ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Вводная часть:
Методическое пособие «Народные игры – естественная среда для развития ребенка» рекомендуется для программ по здоровьесбережению для детей от 6 - 12 лет.
В русской традиции «здравствовать», значит жить в ладу - по законам природы. «Славянская гимнастика» выполняет роль психологической коррекции. Психологическая коррекция – один из методов реабилитации. Длительные и регулярные занятия могут привести к улучшению всех личностных проявлений. Развивается терпеливость, устойчивость к неблагоприятным факторам, появляется состояние спокойствия, уравновешенности, собранности. Основа пособия - «Игра – естественная среда развития ребенка»: биоритмы народного календаря, игры, упражнения, которые прививались с раннего детства и передавались как великая ценность.
С помощью игры у детей развивалась память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, общительность, дружелюбие. Народные игры являются основным средством воспитания и передачи опыта, накопленного предыдущими поколениями
Цель:
Формирование национального самосознания, приобщение новых поколений к исторической памяти народа, формирование первичных представлений о национальной культуре, формирование национальной этики и эстетики здоровьесбережения, посредством славянской гимнастики и народной игры.
Задачи:
- вызвать положительный интерес к национальной культуре, к исторической памяти народа;
- формировать положительное отношение к возрождению семейных традиций;
- формирование этики здоровьесбережения, в том числе: сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, способствовать сохранению и укреплению психического, физического,
нравственного здоровья.
Методика использования предложенных материалов
Занятия построены по принципу:
- Программа предлагает соблюдать принципы, соответствующие народной педагогике: природосообразность в воспитании и обучении, соблюдать дифференцированные подходы в обучении
- Принцип – «Делай как я!», «Мастер и подмастерье», «Из уст в уста».
Методы и приемы работы: практический, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный, активные формы обучения. Дети обучаются не способам оперирования понятийным
аппаратом, который предоставляется педагогом, а усваивают внутренний смысл через смысл национальной природы своего края и Родины в целом
Методы и приемы, соответствующие народной педагогике:
- Совместная деятельность с показом и разъяснением;
- Приучение. Основной прием приучения – поручение;
- Помощь, взаимовыручка, общинность, соборность-«В единстве сила!»;
- Родительское и коллективное благославление, послушание, уважение
по отношению к старшим;
- Возродить традиционный метод – запоручительство, честное слово;
- Создавать атмосферу творчества и реализации плодов труда в
реальной жизни и, прежде всего в семье;
- Участие в педагогическом процессе родителей, членов семьи;
- Сохранение чистоты родного языка, традиции образного мышления;
- Сохранение подлинной, естественной атмосферы народной культуры в
учебном и воспитательном процессе
Средства: физические упражнения в виде игры, физкультминутки и динамические паузы между занятиями, минутки релаксации, различные виды гимнастики, народные игры
Методическое обеспечение: программа «Славяноведение» Л. П. Васильченко (утв. в Российской международной академии туризма, кафедра педагогики г. Москва 2004год), программа «Русская здрава» (утв. в Институте повышения квалификации работников образования и социальной сферы г. Норильск 2004 год)
При составлении пособия автор ориентировался на образовательные технологии Кушнир А.М. («Природосообразное воспитание грамотности»), Инге Унт, А.С. Границкой, В.Д. Шадрикова («Индивидуализация обучения»), И.Н. Закатова «Культурновоспиты -
вающая технология дифференцированного обучения по интересам детей»), Л.В. Каршинова («Мир и человек»), В. И. Ковалько «Оздоровительная и дыхательная гимнастика»), О. В. Узорова, Е. А. Нефедовой («Пальчиковые игры»), С. А. Исаевой («Гимнастика для глаз»), Е. С. Полат («Педагогика сотрудничества»), Е.Л. Мельниковой («Диагностика успешности школьника на основе представлений о «зоне ближайшего развития»).
3. Заключение:
Программа может способствовать оздоровлению и профилактике заболеваний обучающихся, развитию: памяти, внимания, сообразительности, быстроты физических и интеллектуальных способностей, тренировке волевых качеств.
Методическое пособие «Народные игры – естественная среда развития ребенка» может стать реальным помошником для педагогов дополнительного образования, материалы которого могут логично использоваться на занятиях, мероприятиях и в жизнедеятельности как педагога, так и обучающихся.