характере сов. строя и фил ос. несостоятельности марксистско-ленинского мировоззрения. Совр. коммунизм, по В., является якобы одной из искаженных версий марксизма.
В последние годы Б. отмечает быстрое развитие сов. философии и ее успехи (в разработке проблем естествознания, логики, роста науч. продукции и др.).
Б.— автор работ по истории философии и современной, в частности математической, логике.
С о ч.: Europaische Philosophic der Gegenwart, 2 Aufl., Bern, 1947; Formale Logik, Freiburg — Munch., 1956; Wege zum Philosophischen Denken, 2 Aufl., Basel — W., 1960; Logik of religion, N. Y., 1965; Diamat, Stuttg., 1968.
Лит.: «Новые книги за рубежом», 1958, № 21; 1960, № 16,
21; Б ы х о в с к и й Б., Партии в философии и философский
камуфляж, «Коммунист», 1967, № 1. А. Алтухов. Москва.
БРЕНТАНО (Brentano), Франц (16 янв. 1838-17 марта 1917) — нем. философ, непосредств. предшественник феноменологии Э. Гуссерля. Начав деятельность в качестве католич. священника, был затем професссором философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). За сомнения в вере был отлучен от церкви (1872), а в 1880 исключен из профессуры.
Исходным пунктом философии Б. является проведение резкой границы между физич. и психич. феноменами. Родовым признаком всех психич. феноменов является, по Б., их интенциональность: сознание всегда есть отношение к чему-то, оно всегда предметно, причем предмет его не обязательно должен обладать реальным существованием. Интенциональность не имеет аналога в мире физич. объектов. Учение об интеициональности было направлено против ассоциа-низма, трактовавшего психич. феномены подобно физическим. Б. различает два способа психологич. исследования: дескриптивную психологию (психогно-зию), отыскивающую те последние элементы, из к-рых строится целостное сознание, и создающую их классификацию, и генетич. психологию, устанавливающую законы, к-рым подчиняются явления сознания. Из идеи дескриптивной психологии (по существу филос. дисциплины) и выросла позднее феноменология.
С учением о предметности сознания тесно связана концепция истины В., в основе к-рой лежит переживание очевидности; последняя сама по себе далее не определима. В этом пункте Б., выступивший против кан-товского априоризма, продолжает картезианскую традицию, но вместе с тем и существенно видоизменяет ее: для него очевидность есть факт не столько интеллектуальной интуиции, сколько субъективного переживания, особый вид внутр. опыта. Эта связь очевидности с внутр. переживанием прослеживается в проводимой Б. классификации суждений. Из выделяемых им трех классов суждений — восприятия (внутреннего и внешнего), воспоминания и аксиом — только суждения внутр. восприятия и аксиомы исходят из очевидности, тогда как очевидность др. С5гждений признается лишь вероятной. Т. к. предметами внутр. опыта и, следовательно, предметами очевидного восприятия являются только психич. феномены, то лишь о их существовании можно говорить с очевидностью; о внешнем мире можно говорить только с известной вероятностью. Т. о., Б. становится на субъективно-идеалистич. т. зр.
Взгляды Б. не получили систематич. изложения. Идеализм Б. прошел путь от субъективного к объективному; резко критикуя априоризм Канта, сам Б. в то же время был не столь далек от его позиции, допуская существование априорных аподиктич. суждений. В последующей философии гл. пунктом критики оказалось наиболее неясное в учении Б. понятие очевидности.
Выступив в эпоху наибольшей популярности лозунга «назад к Канту!», Б. обратился к докантовской философии, прежде всего — к схоластически интерпретированному Аристотелю, но с учетом достижений нем. классич. идеализма. Этот сложный синтез поло-
жил начало изменениям в трактовке предмета философии, характерным для ряда направлений совр. бурж. философии, в к-рых субъект и его внутр. мир стали гл. предметом анализа. Учение Б. об интеициональности было воспринято К. Штумпфом, Э. Гуссерлем, А. Мейнонгом, М. Шелером, М. Хайдеггером. Логич. концепция Б. и его критика языка нашли продолжение в совр. эмпиризме, особенно в философии анализа. Значительным было влияние Б. и на развитие психологии (в частности, непосредственно из его идей выросла вюрцбургская школа).
С о ч.; Grundiegung und Aufbau der Ethik, Bern, 1952; Psychologie vom empirischen Standpunkt, Hamb., 1955; Vom Ursprung sittlieher Erkenntnis, Hamb., 1955.
Лит.: Б а к р а д з е К. С, Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960; К г a u s О., Fr. Brentano, Munch., 1919; Kastil A., Die Philosophie Fr. Brentanos, Munch., 1951; G i 1 s о n L., La psychologie descriptive selon Fr. Brentano, P., 1955; Stegmuller W., Hauptstromungen der Gegenwartsphilosophie, 3 Aufl., Stuttg., [1965], Кар. 1.
Э. Юдин. Москва.
БУБЕР (ВиЬег), Мартин (Мардохай) (8 февр. 1878—13 июня 1965) — евр. религиозный философ я писатель, близкий к теологии диалектической. В 1924—33— проф. философии иудаизма и этики в ун-те Франкфурта-на-Атайне. В 1933 эмигрировал из Германии в Швейцарию, а затем в Палестину, где был проф. социологии Евр. ун-та в Иерусалиме. Б. выступал как идеолог своеобразного евр. «почвенничества» и постулировал для евр. традиции (Библия, иудаистская ср.-век. мистика, хасидизм) значение непреходящего духовного ориентира, к-рое для христ. Европы имеет греко-рим. традиция. Это сближало его с ранним сионистским культурничеством; в то же время он уже в 1901 разошелся с политич. сионизмом, а позднее отрицательно относился к планам создания евр. гос-ва в Палестине. Тяготея к мирному анархизму в духе Г. Ландауэра и к идеям ненасилия в духе Ганди (и с Ландауэром, и с Ганди Б. связывали личные отношения), он мечтал о свободных кооперативных поселениях евреев в Палестине без гос-ва и армии. После 2-й мировой войны Б. выступал с осуждением арабско-евр. вражды и антигуманных действий по отношению к палестинским арабам. Философия Б. окрашена в экзистенциалистские тона; ее центральная идея — бытие как «диалог» (между богом и человеком, между человеком и миром и т. п.) («Я и ты» — «Ich und Du», Lpz., 1923). «Диалогический» дух, противостоящий греч. «монологизму», Б. искал в библейском миропонимании. Особое внимание Б. уделил пантеистич. тенденциям хасидизма («Повести раввина Нахмана» — «Die Geschichten des Rabbi Nachman», Fr./M., 1906).
Соч.: Werke, Bd 1—3, Munch., 1962—64.
Лит.: D i a m о n d M. L., M. Buber, Jewish existentialist, N. Y., 1960; G r e g о r S. R., M. Buber, L., 1966.
С. Аверипцев. Москва.
ВЕРНАДСКИЙ, Владимир Иванович [28 февр. (12 марта) 1863—6 янв. 1945] — рус. мыслитель и ученый-естествоиспытатель, создатель ряда науч. отраслей (геохимии, биогеохимии и др.). Проф. Московского ун-та, академик (1908). Организатор и глава мн. науч. учреждений в стране, 1-й президент Укр. АН СССР (1919—22), член мн. зарубежных академий.
В. развивает натурфилос. идеи т. н. рус. космизма (Циолковский, Чижевский, отчасти Фёдоров и Флоренский), рассматривающего Вселенную и человека как единую систему со своей регуляцией (гомеоста-зисом) и предполагающего разумное преобразование космоса. Мысль В., сосредоточенная на космосе как целом, развивается в противопоставлении косного и живого вещества и усматривает критерий космич. прогресса в постепенном нарастании сил разума во Вселенной. Опираясь на сформулированные им законы развития биосферы — необратимости эволюции живого вещества и его усложнения, В. предсказывает приближение ноосферы — нового этапа в жизни