Полушария головного мозга

Если есть стресс, то наблюдается не только недостаточная активность тимуса, но и дисбаланс полушарий головного мозга, мешающий нам прийти к творческому решению проблемы, этот стресс вызвавшей.

Говоря крайне упрощенно, левое полушарие у праворукого человека отвечает за работу с повседневными ситуациями, встречающимися нам в реальности. Правое полушарие, наоборот, имеет дело с фантазиями. Бизнесмен, который борется с налоговыми отчетами, предельными сроками, да переучетами, использует левое полушарие; но когда он может просто уставиться в окно и помечтать, то включается уже правое полушарие. Он использует правое полушарие в попытках скорректировать то, что мы называем межполушарным дисбалансом, вызванным избыточной активностью левого полушария.

Функции левого полушария включают в себя каждодневную реальность, упорядоченные «логические» связи, семантику и арифметику. Функции правого полушария – это фантазия, воображение, интуиция, мечты, построение зрительных образов, ритм, рифму, пространственные отношения, юмор, синтаксис и музыку.

Нормальная творческая деятельность подразумевает равноценное участие обоих полушарий1. Творчество есть способность создать что-то новое. Если вы человек творческий, вы найдете новое решение проблемы, а не будете реагировать старыми стереотипами, как раньше. Любая новая проблема требует нового решения, но чтобы такое решение найти, требуется творчество. Это возможно только в том случае, если жизненная энергия высока, и полушария головного мозга сбалансированы – то есть, когда вы находитесь в состоянии психобиологической гармонии.

К сожалению, при тестировании мы обнаруживаем, что примерно 95 процентов людей в творческом состоянии не находятся. Доминирующим, или слишком активным, обычно оказывается левое полушарие. Причин тому множество. Левое полушарие связано с деятельностью правой половины тела. Поскольку большинство людей является праворукими, не удивительно, что большинство людей активизирует при письме, рисовании, и прочем, именно левое полушарие. Более того, как уже говорилось ранее, левое полушарие отвечает за ежедневную реальность. Джон Гарднер называет его «долей, которая подсчитывает, да смотрит искоса»2.

Правое полушарие, наоборот, больше связано с фантазиями и мечтаниями, интуицией, воображением и образным мышлением. Мы обнаруживаем, что с правополушарной музыкальной активностью связаны также ритм и рифма. Как я уже говорил, логика, семантика и «холодная, суровая реальность» определяются левым полушарием, но ритм, поток, синтаксис, чувство рифмы – иначе говоря, «музыка» речи – это уже функция «правого мозга»3. Хороший коммуникатор, когда он проводит презентацию, всегда использует оба полушария.

Курт Сакс утверждал, что самые древние музыкальные инструменты были ориентированы исключительно на ритм4. Из повторяющихся ритмов развилась мелодия. Этот же процесс мы обнаруживает в языке; он называется редупликацией. Речь ребенка, например, тяготеет к таким сочетаниям, как папа, мама, дин-дон, бум-бум, тик-так.

Функцией правого полушария является еще и юмор. Недостаток чувства юмора всегда указывает на межполушарный дисбаланс и сниженную жизненную энергию. Если говорящий находится в состоянии стресса, и у него доминирует левое полушарие, правое полушарие может проявить себя весьма юмористическим образом. «Ляпы», приведенные ниже, как раз являются примерами такого рода юмора.

«Попробуйте наш вкусный сироп ДЛЯ кашля. Гарантируем – лучше не найдете нигде».

«Майор Ричард Дейли из Чикаго говорит: «Чикагская полиция здесь не для того, чтобы создавать беспорядки, а для того, чтобы их охранять».

«Тема сегодняшней передачи «Сермонетт» - «Пусти свой хлеб по воде». Национальная Хлебопускательная Компания5». (Примечание: Игра слов broadcasting (вещательный) и breadcasting (получается, соответственно, хлебопускательный).

Оговорки и обмолвки как раз и представляют собой попытки правого полушария уравновесить чрезмерную активность своего соседа6. Правое полушарие часто вводит ритм, рифму и юмор в бессознательные отношения с активностью левого полушария. То, что многие такие оговорки имеют явный сексуальный подтекст, было доказано работами Фрейда. Рассмотрим следующие примеры:

Диктор: «А уж как этот восхитительный вкус понравится папочке! Итак, запомним – это аппетитный кусочек койки».

Радиокомментатор: «Да, ребята, сегодня вечером в Гардене (Ковент-Гарден) жарковато. Я даже вижу в первых рядах нескольких дамочек в вечерних лямках без платьев»7.

Внезапная шутка и последующий смех, вызванные оговоркой, дают то, что Фрейд называл «удовольствием от смеха». Если сама по себе оговорка является показателем стресса, то следующий за ней смех – уже мощное лечебное средство.

Позвольте привести пример из близкой области, в отношении прозвищ. Однажды мне случилось присутствовать при рождении прозвища, которое на некоторое время просто прилипло к человеку. Что, кстати говоря, свидетельствует об его адекватности – если прозвище не к месту, оно быстро забывается. Но уж если оно человеку соответствует, обязательно прилипнет надолго. Когда я учился в средней школе, у нас был милейший пожилой директор. В какой-то момент ему нашли замену (о чем весьма сожалели практически все ученики), и занял его место человек много моложе, к тому же с известной репутацией «новой метлы». Он пытался привести все в идеальную чистоту, и «вымести прочь» всю неряшливость и недостаток дисциплины, которые, якобы, были главными грехами нашей школы. Звали его мистер Хили. Когда мистер Хили появился у нас в первый раз, все страшно боялись. Никто не знал, чего от него ожидать, да и вообще, что делать. Знали одно – наказывать будет наверняка. Естественно, всем было страшно. На второй день пребывания в должности директора он приехал в школе на маленьком потрепанном автомобиле, который нарочито припарковал ни где-нибудь, а на спортивной площадке, чего себе не позволял ни один учитель. Около трехсот учеников с интересом за эти наблюдали. Когда из этой развалюхи вместе с директором вылезла очень даже привлекательная дамочка, мы просто не знали, что и думать. (Кстати, кто она была такая, мы так и не узнали). Но уже через полчаса к директору прилипла кличка «Хили – Гончий Перец» (Hot Rod Healy).

Исследуем эту кличку и посмотрим, сможем ли мы выделить здесь компонент правого полушария и воссоздать финальный акт, который слепил все слова воедино, в прозвище, оказавшееся уместным как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. Во-первых, новый директор приехал на машине, которая была чем угодно, но уж только не гоночной машиной. В те времена сленговое выражение Hot Rod означало специально переделанную для гонок машину, к тому же, с форсированным двигателем. Мы знали также, что у нового директора была милая привычка моментально хвататься за палку (подсознательно: перец – палка). И, уж когда мы его увидели с красоткой, в уме тут же возникли сексуальные фантазии (здесь слово «перец» комментариев тоже не требует). Ну, и последнее: «Остин Хили» в те времена был весьма даже известным гоночным автомобилем.

Отсюда и возникла такая редупликация как «Хили – Гончий Перец» - порождение стресса в левом полушарии и юмора в правом.

Игра слов была любимым занятием Шекспира. Только по этой грани его творчества была написана отдельная монография8. Например, в «Ричарде II», когда Ричард теряет власть, Болингброк его спрашивает: «Согласны ль вы отречься от короны?». На что Ричард отвечает:

Да, нет... Нет, да... Ведь я - ничто. В ответ,

Чтоб вышло «да», я отрекусь от «нет». (Акт 4)

Как говорит Махуд: «Кроме, с одной стороны, мучительной нерешительности (Да, нет… Нет, да…) есть еще и чудовищно перенапряженный ум, который ищет выхода в каламбуре, который, к тому же, выражает всю степень его тревоги (Ведь я – ничто). Может ли он и далее существовать, не будучи королем?

Эта игра слов – одна из величайших частей гения Шекспира. В ней – творчество, полное и гармоничное функционирование обоих полушарий, коммуникации между ними – без стресса, в полном равновесии. Юмор и рифма – это основа для игры слов другого рода. Таков сленг кокни. В нем есть замечательные ассоциации между собственно сленговым обозначением и исходным предметом. Например, на этом жаргоне «нож с вилкой» означает «жена». «Тушенка» - «чеснок с клеем». «Мисс» - «целуйся-обнимайся». «Мальчик» - «резвись-играй»9.

Возьмем пример из работы Фрейда «Шутки и их связь с подсознанием»10, в котором есть скачок от конкретного значения к абстракции. И здесь, в том, что выглядит исключительно как активность левого полушария, внезапно возникает компонент правого полушария, а в результате получается внезапный, часто удивительный всплеск юмора. В данном случае, сваха говорит поклоннику, что отец его девушки умер. После свадьбы выясняется, что тот живехонек, но… сидит в тюрьме. Поклонник, естественно, удивляется, высказывает свахе свои претензии, на что та преспокойно отвечает: «Что-то я вас не понимаю. Вы что, всерьез считаете это жизнью?»

К деятельности правого полушария относится также создание зрительных образов. То есть, если вы спрашиваете кого-то: «Видите, что я имею в виду?» - то на самом деле вы хотите сказать следующее: «Понимаете ли вы меня всем мозгом, а не только его левой половиной? Можете ли вы себе представить, увидеть, то, о чем я говорю?» Из опыта психотерапии нам известно, что от простого констатирования типа: «На самом деле вы свою жену не любите», - или: «Вы нетерпимы», - толку немного. Пациент никогда не сможет выполнить рекомендацию, если не находится в равновесии и не обладает способностью к творчеству. Восприимчивым к тому, что говорит терапевт, может быть только человек во всей свой целостности. Одним из способов помочь ему «увидеть» то, что вы имели в виду, является тестовая процедура, причем это – один из самых ее красивых вариантов. Человек может реально увидеть, что для него истинно, а что нет. Ему об этом скажет тело, а он почувствует, что такое понимание себя.

Слово «воображение, мысленный образ» (imagination) происходит от греческого «стать видимым», «мысленно представить». В раннем детстве многие наши воображения являются визуальными. По мере того, как мы развиваемся и все больше переходим на левостороннее функционирование, зрительные образы, за исключением мечтаний и сновидений, начинают постепенно сходить на нет, и к взрослому возрасту у большинства людей уже развивается левополушарное доминирование. Однако к настоящему пониманию ведет именно синтез полушарных функций. И инициировать такой синтез может великая поэзия, великая музыка, все виды искусства, использование метафор – это будет настоящее восприятие, и знание. Сочетание «логики» и «интуиции» - гораздо больше, чем просто арифметическая сумма этих двух слагаемых. Два потока встречаются в мозге и порождают чудовищный выплеск творчества. Можно сказать, что в создании любой новой идее есть три стадии. Первой является изучение проблемы – то есть активность левого полушария. Затем идет стадия инкубации, скрытого осмысления (в том числе, во сне) – это уже деятельность правого полушария. В конце концов, происходит внезапное озарение – и это уже объединение деятельности обоих полушарий.

Теперь мы может оценить силу поэзии – сочетания ритма, рифмы и образности с логикой – при создании нового произведения.

Левое и правое полушария обладают и другими раздельными функциями. Например, левое полушарие связано с одним из отделов автономной (вегетативной) нервной системы, то есть с парасимпатическим. Этот отдел контролирует наши повседневные функции – дыхание, пульс, пищеварение и т.д. Правое полушарие завязано на симпатический отдел ВНС11. Левое полушарие связано с шестью меридианами, и, также с шестью другими меридианами, связано правое.

Для полностью гармоничного функционирования, психобиологической гармонии, нам требуется скоординированное равновесие между полушариями, и тогда при любой деятельности мы будем получать соответствующий входной сигнал от каждого из них. Тогда мы сможем наслаждаться полностью интегрированной деятельностью и, соответственно, сможем повысить жизненную энергию.

Тестирование доминирующего полушария проводится следующим образом:

Вначале позвольте вашему партнеру провести исходное тестирование. Вы должны показать силу. Теперь поставьте ладонь правой руки примерно в 5-10 сантиметрах от левой стороны головы, напротив уха. Попросите партнера протестировать вас снова. Если результатом будет слабость, то доминирующим у вас является левое полушарие. Если же вы показываете слабость при том положении ладони правой руки, но с правой стороны головы, то доминирующим является с правое полушарие. Если вы не показали слабости ни с одной из сторон, то на момент тестирования полушария были сбалансированы. Это – результат нормальный, но, к великому сожалению, крайне редкий.

Если вы хотите понять, какой будет ваша реакция в проблемной ситуации, введите компонент стресса и проведите повторный тест. Например, держите правую руку у левой стороны головы. Затем подумайте над решением более или менее сложной арифметической задачи, например – как разделить 950 на 25. Если вы «балансируете на грани», мышца-индикатор покажет слабость. Но этого не случится, если, при решении той же задачи на деление, вы поместите ладонь правой руки с правой стороны головы.

Большинство людей вначале покажут слабость либо на правом, либо на левом полушарии, которое мы называем доминирующим12. Как я уже говорил раньше, доминирующим полушарием у большинства людей является левое. Они вязнут в вербальной и интеллектуальной борьбе с окружением, жертвуя эстетическими и интуитивными аспектами правого полушария.

Важно помнить, что тест этот стандартизован использованием дельтовидной мышцы и положением правой ладони (не касаясь волос) на одной линии с ухом. Здесь мы на самом деле применяем магнетическую энергию руки с каждой стороны головы. Этот феномен можно воспроизвести, используя магниты, однако та техника, о которой мы здесь говорим, не требует никакого специального оборудования вообще.

Естественно, доминирование одного из полушарий нежелательно. Нам не следует ни работать под действием такого возникающего в результате стресса, и не следует быть чувствительным к нему. Идеальным для обоих полушарий будет постоянная симметричная активность – это и будет настоящим церебральным балансом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: