double arrow

ЯНСЕНИЗМ—ЯНСОН-БРАУН 615


тической логике, организовала ее преподавание и (со­вместно с М. Я. Выгодским) преподавание истории ма­тематики. Благодаря ее усилиям была создана в МГУ кафедра математич. логики. Я. внесла выдающийся вклад в пропаганду идей математич. логики в СССР, в частности среди сов. философов. Она уделяла много сил изданию на рус. яз. работ зарубежных специали­стов по логике, кибернетике, математике; подготовила к печати математические рукописи К. Маркса. Я. — автор ок. 70 науч. работ по различным вопросам ос­нований математики, ее методологии и истории, из к-рых главные посвящены теории абстракции и поз-нават. роли абстрактных понятий в науке, методу аксиоматическому, конструктивности и строгости математич. теорий и в связи с этим теоретич. и прак-тпч. значению логики, диалектике отображения дви­жения в науч. понятиях, исследованию понятия зна­чения и др. филос. вопросам.

С о ч.: Математические рукописи Маркса, «Книга и про­летарская революция», 1933, Л» 2; О математических рукопи­сях К. Маркса, «ПЗМ», 1933, 1; то же, в сб.: Марксизм и естествознание, М., 1933; О так называемых «определениях через абстракцию», в кн.: Сб. статей по филос. матем., М., 1936; Логика математическая, БСЭ, т. 37, М., 1938 (совм. с В. Гливенко); К теории египетских дробей, «Тр. Ин-та ис­тории естеств. АН СССР», 1947, т. 1; Передовые идеи Н. И. Лобачевского — орудие борьбы против идеализма в матема­тике, М.— Л., 1950; Из истории аксиоматики, в кн.: Историко-матем. исслед., вып. И, М., 1958; Математическая логика и основания математики, в кн.: Математика в СССР за сорок лет. 1917 —1957, т. 1, М., 1959; Проблемы анализа понятий пауки и новейший неопозитивизм, «ВФ», 1961,.№ 6; О философских вопросах математической логики, в сб.: Проблемы логики, М., 1963; Преодолены ли в совр. науке трудности, известные под названием «Апорий Зенона»?, там же; Проблемы введения и исключения абстракций более высоких (чем первый) поряд­ков. (Тезисы доклада на Международном колоквиуме в Вар­шаве, 1961), «The Foundation of Statements and Decisions», Warsz., 1965; О математической строгости, «ВФ», 1966, № 3.

Лит.: Башмакова И. Г. [и др.], Математич. жизнь
в СССР, С. А. Яновская (к семидесятилетию со дня рожде­
ния), «Успехи математич. наук», 1966, т. 21, вып. 3; Гор­
ский Д. П., С. А. Я., в веб.: Исследование логических си­
стем, М., 1970. Д. Горский. Москва.

ЯНСЕНИЗМ — религ. течение во французском и нидерландском католицизме, воспринявшее нек-рые типология, черты протестантизма. Я. является ча­стью той волны самоуглубления, к-рая прошла в 17— 18 вв. поверх конфессион. границ Зап. Европы, зат­рагивая преим. образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском и методизм в англиканском проте­стантизме), и представляла собой попытку возро­дить безусловность исконно христ. отношения к миру перед лицом той всеобщей двусмысленности, к-рую принес с собой кризис ср.-век. христианства.

Толчком к возникновению Я. послужила посмерт­ная публикация труда голл. теолога Корнелия Янсе-ния (или Янсена, 1585—1638) «Августин, или Учение св. Августина о здравии, недуге и врачевании чело­веческого естества, против пелагпан и массилий-цев» («Augustinus seu doctrina S. Augustini de humanae naturae sanitate, aegritudine, medicina ad-versus Pelagianos et Massilienses», v. 1—3, Lovanii, 1640). Разделяя с мыслителями Реформации стремле­ние реставрировать изначальную суровость докт­рины Августина о первородном грехе и предопределе­нии, Янсений подверг критике оптимистич. воззре­ния позднего католицизма на свободную волю чело­века (особенно характерные для иезуитов), квалифи­цируя учение о т. н. достаточной благодати (данной всем и в случае простого акта человеч. воли превра­щающейся в действенную) как возврат к ереси Пела­гия. Резкое отделение истинных христиан от массы формально приемлющих церк. учение побуждало Янсения отрицать, что Христос умер и пролил свою кровь за всех людей (мотив, близкий к кальвинизму). Хотя учение Янсения было уже в 1642 осуждено па­пой Урбаном VIII, а в 1653 спец. булла Иннокентия X осудила пять извлеченных из его трактата положе-


ний, «ученики св. Августина», оставаясь внутри като-лич. церкви, продолжают борьбу. Во Франции близ­кий к Янсению Ж. Дювержье де Оранн (известен как аббат Сен-Сиран, 1581 —1643) сделал цитаделью Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й пол. 17 в. важнейшим центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими го­товность к мученичеству перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. политики, а также этич. бескомпромиссность Я. сделали его неотразимо привлекательным для таких нравственно чутких людей, как Паскаль, Арно, вместе со своей сестрой Ан­желикой руководивший пор-рояльской общиной, Ни­кель, создавший вместе с Арно Пор-Рояля логику, К. Лансло (1615—95), передовой теоретик педагогики й организатор янсенистских малых школ и др.; к Я. тяготел драматург Ж. Расин. Религ. элита, к-рую выращивал Я. (янсенистские школы можно сопоста­вить со школами в нем. пиетизме), дала тип интеллек­туально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но в то же время с фа­натической сектантской узостью. П. Кенель (1644— 1719), возглавивший движение после смерти Арно, учил, что всякая любовь, кроме сверхъестеств. любви бога, безнадежно испорчена, что молитва грешника только усугубляет его греховное состояние, что подлинными членами церкви являются исключительно «избранники», т. е. члены янсенистской элиты. Проте­стуя против мягкой исповедальной практики иезуи­тов, янсенисты требовали бескомпромиссного восста­новления обычая публичного покаяния и настаивали на недопущении к причастию грешников, пока те не пройдут длит, курса аскетич. упражнений. Наряду с этим Я. стремился преодолеть характерную для ка­толицизма тех времен религ. пассивность мирян.

Король Людовик XIV считал янсенистов своими личными врагами. В 1713 Я. был осужден в булле Климента XI «Unigenitus». Вместе с тем в 18 в. па­дает его духовный уровень; независимые умы скло­няются уже не к Я., а к вольнодумству энциклопеди­стов, и споры янсенистов и иезуитов о предопределе­нии перестают волновать образованное общество. Дух сектантства приводит Я. в 1727—32 к экзальтиро­ванному поклонению мощам янсенистского дьякона Франсуа де Пари, после чего во всех салонах вышу­чивали «припадочных». В Голландии к 1723 Я. уда­лось создать свою церковь, к-рая в 19 в. сблизилась с герм, старокатоликами и в 20 в. произвела ряд дис­циплинарных реформ, приблизивших ее к протестан­тизму (отмена постов, замена лат. яз. голландским в литургии, отмена целибата).

Лит.: Б е м е р Г., Иезуиты, пер. с нем., М., 1913; G а-z i е г A., Histoire generale du mouvement janseniste depuis ses origines jusqu'a nos jours, 3 ed., P., 1922—24; Adam A., Histoire de la litterature francaise au 17 siecle, v. 2, P., 1951; Ceyssens L., Sources relatives au debut du jansenisme et de l'antijansenisme. 1640—1643, Louvain, 1957; его же. La tin de la premiere periode du jansenisme. Sources des annees 1654—1660, v. 1—2, Brux,—Roma. 1963 — 65; Cognet L., Le jansenisme, P., 1961; Ecrivains de Port-Royal. Introduc­tion et choix de M. Catel, P., 1962. С. Аверинцев. Москва.

ЯНСОН-БРАУН, Ян (18 марта 1872 — 13 апреля 1917) — латыш, марксист, социал-демократ, лит. кри­тик, пропагандист марксистской философии и эсте­тики, один из деятелей «Нового течения» — союза прогрессивной латыш, интеллигенции. Активно уча­ствовал в революции 1905. В начале 1906 эмигрировал за границу. Погиб при торпедировании нем. подвод­ной лодкой парохода, на к-ром возвращался в Россию после Февральской революции.

В 1908 Я.-Б. выступил с ярко написанной книгой «Фавны или клоуны?» («Fauni vai klauni?»), в к-рой подверг критике бурж. индивидуализм, идейные основы декадентства. В книге изложены осн. прин­ципы диалектич. и историч. материализма, показано




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: