1. Продолжите составление таблицы “Типы придаточных предложений”.
2.Определите тип местоименно-соотносительных придаточных: субстантивные, адъективные, адвербиальные (образа действия, места), качественно-количественные. К какой группе по школьной классификации (местоименно-определительные, степени, образа действия) они относятся? Составьте схемы предложений.
1) Зажигает только тот, кто сам горит. 2) Все в доме было таким, каким Потапов хотел его видеть. 3) Ему хотелось обнять друга так, как он обнял его в День Победы. 4) Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. 5) То, что я пережил, не прошло даром. 6) Барина в нем было как раз столько, сколько нужно для холопов. 7) Куда река пошла, там и русло будет.
2. Определите, какое значение вносит соотносительное слово и союз в семантику данных местоименно-союзно- соотносительных предложений. Как рассматриваются такие предложения в школьном учебнике? Составьте схемы предложений.
1) Надо встать таким образом, чтобы Полярная звезда оказалась над головой. 2) Он вернулся домой настолько разбитый, точно совершил тяжелый поход. 3) А минут через десять стало так темно, что уж не было видно ни звезд, ни полумесяца. 4) Речка так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. 5) До конца спектакля Варвара вела себя так нелепо, как будто на сцене разыгрывали тяжелую драму. 6) Такая скучища, что просто разбежался бы и головой об стену. 7) Волны звучат так, точно просят пустить их погреться к костру.
|
|
3.Определите тип предложений, придаточная часть которых присоединяется словами как, где, куда, откуда, что.
1) Озеро было так густо засыпано листьями, что даже в кабину проникал их запах. 2) Что мне не нужно, без того я обойдусь. 3) Вернер ушел в полной уверенности, что он меня предостерег. 4) Косарь, что рассказывал эту историю, замолчал. 5) Свежий ветер дул с моря, где в темноте сверкали далекие маяки. 6) Нужно установить точно, куда отправится отряд. 7) Иди, куда влечет тебя свободный ум. 8) Городок, откуда родом наш герой, был скучным и провинциальным. 9) Как хочу, так и живу. 10) Мы увидели, как площадь быстро заполняется людьми.
4. Определите по предложенной схеме тип придаточного предложения. Составьте предложения по данным схемам.
а) [ такой + сущ.], (будто…).
б) [ так + глаг.], (союзное слово как).
в) [ та… ], (которая …).
г) [категория состояния…], (где …).
д) [ до того + прил.], (союз что).
Практическое занятие № 14
Тема: Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры