Рис. 3. Типы дифференциалов, классифицированных по различным признакам
Конический симметричный дифференциал
Назначение. Дифференциал служит для распределения крутящего момента между ведущими колесами и позволяет правому и левому колесам при поворотах автомобиля и при его движении на криволинейных участках дороги вращаться с разной частотой. Межколесный дифференциал бывает симметричным или несимметричным, соответственно распределяющим крутящий момент между полуосями поровну или не поровну. На автомобилях получили применение межколесные конические симметричные дифференциалы, межосевые конические и кулачковые дифференциалы повышенного трения.
Дифференциал— это механизм трансмиссии, распределяющий подводимый к нему вращающий момент между полуосями ведущих колес и позволяющий им вращаться с разными скоростями. Он состоит из корпуса 1 (рис. 3а), крестовины 3, малых конических шестерен-сателлитов 4 и полуосевых конических шестерен 2. На цилиндрические пальцы крестовины свободно посажены сателлиты, которые вместе с крестовиной закреплены в корпусе (коробке) дифференциала и находятся в постоянном зацеплении с шестернями правой и левой полуосей.
|
|
Когда автомобиль движется прямо и по ровной дороге, оба ведущих колеса испытывают одинаковое сопротивление качению.
При этом ведомая шестерня 5 (рис. 36) главной передачи вращает вокруг своей оси корпус дифференциала с крестовиной и сателлитами 4. Сателлиты, находясь в зацеплении с правой и левой полуосевыми шестернями, зубьями приводят их во вращение с одинаковой частотой. В этом случае сателлиты вокруг собственной оси не вращаются.
При повороте (рис. 3в) колеса автомобиля проходят разную длину пути. Вращение внутреннего колеса замедляется, а наружного — убыстряется. Сателлиты, вращаясь вместе с корпусом, своими зубьями упираются в зубья полуосевой шестерни, замедлившей вращение, и сообщают дополнительную скорость другой полуосевой шестерне, в результате чего наружное колесо, проходя больший путь, вращается быстрее.
Рис. 3. Дифференциал:
а - устройство; б - схема работы при прямолинейном движении; в - схема
работы при повороте; 1 - корпус (чашка); 2 - полуосевые шестерни, 3 - крестовина;
4 - сателлит; 5 — ведомая шестерня главной передачи; 6 — ведущий вал главной передачи; 7 - правая полуось; 8 - левая полуось; 9 - наружное ведущее
колесо
Рис.4. Конический симметричный дифференциал
Кулачковый дифференциал повышенного трения (рис.5) благодаря дополнительным силам трения (в результате самоблокировки) передает больший крутящий момент на то колесо автомобиля, которое вращается медленнее, что уменьшает возможность его пробуксовывания и повышает устойчивость автомобиля против бокового заноса.
|
|
Картер кулачкового механизма состоит из двух половин, соединенных болтами вместе с ведомым зубчатым колесом 3 и опирающихся на конические роликовые подшипники. Правой половиной дифференциала является его чашка 5, а левой — сепаратор 2. В сепараторе 2 расположены два ряда радиальных отверстий (по 12 отверстий в каждом ряду), в которых размешены сухари 4$ установленные между внутренней 1 и наружной 4 звездочками, при помощи шлицов соединенными с полуосями. Внешняя поверхность внутренней звездочки 1 по окружности имеет два ряда кулачков (по шесть кулачков в каждом ряду), а внутренняя поверхность наружной звездочки 4 имеет один ряд кулачков. Крутящий момент от ведомого колеса 3 передается сепаратору 2, а от него через сухари 6 — на кулачки звездочек и затем на полуоси.
Рис. 5 Кулачковый дифференциал повышенного трения автомобилей