Тема 5. Германская пресса в XVII веке
XVII в. как особая культурно-историческая эпоха отличается усложнением и необыкновенным разнообразием экономических, социально - политических и культурных процессов, протекающих в различных странах Европы. Интенсивно идет процесс колонизации Нового Света. Религиозные войны, начавшиеся еще во второй половине XVI в., достигают кульминации в Тридцатилетней войне 1618-1648гг., в которую было втянуто большинство европейских стран. Внутри самих стран продолжается процесс упадка цеховой системы, складывания новых буржуазных отношений и роста торгово - финансовых операций. Происходят существенные сдвиги в области науки, возникают первые научные общества, академии. Расширение торговых, культурных, научных связей требовало создания новой системы обмена информацией. Темп общественной жизни становится заметно быстрее, ускоряются средства сообщения между странами, городами, людьми благодаря быстро распространяющейся почтовой связи, что способствует появлению регулярно выходящих газет, а затем и журналов.
Первые периодические печатные газеты появились в Германии. В 1609 г. в Страсбурге начала издаваться еженедельная газета под названием "Ведомость о всех выдающихся и достопримечательных событиях, совершившихся в Верхней и Нижней Германии, Во Франции, Италии, Шотландии, Англии, Испании, Венгрии, Польше, Валахии, Молдавии и Турции за нынешний 1609 год" ("Relation aller furnemen und gedenkwurdigen Historien"). В этом же году в Аугсбурге стала регулярно выходить еженедельная газета "Новости-Ведомость или Газета" ("Avisa-Relation oder Zeitung"), содержащая корреспонденции из Кельна, Праги, Венеции, Рима, Антверпена. Первые печатные издания не имели определенного названия, по внешнему виду напоминали книгу в четверть листа. Недельная периодичность выпуска объясняется тем, что почты приходили и отходили один раз в неделю. Как и в рукописных листках, сообщения о разных событиях были разделены абзацами, заголовков не было: каждый блок новостей предварялся указанием места (страна или город) и датой происшедшего; сами новости почти не комментировались. "Содержание первых газет составлялось исключительно из корреспонденций, помещаемых без всякой связи между собой и написанных большей частью сухим, тяжелым языком"1. На начальном этапе своего развития газеты не преследовали цели влияния на общественное мнение: они просто собирали и распространяли полезную и занимательную информацию. Поэтому наряду с сообщениями о важных политических событиях они помещали описания предсказаний о конце света, сообщения о кровавых дождях, известия о рождении уродцев о двух головах и тому подобные сенсации. Из Германии XVII в. ведет свою родословную и выражение "газетная утка": часто после сомнительных известий корреспонденты ставили пометку NT (лат. non testatur - не проверено), которая читается как "энте", что по-немецки значит "утка".
Издание еженедельных газет начинает быстро распространяться в других крупных городах Германии. В 1615 г. еженедельные газеты появляются во Франкфурте - на - Майне и Вене, в 1616 - в Гамбурге, в 1617 - в Берлине, в 1620 - в Кельне, Нюрнберге, Брауншвейге, Ростоке. В начале XVII века в Германии насчитывалось около трех десятков еженедельных газет, издававшихся типографщиками или почтмейстерами. Между газетами разворачивается острая борьба за успех. Выживали те, что были тесно связаны с надежными средствами доставки, поэтому уходивший от дел или в отставку почтмейстер лишался, как правило, и возможности издавать газету. Так, из трех возникших в 1615-1619 гг. во Франкфурте-на-Майне газет пережила Тридцатилетнюю войну лишь газета "Почтовые ведомости", которая распространялась таксистской почтой.
Тридцатилетняя война, давая богатый материал для сообщений, вызывавших всеобщий интерес, отчасти способствовала росту общественного значения прессы и, по крайней мере на первых порах, увеличению количества еженедельных газет1. Газеты военной эпохи подробно рассказывали о событиях войны, о военных ужасах, о бедствиях народа. О растущем влиянии периодики на общественное мнение свидетельствует тот факт, что при взятии городов, победители первым делом либо прибирали к рукам местную газету, либо закрывали ее, чтобы не распространялись невыгодные для них сведения. "Победители- шведы во время пребывания своего [в Лейпциге], по-видимому, совсем задушили германскую печать... С уходом шведов в городе снова появились мелкие издания, но при возвращении неприятеля... право выпуска газет было монополизировано шведским почтамтом"2.
Тридцатилетняя война стала подлинной национальной катастрофой, она привела к раздроблению и ослаблению Германии: большая часть населения была истреблена, хозяйственная жизнь и просвещение - подорваны, отсталость страны закреплена на многие десятилетия. Уродливый характер, который принял в Германии феодальный абсолютизм, исключал возможность интенсивного развития прессы, сдерживаемого строгими цензурными порядками. Еще в период Реформации рухнула церковная цензура, и надзор над печатью в первой четверти XVI в. был возложен на отдельных германских князей и города, т.е. была установлена светская цензура. В 1530 г. была введена предварительная цензура, а несколькими десятилетиями позже во Франкфурте-на-Майне создана имперская комиссия по книгоиздательству и цензуре печатных материалов. В начале ХVII в. этой имперской комиссии был придан новый импульс: "без предварительного просмотра, дозволения и одобрения правительства, под властью которого живет типографщик"1 ни один печатный материал не мог быть напечатан и распространяем в пределах Священной империи. Все это тормозило создание серьезных новостных газет, поскольку политическая информация находится под строжайшим контролем. К сфере политики причислялись двор, городские власти, правительственные чиновники и сведения о них. Поэтому создаются развлекательные издания вроде гамбургской " Газеты для радости и удовольствия" (Zeitung Lust und Nutz, 1695).
Первая ежедневная европейская газета тоже появилась в Германии. Она издавалась в Лейпциге с 1660 г. книготорговцем Тимотеусом Ритцше под названием "Пришедшие новости о военных и мировых делах" ("Neu-eigenlaufene Nachrichten von Kriegs und Welthandeln"), а со следующего года стала называться "Лейпцигской газетой"("Leipziger Zeitung"). В ежедневных газетах также, как и в еженедельных, отсутствовала редакционная работа по систематизации и проверке материала. Однако в 60-е гг. намечаются изменения и во внешнем облике газет и в характере верстки. Газетный текст стал делиться на две колонки, но он печатался в вертикальной последовательности без заглавий, сообщения отделялись друг от друга монтажной строкой. В 1665г. в немецких газетах появляются первые объявления, зародыши будущей газетной рекламы, а в 1673г. в Гамбурге выходит газета "Гамбургский ведомостной курьер"(Hamburger Relations Courier), состоящая из одних объявлений.
Несмотря на тяжелые неблагоприятные обстоятельства для развития прессы - многолетние опустошительные войны, цензурные ограничения и запреты, печатные периодические издания быстро распространяются. С 1609-1700 в Германии издавалось около 200 газет. Средние тиражи немецких газет колебались от 350 до 400 экземпляров. По подсчетам специалистов общее количество людей, которые умели читать и которых могла охватить пресса, составляло от 200 до250 тысяч. Цена газеты из-за достаточно большой конкуренции была невысокой. Годовая подписка на еженедельную газету стоила 2 гульдена, на газету, выходившую два раза в неделю, 3 гульдена, что равнялось недельному заработку ремесленника. О все возрастающей роли прессы в современном обществе свидетельствует появившаяся в 1697 г. в Гамбурге книжка "О пользе газетного чтения". Автор убежден, что тот, "кто желает вести осмысленный образ жизни, кто желает быть достойным членом общества и принимать участие в его государственной, торговой и гражданской деятельности, тот обязан интересоваться газетами: тот должен их читать, должен запоминать и взвешивать прочитанное; должен уметь приложить его на деле"1.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы.
1. Общественно-исторические предпосылки формирования периодической печати в XVII веке. 2. Особенности развития периодической печати в Германии и цензура. 3. Первые газеты еженедельной периодичности. 4. Появление ежедневной газеты "Ляйпцигер цайтунг".
Тема 6. Становление журналистики во Франции
В 1631 г. во Франции появляется первая периодическая газета, которая так и называется "Газета" ("La Gazette"). Она была единственной в своем роде, но у нее были многочисленные спутники и предшественники: с XVI в. начинают распространяться рукописные информационные листки (Novelle à la main) с сообщениями о придворных слухах и сплетнях и альманахи (ежегодники), в которых помещались сведения о движении почты, ярмарках, монетных системах, приводились способы сокращенных вычислений.
Печатное производство во Франции стало развиваться достаточно рано. В 1470 г. была основана при Сорбонне первая типография. К началу XVI века в Париже насчитывается около полусотни типографий, быстро развивается производство книжной продукции, причем на первых порах было разрешено свободное обращение книг. Однако уже в 1530-е годы Франциск I сначала под угрозой смертной казни запрещает печатать книги, а потом вводит предварительную цензуру, которую осуществлял Парижский университет. Гонения на печатную продукцию усиливаются во второй половине XVI в. в период разгоревшихся религиозных войн, когда широкое хождение имели памфлеты и агитационные листовки религиозно-политического содержания.
Большую роль в процессе обмена информацией играла эпистолография. Особенного расцвета достигает этот жанр после организации в 1627 г. специальных почтовых бюро, систематически связывавших Париж с провинцией. При отсутствии периодической печати письмо зачастую принимает на себя роль газеты, знакомя какой-нибудь провинциальный салон с умственной жизнью Парижа, или наоборот - Париж с бытом и культурной жизнью провинции. Частная переписка становится предметом чтения целого общества, письма переходят из рук в руки и пишутся в расчете на такое распространение. Они тщательно отделывались как литературные произведения и, будучи отражением жизненных наблюдений их авторов, людей весьма образованных и, как правило, причастных в высшим государственным сферам, имели ценность не только эстетическую, но и историческую. В ряду подлинных мастеров письма XVII в. - кардинал Ришелье, принц Конде, ЛюдовикXIV, Франсуаза де Ментенон, мадам де Севинье и др. Письма собирали, издавали и комментировали. Маркиза де Севинье (1626-1696) - автор нескольких тысяч писем. Среди многочисленных корреспондентов маркизы преобладают лица, находившиеся в оппозиции ко двору и проводимой им политике. Большая часть писем была адресована дочери мадам де Севинье, которой она на протяжении почти четверти века ежедневно писала в Прованс. В них обсуждаются проблемы не только частной жизни, но и злободневные политические события, придворные и столичные новости, новинки литературы и искусства.
Широкий общественный резонанс получили полемические "Письма к провинциалу" Блеза Паскаля (1623-1662). Восемнадцать писем, напечатанных в 1656-1657гг., последовательно разоблачали богословские основания, мораль и политику иезуитов, нацеленные на достижение господства над умами и душами, и возбудили негодование против деятельности ордена. Послания, трактаты и памфлеты оставались на протяжении XVII - XVIII вв. единственной трибуной обсуждения важных общественных и политических проблем.
Складывающаяся периодическая печать была исключительно рупором власти. Ордонансом 1629 г. Людовик XIII предписал предоставлять все рукописи для предварительного просмотра канцлеру и хранителю печати. Согласно этому предписанию " ничто не могло быть напечатано" без санкции полиции и цензора, категорически запрещалась печатная продукция " враждебная религии, королю, государству, чистоте нравов, чести и репутации частных лиц".
Создание французской печати традиционно приписывают Теофрасту Ренодо (1583-1653), издателю знаменитой "La Gazette", но действовал он по указу кардинала Ришелье. Всесильный министр, "архитектор" французского абсолютизма, нуждался в средстве воздействия на общественное мнение. Издававшийся ежегодник " Французский меркурий" (Mercure français, 1611-1644) не мог осуществлять поставленные Ришелье задачи из-за своей редкой периодичности и малотиражности. Внимание кардинала привлек Теофраст Ренодо, медик по профессии, сотрудничавший с 1624 г. с "Французским Меркурием", во главе которого Ришелье поставил свое доверенное лицо отца Жозефа, зловещего "серого кардинала". Еще в 1612 г. Ренодо получил королевский патент на открытие информационного бюро, но только заручившись поддержкой Ришелье, он смог в 1629-30 гг. развернуть широкую деятельность по сбору и распространению информации по всей стране. Адресное бюро Ренодо, по сути дела, стало первым рекламным агентством, куда мог обратиться любой желающий "продать, купить, взять напрокат, отдать внаем, обменять... нанять прислугу"1, найти место службы и т.д.
Полученная монополия на сбор информации была необходимым шагом к созданию газеты. На самом деле в 1631 году, который считается датой возникновения собственно французской национальной печати, поскольку до этого во Франции около десяти лет циркулировали французские переводы голландских газет, появляется не одно, а три периодических издания: в январе- "Общий обзор новостей" ("Les Nouvelles ordinaires de divers endroits"), в мае- "La Gazette" и в октябре - "Курьер" ("Le Courier Universel"). Благодаря Ришелье Ренодо избавился от конкурентов и стал единственным владельцем еженедельного издания. В первом номере в обращении к читателям, Ренодо обещает быть правдивым, но оговаривается, что не всегда сможет поручиться за точность своих известий, которые составляются излишне поспешно: "Если боязнь не понравиться современникам препятствовала многим писать историю своего столетия, то насколько опаснее для писателя представляется затея писать историю той самой недели, даже того самого дня, когда его будут читать? Вспомните при этом тот короткий срок, который ставит мне ваше нетерпение, и я сильно ошибусь, если даже самый строгий критик не найдет слова снисхождения по отношению к произведению, которое должно быть закончено в течение четырех часов, которые остаются мне для ознакомления с полученным материалом, его сводки и печатания"1. Газета выходила на четырех страницах размером в четверть листа, ее тираж первоначально составлял 1200 экземпляров. По многотемности информации, литературному уровню, регулярности и длительности издания (в общей сложности просуществовала до 1944 г.) ее считают лучшим изданием печатной прессы того времени. "La Gazette" стала первой политической газетой, поскольку наряду с распространением новостей она проводила в жизнь определенную политическую программу, будучи исключительно официальным органом печати и одним из средств политической борьбы кардинала. Газета публиковала официальные новости из Франции и событийную информацию из других стран. Военную и дипломатическую информацию для нее Ренодо получал из правительственных источников, материал подбирался и составлялся под наблюдением, а иногда и при участии Ришелье, Людовика XIII и их приближенных. С первых же дней своего существования газета финансируется из королевской казны. Людовик назначает редактору издания жалованье, Ришелье снабжает редакцию необходимыми техническими средствами. Кроме того Ренодо получает доход от своего Адресного бюро и издаваемых им рекламных объявлений в "Листках Адресного бюро" ("La petite affiche du bureau de l’adresse"), жалованье королевского врача и уполномоченного по делам призрения бедных. Финансовое положение Ренодо полностью зависело от благосклонности Ришелье. Сам кардинал в одном из писем говорит об этом достаточно откровенно: "Либо "La Gazette" выполнит поставленную перед ней задачу, либо Ренодо будет лишен права на пенсии, которыми он пользовался до сих пор".[4] Карьера Ренодо успешно развивалась пока Ришелье был у власти, однако после смерти кардинала в 1642 году на него ополчаются его многочисленные враги и завистники: Адресное бюро было закрыто, право врачебной практики в Париже было отнято. Но газету, несмотря на убытки, он продолжает издавать.
После глубоких и сложных потрясений, связанных с движением Фронды (1648-1653), печать на короткий период получает возможность более свободного развития. Новый правитель Франции кардинал Мазарини был сравнительно равнодушен к вопросам пропаганды, чему Людовик XIV, как только пришел к власти, поспешил положить конец. 8 марта 1662 г. он отдает приказ о взятии под стражу и заключении в Бастилию всех, кто без разрешения свыше занимался продажей газет или иным видом распространения информации в письменной форме. Приказ был незамедлительно приведен в исполнение, и уже в феврале 1663. в "Газете Франции" ("La'Gazette de Francе " - с этих пор так называлась "La Gazette", что еще больше подчеркивало ее официальный характер) появилось сообщение о публичном наказании кнутом некоего "хроникера" перед его отправкой в пожизненное изгнание. Начиная с 1666г. наказания были ужесточены, и отныне к штрафам, кнуту, тюрьме и изгнанию из страны добавились галеры.
Тем не менее, король отдавал себе отчет в том, что одна лишь "Газета Франции" (которая, кстати, все еще принадлежала семье Ренодо) уже не отвечала требованиям и вкусам читающей публики. Ее выцветший со временем слог, тщательно отфильтрованная информация настолько приелись французам, что несмотря на все запреты, во Франции стали распространяться и пользоваться большой популярностью французские газеты, издаваемые в Голландии. Некоторые из них были высокого качества как по форме, так и по содержанию, как например, "Исторические записки, содержащие сведения о наиболее выжных событиях в Европе и необходимые к ним комментарии" ("Lettres historique contenant ce qui passe de plus important en Europe et les réflexions nécessaires sur ce sujet"), печатавшиеся в Амстердаме и отличавшиеся информативностью и глубоким анализом происходящего. В конце концов было получено разрешение его величества на создание других периодических изданий по королевскому патенту и при строжайшем контроле со стороны монарха.
Первым таким изданием стал созданный в 1665 г. по инициативе министра финансов Жана-Батиста Кольбера "Журнал ученых"(" Le Journal des Savants") - первое в мире издание журнального типа.[5] Первый номер вышел 5 января и далее выходил еженедельно со строгой периодичностью. Формат и объем издания были небольшими: размер страницы 7,5 ´13 см, полоса набора включала 34 строки, число страниц в номере колебалось от 20 до 25. В предисловии к первому номеру были изложены задачи издания - учитывать и классифицировать книги и работы европейских ученых, чтобы "усилить в Европе влияние людей науки и слова". Журналы появились в Европе как научные издания, вызванные к жизни необходимостью упорядочивания и регистрации опубликованных материалов, а также освещения работы создававшихся научных обществ. Основную часть материалов в "Журнале ученых" составляли рефераты опубликованных книг, печатались компилятивные изложения различных научных работ, публиковались важные решения ученого совета Сорбонны и советов других ведущих университетов Европы. Журнал издавался секретарем Парижской Академии наук Дени де Салло, человеком энциклопедических знаний. Однако вскоре он был заподозрен в янсенизме, и издание перешло в руки аббата Галлуа. Со временем журнал стал издаваться два раза в месяц и просуществовал до 1828 года.
В 1676 г. некий Кольре получил право на издание " Газеты мнений и событий Парижа" ("Journal des avis et des affaires de Paris"). Но несмотря на совершенно безобидное содержание и явную лесть в адрес Людовика XIV, газета была закрыта после всего двух выпусков. "Галантному Меркурию" (" Le Mercure Galant", 1672) повезло гораздо больше, так как его владелец, Жан Донно де Визе пользовался бесконечным доверием и милостями короля, как в свое время Ренодо - милостями кардинала. У де Визе было не только жалованье королевского историографа вместе с апартаментами в Лувре, отданными ему в безвозмездное пользование, но и жалованье, которое он получал как издатель, доходы от продажи "Галантного Меркурия", а также "вознаграждения" от тех лиц, кто жаждал прочитать о себе хвалебную статью. Этот ежемесячник, слог которого, по словам современника, напоминал "речь паяца и льстеца" одновременно, стал прежде всего сборником всевозможных сплетен и слухов и содержал лишь минимум отшлифованной и подслащенной информации. Так, в июльском номере за 1698 г. из 268 страниц лишь 60 были посвящены сообщениям о текущих событиях. Из них читатель мог, например, получить сведения о договоре, подписанном в Лилле, в виде описания состава французской делегации, составить впечатление о военном положении во Фландрии по отчету о съеденном офицерами обеде у герцога де Мэна, тогда как информация о внутриполитических событиях укладывалась в 12 страниц и была представлена в форме оды лионского муниципалитета во славу Людовика XIV.
Во Франции печать развивается по законам авторитарного государства, согласно которым редакционно-издательское дело подконтрольно правительству и может осуществляться только по его патенту; печать должна служить государству, и поэтому в ней запрещена критика лиц, находящихся у власти. В связи с этим введена предварительная цензура, поощряются лояльные издатели и публицисты и наказываются строптивые. Сложилась и система финансирования прессы из бюджета.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы.
1.Зарождение периодической печати во Франции. 2.Эпистолярная литература и ее роль в развитии информационного пространства Франции XVII века. 3. Газета Теофраста Ренодо. 4. Особенности развития прессы во Франции. Печать и власть. 5. "Журналь де саван" - первое в мире издание журнального типа.
Тема 7. Формирование периодической печати в Англии XVII веке
В Англии появление периодической печати было заторможено по сравнению с Германией в связи с ранним становлением абсолютизма, который установил жесткий контроль за развитием печатной продукции. В 1476 г. Уильям Кэкстон основал первую типографию, но настоящая газета появилась почти через два столетия. В 1485 г. на трон Англии взошли Тюдоры, и началось укрепление абсолютизма. Кэкстон пользовался относительной свободой от вмешательства королевской власти, так как никогда не посягал на политические и социальные темы. Он печатал сочинения Чосера, свои переводы античных авторов (в основном с французского) и видел свою задачу в распространении в Англии континентальной культуры. В течение почти полувека со дня своего основания печатное дело не рассматривалась как влиятельная общественная сила.
Однако распространение Реформации изменило отношение между властью и печатью. В 1529г. Генрих VIII, который активно противостоял нарастающему протестантскому движению, подписал список запрещенных книг, что положило начало контролю за печатной продукцией. В 1534 г. Генрих VIII издает указ, согласно которому открытие типографии требует специального королевского разрешения. В этот период растет роль Тайного Совета, контролировавшего исполнение законов. Начиная с 1542 г., протоколы Тайного Совета свидетельствуют об ужесточении преследований лиц за "неподобающие высказывания", а также об участившихся арестах за печатание баллад на политические темы.
В 1557 г. королева Мария Кровавая распорядилась основать Корпорацию типографщиков, которая имела монополию на книгопечатание и облегчала властям борьбу с непокорными издателями. Так, с 1576 г. уже при королеве Елизавете I, корпорация установила порядок еженедельных проверок и обысков во всех типографиях, чтобы не допустить незаконных изданий. В 1559г. Елизавета I распорядилась передать функции цензуры Звездной Палате, основанной еще в 1487 г. как высшее судебно- административное учреждение для борьбы с королевскими врагами. Эдикты Звездной Палаты налагали жесткие ограничения на печатную продукцию: количество типографий было сокращено до 20, и содержать их можно было только в Лондоне, Оксфорде и Кембридже; устанавливался порядок выдачи лицензий и создан был институт цензоров; нельзя было не только печатать и продавать не просмотренные цензурой сочинения, но воспрещалось даже покупать и иметь их. Ослушникам грозили суровые наказания. Так, в 1584г Уильям Картер был пытан и повешен за печатание памфлетов в защиту католицизма. Не менее суровым наказаниям подвергались и издатели пуританской литературы.
С приходом к власти Стюартов (1603) и углублением социально-религиозного конфликта начинают усиленно циркулировать в обществе памфлетные листки и распространенные еще в XVI в. рукописные газеты - Newsletters, Relations, Discourses, авторы которых были талантливыми журналистами, но их продукция была недоступна среднему потребителю из-за дороговизны. Созревало время для нового типа изданий. Летом 1621 г. на улицах Лондона появились листки, очень отдаленно напоминающие современную газету. Эти примитивные листки новостей назывались "corantos"1 (вестник). У них не было периодичности, необходимой для настоящей газеты, и новости, которые они публиковали, были весьма специализированными. В 1620-е гг. у англичан возник особый интерес к событиям на континенте в связи с разгоревшейся Тридцатилетней войной. Издатели в Нидерландах очень быстро отреагировали на этот возникший интерес и стали печатать на английском языке вестники, которые выходили с декабря 1620 по сентябрь 1621. Всего было отпечатано 25 односторонних листков - вестников, которые ныне хранятся в Британском музее. Вестники критиковали европейскую политику Иакова I, и он тут же принял жесткие санкции против всех издателей и распространителей печатной продукции.. Однако один из издателей Натаниэль Баттер сумел получить разрешение властей на издание, публикующее новости из-за границы, и в 1622г. начинают выходить "Еженедельные известия из Италии, Германии и пр." ("TheWeekly News from Italy, Germany, Hungary, Bohemia and France"). Это первая еженедельная английская газета. В ней сообщались только факты без комментария, и поначалу публиковались исключительно зарубежные новости. С газетой Баттера связывают и появление первой рекламы в английской прессе: в четвертом номере газеты издатель поместил текст, рекламирующий свое издание2. Появление внутренней информации в газете датируется 1628 г, когда был напечатан отчет о дебатах в парламенте, положивший начало так называемым "диурналиям" (diurnals) - отчетам о парламентских заседаниях, которые распространились в период противостояния короля Карла I и парламента.
После упразднения Звездной Палаты в 1641 г. Долгим Парламентом (1640-1653) пресса получила относительную свободу в освещении политических событий, происходящих в стране. Парламент начинает регулярно печатать отчеты о своих заседаниях, сначала собранные в ежегодниках, а затем в еженедельниках, которые появляются с разными вариациями под названием "Diurnal" (" Perfect Diurnall of Passages in Parliament", " A Perfect Diurnull of Proceeding in Parliament", " Diurnull Occurences of Daily proceedings etc." и т.д.). Время английской буржуазной революции (1640- 1650-е гг.) - период расцвета политической журналистики. Она поражает как количеством печатных органов (только еженедельных газет за это время издавалось около 170), так и живостью, с которой они отзываются на события, следующие друг за другом с невероятной быстротой. Печать становится важнейшим политическим орудием в борьбе "круглоголовых" и "кавалеров".
Прообразом политических газет можно считать издания, в названиях которых фигурировало слово "mercurius". "Меркурии" издавались как сторонниками парламента, так и защитниками королевских прерогатив. В роялистской прессе сотрудничали такие талантливые публицисты как Джон Беркенхед, который возглавлял газету "Дворцовый Меркурий" ("Mercurius Aulicus", 1643-1645), беспощадно осыпавшую насмешками парламентскую партию, и Сэмюэль Шеппард, который совместно с Джорджем Уортоном издавал "Милосердный Меркурий" ("Mercurius Elencticus",1647-1649), обвинявший вождей пуританства в "величайшей государственной измене". Парламентская пресса была представлена еженедельником "Британский Меркурий"("Mercurius Britannicus", 1643-1647), издававшийся незаурядным журналистом Марчмонтом Нидхемом (1620-1678). Он публикует разоблачительные памфлеты против окружения короля и едкие пародии на самого монарха. Формально цензура не была отменена, но начиная с 1641 г. и вплоть до казни Карла I в 1649 г., у противоборствующих сторон не было средств сдерживания прессы, хотя и с той и с другой стороны применялись репрессивные меры по отношению к неугодным изданиям: их закрывали, издатели подвергались тюремному заключению, изгнанию и т.д. В 1647 г. Нидхем попадает под суд, но вымаливает прощение у короля, перейдя на его сторону. Он становится одним из издателей роялистского "Прагматического Меркурия" ("Mercurius Pragmaticus"), в котором беспощадно осмеивает вождей оппозиционного парламента. Несмотря на принятое парламентом постановление о закрытии издания, оно просуществовало вплоть до казни короля. Нидхем был вынужден скрываться, но был схвачен и посажен в тюрьму. Еще раз изменив свою политическую позицию, он начинает издавать официальный еженедельник "Политический Меркурий" ("Mercurius Politicus".1650), в котором со свойственным ему пафосом отстаивает дело республики.
Большая часть выходивших в эти годы печатных изданий представляло собой не столько газету или журнал, сколько сборник памфлетов или трактатов на злободневную политическую тему, в которых закладывались традиции британской публицистики. Если в начале и в первой половине 40-х гг. роялистской публицистике противостоял единый лагерь противников монархии и англиканской церкви, то по мере развертывания революционных событий в этом лагере обозначился раскол: сторонники умеренных пресвитериан, публицисты непримиримых к пресвитерианской политике индепендентов, защитники демократических принципов левеллеров против нарастающей диктатуры индепендентов и Кромвеля и выразители интересов бунтующих диггеров (представителей городской и деревенской бедноты).
Идеолог и лидер левеллеров - талантливый публицист Джон Лильберн (1618-1657), блестящий оратор и автор ряда трактатов, в которых он ратовал за уничтожение монархии и палаты лордов, за установление республики и введении всеобщего избирательного права. В страстном памфлете "Новые цепи Англии"(1649) он выступает за республику, в которой править будут разум, свобода, а не меч. Лильберн беспощаден в своих атаках на индепендентское руководство, которое предает дело свободы.
Еще более радикальны по своим идеям и стилю трактаты и памфлеты Джерарда Уинстенли (1609- ок.1652), публициста диггеров. В своих публицистических сочинениях Уинстенли создает обобщенный образ "бедного угнетенного люда Англии", от лица которого он выступает. Диггеры-"копатели" наивно верили, что с победой парламентских войск наступит время благоденствия и справедливого распределения земли. ("Знамя, поднятое истинными левеллерами",1649; "Декларация бедного угнетенного люда Англии", 1649). Утопическая картина идеального человеческого общества, построенного на принципах политического и имущественного равенства, нарисована в самом известном трактате "Закон свободы"(1652).
Крупнейший публицист Англии XVII в. Джон Мильтон (1608-1674), защитник и сторонник индепендентов. В его многочисленных трактатах и памфлетах складывается наиболее полная картина исторических событий Английской революции. Публицистику Мильтона пронизывает мысль о свободе - свободе в религиозной, частной и гражданской жизни. Понятие "свобода" у Мильтона тесно связано с понятием "истинной добродетели", которая определяет настоящего человека и гражданина. Круг тем, затронутых публицистом, необыкновенно широк: религия и веротерпимость ("О реформации", "О епископате", "Об истинной религии" и др., 1641); вопросы воспитания ("О воспитании", 1644); право человека на свободу в личной жизни (цикл памфлетов о разводе, 1643-1645); право народа на восстание против неугодного правительства (" Обязанности государей и правительств", 1649, "Иконоборец", 1649, "Зищита английского народа",1650, "Вторая защита английского народа", 1654); гражданские свободы личности ("Ареопагитика", 1644).
"Ареопагитика или речь к английскому парламенту о свободе печати" занимает особое место среди памфлетов Мильтона. Появление памфлета было вызвано тем, что парламент уже через два года после упразднения Звездной Палаты, убоявшись собственной решительности, принял закон о Надзоре за книгопечатанием (14 июля 1643), усилив предварительную цензуру и увеличив взыскания за нарушения закона. Мильтон напечатал свой памфлет без предварительного разрешения. Он обращается к парламенту (ареопагу), защищая свободу выражения общественного мнения. По глубокому убеждению Мильтона, знание не способно осквернить подлинную добродетель; добродетель, которую стоит оберегать от дурных книг, не многого стоит. Даже опасность выхода в свет католических или атеистических произведений не оправдывает в глазах публициста существования института предварительной цензуры. "Убить хорошую книгу значит почти то же самое, что убить человека... кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум"1.
Мильтон призывает к пересмотру закона. Он признает, что поведение книг, как и поступки людей, должно быть предметом самого пристального и попечительного надзора церкви и государства, но нужна осторожность в суждениях. Памфлетист проповедует не вседозволенность, а разумные меры, подкрепляя свою позицию многочисленными примерами из истории. Цензура, говорит Мильтон, изобретенная самым тираническим судилищем - инквизицией, неприемлема для людей (англичан),"издавна прославившихся передовых борцов за свободу"(С.29). Автор подробно доказывает, что "цензурный порядок не ведет к той цели, ради которой он был установлен"(С.37). Закон о цензуре, согласно Мильтону, "является величайшим оскорблением и угнетением для науки и ученых"(С.42), для свободного и просвещенного ума(С.43),препятствует истинному знанию и превращает знание и религию в товар(С.50-51). Уповать надо не на цензуру, а "на непринудительные законы добродетельного воспитания, религиозной и гражданской культуры"(С.39). "Ареопагитика" - это гимн раскрепощенной человеческой мысли, призыв к свободному обмену идеями, без которого неизбежен застой в развитии общества и человека. " Свобода - вот кормилица всех великих талантов... Дайте мне поэтому свободу знать, свободу выражать свои мысли, а самое главное - свободу судить по своей совести" (С.58).
Мильтон создавал "Ареопагитику", намеренно по форме подражая речам древних ораторов и, в первую очередь, Исократу. Отсюда усложненный синтаксис памфлета, насыщенность текста литературными, историческими, библейскими ассоциациями и аллюзиями. В памфлете Мильтона нашли отражение его всесторонние познания, неопровержимая логика доказательств и полемическая страстность. Однако выступление Мильтона не смогло оказать влияния на политику в области печати. Идеи, сформулированные в "Ареопагитике", были подхвачены лишь столетие спустя и прежде всего в североамериканских колониях, которые начали борьбу за свою независимость. "Ареопагитика" стала краеугольным камнем, положенным в основание либертарианской теории печати, согласно которой печать является инструментом контроля за правительством, призвана информировать, развлекать, продавать информацию, но главным образом открывать правду.1
После казни Карла I (1649 г.) и установления протектората Кромвеля (1654 г.) пресса вновь стала влачить жалкое существование. "Круглоголовые" Кромвеля, которые захватили прерогативы королевского надзора за печатью, были не более лояльными, чем их предшественники. Кромвель разрешил издание только официальных органов, таких как "Политический Меркурий" ("Mercurius Politicus") и "Превосходный Дневник" ("A Perfect Diurull"), цензуру которых в силу своих служебных обязанностей вынужден был осуществлять Мильтон, а позже "Общественный Осведомитель" ("Public Intelligencer" 1655). Ведущий кромвелевский издатель - Марчмонт Нидхем, который редактирует и "Политический Меркурий", выходящий по понедельникам, и "Общественный Осведомитель", выходящий по четвергам. "Осведомитель" мало чем отличался от "Меркурия", порой дублировал его материалы за исключением зарубежной информации. Сообщения о внутренней жизни страны касались постановлений правительства, перемещения чиновников и тому подобной информации, из которой сложно понять, что происходит в стране. Сообщения из-за рубежа были полнее и достовернее. Издания выходили в виде шести-восьмистраничной брошюры, первая страница украшалась виньетками и растительным орнаментом, текст верстался в хронологической последовательности. В каждом номере был "отдел объявлений", в котором сообщалось о продаже книг и лекарств, о пропаже собак, побеге слуг и т.д. В 1658 г. в "Меркурии" впервые в объявлении упоминается китайский чай, который рекомендуется как превосходный напиток. В 1657 г. начинает издаваться первый рекламный журнал "Общественный консультант" ("The Public Adviser "), состоящий только из объявлений.
Реставрация Стюартов (1660) наложила еще более жесткие ограничения на печать. В 1661 г был принят Лицензионный акт или правила издательского дела. Печать стала монополией, предоставленной двором Генри Маддиману и Роджеру Л'Эстранжу, который был назначен инспектором печати и обличен широкой властью. Он редактировал и два официальных издания, отобранные у Нидхема: "Политичский Меркурий" и "Общественный Осведомитель", переименованный в "Новости" ("News"). Вновь появились старые рукописные газеты(Newsletters), распространявшие нелицензированную информацию. Преследование нарушителей закона были беспощадны. Время управления Л'Эстража называют "временем террора для английской журналистики"1.
Именно в это время возникает первая настоящая газета. В 1665 г., когда двор, спасаясь от чумы, переезжает из Лондона в Оксфорд, Маддиман начинает выпускать "Оксфордскую газету"("Oxford Gazette"), выходящую дважды в неделю под эгидой королевской власти. После 23 выпусков газета стала печататься в столице и называться "Лондонской"("London Gazette"). По внешнему виду "Лондонская газета" напоминала современную газету. Издатели отказались от оформления ее в виде брошюры. Она имела размер в пол- листа, и текст верстался в две колонки. Характер подачи материала не отличался от того, что делал Нидхем. Сообщения отделялись друг от друга монтажной строкой и печатались в вертикальной последовательности. Газета давала информацию в основном о международной придворной жизни и очень скупо рассказывала о внутренних событиях, представляя исключительно официальную точку зрения. Она выходит и по сей день, являясь официальным органом королевского двора.
К концу эпохи Реставрации по мере нарастания противоборства между королем и парламентом действие лицензионного акта постепенно ослабевало. Толчок к развитию политической журналистики был дан становлением партийной системы. В конце 1670 гг. парламентская оппозиция оформилась в партию вигов, а сторонники короля получили название тори. Газеты и журналы становились существенной силой в общественно-политической борьбе. А после Славной революции 1688-1689, когда изменяются взаимоотношения между монархией и парламентом, журналисты получают относительную свободу. В 1689 г. парламент принял Билль о правах - документ, который ограничивал власть короля, лишив его права приостанавливать действие законов, а также провозглашал свободу слова для депутатов парламента и право подачи петиций для всех англичан. Журналисты трактовали положения Билля шире - как провозглашение свободы слова и в печати. В 1694 г. парламент отказался возобновить закон 1661г. о предварительной цензуре. Единственными законами, контролирующими печать, были законы против измены, подстрекательств к бунту и правила, запрещающие давать репортажи о слушаниях в парламенте.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы.
1.Специфика формирования периодической печати в Англии. Роль цензуры. 2.Типы изданий: "corantos" и "diurnals". 3.Первая еженедельная газета "Уикли ньюс". 4. Английская буржуазная революция и расцвет публицистики. Основные жанры. 5. Публицистика Мильтона. 6. Роль "Ареопагитики" Мильтона в становлении журналистики в англоязычных странах. 7. Развитие периодики во второй половине XVII века. 8. Билль о правах и журналистика.
Тема 8. Журналистика и публицистика Англии в XVIII веке
XVIII век вошел в историю Европы и Америки как эпоха Просвещения. Идеология и культура эпохи Просвещения развиваются в условиях перехода к новым социально-экономическим, политическим и идеологическим формам жизни. Промышленный переворот в Англии, рождение первого буржуазного государства - США, Французская буржуазная революция 1789-1794 гг. обозначили начало нового капиталистического этапа в истории цивилизации. Просветительская идеология, утверждая принципы рационализма и толерантности, определяла в XVIII в. содержание и направление развития философии, социологии, политики, литературы, искусства, журналистики. Объявляя разум высшим критерием оценки окружающего мира и самым действенным орудием его преобразования, просветители особую роль отводили публичному печатному слову. Задача просвещения и гражданского воспитания стимулировала быстрое развитие прессы. XVIII в. стал временем необычайного расцвета публицистики и периодической печати. Писатели и философы, властители дум, создают журналы для пропаганды своих идей. Это эпоха так называемого персонального журнализма: периодическое издание выражает личную позицию издателя или редактора.
Начало Просвещения в Европе условно датируют выходом в свет главного сочинения английского философа Джона Локка "Опыт о человеческом разуме"(1690), которое наряду с другими его трудами предопределило взгляды просветителей на человеческую природу, на возможности, заложенные в человеке, на проблему воспитания личности и роль общественной среды в этом процессе, на формирование политической философии, основанной на принципах "естественного права", защищающего свободу слова, веры и собственности.
После отмены Лицензионного Акта в 1694 г. постепенно увеличивается число периодических изданий. Появляются новые названия: "Лондон Пост", "Флайшинг Пост", "Пост-Бой", "Пост Мэн" и др. Все эти издания выходили не чаще трех раз в неделю и по- прежнему не было ежедневной газеты. В начале XVIII в. обострившаяся борьба за власть между вигами и тори, которая велась не только при дворе, но и в парламенте начинает все больше отражаться на журналистике. Популярность газет была столь велика, что издатели перешли на ежедневные выпуски. В марте 1702 г. появляется первая ежедневная газета "Ежедневный вестник" ("Daily Courant"). Издателем и распространителем был объявлен некто Э.Маллет, но настоящим ее героем, редактором, а затем и издателем стал Сэмюэль Бакли, который сделал новый, неслыханный по тем временам тип газеты. Это была новостная газета, а не фабрика сплетен. Бакли требовал публикации фактических новостей, а не мнений, при этом он пытался быть объективным в подаче фактов и заявлял, что читатель может быть лучшим судьей, нежели автор тех или иных комментариев. Материал печатался на одной стороне листа в две колонки, оборотную сторону занимали объявления. Газета была проста по оформлению, иногда, правда, Бакли печатал карты и таблицы для иллюстраций своих сообщений. Издание отличалось профессиональными статьями о международных событиях, внутренние известия были по-прежнему весьма скудны.
Родоначальником современной журналистики считают Даниэля Дефо (1660-1731), автора "Робинзона Крузо" и других романов, которые сделали его и основоположником современного реалистического романа. Дефо оставил огромное журнально-публицистическое наследие (более 400 наименований), отличающееся необычайным тематическим и жанровым разнообразием. Он писал обо всем: о политике и экономике, о новейшей истории и литературе, о богословии и мелочах быта, о морали и анекдотических ситуациях.
С восшествия на престол Вильгельма Ш (1688-1702) Дефо находится в гуще идейной и религиозной борьбы и начинает свою карьеру политического публициста. Первую школу журналистики он прошел в непритязательной газете Джона Дантона "Афинский Меркурий" (1690), где складывалось его искусство мистификатора, умение вызывать у читателя иллюзию достоверности, документальности повествования, впоследствии ставшее главным козырем Дефо-публициста. Дефо- просветитель в знаменитом трактате "Опыт о проектах"(1697) предлагает для публичного обсуждения ряд реформ в области образования и науки, коммерции и финансов, путей сообщения и т.д. В стихотворном сатирическом памфлете "Чистокровный англичанин"(1701) он выступает с поддержкой Вильгельма Ш и обращает на себя внимание короля и его окружения. В памфлете-мистификации "Простейший способ разделаться с диссентерами"(1702) Дефо, сам диссентер, сторонник веротерпимости, от имени непримиримого к инакомыслящим "энтузиаста" призывает беспощадно расправляться с ослушниками официальной церкви. Когда сатирический замысел был раскрыт, автор за кощунство был приговорен к тюремному заключению и гражданской казни. В тюрьме Дефо сочинил "Гимн позорному столбу" (1703), обличающий гонителей свободы слова. Дав согласие служить своим пером правительственной политике, он был выпущен на свободу. Былой радикализм сменяется умеренностью взглядов, что нашло отражение как в последующих трактатах и памфлетах, так и в издаваемом Дефо "Обозрении" ("The Review", 1704-1713). Газета (или журнал, различие в это время пока еще не определено) выходит форматом небольшой книжки 4-8 страниц; почти нет новостей, но именно здесь сложился тип передовой статьи, репортажа, газетного очерка, полемики. Дефо был чрезвычайно чуток к политической конъюнктуре: вначале газета выходила под названием "Еженедельное обозрение французских дел" ("A Weekly Review of the Affairs of France"), подчеркивая важнейшую проблему - соперничество с Францией, а в 1707 г. после принятия унии с Шотландией была переименована в "Обозрение состояния британской нации" ("A Review of the State of the British Nation"). Только первые четыре номера были еженедельными, затем издание стало выходить два раза, а потом три раза в неделю. Однако, принятые парламентом экономические меры сдерживания печати - введение в 1712 г. гербового сбора (полпенса с каждого экземпляра), налога на бумагу(полпенса с каждого листа) и налога на объявления (один шиллинг с объявления) - заставили Дефо вернуться к двухразовым выпускам в неделю. Газета выходила с единой нумерацией страниц, и за год составлялся том. Всего вышло 1300 выпусков в 9 томах. Дефо издает "Обозрение" практически в одиночку. Когда Дефо вынужден был отлучаться, а ему приходилось много ездить по стране, выполняя тайные поручения правительства, газета "следовала" за ним. Сохраняя видимость партийной независимости, газета Дефо очень умело пропагандировала правительственную позицию в политических и экономических вопросах, которая в целом совпадала с интересами лондонского Сити, а стало быть и того читателя, к которому газета была обращена. "Заморская торговля, речные перевозки - особенно каменного угля - овцеводство и суконная торговля, национальная торговля сельскохозяйственной продукцией, которую вели оптовые торговцы,- на все это Дефо обращает особое внимание..", - пишет известный автор социальной истории Англии Джордж Тревельян, озаглавивший одну из частей своего труда "Англия времен Дефо"1, предлагая читателю составить представление об Англии времен королевы Анны по тому, что написал по этому поводу журналист. Но Дефо трактовал не только серьезные проблемы политики и перспективы торговли, он умел заинтересовать читателя разговором на житейские темы любви и брака, поведать о сенсационном происшествии, увлечь "таинственной историей", дать практический совет. И конечно автор немало лукавил, когда обращался к публике со словами: " Моя задача иная, чем у прочих ваших авторов. Они заигрывают с вами, предлагая вам читать, заманивают вас, добиваются вашей улыбки, предполагая, что в таком случае вы и дальше станете читать и покупать их газеты. А я хочу вас заставить читать исключительно ради вашего же собственного практического интереса, ради той пользы, какую вы можете извлечь из обсуждаемых мною предметов"2. Он не только поучал, но и развлекал своего читателя, умело с ним заигрывал, принимая во внимание его невзыскательные вкусы. Ни Дефо, ни его газету не допускают в хорошее общество- социальные различия времени этого не позволяют, и потому его оппоненты числят журналиста по ведомству Граб-стрит: так называют низкопробную журналистику, место обитания наемных писак.
В "памфлетной войне", разгоревшейся в царствование королевы Анны, непримиримым противником Дефо был блестящий сатирик, памфлетист и страстный полемист Джонатан Свифт (1667-1745). Самое знаменитое произведение Свифта "Путешествия Гулливера"(1726) представляет собой цикл созданных в традициях аллегорической сатиры памфлетов, вобравших в себя все кардинальные проблемы его публицистики: автор критикует внутреннюю и внешнюю политику Англии, высмеивает парламентскую систему и борьбу партий, выступает против извращений в религии, обрушивается на невежество и бесплодное прожектерство, протестует против отсутствия свободы и показывает, как за фасадом просветительских новшеств и реформ скрывается жестокая тирания и откровенное рабство. Сатира Свифта носит философско-политический и идеологический характер. В первом же памфлете Свифта "Битва книг" (1697), направленном против вымороченности современной культуры, заявила о себе особая свифтовская манера полемики, в основе которой лежит пародия. "Интеллектуальная диверсия, подрыв изнутри, нападение с тыла - вот что такое свифтовское пародирование"1. Его рационалистический скептицизм и непримиримость к иллюзиям и самообману в полной мере проявились в одном из самых дерзких памфлетов "Сказка бочки" (1697, опубл. 1704), который сделал Свифта знаменитым. Иносказание, пародия, гротеск, сатирическая ирония, фантастика, мистификация становятся средством беспощадного обличения фанатизма и суеверия, нравственного и умственного убожества современного духа, отрицания всех притязаний современности на цивилизованность.
Политическим памфлетом "Рассуждение о раздорах и разногласиях между знатью и общинами в Афинах и Риме"(1701), в котором под прозрачными историческими масками изображался злободневный конфликт вигов и тори, Свифт завоевал популярность среди вигов. Однако нарастающие расхождения Свифта с вигами в вопросе о веротерпимости приводит к разрыву.
В 1710 г. к власти пришли тори. Свифту предлагают стать единственным редактором и автором правительственного органа - “Исследователь”("Examiner "), который был задуман и начат одним из лидеров тори Г.Сент-Джоном для ведения торийской пропаганды. Свифт пишет тридцать три номера "Исследователя" - с 14 до 46, с ноября 1710 г. до июня 1711 г. Издание представляло собой еженедельные памфлеты-листовки в три-четыре страницы, выходившие по четвергам и продававшиеся за полтора пенса. Памфлеты были безымянны и без заглавий. На листовках указывалось название журнала, номер, дата и фамилия и адрес типографщика. Памфлеты Свифта направлены против вигизма как мировоззрения, вигов как политической партии и против конкретных лидеров этой партии. Свифт пристрастен в своих инвективах: он характеризует вигов как разношерстный сброд, объединившийся на время в корыстных целях, чтобы поживиться добычей, пока они у власти и покуда длится война; их цель - "уничтожить все уложения наши, как церковные, так и светские"1; их журналисты -невежественные борзописцы и фанатики по ремеслу2; они "попирают интересы королевства"3. Задачей Свифта было дискредитировать в общественном мнении всех тех, кто противился заключению мира в затянувшейся войне" за испанское наследство"(1702-1713), и он с ней блестяще справился. Памфлетист ведет виртуозную полемику, и приемы его неистощимы: "стилизация античной истории в плане современности, полемика с воображаемым противником, имитация монолога вига, апокрифическое письмо в редакцию, спокойное, отвлеченное рассуждение на абстрактную тему"1.Талантливое перо Свифта сыграло не последнюю роль в заключении Утрехтского мира (1713), положившего конец разорительной войне, а его материалы в "Исследователе" стали классическим образцом пропагандисткой журналистики.
В 1714 г. Свифт возвращается на родину, в Ирландию, и отныне его публицистические выступления посвящены защите прав ирландского народа. Центральное место в ирландской публицистике Свифта занимают "Письма суконщика"(1724), написанные в связи с распространением в Ирландии неполноценной медной монеты, право на чеканку которой получил ловкий делец Вуд. И хотя Свифт облек свое сочинение в мистифицированную форму писем, написанных неким дублинским торговцем сукнами, обличение колониальной политики Англии, доказательства прав и свобод жителей Ирландии и призыв к сопротивлению метрополии были не завуалированы иносказаниями и пародийными приемами, а звучали открыто и недвусмысленно. Политический эффект выступления Свифта был огромен: оно способствовало бойкоту монеты и вынудило лондонское правительство аннулировать патент Вуда. Современники сравнивали "Письма суконщика" с речами Демосфена. Среди публицистических произведений Свифта в защиту Ирландии, которые всегда вызывали широкий общественный резонанс, особое место занимает гневный памфлет "Скромное предложение, имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества"(1729), каждое слово которого насыщено трагической иронией по поводу возможности "исправить мир и нравы" силой слова.
Исправление нравов - главная цель нравоучительной журналистики, широко распространенной в век Просвещения. Первыми и наиболее значительными ее памятниками стали журналы Джозефа Аддисона (1672-1719) и Ричарда Стила (1672-1729) - "Болтун" ("The Tatler", 1709-1711), "Зритель" ("The Spectator", 1711-1712), "Опекун" ("The Gardian", 1713), издаваемые совместно, а также журналы Р.Стила "Англичанин" ("The Englishman",1713-1714) и Дж.Аддисона "Фригольдер" ("The Freeholder", 1715-1716). По внешнему виду эти издания мало напоминали журнал в современном смысле слова, скорее газету форматом в пол-листа. Текст печатался по обе стороны в две колонки. Главное место в каждом выпуске принадлежало эссе на свободно выбранную бытовую, морально-философскую или эстетическую тему, разрабатываемую в форме беседы с читателем. Журналы, как было сказано в первом же выпуске "Болтуна", предлагали читателю " поучительное и вместе с тем вызывающее на мысль чтение". Журнал выходил три раза в неделю от имени астролога Исаака Бикерстафа, комическую маску которого создал Свифт в серии памфлетов "Бумаги Бикерстафа"(1708-1709), и его сестры Дженни Дистаф. Вымышленные авторы статей с неподражаемым юмором рассуждали о современной моде, о проблемах супружеской жизни, о военных приключениях герцога Мальборо, о разнообразных событиях столичной жизни, что сразу заинтересовало публику и обеспечило журналу многочисленных подписчиков.
Еще больший успех имел "Зритель", составивший эпоху в истории мировой журналистики и литературы. Журнал выходил ежедневно и издавался от имени членов небольшого клуба, которые любят порассуждать о политике и светской жизни, о литературе, театре и новейшей моде, о торговле и судебной системе, о переселении душ и житейских мелочах. Ведет журнал анонимный Зритель, воплощение здравого смысла, который обитает "в мире скорее как зритель, наблюдающий людей, чем как участник их жизни; благодаря чему" становится "в мыслях своих и государственным мужем и воином, и купцом, и ремесленником", который никогда не выказывал "пылкого пристрастия ни к одной из партий и намерен стоять в равном удалении от обоих станов"1. Среди прочих членов клуба - колоритная фигура добродушного чудака крупного помещика Роджера де Каверли, влиятельнейший из коммерсантов Сити Эндрю Фрипорт, человек великой отваги капитан Сентри, блистательный джентельмен, повеса мистер Уилли Хоником, наделенный остротою ума судейский из Иннер-Темпла и нечасто посещающий клуб священник, человек большой мудрости, огромной учености, беспорочной жизни и безупречнейшей воспитанности. Задачи журнала были сформулированы в десятом выпуске, где одновременно констатировался небывалый успех издания. " Я очень радуюсь, когда слышу, что славный наш город день ото дня ждет моих листков и принимает утренние поучения с должным вниманием и серьезностью. Издатель говорит, что в день уже расходится три тысячи; так что, если мы положим по двадцать читателей на каждый (что еще весьма скромно), я вправе счесть своими учениками не менее шестидесяти тысяч человек в Лондоне и Вестминстере, надеясь, что они сумеют отмежеваться от бессмысленной толпы своих нелюбопытных и невежественных собратьев. Обретя такое множество читателей, я не пожалею сил, чтобы назидание стало приятным, а развлечение - полезным. Посему я постараюсь оживлять нравоучение остротою слога и умерять остроту эту нравственностью, чтобы читатели мои, насколько это возможно, получали пользу и от того и от другого. А дабы добродетель их и здравомыслие не были скоротечны, я решил напоминать им все должное снова и снова, пока не извлеку их из того прискорбного состояния, в какое впал наш безрассудный, развращенный век. Разум, остающийся невозделанным хотя бы один день, порастает безрассудством, которое можно уничтожить лишь непрестанным, прилежным трудом, подобным труду земледельца"2. Аддисон и Стил проповедуют принципы веротерпимости и умеренности, ополчаются против аристократического легкомыслия и праздности, прославляют трудолюбие и здравомыслие. Они утверждают права добродушной сатиры, нацеленной не на отдельных людей, а на частные и общественные пороки, подлежащие искоренению. Как видные деятели партии вигов Аддисон и Стил ратуют за политическое равновесие в стране, пытаясь примирить интересы разных социальных групп и выработать общие принципы морали и поведения, а потому избегают злободневной политической сатиры. Политическую полемику журналисты вели в других изданиях - "Англичанин" и "Фригольдер". Успех журналов Аддисона и Стила был огромен, свидетельствуя о том, каким насущным общественным потребностям отвечали их морально-дидактические эссе. Журналы переводились на другие европейские языки, у них тут же появились подражатели как в самой Англии, так и в Европе и за океаном в Америке.
Периодическая печать Англии, несмотря на введение в 1712 г. налогов на прессу, стремительно развивается. В 1709г. в Лондоне выходило 18 газет разной периодичности, общим тиражом 35 тыс. экземпляров в неделю. Постепенно увеличивается специализация периодики, усиливается политическое звучание их выступлений. Так, впервые решился на публикацию материалов о деятельности английского парламента один из самых авторитетных журналов XVIII века "Джентелменз Мэгэзин"("Gentleman's Magazine", 1731-1754), издатель которого Эдвард Кейв предложил новую модель журнала с разнообразной тематикой и рубрикацией. "Джентелменз Мэгэзин" считается первым английским периодическим изданием, соответствующим современным представлениям о типологической природе журнала. Здесь наряду с нравоучительными заметками, рассказами, поэтическими произведениями, отчетами о путешествиях, биографиями государственных деятелей, ученых стали появляться отчеты о заседаниях парламента. Борьба прессы за право информировать читателей о ходе парламентских прений шла в интересах влиятельных финансово-коммерческих кругов, представители которых пока не были допущены в парламент. Парламент бдительно следил за соблюдением своих прерогатив. Однако Эдварду Кейву путем подкупа удалось добиться для своих людей доступа в парламент. Отчеты, которые появлялись в его журнале, были скудны, имена ораторов не назывались, и сами отчеты печатались с большим опозданием. Но несмотря на все предосторожности, Кейв несколько раз попадал в тюрьму, пока молодой репортер его газеты Сэмюэль Джонсон (1709-1784), будущий великий лексикограф и законодатель литературной моды, чьим именем назовут эпоху (вторую половину XVIII в), не придумал ловкий трюк. Все помещаемые в журнале парламентские дебаты приписывались законодателям страны Лилипутии, известной по книге Свифта, а имена ораторов странным образом напоминали имена британских депутатов. На этот раз парламент оказался бессильным помешать публикациям: никому не хотелось признавать себя прототипом смешных карикатур. Вслед за "Джентелменз Мэгэзин" отчеты о парламентских прениях стали появляться время от времени в других изданиях, но в 1760 г. парламент возобновил резолюцию, согласно которой нарушители парламентских привилегий подвергались строжайшим взысканиям.
Около середины века печатная газета бесповоротно вытеснила рукописные "новости". В начале царствования Георга Ш (1760-1820) газета стоила 2-3 пенса, а по объему возросла до четырех страниц, по четыре столбца на каждой. Роль прессы как выразителя общественного мнения в этот период напряженной борьбы журналистики за политическую свободу еще больше упрочивается. Не только министры, назначаемые Георгом из числа ближайшего его окружения, но и сам король становились объектом острой критики в таких газетах, как "Монитор"("Monitor"), "Норт Бритон"("North Briton"), "Паблик эвертайзер"("Public Advertiser"). Во главе газеты "Норт Бритон" стоял известный журналист и член палаты общин Джон Уилкз, с чьим именем связан громкий политический скандал, получивший название "дело Уилкза". Отстаивая в своих статьях позиции оттесненных от власти вигов, Уилкз беспощадно обрушивался на политику кабинета, а в 45 номере своего еженедельника за 1763 г. опубликовал едкий комментарий тронной речи короля, обвинив его в нарушении прерогатив парламента. Уилкз был арестован, однако скоро выпущен на свободу, поскольку суд признал, что как депутат парламента, он не может быть арестован без санкции парламента. Однако впоследствии парламент лишил его депутатских полномочий, и он вынужден был скрываться от судебных преследований. В 1768 г, вернувшись из Америки, он выставил свою кандидатуру в парламент и был избран, что свидетельствовало о популярности оппозиции, но не утвержден палатой, а правительство распорядилось арестовать журналиста. Это беззаконие вызвало всеобщее возмущение, популярность Уилкза и его газеты резко выросло. Избиратели графства Миддлсекс трижды отдавали ему свои голоса. Общественность все настойчивее требовала ничем не ограниченного п