Кино США в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)

Голливудским фильмам 1946 год принес огромный кассовый успех. Число кинозрителей достигало девяноста миллионов человек в неделю - рекордная цифра за всю историю существования американской «фабрики грез». Однако спустя несколько месяцев время расцвета сменилось кризисом. Серьезно повредило американскому кинопроизводству телевидение, ставшее для кино конкурентом номер один. Во второй половине 40-х зрители стали реже посещать кинотеатры. Все больше людей проводили вечера перед телевизорами, количество которых с
1948 по 1952 года возросло в США в шестьдесят раз. Предметы потребления - бытовые электро-приборы, автомобили - продавались повсюду и своей доступностью приманивали американцев, которые предпочитали теперь не тратиться на билет в кино, а выплачивать очередной взнос за приобретенную в рассрочку машину.

Стоимость производства картин резко возросла. Кроме того, в 1949 году Верховный суд США вынес вердикт, по которому студии лишались права владеть собственными кинотеатрами, из-за чего они теряли гарантированный прокат. Производство кинофильмов - дорогостоящее занятие.
В таких условиях картины перестали окупаться. В 50-х гг. производство фильмов сократилось вдвое, многие деятели кино остались не у дел. Кинематографисты покидали киностудии и становились независимыми продюсерами и режиссерами.

В середине 30-х гг. в Голливуде было восемь крупных кинофирм: «Метро-Голдвин-Майер», «Уорнер бразерс», «XX век Фокс», «Парамаунт», РКО, «Коламбия пикчерс», «Юниверсл» и «Юнайтед артистс». Производственные объединения, не входившие в эти гиганты, считались независимыми. Независимые продюсеры 30-х гг., как Уолт Дисней и Дэвид Селзник, сами финансировали и ставили свои картины, а для их проката обращались к ведущим кинофирмам. Так действовали многие независимые продюсеры, появившиеся в 40-50-х гг.

Независимый продюсер и режиссер Чарли Чаплин владел большим пакетом акций компании «Юнайтед артистс», которая занималась прокатом его картин. Многие режиссеры, подобно итальянским неореалистам, обратились к насущным проблемам общества. Они использовали в своих картинах истории из жизни обыкновенных людей, предпочитая снимать типажей и малоизвестных актеров. Среди таких фильмов более всего известны: «Лучшие годы нашей жизни» (1946; о демобилизовавшихся солдатах) Уильяма Уайлера (1902-1981), «Перекрестный огонь» (1947; посвящен проблеме антисемитизма) Эдуарда Дмитрыка (родился в 1908 г.), «Бумеранг» (1947) Элиа Казана (настоящая фамилия Кизанжоглу, родился в 1909 г.) и «Обнаженный город» (1948) Жюля Дассена (родился в 1911 г.). Две последние картины затрагивали тему криминала и насилия. Ленты были резкими по тону и имели успех у зрителей.

Из американских независимых российскому зрителю больше прочих известен Стэнли Крамер, фильмы которого часто демонстрировались в Советском Союзе. Режиссер политического кино Стэнли Крамер выражал свои идеи, используя приемы публицистики, традиционные жанры, проверенные временем сюжеты. Также Крамер был продюсером остросоциальных некоммер-ческих фильмов - «Чемпион» (1949), «Ровно в полдень» (1952), «Дикарь» (1953).

Успех Крамеру принесла одна из его самых ярких работ - «Не склонившие головы» (1958;
в советском прокате «Скованные одной цепью»), - направленная против расовой дискриминации.

Сценарий фильма написан Гарольдом Дж Смитом совместно с актером и писателем Н. Янгом, попавшим в 1947 году во время голливудской «охоты на ведьм» в черный список и потому выступившим здесь под псевдонимом Натан К. Дуглас.

Конец 40-х, 50-е и начало 60-х годов отмечены в американском кино не только картинами на общественные темы в духе Стэнли Крамера. Большое распространение получил жанр «черного фильма». «Черным фильмом» называлась особая вариация криминального жанра, утвердившаяся в послевоенном кино. Начало жанру положила картина Джона Хьюстона (1906-1987) «Мальтийский сокол» (1941; по одноименному роману Дэшила Хамметта). Эта проникнутая безнадежностью лента показывала, что мир населен только продажными людьми. В подобных произведениях традиционные американские ценности - любовь к семье и родине, честность и христианское милосердие - вовсе не гарантировали хеппи-энда. По своему духу «черный» американский фильм напоминал картины немецкого экспрессионизма 20-х гг.

Широкоэкранное кино было придумано для того, чтобы отвлечь зрителей от экранов телевизоров. Эта технология разрабатывалась еще в 20-х гг., однако первой широкоэкранной системой стала созданная в 1952 году «Синерама». Изображение снималось на три пленки, после чего проецировалось на панорамный экран в сопровождении стереозвука. Студии стали выпускать красочные дорогостоящие фильмы-гиганты на библейские («Бен-Гур» Уильяма Уайлера, 1959) и исторические темы («Клеопатра» Джозефа Лео Манкевича, 1963). Такие картины пользовались успехом у зрителей, однако они не прижились: производство фильмов было слишком дорогим и занимало много времени.

В 50-х гг. среди американских актеров появились молодые яркие таланты: Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор (родилась в 1932 г.), Грегори Пек (настоящее имя Элдред Грегори, родился
в 1916 г.), Ингрид Бергман (1915-1982), Берт Ланкастер (1913-1994), Керк Дуглас, Марлон Брандо (родился в 1924 г.), Джеймс Дин (1931-1955). 50-е годы оказались «последним выдохом» клас-сического голливудского кино. К концу этого десятилетия практически все студии утратили независимость, войдя в состав более крупных межнациональных кинокомпаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: