддийские монастыри были ун-тами ср.-век. Японии. Монахи учили всем наукам, иск-вам и философии, в т. ч. последнему слову кит. мысли — неоконфуцианству. Именно дзэнские монахи привезли с собой книги братьев Чэн и Чжу Си — однако с соответствующими комментариями, вырывавшими антибуддийское жало. Но на рубеже 17 в. положение изме-
нилось, и Чжу Си неожиданно оказался сильнее монахов-комментаторов.
Период абсолютизма (с ёгунат Току г а в а). На рубеже 17 в. в Японии происходили большие социальные сдвиги. В борьбу за власть и за влияние в сфере культуры стали втягиваться низшие слои общества. Возникли боевые религ.-поли-тич. союзы крестьян и горожан. Знаменем антифеод, движения становится христианство, широко распространявшееся в юж. Японии. В этих условиях у лидеров самураев появляется стремление стабилизовать обществ, порядок, создать сильное бюрокра-тич. гос-во и закрепить свое господств, положение в обществе. Дзэнское доверие к стихии и вкус к импровизации не могли более руководить гос. людьми. Это почувствовал Фудзивара Сэйка (1561 —1619), преподававший неоконфуцианство и нашедший могу-ществ. покровителя в лице Токугава Иэясу (1542— 1616), основателя последней династии сегунов. Учение о гармонии, царящей в природе и обществе, стало офиц. идеологией. Ученик Фудзивары Хаяси Радзан (1583—1657) был назначен ректором правительств, ун-та (с функцией высшего чиновника по вопросам идеологии).
В период Токугава сдвиги, круто приостановленные в военно-политической сфере, продолжались в экономике и идеологии. Ортодоксальное чжусиан-ство, довольно прочно господствовавшее в Китае, в Японии очень быстро оказалось в обороне, подвергаясь нападкам со всех сторон. В 17 в. центром притяжения оппозиц. мысли стала школа неоконфуцианца, задетого влиянием дзэн, интуитивиста Ван Ян-мина. Его принципы развивали Наказ Тодзю и Кумадзава Бандзан(1619—91), превратив интуитивно воспринятые этич. ценности в основание для проектов социальных реформ. Дзэн и самостоятельно, и в союзе с даосизмом продолжал оказывать влияние (в частности, на конфуцианца Ямага Соко, 1622—85). Затем первенство перешло к «школе ханьской науки», критиковавшей неоконфуцианство с последовательно ра-ционалистич. позиций. Ито Тогай (1670 —1738), выступая против чжусианского дуализма материи и принципа (кит. ци и ли) с позиций монизма материи, ссылается на авторитет Конфуция и Мэн-цзы. Огю Сорай (1666—1728), развивая теорию государства-левиафана, близкую к воззрениям школы фацзя, обращается к еще более древним авторитетам легендарных Яо и Шуня. Нападки на Чжу Си в свою очередь вызвали реакцию — горячую защиту Чжу Си со стороны Муро Кюсо.
К 18 в. господствующей оказалась тенденция к последовательному радик. рационализму, все больше терявшему конфуцианскую окраску. Это выражало общую рационализацию обществ, бытия: прежде всего, в экономич. области происходило дальнейшее разложение патриархальных связей и развитие ден. отношений. Характерным представителем просветительского рационализма был купеч. сын Томинага Накамото (1715—46), доказывавший, что сутры, приписываемые Будде, носят на себе отпечаток различного индивидуального стиля и языка различных эпох и связаны между собой определ. логнч. отношениями, обнаруживающими историч. развитие принципа (обобщение, противопоставление, смягчение и т. п.). У Миуры Байэна (1723—89) рационализм приобрел характер естеств.-науч. материализма, частично опиравшегося на европ. науку. Авторитету традиции Миура противопоставил индивидуальное исследование природы и требовал постоянного сравнения теории с опытом. Кайхо Сайре (1755—1817) опирался на социологич. наблюдения. Повсюду он фиксирует отношения купли и продажи, ден. отношения, погоню за прибылью. С конфуцианской т. зр., это противо-
618 ЯПОНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
речило законам космоса. И Кайхо, в полемике с конфуцианством сохраняя конфуцианскую идею о тождестве космоса и общества, распространяет принцип купли и продажи на все: «Природа вещей заключается в их товарности и пригодности для продажи... покупка, продажа и выплата процентов — часть закона вселенной... Министры — это те, кто продает свои таланты правителю и живут на жалованье, которое он платит... Единство закона и наказания — также закон природы... Платить убийце смертной казнью — простая деловая арифметика...» («Sources of Japanese tradition», v. 1, N. Y.— L., 1964, p. 491—93).
В 1790 консерваторы, бессильные в идейной борьбе, добились издания указа о запрещении преподавать неортодоксальные учения в столичном ун-те. В 1795 указ был распространен на провинцию. Живая обществ, мысль Японии ушла в подполье. Офиц. мысль застыла, потеряла способность воспринимать новое и подготовила режим Токугава к развалу при первом толчке извне.
Для теоретич. освоения мира в ср.-век. Японии чрезвычайно характерно формирование новых эстетических категорий. Эстетич. теория развивалась в рамках художеств, практики и религ. размышлений. Осознанный идеал прекрасного впервые получил выражение в религ.-филос. системе Кукая и в светской форме — у двух классич. писательниц — Мурасаки Сикибу п Сэй Сёнагон (10 в.). Их высшая оценочная категория — мпяби (утонченность), складывается из чувств аварэ (трогательное, волнующее) и окаси (милое, забавное), выраженных в форме эн (изящное, очаровательное). В след. период высшей оценочной категорией становится югэн (таинственное, невыразимое в словах). Новую эстетику, эстетику подтекста, основанную на намеках и паузах, разработал Сэами Канъами (1363—1443), теоретик театра Но. В момент «недействия», сценич. паузы зрители, по словам Сэами, испытывают величайшее наслаждение. Что касается действия, то оно должно подчиняться старым канонам прекрасной формы, эн. Идеал аристократич. культуры, превратившийся у Сэами в обобщенную эстетич. норму, постепенно оттеснялся, однако, вкусом к саби и ваби, т. е. нагой простоте, примитивности, безыскусственности. Хэйанское изящество с т. зр. 15—16 вв. представлялось чем-то слишком обдуманным и сложным. Худож. композиция сводится теперь к одному предмету (одна ветка в вазе, один ворон на суку), к-рый непременно должен казаться наудачу выбранным: не совсем новым, не совсем правильным, не совсем красивым. Внутр. красота его — в ритмич. связи с целостностью жизни, в присутствии единого духа жизни в мимолетном, случайном. Своего завершения этот стиль югэн — саби — ваби достиг в чайной церемонии. В период Токугава стиль саби—ваби нашел воплощение в поэзии Басе (1644—94) и его школы (ср. Басе, Лирика; «Япон. трехстишия. Хокку», М., 1960). Расцвет творчества Басе тесно связан с восприятием невыразимого (югэн) через отрицание всего постоянного, застывшего. Прикосновение к тайне, ощутимой в природе, имело для Басе и нравственный смысл: «Кому предметы не цветы, тот варвар» (Dumoulin H., Zen, Geschichte und Gestalt, Bern, [1959], S. 235). Позднее Басе отходит от намеков на невыразимое (ставших штампом) в сторону непосредственного интереса к предметному миру. Эти тенденции полнее всего выразило искусство укиёэ (быстротекущей прелести жизни), расцветавшее в городах 17 в. среди богатых горожан (ср. Ихара Сай-каку, Новеллы, М., 1959). Идеалом Ихары (1642—93) был «знаток», ценитель денег и продажной красоты. Иск-во укиёэ в общем клонилось к морально невзыс-кат. гедонизму, теряло духовную глубину, характерную для Басе. С этой тенденцией пыталась бороться
морализаторская лит-ра, увлекая читателей образами самурайской доблести, власти над собой, верности долгу. Общество периода Токугава не обладало более единой системой эстетич. и моральных ценностей. Внутр. раскол выразила драматургия Тикамацу Мондзаэмона (1653—1724), величайшего япон. поэта сцены, одного из создателей нар. театра (кабуки), с его поистине шекспировскими переходами от героики и лиризма к грубому комизму. В своих эстетич. воззрениях Тикамацу выступает как искатель эстетич. правды на грани правдоподобного и невероятного, бытового и условного.
Новое время. Еще до переворота Мэйдзи «голландоведы», изучавшие книги по астрономии, медицине и другим «неидеологич.» наукам (это было дозволено с 1720), постепенно стали усваивать подход к миру, метод познания, расшатывавший замкнутую идеология, систему имперского неоконфуцианства. В 19 в. интерес к зап. культуре охватил также часть самураев, обеспокоенных ростом воен. мощи европейцев. Размышления над всемирной историей привели Сакума Дзодзан (убитого в 1864) к идее «...использовать этику Востока и научную технику Запада, не пренебрегая ни духовным, ни материальным, и так принести пользу народу и послужить отечеству» (К о s a k i M., Modern Japanese thought, «Cahiers d'histoire mondiale», v. 3, Neuchatel, 1957, № 3, p. 610).
Вскоре после переворота Мэйдзи (1868) возникает кружок просветителей «Мэйрокуся», формально просуществовавший очень недолго (1873—75), но оказавший большое влияние благодаря талантам и энергии его участников (Фукудзава Юкити, Накамура Кэйю и др.). Они переводили произв. европ. мыслителей; в стремлении глубже понять дух зап. культуры кое-кто переменил религию. В целом кружок «Мэйрокуся» можно назвать западническим. Фукудзава (1834—1901) признавался, что чувствует себя принадлежащим одновременно двум культурам, восточной и западной; эту двойственность, пугавшую консерваторов, он считал преимуществом япон. интеллигентов, открывавшим перед ними возможности разностороннего развития. След. поколение было свидетелем почвеннической реакции на взгляды ранних просветителей. Заново была открыта ценность ср.-век. иск-ва, а вслед за ним и др. традиций средних веков. Талантливым выразителем романтич. настроений был Окакура Какудзо, автор «Идеалов Востока» и «Книги о чае». В борьбе с романтич. идеализмом сложилась философия Наказ Тёмина, первого япон. материалиста нового времени. Среди его учеников был социалист Копгоку Дэндзиро. Т. о., Япония ускоренно проходит путь обществ, развития и в ней сосуществуют, сталкиваются друг с другом явления, в Зап. Европе отделенные целыми эпохами: просвещение, романтизм и социализм. Просветители популяризируют гл. обр. англ. и амер. философию; романтич. почвенничество находит теоретич. опору в нем. идеализме; а в социалистич. кругах развивается и прилагается к нац. условиям учение Маркса (см. ниже). При этом Кант, Гегель, Ницше, Зиммель усваивались практически одновременно. Естеств. результатом был идейный хаос; одними он воспринимался трагично, других превращал в эклектиков. По словам Хиками Хи-дехиро, в Японии принято не оставлять картину, украшающую нишу, надолго, но менять ее в соответствии с сезоном. «Так японские ученые с большим усердием изучили многие системы европейской философии и одну за другой вешали их в своих нишах» («Zeitschrift fur philosophische Forschung», Meisen-heim/Glan, 1964, Bd 18, H. 3, S. 501—02).
Филос. эклектика, господствующая в ун-тах, сыграла, однако, известную положит, роль. Она ввела европ. философию в быт. За короткое время вырабо-
ЯПОНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
талась филос. терминология (начиная с самого понятия «философия» — тэцугаку). Большие заслуги принадлежат здесь зачинателю япон. академич. филос. науки— Ниси Аманэ.
Первым оригинальным япон. философом мирового ранга признается обычно Нисида Китаро, основатель Киотоской школы. Нисида пытался построить стройную логич. систему на основе восприятия жизни, достигнутого с помощью психотехники дзэн-буддизма. «Чистое переживание», из к-рого он исходит в кн. «Изучение блага» («Дзэн-но кэнкю», Токио, 1911), скрывает за собой опыт медитации в дзэнском монастыре, описанный как первичное состояние до раскола на субъект и объект, как абсолютно целостную реальность, ничто (в традиционном буддийском смысле опустошенности, освобожденности от всего обусловленного, конечного, частичного). С помощью гегелевской диалектики этот символ созерцания становится символом деятельности, динамич. ничто, отрицанием отрицания и началом отсчета, «местом», пз к-рого разворачивается система познания, этики и религии. В «месте» (как в нулевой точке координат) снимаются и вновь утверждаются к бытию все противоположности. Человек достигает подлинной свободы, не противопоставленной необходимости, и вдохновляется к спонтанному действию. По мнению Ни-сиды, его «метафизика ничто» дала филос. обоснование восточноазнатской культуре. Однако импульс к действию в духе дзэн принципиально алогичен и лишен определ. направления. Нисида создал ряд посредствующих понятий (например, «действующее созерцание»), но противоречие между мистицизмом и рационализмом постоянно всплывало, заставляя его всю жизнь бороться за усовершенствование системы.
Ученик Нисиды — Танабэ Хадзимэ (1885—1962) попытался приблизить систему учителя к жизни, к конкретной обществ, действительности. В эпоху, когда Япония периодически затоплялась волнами пат-риотич. угара и каждая победа становилась поражением мыслящей интеллигенции, это могло быть опасным предприятием. Философия Танабэ оказалась уступкой офиц. шовинизму. «Логика видов», к-рую он разрабатывал (рассматривая вид как конкретное среднее звено между абстракциями рода и особи), при переносе из логики и онтологии в историю вела к прославлению гос-ва, япон. империи. Офпц. государственность признавалась средоточием бытия, максимумом конкретности, к-рому должны были подчиниться «абстракции» личности и человечества. В конце войны Танабэ вынужден был признать, что гос-во может стать средоточием зла и идея государства должна быть подвергнута «абс. отрицанию» (своего рода филос. самокритике). В поисках опоры поздний Танабэ обращается к традиции индивидуального мп-стич. переживания. В негативной теологии (близкой к основным направлениям буддизма) он видел основание новой мировой религии, призванной объединить человечество. Одно из последних произведений Танабэ — «Memento mori» — опыт «философии смерти», или, вернее, ре лиг. готовности к смерти в век атомной бомбы. Из поколения учеников Нисиды можно отметить также Хатано Сэйти (1877 —1950), наиболее оригинальные работы к-рого посвящены философии религии (как специфич. личного опыта), и Вацудзн Тэцуро (1889 —1960), разрабатывавшего проблемы этики, социальной психологии и философии истории, в к-рой получает развитие теория географпч. среды.
После 2-й мировой войны по Японии прокатилась новая волна увлечения зап. философией: позитивизмом, прагматизмом и экзистенциализмом (оказавшим известное влияние уже на Нисиду и его учеников). Возникли также попытки синтеза модных течений с традициями, шедшими от Нисиды. Одна из наиболее
известных попыток принадлежит Мутаи Рисаку
(р. 1890). За последние годы широкую известность
приобрел Хара Тасуку, обычно причисляемый к эк
зистенциалистам. Он также пытается выйти за рамки
школы, дать органич. сплав наиболее влият. филос. тен
денций и соединяет Гегеля с Кьеркегором, а экзистен
циализм — С прагматизмом. г- Померанц. Москва.
М а р к с и з м проникает в Японию в нач. 20 в.; в 1904 выходит на япон. яз. «Манифест коммунистич. партии» («Кёсанто сэнгэн»), в 1906 — «Развитие социализма от утопии к науке» («Кусо-кара кагаку-э-но сякайсюгп-но хаттэн»), в это же время появляются первые произв. япон. авторов [Котоку Дэндзиро, «Сущность социализма» («Сякайсюгп-но хонсицу»); Катаяма Сэн, «Наш социализм» («Вага сякайсюги»); Моритака Умпэй и Сакаи Тосихико, «Программа социализма» («Сякайсюги-но коре») п др.]. Образуется «Об-во по изучению социализма», в к-рое входит будущий вождь коммунистич. партии Японии и видный пропагандист марксизма-ленинизма Катаяма Сэн. Однако в рабочем движении господствовали идеи Ф. Лас-саля, П. А. Кропоткина, Л. Н. Толстого. С момента образования япон. компартии — КПЯ (1922) начинают систематически переводиться и издаваться работы классиков марксизма; причем усвоение социа-листпч. идей марксизма происходит в Японии в отрыве от филос. основ марксистского учения. Так, видный пропагандист социальных идей марксизма в Японии, переводчик 1-го т. «Капитала» Маркса— Ка~ ваками Хадзимэ продолжает оставаться на идеали-стич. позициях, так же, впрочем, как и его критик, теоретик КПЯ нач. 20-х гг. Фукумото Кадзуо. Возбуждение интереса к марксизму как филос. теории со стороны широких кругов япон. интеллигенции было во многом заслугой представителя академич. философии Мики Киёси (1897 —1945). Однако, будучи учеником Нисида Китаро, Мики Киёси в своих работах «Марксистская форма антропологии» («Дзинруи-гаку-но марукусусюги кэйтай»); «Историч. материализм и совр. сознание» («Юибуцу-сикан то гэндай исики»); «Марксизм и материализм» («Марукусусюги то юибуцурон») излагал марксизм с позиций нисидиан-ского идеализма. Философия Мики была подвергнута критике историком-марксистом Хаттори Сисо в работе «Дпалектнч. и псторпч. материализм» («Бэнсёхотэки оёби сптэки юибуцурон», Токио, 1928) и др. япон. марксистами. В результате марксизм укрепляет свои позиции как филос. мировоззрение. Видную роль в популяризации марксистских идей сыграло «Об-во по изучению материализма» («Юибуцурон кэнкюкай», 1932—38), руководимое видным марксистским философом Тосака Дзюн и объединявшее таких борцов за идеи марксизма-ленинизма, как Нагата Хироси, Саигуса Хирото, Ока Кунио, Кодзап Йосисигэ, Мори Коити п др. Об-во опубликовало свыше 60 томов марксистских исследований по различным проблемам, среди к-рых находятся такие произв., как «Японская идеология» Тосака Дзюн и «Совр. философия» Кодзаи Йосисигэ, развивающих марксистские идеи в борьбе с философией Нисида и нем. неокантианством, пользующимся определ. влиянием в Японии. Оно выпускало журн. «Юибуцурон кэнкю» («Изучение материализма»), впоследствии переименованный в «Гакугэй» («Наука и иск-во») [см. К. А. Гамазков, «Роль Об-ва..Юибуцурон кэнкюкай" в распространении марксизма в Японии», М., 1967 (дисс.)].
После серии полицейских репрессий Об-во прекратило свою деятельность. Вновь филос. мысль марксизма выходит на обществ, арену после поражения япон. империализма в 1945 и укрепляет свои позиции в борьбе против идеологии либерализма, представленной в философии Киотоской школы. Марксисты, длены довоенного «Об-ва по изучению ма-
ЯРОШ ЕВСКИЙ—ЯСПЕРС
териализма», объединяются в т. н. Ин-т по изучению материализма (1947—50), задачей к-рого наряду с пропагандой основ диалектич. материализма является критика идеалистич. концепций [Мори Копти, «Критика философии Танабэ» («Танабэ тэцугаку-но хихан»); Амакасу Сэкискэ, «Критика совр. философии» («Гэндай тэцугаку-но хихан»); сб. под ред. Кодзаи Йосисигэ «Критика совр. идеализма» («Гэндай каннэнрон-но хихан») и др.]. К марксизму обращаются представители академич. философии: проф. Токийского ун-та, историк др.-греч. философии Идэ Такаси и ученик Нисида, впоследствии ставший видным япон. марксистским философом Янагида Кэндзюро.
В 50—60-х гг. расширяются издания марксистской
лит-ры: вновь выпускаются переводы поли. собр. соч.
Маркса, Энгельса, Ленина; продолжаются переводы
советских работ: переиздаются произв. видных дея
телей «Об-ва по изучению материализма», среди к-рых
можно отметить такие труды, как Поли. собр. соч.
Тосака Дзюн, Нагата Хироси, Кодзаи Йосисигэ и др.
Характерны для Японии последних десятилетий так
же серийные издания книг по марксистской фило
софии и истории япон. мысли, публикуемые коллек
тивами философов-марксистов старшего и молодого
поколений (см., напр., 5-томный курс лекций «Мар
ксистская философия»—«Марукусусюги-но тэцугаку»,
Токио, 1969). Наряду с этим выпускается популяр
ная филос. лит-ра для рабочей молодежи. В послед
ние годы особое внимание уделяется филос. пробле
мам науч.-тех. революции (напр., в трудах Сибата
Синго). Л. Шахназарова. Москва.
Лит.: Общие работы. История философии, т. 1, М., 1957, с. 197—210; т. 2, М., 1957, с. 608—18; т. 4, М., 1959, е. 532— 553; т. 5, М., 1961, с. 830 — 34; К о н р а д Н. II., Первый этап япон. бурж. лит-ры, в кн.: Проблемы лит-ры Востока, Л., 1932, с. 5—84; Р а д у л ь - 3 а т у л о в с к и й Я. Б., «Японизм» — философия япон. империализма, в кн.: Филос. записки, т. 2, М.— Л., 1948, с. 196—217; Бугаева Д. П., К вопросу об обществ.-политич. взглядах Фукудзавы Юкити в 70-е гг. 19 в., «Уч. зап. ЛГУ», 1962, № 304; Козловский Ю. Б., Философия Нисида и ее идеалистич. сущность, М., 1963; Современные прогрессивные философы Японии, Сб. ст., М., 1964; Поспелов Б. В., Экзистенциализм и проблема отчуждения в современной бурж. философии Японии, «ФН» (НДВШ), 1967, JMb 2; И э н а г а С а б у р о, Нихон киндай сисб си кэнкю (Очерки истории совр. япон. мысли), Токио, 1953; Миягава Тору, Киндай нихон-но тэцугаку (Совр. япон. философия), Токио, 1961; О k a k u r о Ten-shin, The Ideals ol the East, L., 1903; The book ot tee, N.Y., 1906; Philosophical studies of Japan, v. 1—6, Tokyo, 1959—65; Nishida Kitaro, A study ot good, Tokyo, 1960; P i o-v e s a n a G. K., Recent Japanese philosophical thought. 1862—1962, Tokyo, 1963; Riepe D., Selected chronology ot recent Japanese philosophy (1868—1963), «Philosophy East and West», 1965, v. 15, jMb 3—4, p. 259—84; Modernization ot Japan, «Developing economies», 1966, v. 4, № 4.
История марксистской философии. Нихон тэцугаку сисо дзэнсё (История филос. мысли Японии), т. 1—6, Токио, 1956—57; История философии, т. 5, М., 1961, с. 834 — 43; Катаяма Сэн, К вопросу о зарождении и развитии марксизма в Японии, М., 1960; Такаси Идэ, Японское об-во по изучению материализма, «ВФ», 1960, № 1; Кодзаи Йосисигэ, Изучение и распространение марксистско-ленинской философии в довоенной Японии, там же, № 6; М о р и К о и т и, Развитие материалистич. философии в Японии после 2-й мировой войны, в сб.: Прогрессивные мыслители совр. Японии, М., 1964.
ЯРОШЁВСКИЙ, Михаил Григорьевич (р. 22 авг. 1916) — сов. психолог и философ, доктор психоло-гич. наук (с 1962), профессор (с 1963). Окончил Ленинградский пед. ин-т в 1937. Заведовал кафедрой психологии пед. ин-та в Душанбе (1955—65) и лабораторией эксперимент, психологии Таджикского гос. ун-та (1963—65). Зав. сектором проблем науч. творчества Ин-та истории естествознания и техники АН СССР. Педагогич. работу ведет с 1934. Область науч. исследований — теория и история психологии и психология науч. деятельности.
С о ч.: Филос.-психологич. воззрения А. А. Потебни, «Изв. АН СССР. Серия истории и философии», 1946, т. 3, № 2; Проблема детерминизма в психофизиологии 19 в., Душанбе, 1961; История психологии, М., 1966; Прогресс пси-
хологии и междунар. психологич. конгрессы, «ВФ», 1966, Л1» 7; Психология науки, там же, 1967, № 5; И. М. Сеченов (1829 —1905), Л., 1968; О трех способах интерпретации науч. творчества, в кн.: Науч. творчество, М., 1969; Психология науч. деятельности, в сб.: Наука — сегодня, М., 1969.
«ЯСНОЕ, КАК СОЛНЦЕ, СООБЩЕНИЕ...» (1801)-соч. Фихте.
ЯСПЕРС (Jaspers), Карл (23 февр. 1883—26 февр. 1969) — нем. философ, ведущий представитель экзистенциализма. Рано осознал философию своей высшей целью, но долго не решался сделать ее профессией. С 1901 посещал Ольденбург-ский и Мюнхенский ун-ты, слушал лекции Т. Лпппса по философии, однако специализировался по психологии в Гейдельберге, с 1913 — д-р медицины, с 1916 — проф. психологии. Психологич. занятия Я., реализовавшиеся в ряде спец. работ (см. «Ge-sanirnelte Schriften zur Psy-chopathologie», B.—[u. a.], 1963), постепенно подводят его к философской проблеме «психологии мировоззрения» (к-рой он посвятил в 1919 особый труд «Psychologie der Weltanschauungen»). В 1921 Я. занял кафедру проф. философии в Гейдельбергском ун-те; в 1937 гитлеровские инстанции отстранили его от преподавательской деятельности, к к-рой он вернулся в 1945; с 1948 Я. переходит в Базельскнй ун-т. В годы нацизма книги Я. воспринимались как сдержанное напоминание о попранных гуманпстич. ценностях (ср. Th. Mann, Gesammelte Werke, Bd 12, В., 1955, S. 121). После 1945 на гребне послевоенного либерального «отрезвления» Я. получает большую популярность и в ряде своих книг, написанных для широкого читателя, начиная с нашумевшего трактата 1946 о «немецкой вине» («Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage»), выступает как политич. моралист. Если в 50-е гг. консервативный либерализм Я. принимает антиком-мунистич. характер, то в конце 60-х гг. Я. выступает с резкой критикой антидемократических и реваншистских тенденций боннского режима (см. «Куда движется ФРГ?», М., 1969), встретившей сочувственный отклик в ГДР (см. открытое письмо В. Ульбрихта Я., «Neues Deutschland», 1966, 10 Juni).
Место Я. в истории духовной культуры двойственно; он разделяет эту двойственность с рядом др. «властителей умов» его поколения (напр., Т. Манна). Его исходный идеал — «бюргерский» гуманизм, каким сто сформировало Просвещение: идею филос. совестливости для него символизирует имя Канта, идею культурной широты — имя Гёте. С этой же исходной установкой Я. связаны и его классицистич. преклонение перед гражданским и умств. свободолюбием антич. Греции, п его симпатии к Спинозе, и его выпады против клерикализма, и его тяготение к М. Ве-беру — одному из последних умов кантовско-проте-стантской чеканки. Воспитанный на Канте вкус выявляется даже во внешних приметах лит. стиля Я. — подчеркнутой размеренности интонаций, в решит, исключении пафоса, равно как и «магических» темнот (столь характерных хотя бы для Хайдеггера), в совестливой, ровной, несколько нарочито педантичной трезвости изложения. Однако важнейшим интеллектуальным переживанием Я. в самом начале его филос. пути было ощущение выброшенности из кан-товско-гетеанского культурного «рая». Выяснилось, что некритич. верность старому идеалу культуры оборачивается в кризисной духовной ситуации 20 в. невыносимой ложью «культурфилистерства» и «уни-
ЯСПЕРС
верситетской философии». Отметим, однако, что как раз заветы классич. идеализма платоновско-гегелев-ского типа побуждают Я. видеть в философии не частный род умств. деятельности, не «специальность» — вспомним продолжительное нежелание Я. сделать философию своей профессией!,— ио непосредственное жизненное духовное действ ованпе, захватывающее всего человека и восстанавливающее его нарушенную целостность. «Философская медитация,— разъясняет Я., — есть акт, в котором я прихожу к самому себе, а не индифферентное мышление, при котором я безучастно занимаюсь некоторым предметом...» («Re-chenschaft unci Ausblick», Munch., 1951, S. 341). Очевидно было, что «университетская философия», сама ставшая «специальностью», менее всего подходила как арена для осуществления этой утопии (разочарование Я. в Гуссерле было связано именно с тем, что попытка Гуссерля строить философию как «строгую науку» представилась Я. утонченным вариантом той же «университетской философии», того же «индифферентного мышления»). Но не только поздние интерпретаторы филос. классики, но и сама эта классика не могли дать ответы на те неприятные вопросы, к-рые были еще в 19 в. поставлены перед традиц. культурой Къеркегором и Ницше (и затем повторены самой жизнью). Перерабатывая свою антипатию к «мрачному фанатизму» Кьеркегора, к «экстремизму и неистовству» Ницше (а также к «риторике, ненаучности, неприятным и насильственным эмоциям» еще одного кризисного мыслителя — Августина), Я. идет к ним на выучку: Кьеркегора он изучает с 1913, Ницше особенно пристально в 30-е гг., когда ппшет о нем монографию. Поэтому филос. горизонт Я. насквозь двуполярен, и между полюсами ощущается явств. напряжение: Канту и Гёте противостоят Кьеркегор п Ницше, Пармениду — Августин.
Свой труд мыслителя Я. называет не «философией», но «философствованием», делая акцент на принципиальной незавершенности, открытости умств. процесса, в к-ром вопросы преобладают над ответами. В этом пункте Я. сближает себя с мыслителями типа Кьеркегора и Ницше, к-рые тоже не занимались спстема-тич. «философией». Слово «философствование» означает для Я. и меньше, и больше, чем «философия». Меньше, ибо оно связано с творч. ослаблением: наше время уже не имеет духовной мощи, позволявшей Платону, Спинозе или Гегелю выводить стройные умств. системы «из изначальности» (aus dem Ursp-rung), и должно довольствоваться фрагментарными прозрениями. Больше, ибо оно подчеркивает насущную жизненность «экзистенциального высветления» проблем времени: только в «философствовании» мы имеем шанс схватить наполненную бедственностью и заботой действительность человека.
«Философствование» Я. имеет тройств, членение соответственно такому же тройств, членению бытия. Первый вид бытия — это предметное бытие, или «бы-тие-в-мире» (Weltsein); Я. называет его также «существование» (Dasein, что соответствует хайдеггеровско-му Vorhandensein). Философствование перед лицом этого вещного уровня бытия есть «о р и е н т а ц и я-в-м и р е» (Weltorientierung). Однако в т. н. пограничных ситуациях (Grenzsituationen), т. е. перед лицом физической, моральной или интеллектуальной гибели, в содержат, «крушении» (Scheitern) практич. или тео-ретич. оперирования, в «безмотивной неудовлетворенности существованием» (unbegriindete Unbefriedigung am Dasein — ср. категорию «тошноты» у Сартра) и в акте столь же безмотивного в своих глубинах «решения» (Entscheidung) сквозь предметное просвечивает и прорывается иной план бытия — «экзистенция» (Existenz), т. е. ноуменальный мир свободной воли, человеч. самость, внеположная всему предметному.
Философствование о ней не может быть знанием, ибо она необъективируема, но только «высветлением экзистенции» (Existenzerhellung). Высветление экзистенции есть именно мышление, а не эмоционально-пспхологич. процесс, но это мышление по необходимости неадекватно, ибо принуждено осуществлять себя в словах, направляя свою интенцию на то, что стоит за словами. Я. различает два вида мышления: философское, «высветляющее», к-рое устремлено за явления и может рассчитывать лишь на «удовлетворенность» (Vergewisserung), и рациональное, науч. мышление, к-рое устремлено на явления и вырабатывает «знание» (Wissen). Настаивая на принципиальном, качественном различии между ними, Я. никоим образом не отрицает ценности знания, считая его необходимым и для помощи «высветляющему мышлению». Экзистенция релятивирует и в смысловом отношении ограничивает вещное «бытие-в-мире». Но и сама экзистенция существ, образом ограничена, причем эта ее ограниченность (в отличие от эмпирич. ограниченности человеч. познаний, сил и т. п.) не только негативна, но содержательно позитивна и потому не может быть от нее «отмыслена» в акте интеллектуального абстрагирования, а принадлежит к самому ее бытию: «она есть лишь постольку, поскольку соотносит себя с другой экзистенцией и с трансцепденцией» («Philosophie», Bd 2, В., 1948, S. 4). Соотнесенность экзистенции с др. экзистенцией осуществляется в акте коммуникации, соотнесенность ее с трансценденцией — в акте веры. Термин «коммуникация» означает в лексиконе Я. глубоко интимное и личностное общение «в истине». Коммуникация есть центр, понятие не только этики и аксиологии, но и гносеологии и вообще всего миропонимания Я.; она возводится в ранг критерия филос. истины и отождествляется с разумом. «Мысль философски истинна в той мере, в которой помысливание этой мысли помогает коммуникации» (там же, S. 110). «Разум тождествен с неограниченной волей к коммуникации. Поскольку разум в своей всеоткрытости (Alloffenheit) устремлен на Единое во всем сущем, он противодействует прерыванию коммуникации» («Vernunft und Wiedervernunft in unserer Zeit», Munch., 1950, S. 36). Только коммуникация «дарит» человеку его подлинную сущность: «Я один не есмь самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью» («Idee der Universitat», В., 1923, S. 36). Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Я. прежде всего глухота к ок-ликанию со стороны чужой экзистенции, неспособность к «дискуссии», принимающая облик проти-воразумного фанатизма, но также и поверхностного, обезличенного массового общения, безнадежно отравленного, по мнению Я., ядом демагогии. (Здесь философствование Я. равнозначно с занятием совершенно определенной политич. позиции, а именно позиции пндивпдуалнстпч. либерализма.) Категория коммуникации, как она представлена у Я., находит свои аналоги у других персоналистски ориентированных мыслителей 20 в. (ср., например, понятия «диалогического» и «ты-мира» у М. Бубера). Второй предел, на к-рый наталкивается и благодаря к-рому приходит к себе экзистенция,— трансценденция, выступает в учении Я. как абс. предел («абсолютно объемлющее» — das Umgreifende schlechthin) всякого бытия и всякого мышления: трансценденция «столь же неумолимо существует, сколь и не может быть увидена и пребывает непознанной» («Vernunft und Existenz», Groningen, 1935, S. 35). Если «бытие-в-мире» есть «Всё» (das All), а экзистенция противостоит «Всему» на правах «Единственного» (das Einzige), то трансценденция бытийствует во «Всем» и в «Единственном» как объемлющее их «Единое» (das Eine).
ЯСПЕРС—ЯХОТ
В своем качестве парменпдовского «Единого» тран-сцендепция Я. отличается большей позитивной наполненностью не только от чисто негативной транс-ценденции Сартра, но и от апофатич. трансценден-ции Хайдеггера. Параллель этого тройств, членения бытия с той трихотомией, к-рую знает традиция теизма (вещный мир — ограниченно-невещная душа — абсолютно-невещный бог), достаточно прозрачна. Перед лицом трансценденцни мышление принимает свой третий облик — облик «м е т а ф и з и к и». Но мыслить трансценденцию можно лишь весьма неадекватным образом: «вмысливать» (hindenken) ее в предметное. Предметные выражения трансценденцни Я. называет «шифрами», сознательно избегая более привычного обозначения «символы» (см. «Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung», Munch., 1962, S. 157—58). В этом можно усмотреть своеобразное продолжение традиции протестантизма с ее тенденциями иконоборчества, с исконным страхом перед предметно-образной эмблематикой. Шифры, по Я., творятся и принимаются в экзистенциальном акте веры; однако различие между двумя видами веры состоит в том, что релнг. вера превращает шифры в символы, этим опредмечивая трансценденцию, чего избегает филос. вера. Оскорбляющий разум догматизм религ. веры всецело связан с тем, что она имеет некий объект, что она есть вера «во что-то», в то, что нечто обстоит так, а не иначе, и потому она узурпирует формы объективного знания. В своей же подлинной сути «вера не есть знание (Wissen), которым я обладаю, но уверенность (Gewissheit), которая меня ведет» (там же, S. 49). Аналогичное противопоставление веры и религии (с осуждением последней) можно встретить и в теологии диалектической; но в отличие от конфессиональных мыслителей протестантизма Я. отвергает и идею откровения, как чуждую разуму и притом клонящуюся все к тому же опредмечиванию трансценденцни. Идеал филос. веры у Я. подчас представляется модернизированным вариантом кантовского идеала «религии в пределах одного только разума». Однако Я. острее, чем Кант, ощущает грозящую филос. вере опасность переродиться из высокой надпредметности в пустую беспредметность и утратить «субстанцию». Это вынуждает филос. веру просить помощи у своей, казалось бы, преодоленной сестры — у религ. веры. «Религия, чтобы остаться правдивой, нуждается в совестливости философии. Философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религии» («Rechenschaft und Ausblick», S. 358). В отношении Я. к христ. традиции ощущается очень зыбкое, неустойчивое равновесие отвержения и приятия; и здесь его мышление оказывается двуполярным и двузначным.
Этика Я. исходит из идеи современности, к-рую, однако, Я. требует мыслить во всей ее открытости и текучести, ибо всякая попытка дать современности однозначную характеристику отняла бы «честность» (Redlichkeit) у нашего мышления и свободу у нашего действования. История, ситуация не может быть охвачена познанием во всей своей полноте и включает «неучитываемое» (das Unberechenbare); игнорирование этого есть «ненаучность», в к-рой либеральный гуманист Я. усматривает конкретную политич. опасность: «дух ненаучности открыл двери национал-социализму» (там же, S. 143). Аксиология Я. ситуативна и постольку исторична, но историзм Я. (оказывающегося решит, антиподом Шпенглер а) в свою очередь строго аксиологичен: для мировой истории постулируется универсальный смысл и смысловая связь времен. Вера Я. в возможность общечеловеч. коммуникации в пространстве и времени поверх всех культурных барьеров связана с его исключительно интимным и прочувствованным ощущением филос. традиции как братства мыс-
лителей всех времен: «пока человек философствует..., он ощущает себя в связи с сокровенно-открытой цепью свободно ищущих людей» («Vemunft und Existenz...»,S. 107, см. также «Die grofien Philosophen», Bd 1, Munch., 1957). Наличие этой связи времен гарантируется особым «осевым временем» (Axenzeit), выявившим универсальный смысл истории. Если для христ. традиции таким временем является время земной жизни «вочеловечившегося» Логоса, то Я. предлагает усматривать осевое время в эпохе между 800 и 200 до н. э., когда одновременно действовали первые греч. философы, израильские пророки, основатели зороастризма в Иране, буддизма и джайнизма в Индии, конфуцианства и даосизма в Китае. Это движение, прошедшее всю Евразию, от Средиземноморья до Тихого4 океана, высветлило словом и мыслью тяжеловесные массы безличной «до-осевой» культуры и создало идею личностной, экзистенциальной ответственности перед лицом анонимного бытия-в-мире; тем самым оно создало для будущих поколений всечеловечески-общезначимый завет, сравнительно с к-рым христианство является лишь поздним отражением. Оно послужило общим истоком для культур Востока и Запада, в силу чего противоположность между этими культурами оказывается заранее лишенной абс. характера. Чтобы спасти человеч. сущность, находящуюся в ситуации 20 в. на грани гибели, мы должны, по мнению Я., обновлять свою связь с осевым временем и возвращаться к его «изначальности», подыскивая для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины новые «шифры». И здесь Я. как либеральный гуманист оказывается антиподом Хайдеггера: если заветная цель последнего — преодолеть «гуманизм», т. е. «переиграть» история, свершения осевого времени и вернуться к массивной бытийственности архаики, то Я. стремится изыскать для «гуманизма» новые возможности на самой границе его значимости.
Соч.: Psychologic der Weltanschauungen, 2 Aufl., В., 1922; Strindberg und Van Gogh. Versuch einer pathographischcn Analyse unter vergleichender Heranziehung von Swedenborg und Holderlin, 2 Aufl., В., 1926; Die geistige Situation der Zeit, 3 Aufl., В., 1932; Nietzsche. Einfiihrung in das Verstandnis seines Philosopliierens, В., 1936; Descartes und die Philosophie, В.—Lpz., 1937; Philosophische Logik, Bd 1, Munch., 1947; Philosophie und Wissenschaft. Antrittsvorlesung an der Uni-versitat Basel, Z., 1949; Einfiihrung in die Philosophie (12 Radiovortrage), Z., 1950; Die Frage der Entmythologisierung, Munch., 1954 (совм. с R. Bultmann); Schelling. Grofie und Verhangnis, Munch., 1955; Philosophie, 3 Aufl., Bd 1—3, В., 1956; Wo stehen wir heute?, Olten, 1961; Nicolaus Cusanus, Munch.. 1964; Schicksal und "VVille. Autobiographische Schrif-ten, Munch., 1967.
Лит.: Г а й д е н к о П. П., Экзистенциализм и проблема культуры, М., 1963; ее же, Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденцни, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; Allen E. L., The self and its hazards. A guide to the thought of Karl Jaspers, L., [19—]; Dufrenne M. etRicoeur P., K. Jaspers et la philosophie de l'existence (pref. de Karl Jaspers), P., 1947; Brecht F. J., Heidegger und Jaspers, Wuppertal, 1948; Ma si G., La ricerca della verita in K. Jaspers, Bologna, 1952; Schmidhauser U., Allgemeine Wahrheit und existentielle Wahrheit bei Karl Jaspers, Bonn, 1953 (Diss.); R a b e r T h., Das Dasein in der «Philosophie» von K. Jaspers, Bern, 1955; Armbruster L., Objekt und Transzen-denz bei Jaspers. Sein Gegenstandsbegriff und die Moglichkeit der Metaphysik, Innsbruck, 1957; Garacciolo A., Studi jaspersiani, Mil., 1958; Tollkoter В., Erziehung und Selbstsein. Das padagogische Grudproblem im Werke von Karl Jaspers, Ratingen, 1961; Lutzenberger H., Das Glau-bensproblem in der Religionsphilosophie der Gegenwart in der Sicht von K. Jaspers und P. Wust, Munch., 1962 (Diss.); Karl Jaspers. Werk und Wirkung, hrsg. von K. Piper, Munch., 1963; Simon G., Die Achse der Weltgeschichte nach K. Jaspers, Roma, 1965; Rigali N., Die Selbstkonstitution der Ge-schichte im Denken von K. Jaspers, Munch., 1965 (Diss.); Schneiders W., K. Jaspers in der Kritik, Bonn, 1965.
С. Аверипцев. Москва.
ЯХОТ, Овший Овшиевич (р. 2 марта 1919) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1965), проф. (с 1966). Член КПСС с 1946. Окончил филос. фак-т МГУ (1943) и аспирантуру Моск. гос. пед. ин-та (1947). С 1947 преподает в Моск. финансовом ин-те. Область
ЯШТЫ—ДОПОЛНЕНИЯ 623
научных исследований — вопросы дпалектич. материализма и филос. проблемы социальной статистики.
С оч.: Необходимость и случайность, М., 1956; Причина и следствие, М., 1957; Что такое истина?, 2 изд., М., 1960; Законы природы и общества, М., 1960; Материя и сознание, М., 1961; Отрицание и преемственность в историч. развитии, «ВФ», 1961, № 3; Популярные беседы по диалектич. материализму, М., 1962; Целесообразность, всемогущий бог и законы
природы, М., 1962; А. Кетле и некоторые вопросы детерминизма, «Уч. зап. по статистике», 1964, т. 8; Закон больших чисел и социальная статистика, «ВФ», 1965, № 12; Роль статистики в социологич. исследовании, в сб.: Опыт и методика конкретных социологич. исследований, М., 1965; Статистика в социологич. исследовании, М., 1966; Очерк марксистской философии, М., 1968; Статистич. закономерность в социологич, анализе. М., 1969.
ЯШТЫ — см. Авеста.
ДОПОЛНЕНИЯ
АДОРНО (Adorno), Теодор [фамилия отца — Визенгрунд (Wiesengrund); A.— фамилия матери] (И сент. 1903—6 авг. 1969) — нем. философ, социолог, музыковед. В 1931—33 — доцент Франкфуртского ун-та. После 1933 — в эмиграции в Англии, с 1938 — в США. С 1949 — во Франкфурте-на-Майне; проф. ун-та (с 1950), руководитель Ин-та социальных исследований (с 1953). Критика культуры и общества, развитая А. совместно с Хоркхеймером («Dialektik der Aufklarung», Amst., 1948), сложилась в русле гегелевской диалектики, социологич. критики товарного фетишизма н овеществления, отчасти — психоанализа Фрейда. В центре внимания А.— регрессивные социально-антропологич. изменения (отмирание рефлексии, замена ее стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные со стандартизацией отношений в монополистич. «управляемом обществе», в понятии к-рого А. отождествляет буржуазное и социалистич. общество, и развитием массовой «индустрии культуры». В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено социологич. и психоаналитич. исследование разных типов личности с т. зр. предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («The Authoritarian personality», N. Y., 1950).
Отказываясь от абстрактной систематики, А., вслед за В. Беньямином, видит цель философии не в конструировании всеобщего, а в раскрытии индивидуальной специфики единичного и особенного. Критикуя неопозитивистский идеал «научной» философии как нейтрального описания сущего, а также реставрацию онтологии в феноменологии Гуссерля и экзистенциализме, А. развивает идеи антисистематич. «отрицательной диалектики» («Negative Dialektik», Fr./M., 1966), в к-рой сливаются теоретико-познават. и со-циально-критич. мотивы: отрицание (к-рое в отличие от Гегеля перестает быть моментом перехода к к.-л. новому синтезу) выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде к.-л. позитивной модели.
В филос.-эстетич. концепции «новой музыки» как протокольной фиксации «непросветленного страдания»— в противоположность гармонич. преображению страстей, характерному для классич. музыки («Philosophie der neuen Musik», Tub., 1949), — А. ориентируется на творчество композиторов «Новой венской школы» — А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна. Концепция «новой музыки» тесно связана у А. с критикой музыкального фетишизма и формирующегося в лоне стандартизованной музыкальной культуры «регрессивного слышания», диссоциирующего воспринятое на стереотипные элементы. Свойственные А. стремление к максимальной концентрации изложения и афористич. лаконичность стиля сложились под сильным влиянием австр. писателя и публициста К. Крауза. Работы А. оказали влияние на совр. бурж. социологию, эстетику и музыковедение, прежде всего в ФРГ.
Соч.: Kierkegaard, Tub., 1933, 3 Aufl., Fr./M., 1966; Zur Metakritik der Erkenntnistheorie, Stuttg., 1956; Noten zur
Llteratur, Bd 1 — 3, Fr./M., 1958—65; Klangfiguren, В., 1959; Mahler, Fr./M., 1960; Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962; Minima Moralia, Fr./M., 1962; Prismen, Munch., 1963; Dissonanzen, 3 Aufl., Gott., 1963; Quasi una fantasia, Fr./M., 1963; Versuch iiber Wagner, Munch., 1964; Eingriffe, 3 Aufl., Fr./M., 1964; Moments musicaux, Fr./M., 1964; Jargon der Eigent-lichkeit, 2 Aufl., Fr./M., 1965; Drei Studien zu Hegel, 2 Aufl., Fr./M., 1966.
Лит.: Манн Т., Собр. соч., т. 9, М., 1960, с. 228—31;
Зол тай Д., Музыкальная культура современности в
зеркале эстетики Т. Адорно, «ВФ», 1968, № 3; Д а в ы д о в Ю.,
Негативная диалектика «Негативной диалектики» А., «Сов.
музыка», 1969, Л"» 7—8; Zeugnisse. Th. W. Adorno zum 60.
Geburtstag, Fr./M., 1963. Ю. Попов. Москва.
БОЛЬЦАНО (Bolzano), Бернард (5 окт. 1781 — 18 дек. 1848) — чеш. философ, теолог, логик и математик. Окончил философский (1800) и теологический (1805) фак-ты Пражского ун-та, где занимал кафедру истории религии (1805—20). В своем гл. соч. «Науко-учение» («Wissenschaftslehre», Bd 1—4, Salzbach, 1837) Б. выступил противником психологизма в логике, стремясь последовательно разграничить логическое как мыслит, содержание (смысл, или содержание суждений) от психологического как мыслит, процесса. Логич. содержанию — «истинам в себе» Б. в духе платонизма приписывал идеальное объективное существование. Эти идеи вошли в качестве принципиальных в учение Брентано и феноменологию Гуссерля. Работая над основами математич. анализа, Б. первый (в 1817) выдвинул идею арифметич. теории иррационального числа, дал первый пример непрерывной функции, не имеющей производной; он — автор многих понятий и теорем анализа, обычно связываемых с более поздними исследованиями др. математиков (понятие о «плотности» множества точек прямой, об «отрезке» и «промежутке», о сходимости рядов, теорему о существовании предельной точки у бесконечного огранич. множества и др.). В «Парадоксах бесконечного» (В., 1839; рус. пер., Одесса, 1911) Б. явился предшественником Г. Кантора в исследовании бесконечных множеств. Отправляясь от идеи Лейбница, Б. отстаивал объективность актуально бесконечного (см. Абстракция актуальной бесконечности).
Б. развивал идеи социальной этики; принцип всеобщего блага утверждал в качестве высшего морального принципа — «Книжечка о наилучшем гос-ве» («О hejlepsim state», [s.l.], 1831).
С о ч.: Lebensbeschreibung, Salzbach, 1836.
Лит.: Кольман Э. Б., Бернард Больцано, М., 1955; Winter Е., В. Bolzano. Ein Denker und Erzieher im oster-reichischen Vormarz, W.—[u.a.], 1967. M. Новосёлов. Москва.
БОХЁНЬСКИЙ (Bochenski), Юзеф Мария (р. 30 авг. 1902)—швейц. философ-неотомист. Один из теоретич. лидеров антикоммунизма; член ордена доминиканцев, по национальности поляк. Проф. истории философии (с 1945), ректор (1964—66) Фрейбургского ун-та. Б.— организатор и директор (с 1957) Ин-та восточноевроп. исследований при Фрейбургском ун-те, основатель и издатель (с 1961) журн. «Studies in Soviet Thought» и серии «Sovietica» (с 1959). Как теоретик «советологии» Б. эволюционировал от «глобального» антикоммунизма к более дифференцированным формам его критики. Будучи убежденным идейным противником коммунизма, Б. выступил с утверждениями об антигуманном