Отец современной звуковой терапии

В начале 1950-х годов во Франции талант­ливый исследователь, врач-фониатр и ото­риноларинголог А. Томатис (Alfred Tomatis) предложил рассматривать орган слуха как ге­нератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми колебаниями и заряжающий энер­гией мозг, а через него весь организм. Он пред­положил, а в последующем и доказал, что мозг человека, у которого орган слуха «глух» на частотах выше 7–8 кГц или имеющий выраженные недомогания (например, потерю чув­ствительности и др.), склонен к некоторой потере взаимодействия с внешним миром, деградации и, следовательно, к потерям энер­гетики. Говоря по-другому, мозг не может компенсировать уменьшение информативности поступающих через ухо сигналов, а посему сокращает объем выполняемых операций, косвенно оказывающих воздействие и на са­мочувствие, и на другие внутренние органы тела. Было заявлено еще, что «недомогающее» ухо оказывает неблагоприятное влияние на сознание и подсознание.

На основе проведенных исследований То­матис пришел также к заключению, что голосовой и слуховой аппараты неразрывно свя­заны между собой. С годами у людей голос тус­кнеет и теряет чистоту потому, что ухудшается способность слышать и воспроизводить высокие частоты; у пожилых мужчин и жен­щин с нарушениями слуха голос становится дребезжащим.

В 1960-х – 1970-х годах Томатису удалось выяснить, что внутреннее ухо взрослого че­ловека сохраняет способность к регенера­ции, а слуховые центры полушарий головно­го мозга проявляют пластичность, означаю­щую готовность к налаживанию утраченной функции, то есть к восстановлению стиму­лирования клеток мозга электрическими им­пульсами, приходящими по нервным волок­нам из улитки внутреннего уха. Более того, стало по­нятно, что и здоровое ухо с некоторыми от­клонениями в слухе совместно с мозгом вос­приимчиво к расширению качественных ха­рактеристик, изначально заданных ему от рождения. Томатис предложил лечить и корректировать нарушения слуха путем передачи в ухо вне­шних звуковых раздражителей от электроаку­стических вещателей. Он установил, что ос­новные тоны (в интервале от 3000 до 8000 Гц) активизируют воображение, творческую ак­тивность, улучшают память, а среднечастотные (750–3000 Гц) уравновешивают мышеч­ное напряжение, вносят успокоение.

Томатис пришел к выводу, что музыка об­ладает поистине мистической силой. Для ре­ализации своих идей в области звуковой те­рапии он предложил использовать радиоап­паратуру, чтобы транслировать больному классическую музыку, содержащую высоко­частотные звуки и гармоники таких инстру­ментов, как скрипка, флейта, арфа, фортепь­яно, кларнет и др. Из композиторов он особо выделил В. А. Моцарта. По мнению Томатиса, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голо­са. Кроме того, в своих сочинениях компози­тор свободно использовал плавные тридцатисекундные переходы от «forte» (громко) к «piano» (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга.

Подобными музыке Моцарта были признаны григорианские песнопения, а также произведе­ния И.С. Баха, А. Вивальди, Г. Генделя, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Р. Шума­на. Было подмечено, что оркестровые и камерные сочинения перечисленных композиторов, исполняемые в темпе один такт в секунду, оп­тимальны для музыкальной терапии.

Разработанная программа лечения предус­матривала 20 или 40 посещений студии музы­кальной терапии с двухчасовыми прослуши­ваниями рекомендованных «концертов». Но­ваторский подход в работе с пациентами заключался еще в том, что им разрешали зани­маться лечением на дому с предварительной консультацией в стационаре. Больные могли по собственным ощущениям изменять время проигрывания лечебных мелодий, подбирать их по собственному вкусу.

Для практической реализации лечебного ме­тода широко использовалась домашняя зву­ковая аппаратура: стационарные стереосис­темы, музыкальные центры, радиолы и маг­нитолы, а также портативные аудиоплееры с выходом на громкоговоритель или головные телефоны. Лучшими наушниками считаются те, что имеют большие амбушюры. Воздуш­ный объем внутри них, демпфируя звук, за­щищает ухо от неожиданных громких звуко­вых всплесков. Вся эта аппаратура и мето­дика, используемая в лечебных целях, оказы­вают благотворное влияние и на совершенно здорового человека, слушающего музыку. По­гружаться в слушание рекомендуется, вык­лючив яркое освещение. Сочетание звука с телевизионным изображением, например про­слушивание и просмотр оперного спектакля, может способствовать не только совмест­ному лечебному регулированию функции уха и мозга, но и большему проникновению в му­зыкальное произведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: