Базисные PR-тексты делятся на первичные и вторичные.
Первичным PR-текстом названы исходные сообщения субъекта PR-деятельности (пресс-релизы, письма, буклеты и т.п.). Первичные PR-тексты, в свою очередь, подразделяются на простые (однородный материал, созданный в определенном жанре) и сложные (материал, составленный из ряда простых текстов, объединенных определенным поводом).
Вторичные PR-тексты — это сообщения, в которых первичная информация, исходящая от субъекта, подверглась дополнительной журналистской обработке и которые переданы исключительно через каналы СМИ. К примеру, вторичным текстом может быть статья в газете, написанная на основе пресс-релиза, буклета или новостей с официального сайта организации.
Для классификации PR-текстов также можно применить типологию, которая традиционно используется в журналистике и основана на жанровом разделении материалов на:
1) информационные (новости);
2) аналитические (экспертиза);
3) художественные (свободная публицистика).
Ввиду специфики направленности PR-текста его наиболее распространенные образцы относятся к первой (информационной) группе жанров. Сотрудник пресс-службы должен хорошо разбираться в специфике каждого вида
материала и уметь применять эти знания на практике. С помощью таблицы приведем примеры каждой группы текстов, согласно их жанровому распределению.
|
Аналитическая |
| ||
группа: | группа: | ||
• заявление для СМИ | • памфлет | ||
• бэкграундер | • очерк | ||
■ имиджевая статья | • фельетон | ||
• байлайнер и др. | и другие | ||
подобные виды | |||
вторичных | |||
PR-текстов |