В начале 1950-х годов во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и оториноларинголог А. Томатис (Alfred Tomatis) предложил рассматривать орган слуха как генератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми колебаниями и заряжающий энергией мозг, а через него весь организм. Он предположил, а в последующем и доказал, что мозг человека, у которого орган слуха «глух» на частотах выше 7–8 кГц или имеющий выраженные недомогания (например, потерю чувствительности и др.), склонен к некоторой потере взаимодействия с внешним миром, деградации и, следовательно, к потерям энергетики. Говоря по-другому, мозг не может компенсировать уменьшение информативности поступающих через ухо сигналов, а посему сокращает объем выполняемых операций, косвенно оказывающих воздействие и на самочувствие, и на другие внутренние органы тела. Было заявлено еще, что «недомогающее» ухо оказывает неблагоприятное влияние на сознание и подсознание.
На основе проведенных исследований Томатис пришел также к заключению, что голосовой и слуховой аппараты неразрывно связаны между собой. С годами у людей голос тускнеет и теряет чистоту потому, что ухудшается способность слышать и воспроизводить высокие частоты; у пожилых мужчин и женщин с нарушениями слуха голос становится дребезжащим.
|
|
В 1960-х – 1970-х годах Томатису удалось выяснить, что внутреннее ухо взрослого человека сохраняет способность к регенерации, а слуховые центры полушарий головного мозга проявляют пластичность, означающую готовность к налаживанию утраченной функции, то есть к восстановлению стимулирования клеток мозга электрическими импульсами, приходящими по нервным волокнам из улитки внутреннего уха. Более того, стало понятно, что и здоровое ухо с некоторыми отклонениями в слухе совместно с мозгом восприимчиво к расширению качественных характеристик, изначально заданных ему от рождения. Томатис предложил лечить и корректировать нарушения слуха путем передачи в ухо внешних звуковых раздражителей от электроакустических вещателей. Он установил, что основные тоны (в интервале от 3000 до 8000 Гц) активизируют воображение, творческую активность, улучшают память, а среднечастотные (750–3000 Гц) уравновешивают мышечное напряжение, вносят успокоение.
Томатис пришел к выводу, что музыка обладает поистине мистической силой. Для реализации своих идей в области звуковой терапии он предложил использовать радиоаппаратуру, чтобы транслировать больному классическую музыку, содержащую высокочастотные звуки и гармоники таких инструментов, как скрипка, флейта, арфа, фортепьяно, кларнет и др. Из композиторов он особо выделил В. А. Моцарта. По мнению Томатиса, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор свободно использовал плавные тридцатисекундные переходы от «forte» (громко) к «piano» (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга.
|
|
Подобными музыке Моцарта были признаны григорианские песнопения, а также произведения И.С. Баха, А. Вивальди, Г. Генделя, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Р. Шумана. Было подмечено, что оркестровые и камерные сочинения перечисленных композиторов, исполняемые в темпе один такт в секунду, оптимальны для музыкальной терапии.
Разработанная программа лечения предусматривала 20 или 40 посещений студии музыкальной терапии с двухчасовыми прослушиваниями рекомендованных «концертов». Новаторский подход в работе с пациентами заключался еще в том, что им разрешали заниматься лечением на дому с предварительной консультацией в стационаре. Больные могли по собственным ощущениям изменять время проигрывания лечебных мелодий, подбирать их по собственному вкусу.
Для практической реализации лечебного метода широко использовалась домашняя звуковая аппаратура: стационарные стереосистемы, музыкальные центры, радиолы и магнитолы, а также портативные аудиоплееры с выходом на громкоговоритель или головные телефоны. Лучшими наушниками считаются те, что имеют большие амбушюры. Воздушный объем внутри них, демпфируя звук, защищает ухо от неожиданных громких звуковых всплесков. Вся эта аппаратура и методика, используемая в лечебных целях, оказывают благотворное влияние и на совершенно здорового человека, слушающего музыку. Погружаться в слушание рекомендуется, выключив яркое освещение. Сочетание звука с телевизионным изображением, например прослушивание и просмотр оперного спектакля, может способствовать не только совместному лечебному регулированию функции уха и мозга, но и большему проникновению в музыкальное произведение.