планеты, когда науч. мысль объединенного человечества становится «геологич. силой». С ноосферой (термин введен Ле Руа и Тейяром де Шарденом после их знакомства с идеями В.) В. оптимистически связывает триумф жизни и наступление «прекрасного будущего» для человечества. Эта перспектива гарантируется у В. тем, что человеч. и социальное бытие включено в качестве звена в эволюц. процесс, предопределенный природными законами. Рукописное наследие В. хранится в архиве АН СССР.
С оч.: Избр. соч., т. 1—5, М., 1953—60; Очерки и речи, П., 1922; Химич. строение биосферы Земли и ее окружения, М., 1965; Науч. мысль как планетное явление, «Наука и религия», 1968, Л"» 11.
Лит.: К о з и к о в И. А., Филос. воззрения В. И. В., М., 1И63; М о ч а л о в И. И., В.— человек и мыслитель, М., 1970; Забелин И., Человек и человечество, М., 1970.
Р. Галъцева. Москва. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (Ma|tu.oc, о 'Оцо^оуч^е, Maximus Confessor) (ок. 580—662) — визант. мыслитель и богослов. В молодости гос. деятель, с 613—14 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент покровительствуемого правительством монофелитства; 645 победил на диспуте с монофелитами в Карфагене. 653 арестован, 662 подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в кавказской ссылке. Филос. взгляды М. И. окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма и особенно Ареопагитик, в распространении к-рых М. И. сыграл решающую роль. В центре его интересов стоит проблема человека. История мира делится М. И. на период подготовки вочеловечения бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек осуществит свою задачу, преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на мужское и женское, духовное и животное, горнее и дольнее, космос будет спасен и творение воссоединится с творцом. Осн. события жизни Христа суть поэтому не только историч. события в мире людей, но одновременно символы космич. процессов. Эта доктрина М. И. оказала сильное воздействие на Иоанна Скота Эриугену и повлияла на ср.-век. мистич. традицию. Этика М. И. основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологич. наблюдения. Историко-филос. значение М. И. в полной мере выяснено только в последние десятилетия.
|
|
Соч.: Migne, PG, t. 90-91.
Лит.: Епифанов и ч С. Л., Преподобный М. И. и визант. богословие, К., 1915; его же, Материалы к изучению жизни и творений преподобного М. И., К., 1917; В а 1-t h a s a r H. U. von, Kosmische Liturgie, Das Weltbild Maximus' desBekenners, 2 Aufl., Einsiedeln, 1961; ThunbergL., Microcosm and Mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor, Lund—[a.o.], 1965. С. Аверинцев. Москва. МАРКУЗЕ (Marcuse), Герберт (p. 19 июля 1898) — нем.-амер. философ и социолог. Вместе с Адорно (доп.) и Хоркхеймером явился одним из основателей Франкфуртского ин-та социальных исследований. С 1934— в США. В годы войны работал в информац. органах амер. разведки, выступал с антифашистскими статьями. В 50-х гг. «эксперт» Рус. ин-та при Колумбийском и Рус. центра при Гарвардском ун-тах. Проф. Брандейского (1954—65) и Калнфорн. (с 1965) ун-тов. Формирование взглядов М. происходило под влиянием идей Хайдеггера и особенно Гегеля и Фрейда. Вместе с тем, проявляя неизменный интерес к учению Маркса, М. широко использует его концептуальный аппарат и нек-рые из его идей, интерпретируя их часто в духе совр. бурж. философии и социологии. В 20-х гг., отталкиваясь от Дильтея и в духе экзистенциалистского подхода Хайдеггера, М. стремился выявить онтология, смысл понятия «историчности» в философии Гегеля. В 30—40-х гг. определяющей в творчестве М. становится социально-критическая тенденция; на базе критики Гегеля он разрабатывает идеи «отрицательной диалектики», понимаемой как
|
|
тотальное отрицание действительности. В работах 50—60-х гг., опираясь на теорию «единого индустриального общества» и идеологию «интеграции», развивает т. н. критич. теорию «совр. общества». Согласно М., развитие науки и техники позволяют господствующему классу совр. капиталистич. общества сформировать через посредство механизма потребностей новый тип массового «одномерного человека», с атрофированным соцпально-критич. отношением к обществу, и тем самым «сдерживать и предотвращать социальные изменения». Включаясь под воздействием навязываемых ему «ложных» потребностей в потребительскую гонку, рабочий класс стран развитого капитализма «интегрируется» в социальное целое и утрачивает свою революц. роль. В этих условиях революц. инициатива, по М., переходит в рамках «развитого» общества к «аутсайдерам» (люмпены, преследуемые нац. меньшинства, безработные и т. п.), а также к радикальным слоям студенчества и гуманитарной интеллигенции. В мировом масштабе носителями революц. инициативы выступают «бедные» страны, противостоящие империализму и развитым социалистич. странам, проводящим, по утверждению М., «коллаборационистскую» политику. Рассматривая институты бурж. демократии как инструмент нена-сильств. подавления оппозиции, М. настаивает на «радикальном отказе» от легальных форм борьбы, как «парламентской игры». В связи с этим он, смыкаясь с антикоммунистами, отрицает революц. роль марксистских партий развитых капиталистич. стран и революц. сущность их политич. программ. Считая возможным поставить подсознат. силы влечений, направленные против репрессивной культуры «общества потребления», на службу революции, М. ориентирует леворадпкалов на т. н. «Великий Отказ», или «абсолютное отрицание» «совр. общества». В ходе этого «отказа», по М., должны сформироваться «новая чувственность» и сложиться «истинные» потребности, к-рые приведут к спонтанному возникновению «проектов» новой обществ, морали и «новых» институтов свободы, создающих условия для восстановления человеч. природы как сферы изначальных влечений. Выступая как разновидность «постиндустриального» романтизма, утопия М. объективно служит разобщению и дезориентации антикапиталистпч. сил.
С оч.: Hegels Ontologie und die Grundlegung einer Theorie der Geschichtlichkeit, Fr./M., 1932; Reason and revolution, L., 1941; Eros and civilization. Boston, 1955; The. Soviet marxism, a critical analysis, L., 1958; One-dimensional man, Boston, 1964; The critique of pure tolerance, Boston, 1965 (совм. В. Moore, R. Wolff): Das Ende der Utopie, В., 1967; Essay on liberation, Boston, 1969.
Лит.: У л л е Д., Критич. заметки к социальной философии Г. М., «ВФ», 1968. Л» 9: 3 а м о ш к и н Ю. А., М о т р о-Шилова Н. В.. Критична ли «критич. теория общества» Г. М.. там же, 1968, Лз 10; Быховский В., Философия мелкобурж. бунтарства, «Коммунист», 1969, № 8; The Critical Spirit. Essays in honour of H. Marcuse, Boston, 1967;P a 1-mier J.—M., Presentation d'Herbert Marcuse, P., 1969; Steigerwaed R., H. Marcuses «dritter Weg», В., 1969.
|
|
Э. Баталов. Москва.
МАТРАИ (Matrai), Ласло (17 янв. 1909) — венг. философ, академик, секретарь отделения филос. и историч. наук Венгерской АН. Гл. директор Университетской библиотеки в Будапеште, проф. ун-та им. Л. Этвеша. Гл. редактор атеистич. журнала «Свет» («Vilagossag»). Член Международного филос. института (Institut International de Philosophie) в Париже. Область науч. исследований М.— проблемы культуры, ее истории, структуры и методов изучения; психология и история венг. философии.
С о ч.: Modern Gondolkodas, Bdpst, 1938; Elmeny es mu, Bdpst, 1940; Haladadas -es fejlodes, Bdpst, 1947; Gondolat es szabadsag, Bdpst, 1961; Rege magyar filozofusok 15—17 szazad, Bdpst, 1961; в рус. пер.— «Доктринеры» — первые противники марксизма в Венгрии, в кн.: Проблемы марксистско-ленинской философии, М., 1965; Об историч. и этической концепциях гуманизма, в кн.: Марксизм и наша эпоха, М., 1968.