Ложное самолюбие

Бак отмечает, что во многих индоевропейских языках слова, относящиеся к понятию «гордыня» подразумевают «выше» или «высоко», «тем самым, ассоциируясь с умственным или духовным превосходством»7. У Шекспира в «Генрихе III» мы читаем: «…моя напыщенная гордыня». Истинная гордость, истинное чувство самоценности и достоинства – очень важное и ценное чувство, что мы увидим, когда перейдем к меридиану толстой кишки и связанным с ним эмоциональным состояниям. Однако ложная и властолюбивая гордыня – это отрицательная эмоция, ослабляющая меридиан легких. (Книга Пророка Исайи, 2:11 – «Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день»).

Хубрис, Спесь – это «властолюбивая гордыня, заносчивость». Интересно происхождение этого слова от гипотетического индоевропейского корня ud, означавшего «верх». Он идеально подходит, когда представляешь себе гордеца, задравшего нос. «Новая Британская Энциклопедия» говорит об «оскорбительном неуважении к пределам действий, дозволенных человеку в упорядоченной вселенной… и в древнегреческих трагедиях это обычно оказывается главным пороком трагического героя»8. Сердцевиной традиционных греческих верований и греческой трагедии Джилберт Мюррей считает «Историю Гордыни и Наказания»9. Мелани Клейн комментирует определение Мюррея: «Типичный грех, в который впадают все живые существа, в поэзии называется «Хубрис, Гордыня», слово, которое обычно переводят как «дерзость» или «гордость»… Но гордыня овладевает большим, ломает все ограничения, нарушает порядок вещей; ее преследует Дике, Правосудие, которое этот порядок восстанавливает. Этот ритм – Хубрис – Дике, Гордыня и ее падение, Грех и Наказание – вот где основная смысловая нагрузка философского стиха, характерного для древнегреческой трагедии»10.

Греческий ученый Е.Р. Доддс определяет спесь как «заносчивость в слове, или деле, или даже в мыслях… «первичное зло», грех, расплата за который – смерть»11. Адриан Стокс определяет ее же, как: «Величайший грех гордыни, в котором приходят к тому, чтобы считать себя богом, попирая законы и божьи, и людские»12.

Основным меридианом является меридиан легких, и именно здесь мы находим глубоко укоренившиеся нарушения – они присутствовали в самые первые дни нашей жизни, и оказались столь всепроникающими, что оказывают воздействие на нас на протяжении всей жизни. Религия древних греков основывалась на преодолении гордыни, на проблеме основного меридиана, меридиана легких. Это же легло в основу древнегреческих трагедий. Похоже, что древние греки разбирались в человеческой природе даже лучше Шекспира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: