СМО могут быть двух видов:
- СМО с отказами;
- СМО с ожиданием (т. е. с очередью).
Обслуживание в системах с очередью может иметь различный характер:
- обслуживание может быть упорядоченным;
- обслуживание в случайном порядке;
- обслуживание с приоритетом, при этом приоритет может быть с прерыванием и без прерывания.
Системы с очередью делятся на:
- системы с неограниченным ожиданием, при этом поступившая в СМО задача становится в очередь и ждет обслуживания. Рано или поздно она будет обслужена;
- системы с ограниченным ожиданием, при этом на заявку в очереди накладываются ограничения, например ограниченное время пребывания в очереди, длина очереди, общее время пребывания в СМО. В зависимости от типа СМО для оценки эффективности могут быть применены разные показатели.
Для СМО с отказами используются следующие показатели эффективности:
- абсолютная пропускная способность А – среднее число заявок, которое может быть обслужено в единицу времени;
- относительная пропускная способность Q – относительное среднее число заявок. При этом относительную пропускную способность можно найти по формуле
где λ – это интенсивность поступления заявок в СМО.
|
|
Для СМО с ожиданием абсолютная пропускная способность А и относительная пропускная способность Q теряют смысл, но важными становятся другие характеристики:
1. единица времени ожидания в очереди;
2. среднее число заявок в очереди;
3. среднее время пребывания в системе.
Для СМО с ограниченной очередью интересны обе группы характеристик.