Увеличить степень сжатия в ДВС можно путем сжатия в цилиндре только воздуха с последующим впрыскиванием в него топлива. При сжатии воздуха отсутствует ограничение на температуру самовоспламенения топлива, а высокая температура воздуха в конце процесса сжатия позволяет осуществить самовоспламенение топлива, впрыскиваемого в цилиндр, без электрической свечи. Такой ДВС был предложен Дизелем (Германия), поэтому в настоящее время эти двигатели называют дизелями. Цикл дизельного ДВС показан в T,s - диаграмме на рис. 2.
Рис. 13.2. Цикл ДВС с подводом теплоты при р=const в Т,s- диаграмме: 1234 – идеальный; 12’34’ – реальный
Определяющими характеристиками данного цикла являются: степень сжатия и степень предварительного расширения . Используя эти характеристики и параметры первой точки, можно определить остальные параметры цикла в характерных точках.
Термический КПД цикла
, (5)
где – коэффициент Пуассона.
Выразив температуры в выражении (5) через Т1 и характеристики цикла r, e, термический КПД ДВС
. (6)