В этой модели затраты, связанные с обеспечением качества, разбиваются на две основные категории: затраты, связанные с несоответствием по качеству (безвозвратные), и затраты, связанные с достижением соответствия (профилактические) по качеству (рис.4) [7].
Затраты, связанные с соответствием, делятся на затраты на оценку и предупреждение, а затраты, связанные с несоответствием, – на внутренние отказы и внешние отказы. Определение всех этих четырех видов отказов заимствовано из Британского стандарта BS 4778. В соответствии с этим стандартом рассмотрим номенклатуру затрат всех видов.
Затраты на предупреждение:
- планирование качества, разработка и конструирование измерительного и испытательного оборудования,
- анализ качества и проверка конструкции,
- проверка и техническое обслуживание оборудования для измерения и испытаний,
- проверка и техническое обслуживание производственного оборудования, используемого для оценки качества,
- гарантии поставщиков,
- подготовка кадров в области качества,
- анализ качества и программы по совершенствованию качества.
Затраты на оценку:
- предпроизводственная проверка,
- выбор способа контроля,
- проведение лабораторных приемных испытаний,
- контроль и испытание,
- контрольное и испытательное оборудование,
- материалы, расходуемые при проведении контроля и испытаний,
- анализ и доклад о результатах испытаний и контроля,
- полевые испытания на работоспособность, утверждение и одобрение, оценка складских запасов,
- инвентаризация складирования.
Рис. 4. Схема затрат на обеспечение качества
Затраты на оценку будут оправданы при условии, что несоответствие обнаружат до того, как продукция попадет к потребителю. Такими действиями могут быть [17]:
- испытания продукции или проверка документации до того, как ее передадут потребителю,
- проверка документов и исправление ошибок до того, как они попадут на почту,
- контроль работы оборудования или поставщиков,
- реставрация поврежденных поверхностей,
- хранение сверхнормативного запаса компонентов для замены дефектных комплектующих,
- проверка подготовленных счетов перед отправкой их потребителям для оплаты.
Выявление несоответствий на этой стадии исключает серьезные затраты на отказы и сбои в будущем, а также помогает разрабатывать более эффективные методы контроля.
В литературе [9,10] затраты на соответствие часто называют профилактическими или предупредительными затратами на повышение качества. Такие затраты являются выгодными инвестициями в улучшение качества.
Затраты, связанные с внутренними отказами:
- брак,
- замена, переделка и ремонт,
- поиск и устранение неисправностей или анализ дефектов и отказов,
- повторные испытания и контроль,
- отказы у субподрядчиков,
- разрешение на модификацию и уступки,
- понижение класса качества,
- простои.
Затраты, связанные с внешними отказами:
- жалобы,
- гарантийный возврат,
- отвергнутая и возвращенная продукция,
- уступки,
- потери продаж,
- расходы на отзыв продукции,
- ответственность за продукцию.
Затраты, связанные с отказами, в литературе обычно называют как безвозвратные затраты на качество. Эти затраты составляют (4-5)% от объема продаж.
Чтобы получить полную картину потерь, надо, помимо традиционных затрат, учесть и скрытые затраты на несоответствие [17]:
- содержание дополнительной сервисной службы,
- задержки с выполнением планов,
- задержки с оформлением документов,
- страховые запасы комплектующих и узлов,
- дополнительные перевозки,
- ошибки в оформлении счетов на оплату,
- неполное выполнение принятых заказов,
- доработка конструкции несоответствующей продукции,
- потери времени на контакты с неудовлетворенным потребителем,
- неиспользованные производственные мощности и др.
Эти, не отраженные в бухгалтерских документах расходы, составляют не менее (15-20)% от общего объема продаж.
Скрытые затраты, связанные с внешними отказами, могут быть вызваны следующими обстоятельствами:
- изучение и удовлетворение жалоб,
- выполнение необоснованно взятых обязательств,
- исправление ошибок в счетах,
- выезд специалистов непосредственно к потребителю при возникновении неполадок,
- возмещение затрат потребителю, вызванных несвоевременным выполнением обязательств,
- снижение возможного уровня неудовлетворенности за счет отзыва продукции.
Усилия по исправлению несоответствий, выявленных вне компании, обычно направлены на восстановление доверия потребителей, иначе это грозит потерей рынка.