Искусство Голландии XVII в

Обретение независимости от Испании. Победа протестантизма. Патриотический подъем от ощущения победы над Испанией. Исчезновение гегемонии религиозно-исторического жанра. Барокко в сочетании с давними национальными традициями в архитектуре и скульптуре, последующая классицизация форм. Появление чрезвычайно развитой системы жанров живописи.

Многообразие видов натюрморта. «Тихая жизнь предметов» в харлемских завтраках Питера Класа и Виллема Хеды. Эволюция натюрморта в сторону большей эмоциональной насыщенности образа у Виллема Калфа. Особенности пейзажа в голландской живописи. Портрет местности, родины непритязательной, но горячо любимой у Яна ван Гойена («Вид реки Вааль у Нейминегена») и Соломона ван Рейсдела («Вид реки»). Развитие в творчестве Якоба ван Рейсдала барочных черт («Болото», «Еврейское кладбище в Амстердаме»). Бытовой жанр, его специфика и разнообразие в голландском искусстве. Анекдотическая трактовка крестьянской темы у Адриана ван Остаде. Популярность изображений городского быта. Поэтизация повседневной жизни у Габриэля Метсю («Девушка за работой»), Герарда Терборха («Дама, моющая руки») и Питера де Хоха («Госпожа и служанка»).

Ян Вермеер — вершина голландской жанровой живописи. Ясность, любование любым предметом, наполненность светом, гармония бытия и лиризм («Служанка, наливающая молоко», «Девушка с письмом», «Кавалер и дама у клавесина», «Улoчка»). Более приземленная и эмоциональная трактовка жизни в городских стенах Кареля Фабрициуса («Часовой») и Эммунуэля де Витте («Рынок в порту»).

Франс Халс. Жизнеутверждающий, мажорный характер его раннего творчества. Усложнение портретного образа и нарастание драматического начала в зрелом и позднем периоде (портреты Хейтхейзена, Виллема Крууса, регентш Дома престарелых). Проблема группового портрета.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Острая характерность его ранних портретов («Ученый», «Автопортрет с Саскией на коленях»). Нарастающий интерес к многозначности характера, сосредоточение на внутреннем мире человека, особое внимание к старческой модели (Ян Сикс, брат Адриан, старушка). Создание новой концепции группового портрета, объединяющей персонажи действием («Ночной дозор»). Возвращение к библейской тематике от бытового мелкотемья, эволюция от брутальности и караваджистских приемов к новому философско-психологическому осмыслению традиционных сюжетов («Снятие со креста», «Вирсавия», «Возвращение блудного сына»). Особенности отношения к античной тематике («Ганимед», «Даная»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: