Модель PAF (prevention, appraisal, failure – предупреждение, оценка, отказ)

В этой модели затраты, связанные с обеспечением качества, разбиваются на две основные категории: затраты, связанные с несоответствием по качеству (безвозвратные), и затраты, связанные с достижением соответствия (профилактические) по качеству (рис.4) [7].

Затраты, связанные с соответствием, делятся на затраты на оценку и предупреждение, а затраты, связанные с несоответствием, – на внутренние отказы и внешние отказы. Определение всех этих четырех видов отказов заимствовано из Британского стандарта BS 4778. В соответствии с этим стандартом рассмотрим номенклатуру затрат всех видов.

Затраты на предупреждение:

- планирование качества, разработка и конструирование измерительного и испытательного оборудования,

- анализ качества и проверка конструкции,

- проверка и техническое обслуживание оборудования для измерения и испытаний,

- проверка и техническое обслуживание производственного оборудования, используемого для оценки качества,

- гарантии поставщиков,

- подготовка кадров в области качества,

- анализ качества и программы по совершенствованию качества.

Затраты на оценку:

- предпроизводственная проверка,

- выбор способа контроля,

- проведение лабораторных приемных испытаний,

- контроль и испытание,

- контрольное и испытательное оборудование,

- материалы, расходуемые при проведении контроля и испытаний,

- анализ и доклад о результатах испытаний и контроля,

- полевые испытания на работоспособность, утверждение и одобрение, оценка складских запасов,

- инвентаризация складирования.


Рис. 4. Схема затрат на обеспечение качества

Затраты на оценку будут оправданы при условии, что несоответствие обнаружат до того, как продукция попадет к потребителю. Такими действиями могут быть [17]:

- испытания продукции или проверка документации до того, как ее передадут потребителю,

- проверка документов и исправление ошибок до того, как они попадут на почту,

- контроль работы оборудования или поставщиков,

- реставрация поврежденных поверхностей,

- хранение сверхнормативного запаса компонентов для замены дефектных комплектующих,

- проверка подготовленных счетов перед отправкой их потребителям для оплаты.

Выявление несоответствий на этой стадии исключает серьезные затраты на отказы и сбои в будущем, а также помогает разрабатывать более эффективные методы контроля.

В литературе [9,10] затраты на соответствие часто называют профилактическими или предупредительными затратами на повышение качества. Такие затраты являются выгодными инвестициями в улучшение качества.

Затраты, связанные с внутренними отказами:

- брак,

- замена, переделка и ремонт,

- поиск и устранение неисправностей или анализ дефектов и отказов,

- повторные испытания и контроль,

- отказы у субподрядчиков,

- разрешение на модификацию и уступки,

- понижение класса качества,

- простои.

Затраты, связанные с внешними отказами:

- жалобы,

- гарантийный возврат,

- отвергнутая и возвращенная продукция,

- уступки,

- потери продаж,

- расходы на отзыв продукции,

- ответственность за продукцию.

Затраты, связанные с отказами, в литературе обычно называют как безвозвратные затраты на качество. Эти затраты составляют (4-5)% от объема продаж.

Чтобы получить полную картину потерь, надо, помимо традиционных затрат, учесть и скрытые затраты на несоответствие [17]:

- содержание дополнительной сервисной службы,

- задержки с выполнением планов,

- задержки с оформлением документов,

- страховые запасы комплектующих и узлов,

- дополнительные перевозки,

- ошибки в оформлении счетов на оплату,

- неполное выполнение принятых заказов,

- доработка конструкции несоответствующей продукции,

- потери времени на контакты с неудовлетворенным потребителем,

- неиспользованные производственные мощности и др.

Эти, не отраженные в бухгалтерских документах расходы, составляют не менее (15-20)% от общего объема продаж.

Скрытые затраты, связанные с внешними отказами, могут быть вызваны следующими обстоятельствами:

- изучение и удовлетворение жалоб,

- выполнение необоснованно взятых обязательств,

- исправление ошибок в счетах,

- выезд специалистов непосредственно к потребителю при возникновении неполадок,

- возмещение затрат потребителю, вызванных несвоевременным выполнением обязательств,

- снижение возможного уровня неудовлетворенности за счет отзыва продукции.

Усилия по исправлению несоответствий, выявленных вне компании, обычно направлены на восстановление доверия потребителей, иначе это грозит потерей рынка.




double arrow
Сейчас читают про: