От автора. Эти лекции были прочитаны в 1956 году, сразу после того, как я закончил очередной пересмотр Драматической Вселенной

Эти лекции были прочитаны в 1956 году, сразу после того, как я закончил очередной пересмотр Драматической Вселенной. Основной их целью было разъяснение простым языком теории энергий, которая была изложена в 32 главе этой книги. Так получилось, что в то время я впервые познакомился с Субудом, и многие читатели наверняка поймут, что ряд эпизодов настоящей книги основан именно на этом опыте.

Я решил опубликовать эти лекции без каких-либо изменений, не потому, что мой подход к этому вопросу с тех пор не изменился; дело в том, что, по моему мнению, исключительно важно иметь как можно более широкое и всеобъемлющее представление о природе энергий и их различных качествах. В определенном смысле, можно сказать, что нет ничего более важного для нас, чем понимание энергий, поскольку наша судьба зависит от умения правильно распоряжаться доступными нам энергиями. Справедливости ради, следует сказать, что мы можем правильно распоряжаться энергиями, просто "ведя себя правильно", без какого-либо понимания сущности наших поступков, подобно тому, как повар вполне может приготовить прекрасную еду, не понимая законов биохимии и физиологии пищеварения. Однако, к сожалению, принципы правильного поведения никогда не бывают ни достаточно конкретными, ни достаточно очевидными, чтобы обеспечить уверенность в их применимости к любым обстоятельствам. Более того, ситуации, к которым не применимы общие правила, далеко не всегда тривиальны. В некоторых наиболее важных случаях, обстоятельства уникальны и возникают настолько непредвиденно, что нет никакой возможности подготовиться к ним. В связи с этим, для того чтобы принимать правильные решения в таких ситуациях, необходимо понимать, что происходит. На практике это очень часто означает, что мы должны отличать один вид энергии от другого.

Кроме того, в использовании энергий есть много технических тонкостей. Нам хорошо это известно на примере атомной энергии, или даже более привычных нам электричества, теплоты и движения. Мы же не полагаемся исключительно на свои природные способности, ведя машину, и не пытаемся строить электростанции, не имея знаний в области электро-инженерии.

Жизненные энергии окружают нас со всех сторон, и само наше существование зависит от правильного их использования. Даже обычное удовлетворение от жизни зависит от трансформаций энергии. В то же время, регуляция этих трансформаций - дело сугубо техническое. Когда процесс нарушается, мы заболеваем и зовем врача, однако, правильное использование энергий не ограничивается просто предотвращением заболеваний. Способность работать и наслаждаться жизнью напрямую зависит от доступности нужных энергий в нужном месте, и как мало мы при этом знаем о необходимых техниках.

Наше внутреннее благополучие, в психологическом смысле, зависит от энергий другого рода, но это, все же, энергии, и их использование и контроль над ними, прежде всего, основываются на техниках. Неправильное использование психических энергий является причиной практически всех эмоциональных и умственных страданий, которым подвержено человечество. Это очевидно для всех, в случае сексуальной энергии, но это не менее верно и в отношении энергий мышления и чувств. Психология едва ли даже стоит на пороге понимания психических энергий. Гурджиев знал о соответствующих техниках больше, чем кто-либо из тех, кого я знаю, и о ком слышал. Он научил нас многим из этих техник в форме упражнений и дисциплины. Наряду с этим, он создал схему энергий, или, как он называл их, "субстанций", и это стало отправной точкой в моих собственных изысканиях. Те, кто хорошо знаком с идеями Гурджиева, наверняка различат в настоящей книге многие из понятий, высказанных им в главе "Чистилище" Рассказов Вельзевула своему внуку, хотя, я надеюсь, и в более доступной форме.

Наконец, энергии играют определенную роль в трансформации самого человека. В связи с этим, Гурджиев называл людей "космическими аппаратами для трансформации энергий". Бытие и развитие человека, его актуальное существование и возможность жить более полной и возвышенной жизнью, в равной степени зависят от трансформаций энергии. Можно разделить их на три категории. Прежде всего, есть трансформации, которые должны находиться под контролем человека. Другие связаны со взаимодействием или подчинением, но сам человек не может ни инициировать их, ни управлять их течением. Наконец, часть трансформаций выходит за рамки человеческого понимания и никоим образом ему не подвластны.

Эти три разновидности трансформаций соответствуют трем основным элементам духовной жизни человека. Первым элементом является понимание и "работа над собой", и в этой сфере Гурджиев был одним из наиболее выдающихся представителей нашего времени. Вторая разновидность, сопряженная с подчинением, особенно хорошо развита в традиции Субуд латихан. Природа этого вида трансформации требует от человека полного смирения и подчинения, без какой-либо собственной инициативы. В третьем случае, трансформацию можно по праву назвать "сверхъестественной". Ее сакраментальность заключается в том, что человек может участвовать в действии только внешне, не осознавая его истинный характер. Это относится к религиозной жизни, но и здесь мы сталкиваемся с трансформацией энергий. Вне всяких сомнений, Христианские Таинства напрямую связаны с трансформацией энергий сверхъестественного уровня, причем, это относится ко всем Таинствам, от Крещения и Евхаристии, до Последнего Елеопомазания.

Следовательно, если каждый аспект нашей жизни включает в себя трансформации энергий, будет разумно постараться как можно лучше понять природу энергий. При этом одних лишь теоретических рассуждений явно не достаточно, поскольку энергиями мы пользуемся, прежде всего, для практических целей, и лишь во вторую очередь для умозрительных заключений. Причем, это настолько же верно в случае психических и духовных энергий, как и в случае физических и жизненных.

В этой книге я постарался показать, что энергии лучше всего изучать, исходя из двенадцати важнейших качеств, в рамках каждого из которых, в свою очередь, есть различные категории и степени интенсивности. Четыре энергии из этого числа имеют непосредственное значение для опыта людей. Это энергии, принимающие участие в нашей сознательной жизни, и мы можем, до некоторой степени, контролировать их. Я назвал эти энергии, соответственно, автоматической, чувствительной, сознательной и творческой. Практическое понимание этих четырех энергий позволяет человеку регулировать собственную жизнь практически на всех доступных ему уровнях опыта. Тем не менее, для того чтобы понимать всю полноту их значения, необходимо рассматривать их с точки зрения целостной системы энергий, от материальных до космических.

Кумб Спрингс

Июнь 1964 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: