Практические задания. 1. Охарактеризуйте сложноподчиненные предложения, найдите средства связи, укажите, что поясняет придаточная часть – слово или словосочетание в главной части

1. Охарактеризуйте сложноподчиненные предложения, найдите средства связи, укажите, что поясняет придаточная часть – слово или словосочетание в главной части или главную часть в целом.

1) В одном месте мы спугнули журавлей, которые с печальным криком пролетели мимо. 2) Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. 3) Они спросили меня, откуда я. 4) Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максимыча. 5) Как я ни спешил, быстро шагая по ельнику, но вышел на прииск уже в сумерки. 6) Пока казаки ставили палатки и таскали дрова, я успел уже сбегать на охоту.

2. Начните составление таблицы “Типы придаточных предложений”

Тип придаточного Значение Средства связи Поясняет слово или всю главную часть Место по отношению к главной части Примеры
           

3. Рассмотрите СПП с придаточными присубстантивно-атрибутивными (определительными). Выделите поясняемые существительные (или субстантивированные слова), союзные слова. Определите семантические и стилистические оттенки, вносимые союзным словом. Постройте схемы предложений.

1) С годами из Марфы Захаровны выработался тяжелый семейный деспот, пред которым пресмыкалось все кругом. 2) Таким образом узнал я конец повести, коей начало так поразило меня. 3) Радуга показалась Наташе входом в заповедные таинственные страны, где хозяйничают Петр Матвеевич и дед и кричат на рассвете журавли. 4) Особенная тишина, какой никогда не бывает в городе, не давала спать. 5) И почему-то пришли на память слова композитора о том вечном блеске, что бросает на нас искусство. 6) Оставшееся позади село, куда забросила меня судьба, было последним жилым местом. 7) Последней комнатой был кабинет отца, откуда небольшая дверь вела в сени.

4. Проанализируйте структуру СПП с придаточными изъяснительными. Определите, к какому лексико-грамматическому классу относятся поясняемые в главной части слова. Найдите союзы и союзные слова, определите, какими членами предложения являются союзные слова. Постройте схемы предложений.

1) Мы уже знали, что рыболовы делятся на глубоких неудачников и на счастливцев. 2) Казалось странным, почему он не стал моряком. 3) Ясно было, что старика огорчало небрежение Печорина. 4) Казбич вообразил, будто Азамат украл его лошадь. 5) Ты рада, что ты дома? 6) Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает... 7) Крайнев поднял голову и увидел, как в открытые ворота въехала колонна машин. 8) Но из его рассказов Самгин выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции. 9) Больная подала знак, что хочет пить. 10) Новые знакомые спрашивали, живы ли у него отец и мать, сколько он зарабатывает в месяц, часто ли бывает в театрах. 11) То, что мне не дойти, было ясно. 12) И я привязан к тебе не меньше, чем ты ко мне.

5. Сравните предложения. Одинаковыми ли по значению являются придаточные части? Постройте схемы данных предложений.

1) Опасениями, что волновали его весь день, он поделился с другом. 2) Опасение, что не удастся вовремя закончить проект, не давало ему спокойно работать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: