Похоронные обрядовые действа

Глубокая архаичность похоронного обряда. Общие мировые представления о круговороте жизненных форм. Формы перевоплощения всего живого.

Мысль о возрождении человека в разных жизненных формах. Представления о смерти. Персонификация смерти. Смерть – женщина. Логическая цепочка: горе – смерть – женщина (Морена, Мара, Куга).

Зооморфная метаморфоза как одна из основных форм посмертного перевоплощения. Представление об реинкарнации покойного в тотемных животных или сакральные предметы. Единая сакральная община предков и потомков.

Изменения в погребальной обрядности в середине I тысячелетия нашей эры. Основная цель похоронных обрядов – защита живых от злого влияния мертвых. Существование у славян двух вариантов обряда похорон. Двойственное отношение к умершим. Основные этапы похоронного обряда. Сопровождение похорон причитаниями. Магическое воздействие на умершего через слезы. Слеза как эквивалент «живой» воде. Воскрешающее действие слезы. Изменение статуса человека в похоронной поэзии. «Переходный» период для умершего. Распространенность мотива переправы через реку смерти. Река как граница между состояниями, разделяющими «этот» и «тот» свет.

Тема 7.. Праздничный календарь Древней Греции

Историко-этнографическая справка. Развитие традиций календарно-обрядового праздника. Введение древних земледельческих обрядов в круг официального церемониала.

Праздничный мир Дионисия. Дионисийский праздничный календарь: Осхофории, Малые Дионисии, Леней, Антестерии, Великие Дионисии. Сценарно-режиссерский ход каждого праздника. Рождение первого в истории культуры театра. Театр Дионисия – хороводный театр, основанный на триединой хорее. Звуковое искусство греческого театра. Знаковость костюма и актерской игры. Историческая эволюция театрального организма.

Панафинеские праздники в честь богини Афины-Паллады. Драматургия шествия. Праздники в честь Деметры и ее дочери Персефоны.

Утверждение христианских праздников. Синкретизм народных и христианских праздничных действ.

Сакральный характер агона. Агониальный характер празднеств. Олимпийский спортивный театр. Знаковая система олимпийских игр. Делийские игры. Связь праздника с укреплением общественных идеалов. Создание государственной системы ценностей.

Тема 8.. Праздники и зрелища Древнего Рима

Историческая справка. Исторический путь Рима. Создание римского календаря. Развитие обрядового праздника. Отсутствие антропоморфизма в культуре древних италийцев. Обедненность художественных традиций. Восприятие Римом всего пантеона греческих богов. Жреческая коллегия «Арвальские братья» и ее деятельность по организации зрелищ.

Праздник Амбарвалий. Ход праздничного действа в честь Януса. Февральские Луперкалии. Своеобразие календарных праздников.

Идеологические реформы Августа. Введение в государственную религию нового элемента – культа императора. Появление праздников нового типа – триумфов. Триумф как парад-спектакль. Малые и Большие триумфы.

Место и роль театра в зрелищной культуре Рима. Уникальность архитектуры театральных зданий. Сценическая техника. Создание театров музыки и танца. Зрелища амфитеатра и цирка.

Колизей и его система зрелищ. Навмахии, водные потехи – инсценировки сражений. Зрелищная культура цирка. Существование площадного искусства шутов, акробатов и фокусников. Самодеятельный театр. Роль праздника в ослаблении социальной напряженности. Политика «хлеба и зрелищ». Праздник как важный политический инструмент. Отличие праздников Древней Греции от праздников Рима.

Тема 9.. Праздничный мир эпохи средневековья в Западной Европе
V – XVI вв
.

Историческая справка. Хронологические рамки средневековья. Характеристика мировоззрения. Существование общей идеи миропорядка.

Праздничная культура эпохи раннего феодализма. Носители праздничного начала в средневековом обществе. Церковные театрализованные действа. Формирование культа веры. Развитие феодально-монастырской культуры. Связь монастырей с обменом, с товарными отношениями. Церковь и ярмарка. Зависимость театральных постановок от места торговли. Инсценировки в церквях. Музыкально-лирический характер представления. Разнообразие инсценировок. Усложнение сценографии. Использование горизонтального и вертикального планов церкви. Особенности актерской игры. Условная символика жестов.

Инсценировки на церковной площади. Традиция «дьяблерии». Активное включение светского элемента в представление.

Город и городские празднества. Шествия и процессии. Шествия-карнавалы. Праздничная цензура. Режиссерские разработки.

Развитие мистериальных действ. Создание профессиональных органов, занимающихся постановками. Традиционные приемы постановки. Самодеятельные кружки и театральные ассоциации. XV – XVI вв. – развитие театра буржуа. Риторические камеры. Искусство риторов. «Мейстерзингеры» в Германии. Театральные кооперации и шутовские общества во Франции.

Театральные празднества аристократии. Рыцарские турниры. Три типа рыцарских празднеств. Придворные представления. Разработка постановочных приемов. «Междуяствия» и интермедии.

Масленичные празднества в городах. Развитие карнавала.

Тема10. Праздничный площадной театр средневековой России
X – XVII вв
.

Русское средневековье. Феодальная раздробленность. Характеристика раннего, зрелого и позднего средневековья. Время вытеснения языческих представлений. Синкретизм культуры. Активное существование обрядово-зрелищных форм деятельности. Взаимодействие праздника и театра. Понятие «праздничный площадной театр». Определение площадного театра. Художественная специфика. Соотношение празднично-календарного театра и условного. Природа условного театра. Истоки народного площадного театра. Тесная связь с празднично-игровым театром скоморохов. Этимология слова «скоморох». Классификация русских скоморохов.

Виды народного площадного действа. Художественный «скомороший» язык. Обогащение площадного театра новой лексикой. Основной принцип построения «смеховых» произведений – выворачивание наизнанку системы знаков.

Представления устной драмы. Балаганные действия. Раек (косморама). Кукольные театры: Петрушка, Вертеп. Медвежьи потехи.

Суть средневековой культуры – соперничество двух традиций. Мир святости и мир толпы, стихии. Мир и «антимир». Законы и принципы организации «антимира». Д. С. Лихачев о «смеховом мире» средневековья. Смех и скоморохи.

Тема 11. Массовые праздничные действа эпохи Петра I (1672 – 1725 гг.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: