тической логике, организовала ее преподавание и (совместно с М. Я. Выгодским) преподавание истории математики. Благодаря ее усилиям была создана в МГУ кафедра математич. логики. Я. внесла выдающийся вклад в пропаганду идей математич. логики в СССР, в частности среди сов. философов. Она уделяла много сил изданию на рус. яз. работ зарубежных специалистов по логике, кибернетике, математике; подготовила к печати математические рукописи К. Маркса. Я. — автор ок. 70 науч. работ по различным вопросам оснований математики, ее методологии и истории, из к-рых главные посвящены теории абстракции и поз-нават. роли абстрактных понятий в науке, методу аксиоматическому, конструктивности и строгости математич. теорий и в связи с этим теоретич. и прак-тпч. значению логики, диалектике отображения движения в науч. понятиях, исследованию понятия значения и др. филос. вопросам.
С о ч.: Математические рукописи Маркса, «Книга и пролетарская революция», 1933, Л» 2; О математических рукописях К. Маркса, «ПЗМ», 1933, № 1; то же, в сб.: Марксизм и естествознание, М., 1933; О так называемых «определениях через абстракцию», в кн.: Сб. статей по филос. матем., М., 1936; Логика математическая, БСЭ, т. 37, М., 1938 (совм. с В. Гливенко); К теории египетских дробей, «Тр. Ин-та истории естеств. АН СССР», 1947, т. 1; Передовые идеи Н. И. Лобачевского — орудие борьбы против идеализма в математике, М.— Л., 1950; Из истории аксиоматики, в кн.: Историко-матем. исслед., вып. И, М., 1958; Математическая логика и основания математики, в кн.: Математика в СССР за сорок лет. 1917 —1957, т. 1, М., 1959; Проблемы анализа понятий пауки и новейший неопозитивизм, «ВФ», 1961,.№ 6; О философских вопросах математической логики, в сб.: Проблемы логики, М., 1963; Преодолены ли в совр. науке трудности, известные под названием «Апорий Зенона»?, там же; Проблемы введения и исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков. (Тезисы доклада на Международном колоквиуме в Варшаве, 1961), «The Foundation of Statements and Decisions», Warsz., 1965; О математической строгости, «ВФ», 1966, № 3.
|
|
Лит.: Башмакова И. Г. [и др.], Математич. жизнь
в СССР, С. А. Яновская (к семидесятилетию со дня рожде
ния), «Успехи математич. наук», 1966, т. 21, вып. 3; Гор
ский Д. П., С. А. Я., в веб.: Исследование логических си
стем, М., 1970. Д. Горский. Москва.
ЯНСЕНИЗМ — религ. течение во французском и нидерландском католицизме, воспринявшее нек-рые типология, черты протестантизма. Я. является частью той волны самоуглубления, к-рая прошла в 17— 18 вв. поверх конфессион. границ Зап. Европы, затрагивая преим. образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском и методизм в англиканском протестантизме), и представляла собой попытку возродить безусловность исконно христ. отношения к миру перед лицом той всеобщей двусмысленности, к-рую принес с собой кризис ср.-век. христианства.
|
|
Толчком к возникновению Я. послужила посмертная публикация труда голл. теолога Корнелия Янсе-ния (или Янсена, 1585—1638) «Августин, или Учение св. Августина о здравии, недуге и врачевании человеческого естества, против пелагпан и массилий-цев» («Augustinus seu doctrina S. Augustini de humanae naturae sanitate, aegritudine, medicina ad-versus Pelagianos et Massilienses», v. 1—3, Lovanii, 1640). Разделяя с мыслителями Реформации стремление реставрировать изначальную суровость доктрины Августина о первородном грехе и предопределении, Янсений подверг критике оптимистич. воззрения позднего католицизма на свободную волю человека (особенно характерные для иезуитов), квалифицируя учение о т. н. достаточной благодати (данной всем и в случае простого акта человеч. воли превращающейся в действенную) как возврат к ереси Пелагия. Резкое отделение истинных христиан от массы формально приемлющих церк. учение побуждало Янсения отрицать, что Христос умер и пролил свою кровь за всех людей (мотив, близкий к кальвинизму). Хотя учение Янсения было уже в 1642 осуждено папой Урбаном VIII, а в 1653 спец. булла Иннокентия X осудила пять извлеченных из его трактата положе-
ний, «ученики св. Августина», оставаясь внутри като-лич. церкви, продолжают борьбу. Во Франции близкий к Янсению Ж. Дювержье де Оранн (известен как аббат Сен-Сиран, 1581 —1643) сделал цитаделью Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й пол. 17 в. важнейшим центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими готовность к мученичеству перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. политики, а также этич. бескомпромиссность Я. сделали его неотразимо привлекательным для таких нравственно чутких людей, как Паскаль, Арно, вместе со своей сестрой Анжеликой руководивший пор-рояльской общиной, Никель, создавший вместе с Арно Пор-Рояля логику, К. Лансло (1615—95), передовой теоретик педагогики й организатор янсенистских малых школ и др.; к Я. тяготел драматург Ж. Расин. Религ. элита, к-рую выращивал Я. (янсенистские школы можно сопоставить со школами в нем. пиетизме), дала тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но в то же время с фанатической сектантской узостью. П. Кенель (1644— 1719), возглавивший движение после смерти Арно, учил, что всякая любовь, кроме сверхъестеств. любви бога, безнадежно испорчена, что молитва грешника только усугубляет его греховное состояние, что подлинными членами церкви являются исключительно «избранники», т. е. члены янсенистской элиты. Протестуя против мягкой исповедальной практики иезуитов, янсенисты требовали бескомпромиссного восстановления обычая публичного покаяния и настаивали на недопущении к причастию грешников, пока те не пройдут длит, курса аскетич. упражнений. Наряду с этим Я. стремился преодолеть характерную для католицизма тех времен религ. пассивность мирян.
Король Людовик XIV считал янсенистов своими личными врагами. В 1713 Я. был осужден в булле Климента XI «Unigenitus». Вместе с тем в 18 в. падает его духовный уровень; независимые умы склоняются уже не к Я., а к вольнодумству энциклопедистов, и споры янсенистов и иезуитов о предопределении перестают волновать образованное общество. Дух сектантства приводит Я. в 1727—32 к экзальтированному поклонению мощам янсенистского дьякона Франсуа де Пари, после чего во всех салонах вышучивали «припадочных». В Голландии к 1723 Я. удалось создать свою церковь, к-рая в 19 в. сблизилась с герм, старокатоликами и в 20 в. произвела ряд дисциплинарных реформ, приблизивших ее к протестантизму (отмена постов, замена лат. яз. голландским в литургии, отмена целибата).
|
|
Лит.: Б е м е р Г., Иезуиты, пер. с нем., М., 1913; G а-z i е г A., Histoire generale du mouvement janseniste depuis ses origines jusqu'a nos jours, 3 ed., P., 1922—24; Adam A., Histoire de la litterature francaise au 17 siecle, v. 2, P., 1951; Ceyssens L., Sources relatives au debut du jansenisme et de l'antijansenisme. 1640—1643, Louvain, 1957; его же. La tin de la premiere periode du jansenisme. Sources des annees 1654—1660, v. 1—2, Brux,—Roma. 1963 — 65; Cognet L., Le jansenisme, P., 1961; Ecrivains de Port-Royal. Introduction et choix de M. Catel, P., 1962. С. Аверинцев. Москва.
ЯНСОН-БРАУН, Ян (18 марта 1872 — 13 апреля 1917) — латыш, марксист, социал-демократ, лит. критик, пропагандист марксистской философии и эстетики, один из деятелей «Нового течения» — союза прогрессивной латыш, интеллигенции. Активно участвовал в революции 1905. В начале 1906 эмигрировал за границу. Погиб при торпедировании нем. подводной лодкой парохода, на к-ром возвращался в Россию после Февральской революции.
В 1908 Я.-Б. выступил с ярко написанной книгой «Фавны или клоуны?» («Fauni vai klauni?»), в к-рой подверг критике бурж. индивидуализм, идейные основы декадентства. В книге изложены осн. принципы диалектич. и историч. материализма, показано