Тема: Понятие о сложном бессоюзном предложении.
Теоретические вопросы
1. Понятие о сложном бессоюзном предложении.
2. Основные и вспомогательные средства связи в сложном бессоюзном предложении.
3. Вопрос об отношении сложного бессоюзного предложения к сложносочиненным и сложноподчиненным предложениям.
4. От чего зависит характер смысловых отношений, выражаемых в БСП?
5. Основные структурно-семантические типы сложного бессоюзного предложения.
6. Бессоюзные сложные предложения однородного состава (с однотипными частями). Смысловые отношения, средства связи.
Практические задания
1. Покажите, используя данные примеры, в чем отличие синонимичных союзных и бессоюзных предложений.
Лес рубят – щепки летят. Если лес рубят, щепки летят. Когда лес рубят, щепки летят. В то время как лес рубят, щепки летят. Лес рубят, так что щепки летят.
2. Охарактеризуйте основные и вспомогательные средства связи в БСП.
1) Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь. 2) Погода была ужасная: ветер выл; мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты. 3) Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце. 4) Такова его участь: солдат должен воевать. 5) Степа один в детской, он это любит.
|
|
3. Опишите БСП однородного состава: смысловые отношения между частями (одновременность, последовательность, сопоставительно-противительные отношения), средства связи. С какими союзными предложениями они соотносительны?
1) Куст весь покрыт мелкими цветочками и гудит, бабочки порхают, пчелы стреляют во все стороны, жужжат жуки. 2) Он ринулся в двери, скатился с лесенки, побежал; я вылетел за ним. 3) Снежно, холодно, мгла и туман. 4) Одни рождаются стариками, в других до старости чувствуются едва уловимые признаки детства.
4. Выполните полный синтаксический разбор сложных бессоюзных предложений.
Но Наташа не узнавала звезд: созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания. Начинало светать, река туманилась, наш костер потух.
Схемы СИНТАКСИЧЕСКОГО анализа