Кадры включают основных и вспомогательных рабочих (рабочая сила), торговый, снабженческий и административно-управленческий персонал предприятия.
Материалы - это сырье, потребное для обеспечения работы основного и вспомогательного производства, а также закупаемые со стороны полуфабрикаты и изделия, необходимые для изготовления производимых товаров.
Энергия включает все виды энергии (газ, электрическая, тепловая и др.), используемые на предприятии. В целях проведения системного анализа разделим используемую энергию на два вида:
- энергия, непосредственно используемая в процессе производства и реализации товаров и услуг;
-энергия, необходимая для обеспечения нормального функционирования предприятия, например, для освещения, теплоснабжения и т.п.
Финансы, к которым относятсясобственные средства (собственный капитал), заемные долгосрочные и краткосрочные средства, государственные ассигнования и другие источники.
Информация включает организационно-управленческую и технологическую документацию, необходимую для организации хозяйственной деятельности предприятия, а также финансовую и маркетинговую информацию, информацию о микро- и макросреде предприятия, необходимые для организации успешной работы на рынке.
|
|
Для организации производственного процесса предприятию необходимо иметь землю, здания и сооружения (сегмент 3), представляющие собой производственные корпуса, помещения для административно-управленческого персонала, складские помещения, гаражи и т.д., а также технологическое оборудование, в состав которого входят станки, машины и механизмы, подъёмные краны, транспорт и др.
Названные выше элементы относятся к производственным ресурсам предприятия.
Наличие элементов, перечисленных в сегментах 2 и 3, позволяет организовать производственный процесс по изготовлению товаров (сегмент 4) в цехах основного и вспомогательного производства, а также функционирование административно-управленческого персонала по управлению финансово-хозяйственной деятельностью предприятия (сегмент 5). В результате этой деятельности «на выходе» производственного процесса предприятие будет выпускать товары и услуги (сегмент 6).
Процесс реализации или продажи товаров и услуг на целевых рынках предприятия отражён на схеме с помощью сегментов 7 и 11.
Рассмотрим структуру системы управления предприятием (сегмент 5). Она включает три взаимосвязанные подсистемы:
- управление производственными ресурсами (сегмент 9);
- управление технологическим процессом (сегмент 8);
- управление маркетингом (сегмент 10).
Управление производственными ресурсами состоит в поддержании стабильного равновесия между располагаемыми предприятием ресурсами и объёмом товаров и услуг, которые оно планирует произвести за определённый период времени. Функции управления ресурсами выполняются на крупных предприятиях с помощью подразделений материально-технического снабжения и финансового обеспечения, планово-экономического отдела, отдела кадров, отдела маркетинга, информационного отдела и других подразделений. На предприятиях малого бизнеса решением этих вопросов могут заниматься отдельные работники.
|
|
Управление технологическим процессом производства обеспечивает эффективное использование имеющегося на фирме оборудования, внедрение новых видов технологического оборудования, новых технологий и материалов, а также более эффективной системы организации труда и производства (например, внедрение японской системы «Канбан»). Функции управления технологическим процессом на крупных предприятиях реализуются с помощью соответствующих технологических служб, отделов организации труда и заработной платы, нормирования труда и т.д.
Управление маркетингом - эта подсистема управления процессами: анализ и выбор целевых рынков; определение номенклатуры выпускаемых товаров, отвечающих потребностям покупателей на этих рынках; сбыт товаров. Эти функции должны выполняться на предприятии с помощью отделов маркетинга и сбыта, а на предприятиях малого бизнеса – менеджерами по маркетингу и продажам.
В условиях «командной» экономики маркетинговая деятельность предприятия сводилась, в основном, к организации сбыта продукции, т.е. к отправке ее заранее запланированным потребителям или на склад, откуда она поступала в определённые торговые организации. Эта деятельность обычно реализовывалась с помощью отделов сбыта организации.
В условиях рыночной экономики финансовое положение предприятия целиком зависит от результатов продажи товаров и услуг покупателям. С этой целью предприятие должно проводить систематический поиск и анализ возможных рынков сбыта, изучать потребности и предпочтения потенциальных покупателей на этих рынках. Потребности потенциальных покупателей целевых рынков становятся определяющим фактором для успешного функционирования предприятия. Поэтому на рисунке 1.1 они показаны в начале рассматриваемого процесса (сегмент 1).
Система управления маркетингом регулирует деятельность предприятия по определению и изучению рынков, анализу динамики потребностей и спроса этих рынков на товары и услуги предприятия, а также по сбыту произведенных товаров и услуг. Это показано на схеме в виде соответствующих технологических связей между сегментами 10, 7, 11 и 1.
3.2. Управление маркетингом предприятия.
Главный принцип маркетинга,определяющий его сущность, можно сформулировать следующим образом: «производить только то, что будет безусловно продано, а не пытаться продавать то, что фирма может производить». Исходя из этого принципа сформулируем основные задачи маркетинга на предприятии:
Проведение систематического анализа динамики потребностей существующих и потенциальных покупателей товаров и услуг предприятия и учёт результатов этого анализа при принятии решений по управлению его хозяйственной деятельностью.