Отсутствие шумных праздников по случаю рождения ребенка. Наличие целой серии характерных обрядов. Обряды и обычаи, предшествующие родам и связанные с ними. Смысловой фон ритуальной нечистоты женщины. Близость новорожденного к мертвецу. Сложное ритуальное поведение отца. Традиция кувады. Кувада как кодекс ограничений и запрещений для отца.
Обряды принятия новорожденного в общину. Обрядовое переодевание и пострижение. Переодевание при рождении, свадьбе и похоронах. Смысловая функция пострига. Традиции наделения ребенка именем. Обычай скрывать имя. Институт кумовьев.
«Бабина каша». Обряд «овса». Доминантная роль повитухи в родильных обрядах.
Обряды очищения роженицы и бабы-повитухи. Роль воды в обряде и ее особенность. Особая смысловая нагрузка обрядов очищения. Кувада – фр., высиживание яиц; обрядовая симуляция отцом родового акта при рождении ребенка.Знаковость колыбельных имен. Колыбельные песни с накликанием смерти ребенку. Разность толкования. Связь колыбельных песен с заговорной поэзией. Система оберегов.
|
|
Свадебный обряд. Знаковый мир русской свадьбы
Свадьба как вторая критическая точка жизни, кульминация, время наибольшей полноты жизненных сил. Определение сакрального времени для свадьбы. Два основных признака традиционного свадебного обряда – диалогичность и переходный характер. Осмысление свадьбы в рамках традиционной модели мира через бинарные оппозиции свой/чужой.
Свадебное действо как переменные между двумя полками. Пространство невесты – пространство жениха. Полисемантическая сложность обрядового свадебного комплекса. Предсвадебные, свадебные, послесвадебные обряды. Институт действующих лиц на свадьбе. Древнейшие представления о невесте. Обычай «скрывания» невесты. «Уход» невесты в «иной» мир.
Специфическое обрядовое оформление рождения замужней женщины – обряд «поиски молодой». Многочисленные запреты послесвадебного периода. Сознательное продление лиминального состояния невесты. Знаковость молодоженов в календарной обрядности. Свадебный обряд славян Тюменской области.