Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

1.7.1 Тематический план изучения дисциплины (очное отделение)

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Аудиторные занятия Самостоятельная работа
В том числе
Всего Лекции Семинары
  . 1 курс, 1 семестр        
1. Праздник и культура. Определение праздника. Проблемы терминологии. Периодизация истории массовых праздников.     -  
2. Русская эортология. Основные направления развития праздничной культуры. Обзор научных концепций происхождения праздников.     -  
3. Праздники доклассового общества. Календарно – обрядовый праздник и календарь. Древнейшая обрядность у славянских племен.        
4. Морфология календарного праздника. Знаковый мир календарно-обрядового праздника        
5. Соотношение народных и церковных праздников. Православный обрядово-праздничный календарь        
6. Семейно-обрядовые праздники Древней Руси: родильно - крестильные и похоронные обрядовые действа, народная свадебная игра.        
7. Праздничный календарь Древней Греции        
8. Праздники и зрелища Древнего Рима        
  1 курс, 2 семестр        
9. Праздничный мир эпохи средневековья в Западной Европе в V – XVI вв.        
10. Праздничный площадной театр средневековой России X – XVII вв.        
11. Массовые праздничные действа эпохи Петра I (1672 – 1725 гг.) Новое «лицо»        
12. Русские народные праздники, увеселения и зрелища конца XVIII –начала ХХ вв.        
13. Празднества Великой Французской революции (1789–1794 гг.)        
  2 курс, 1 семестр        
14. Праздники Октябрьской социалистической революции (1917–1920 гг.): тематическое и жанровое многообразие        
15. Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы (1920–1940 гг.).        
16. Советские массовые празднества в послевоенный период (1945–1985 гг.)        
17. Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период (1985–2000 гг.)        
  2 курс, 2 семестр        
18.. Научные концепции современного праздника. Российский праздничный календарь конца XX – начала XXI вв.        
19. Календарно-обрядовый праздник в тексте современной культуры. Игровой универсализм календарного праздника        
20. Современный праздник, его перспективы и развитие. Основные аспекты теории праздника. Массовый праздник как педагогический процесс.        
21. Теоретические основы театрализации как художественно-педагогической методики массового праздника.        
22. Дифференцированные технологии празднично -досуговой деятельности 21 века. Технология организации современного массового праздника.        
23. Становление и развитие «нового» праздничного календаря. Методы оценки и научного анализа праздника.        
Всего часов        
               

1.7.2 Тематический план изучения дисциплины (заочное отделение)

Курс, семестр Наименование разделов и тем Количество часов
Аудиторные занятия Самостоятельная работа
В том числе
Всего Лекции Семинары
  1 курс, 1, 2 семестры        
1 курс, 1 семестр Лекция 1: Определение праздника. Место праздника в тексте культуры. Периодизация. Историография. Классификация. Обзор научных концепций происхождения праздника. Лекция 2.: Календарь и время. Соотношение основных понятий, связанных с праздником: традиция, обычай, обряд, церемония, ритуал. Семинар: Календарно-обрядовый праздник и календарь: феномен взаимообусловленности. Знаковый мир в календарно-обрядовом празднике. Соотношение народных и церковных праздников.        
1 курс, 2 семестр Лекция 1: Праздники античного мира. Обрядово-праздничная культура Древней Греции. Зрелища в Древнем Риме. Отличие и сходство. Лекция 2: Праздничные календари Европы и России эпохи Средневековья. Семинар: Праздники на Руси. Праздничный площадной театр России: художественная специфика        
  2 курс, 3, 4 семестры        
2 курс, 3 семестр. Лекция 1: Праздничный календарь периода революционных преобразований. Концепции праздника Лекция: 2: Праздники, обряды, театрализованные представления советского периода. Становление и развитие советского массового праздника. Семинар: Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период (1985 – 2000гг.)        
2 курс, 4 семестр Лекция 1: Становление и развитие праздничного календаря России 21 века. Специфика организации досуга 21 века. Анализ современного опыта. Шоу-бизнес, индустрия развлечений. Аниматорское искусство в России и за рубежом. Лекция 2: Значение и роль праздников. Анализ опыта. Современные взгляды ученых на праздничную культуру. Семинар: Современная праздничная культура стран мира. Национальные традиции и обряды. Международный праздничный календарь. Праздники Тюменского региона.        
Всего часов        

1.8. Содержание дисциплины. Тематический обзор лекций.

Тема 1. Определение праздника. Проблемы терминологии. Место праздника в тексте культуры

Термин «праздник» и его эквиваленты в разных языках. Научная литература об определительной базе этого феномена культуры. Определение праздника в толковых словарях. Понятие «праздник» в определениях ученых. Соотношение основных понятий, связанных с праздником: традиция, обычай, обряд, церемония, ритуал. Театрализованный праздник и театрализованное представление: общее и отличительное. Праздник в археологической классификации культуры.

Сущность и значение массового праздника. Историография о праздничной культуре России: праздничная культура в представлении дореволюционных авторов, авторов советского и постсоветского периодов, современные взгляды ученых на праздничную культуру. Праздничная культура России как объект культурологического исследования.

Тема 2. Русская эортология. Обзор научных концепций происхождения праздника.

Основные направления развития праздничной культуры.

Сложность построения единой концепции происхождения и исторического развития праздника. Универсальность праздника как условия рождения новых теорий.

Описательная концепция. И. М. Снегирев, И. П. Сахаров, А. В. Терещенко. Идеализация праздничного быта. Отсутствие теории праздника. Первые попытки периодизации типов праздника по сезонам.

Мифологическая концепция. Ф. И. Буслаев, А. И. Афанасьев,
А. А. Потебня. Создание общей теории праздника. «Солярная» концепция как одна из разновидностей метеорологической (цикловой) теории. Создание новой типологизации празднеств. Привязанность праздничных дней к кризисным моментам в жизни природы. Влияние христианства на праздничный календарь. Сближение мифологических образов с христианскими именами.

Концепция заимствования. А. Н. Веселовский, Е. В. Аничков,
В. Ф. Миллер. Выведение изучения русских празднеств из рамок национальной замкнутости. Сходство славянских, румынских, византийских и античных календарных обрядов. Отсутствие историзма и социального подхода.

Антропологическая концепция. Д. Фрэзер. Связь праздника с религией умирающего и воскрешающего божества растительности. Магический акт ритуального убийства по принципам симильной (подражательной) магии. Миросозерцательный смысл праздника – возрождение на новых началах.

Социальная концепция. Адр. Пиотровский. Связь праздника с социальной средой, с социальной историей. Определение смысла преодоления бытовой повседневности. Диалектическая противоречивость праздничной победы и свободы. Момент протеста в празднике как результат его исторического развития.

Аграрно-продуцирующая концепция. В. И. Чичеров, В. Я. Пропп,
М. М. Бахтин. Теоретические предпосылки теории. Определяющее влияние труда на характер проведения свободного времени. Общественно-трудовая деятельность человека как основной и единственный источник праздника. Универсальность теории М. М. Бахтина. Опосредованность связей праздника с трудом. Определение социально-художественной основы праздника. Провозглашение народного идеала жизни праздничными формами. Вскрытие сущностных сил праздника. Двумирность праздника, находящегося на границе условного искусства и реальной жизни. Праздник как «вторая жизнь народа».

Коммуникативная концепция. А. И. Мазаев. Исходные предпосылки истолкования сущности праздника.
Иной взгляд на человека. Опора па понимание праздника как «первичной формы человеческой культуры» Основные характеристики человеческого труда. Человеческий труд и наличие культурных средств связи. Развитие общения. Общение как универсальная категория анализа общества. Пространственные и временные характеристики общения. Общение и праздник. Зарождение праздника как результат развития общения в сфере свободного времени. Пространственное обособление праздничного общения. К. Жигульский и его теория праздника. Связь праздника с системой ценностей. Система ценностей как основа взаимопонимания людей. Роль постоянных культурных связей между людьми как условие рождения праздника. Объективная ритмика будней и праздников. Связь праздника с радостью. Проблема происхождения праздника и его исторического изменения. Изменения в хозяйственном или культурном укладе жизни – условие изменения праздничных форм.

Концепция А. В. Бенифанда. Исходные положения теории. Способ производства – основа любого общества, таков способ производства – таково и общество. Соответствие типа праздника типу производства. Определение смены типа праздника сменой способа производства. Праздничный прогресс – фактор исторического прогресса общества. Русская эортология (наука о праздниках, праздниковедение).

Тема 3. Праздники доклассового общества. Календарно-обрядовый праздник и календарь. Древнейшая обрядность славян.

Праздники доклассового общества. Древнейшая обрядность славян (традиции и обычаи, мифы, праздники)

Объективная необходимость расширения хронологических рамок изучения календарных праздников. Сложность объекта изучения – календарного праздника.

Оригинальная концептуальная позиция Геродота.

Роль обычая в управлении образом жизни каждого народа. Гиппократ, Аристотель, Посидоний о значимости народных праздников от природной среды. Геродот, Страбон о заимствованиях обычаев одним народом у другого. Демокрит, Лукреций об эволюционной последовательности в развитии обычаев. Полибий, Таций о влиянии обычаев на политическую историю и международные отношения.

Начало средневековья и общий упадок культурного развития. Редкие упоминания в письменных источниках об обычаях и обрядах. Продолжение традиции идеализации первобытного человека.

Просветительская литература XVIII в.: Руссо, Дидро. Положительная оценка традиционных обычаев.

Конец XVIII – начало XIX вв. – проявление интереса к европейским народам. Романтическая идея о «духе народа». Оживленная работа по собиранию жанров народного творчества. Вовлечение широкой общественности в поисково-исследовательскую работу.

Первая в истории изучения обрядов систематическая публикация – сочинение И. М. Снегирева «Русские простонародные публикации и суеверные обряды» (1837 – 1839).

XIX в. – формирование различных научных школ. Вильгельм Маннхард «Ржаной волк и ржаная собака» (1865), Джеймс Фрэзер «Золотая ветвь» (1890). Арнольд Ван Геннеп «Обряды перехода» (1909).
А. Н Веселовский. «Три главы из исторической поэтики» (1894 – 1899). Карл фон Сюдов «Понятия первого и последнего в народной традиции с особым вниманием к жатвенным обычаям» (1939). Иохан Хейзинга «Homo ludens» («Человек играющий»).

Солидные исследования XX века. П. Г. Богатырев «Вопросы теории народного искусства» (1971). В. И. Чичеров «Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков» (1957).
В. Я. Пропп «Русские аграрные праздники» (1963). Необычность концептуального поиска В. В. Иванова и В. Н. Терещенко «Исследования в области славянских древностей» (1974).

Теория смеховой культуры М. М. Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965).

Календарно-обрядовый праздник и календарь: феномен взаимообусловленности

Необходимость и возможность типологизации культурно-праздничных феноменов. Праздник и время. Категория времени и его предметные проявления. Понятие повторяемости и формирование ритма в природе и человеческой деятельности. Ритм как канва, основа формирования первых календарных систем мира. Ритмическая повторяемость празднично-обрядовых действ. Создание годового праздничного календаря. Процессы взаимовлияния календаря и праздника.

Тема 4. Морфология календарного праздника. Праздничный календарь в семиотическом аспекте. Знаковый мир календарно-обрядового праздника

Русский обрядовый праздник – древнейший вид народного творчества. Тесная связь праздника с трудовой практикой человека. Земледелие («неолитическая революция») способствовало рождению новых типов праздников – календарно-обрядовых.

Структура праздника. Набор общих элементов, характерных для всех праздников. Разные сочетания элементов в обрядовых комплексах.

Календарный праздник – особое время и особое пространство взаимодействия людей. Знаковое значение структурных элементов праздника. Семиотика обрядового действа.

Кузьминки – праздник встречи зимы 1 – 3 ноября (14 – 16 ноября
н. ст.). Русская мифологическая традиция об образах Кузьмы и Демьяна. Многотемность и многофункциональность Кузьминок. Доминанта темы девушки в сюжетном повествовании. Девушка как лиминальное существо. «Внедомность» девушек. Морфологическая фактура праздника. Репертуар Кузьминок.

Колядки – праздник солнцеворота, 25 декабря. Переход от старого года к новому. Языческий характер празднования. Приурочивание к Колядкам христианского праздника Рождества Христова. Основные праздничные действа. Этимология слова «Коляда». Определение сакральных элементов праздника. Репертуарное наполнение.

Новый год – праздник начала нового астрономического года,
1 января. Знаковые аспекты Новогоднего празднования. Семиотика елки. Знак подарков. Мифологические и сказочные персонажи Новогоднего цикла.

Масленица – «проводы зимы», за 50 дней до Пасхи. Масленица как отражение природных и биологических циклов, определяющих жизнь крестьянского общества.

Архаичность двухнедельного масленичного гулянья: мясопуста и сыропуста. Сопряжение древнеславянской масленицы с датой Нового года и Комоедицей (22 марта). Переплетение разно-эпохальных элементов в фактуре праздника. Сложность предпраздничного подготовительного периода. Дедовская или Родительская суббота.

Роль детей и подростков в подготовке праздника. Драматургия масленичной недели. Культ молодоженов в масленичном гулянии. Аграрно-магическая направленность масленичного действа. Гармонизация в празднике человека и природы.

Встреча весны – праздник начала весны (март). Связь весны с природными явлениями. Знак весны в земледельческих культурах.

«Растяжка» (продолжительность) весенних обрядов во временном пространстве (март – июнь). Трехчастная модель встречи весны: Герасим Грачевник – 4 марта, День сорока сороков – 9 марта, День птиц – 25 марта. Наличие очистительных, апотропейных (защищающих) и продуцирующих ритуалов и обрядов. Территориальная распространенность песенных закличек. Выпекание «жаворонков».

Аграрные обряды, приуроченные к Великому посту (7 недель,
50 дней от Масленицы до Пасхи).

Соединение народных и православных традиций в обрядовом комплексе этого периода. Характер названий каждой недели поста.

Средокрестие. Обрядовое печенье в форме крестов. Исполнение «крестных» песенок. Обливание водой.

Вербное воскресенье. Обычай освящения вербы. «Вербохлест» людей и животных. Верба в системе народного семиотического знания. Девичий праздник «лазарование».

Чистый четверг. Связь четверга с идеей Нового года. Обряды четверга – профилактического, очистительного и предупредительного характера. Четверг как граница временного перелома. Магия начала. Культ умерших предков. Логика поста. Крашение яиц. Семиотика яйца в мифологической традиции.

Велик день (в церковном календаре – Пасха) – первое воскресенье после весеннего полнолуния, наступающего после равноденствия. Народные корни праздника. Окказиональность даты. Отсутствие целостного обрядового комплекса. Центральное обрядовое действо – хождение волочебников. Мотив любви и брака.

Праздник Красной горки – первое воскресенье после Велика дня. Фомина неделя. Центральный обряд Красной горки – вьюнины, обход дворов с поздравлениями. «Окликание» молодых. Сочетание календарной обрядности с элементами свадебной. Пространство проведения обряда. Развернутая драматургия обряда «опахивания села». Очистительные и охранительные функции обрядов Красной горки.

Радоница (Радуница) – день поминовения усопших, понедельник – вторник Фоминой недели, следующий за Красной горкой. Этимология слова «радуница». Сакрализация кладбища. Обычай «окликания покойников». Художественные особенности кличей и причетов. Поминальная трапеза.

Егорьев день (Юрьев день) – праздник наступления весеннего тепла, весенний Егорий – 23 апреля, осенний – 26 ноября).

Два образа святого Егория (Георгия) в народном сознании. Земледельческие функции святого. Пограничный характер даты празднования. Егорий как покровитель скота. Обряды «окликания». Распространенность «конского праздника». Егорьевские пастушеские и охотничьи обрядовые действа. Знаковость пастуха и охотника. Женские обычаи Егорьевского дня. Соединение скотоводческих и земледельческих функций святого Егория; бифункциональность обрядового комплекса.

Первое мая – праздник конца весны, начала лета. Первое мая как рубеж между зимой и летом. Морфология празднования. Схожесть элементов праздника. Первое мая с проводами масленицы. Традиция украшения зеленью домов и себя. Историческая эволюция праздника, преобразование его в общественно-политический праздничный акт. Новое звучание праздника на современном этапе.

Семик (зеленые святки) – праздник весенне-летнего календарного периода, четверг на седьмой неделе от Пасхи). Вхождение Семика в единый весенний праздничный цикл, который начинала Масленица и заканчивал Семик. Семик – маркер пограничного состояния природы. Переходная символика обрядового действа. Культ растительности. Обряды завивания венков. Кумовство. Ритуал «крещения кукушки». Поминовение «заложных» покойников.

Праздник Ярилы (Всесвятская неделя, Ярилина, русальная, духовская, гряная) – праздник расцвета весенних сил, праздник проводов весны, неделя, начинающаяся сразу после Троицы.

Понедельник – Духов день, воскресенье – День всех святых. Ярила как завершение праздничного цикла Семик – Троица. Центральный момент праздника – ряженье Ярилой парня. Антропоморфные изображения Ярилы и Ярилиха. Вакханальный характер народного гулянья. Место и роль образа Костромы в праздничном комплексе. Русалки – главные персонажи Всесвятской недели. Мужские и женские варианты русалок. Обрядовые действа с русалками.

Иван Купала (Иванов день) – праздник летнего солнцестояния,
22 – 24 июня.

Один из важнейших народных праздников. Глубокие древние основы обрядового действа. Обусловленность праздника рубежной отметкой солнечного годового цикла. Купала как единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Купальницы (23 июня) и святых апостолов Петра и Павла (29 июня). Этнографы о Купале как о девичьем празднике. Двойственный характер празднования. Проницаемость временных границ. Знак огня. Растительный мир в праздничном повествовании.

Петров день – праздник проводов весны, 29 июня.

Народная традиция отмечать 29 июня – Проводы весны, а 30 июня – поминки по весне. Петровка как граница, рубеж. Последний день девичьих и женских гуляний. Повторяемость обрядов Семика и Купалы. Обычай «караулить солнце». Почитание Петровок рыбаками и пастухами. Значительная роль девушек и женщин в обрядности.

Праздник жатвы (Оспожинки, Госпожинки, Осенины) – праздник урожая (август – сентябрь).

Отсутствие единой календарной приуроченности. Совпадение обряда с работой. Приоритет мужчины при севе, женщины – при уборке урожая. Деление жатвенных обрядов на три группы: зажиночные, собственно жнивные и дожиночные.

Морфология календарного праздника

Символико-смысловое значение структурных единиц праздника. Морфология праздника. Историческая детерминанта морфологического строения праздника.

Изменение состава первоэлементов. Основные знаковые элементы календарно-обрядового праздника.

Знак пространства. Связь календарного обряда с мифологической концепцией пространства – времени. Неоднородность пространства. Отсутствие представления о единой Вселенной, наличие только ее частей, кусков – «миров». Мирча Элиаде о неоднородности пространства, в котором много разрывов. Священные, «сильные», значимые пространства и неосвященные. Представления первобытными культурами мирового пространства как серии кругов или сфер, имеющих общий центр. Постоянное противопоставление между территорией обитания человека и неизвестным пространством: свое/чужое; культура/природа; космос/хаос. Мировое дерево в картине мира. Характеристика структуры пространства. Связь с моделью пространства мотива пути.

Знак времени. Специфика мифологического времени – неоднородность, небеспрерывность. Соотношение сакрального и профанного времени. Качество сакрального времени, в котором протекает праздник. Представление о ежегодном обновлении мира, об обретении каждого нового года исходного «начала», исходной «святости». Год как замкнутый круг, имеющий начало и конец, а также возможность «возрождаться». Ключевые точки годичного круга. Жизненное время как круг, имеющий сакральную и магическую силу. Мотив «жития» человека, растения или предмета. Обрядовое время – разрыв обыденного. Тесная взаимосвязь всех дней, создающая сплошной поток неспешного круговорота времени, выделяющая периоды – сакральный и профанный.

Солярный знак. Отсутствие солярной (солнечной) религии у славян. Известные в археологии и этнографии знаки, обозначавшие солнце. Солнечная природа древнерусских богов: Хорса, Даждьбога, Сварога. Связь солнечного бога с конями. Б. А. Рыбаков о солнечном культе. Славянское представление Солнца как разумного существа. Персонификация солнца в славянском фольклоре в мужском и женском образе. Наличие правил и запретов, связанных с почитанием солнца. Христианизация и новое истолкование солярных обрядов. Связь солярного культа и культа огня.

Знак огня. Одна из основных стихий мироздания. Присутствие огня во всех календарных обрядах. Двойственная символика огня. Фигурирование в обрядовых действах наиболее древнего вида ритуального огня-костра. Многоплановость толкования функций огня в научной литературе. Изменение функций огня в ходе историко-культурного развития.

Знак воды. Вода в мифологической традиции – опора, на которой держится земля, источник жизни, средство очищения. Водное пространство как граница между «этим» и «тем» светом. Ассоциирование воды с первобытным хаосом, первоначалом. Двойственная природа воды. Распространенность культа воды у всех народов мира. Историческая эволюция знаковости воды. Роль воды в обрядах «отправления» умерших на «тот» свет. Почитание источников. Обычай вызывания дождя. Древность института «делателей» дождя. Обычай «вспашки» дождя. Архаический характер ритуалов «пускания по воде» предметов. Река – один из наиболее емких и многозначных водных символов. Роль и место росы в календарной обрядности.

Динамика образа жертвоприношения воды: человек – животное – кукла – чучело. Роль воды в гаданиях. Женский образ воды: Елена, Ульяна, Иордана. Роль воды в жизни людей.

Знак растительности. Многообразие обрядового проявления зелени: майское дерево, елка, семицкая березка, венки, цветы, травы, снопы. Исторический и экологический фон взаимодействия человека с растительным миром. Лес как хранитель обрядовых тайн. Обрядовая функция деревьев. Присутствие зелени в календарных обрядах. Функции зелени. Наделение зелени знаковой символикой. Основные теории, объясняющие возникновение обычаев, связанных с растительностью. Растительные мотивы в современных празднично-обрядовых действах: соотношение магической и эстетической основ знака.

Знак ритуальной трапезы. Повседневная пища и обрядовая пища. Знаковый характер празднично-обрядовой пищи. Различные аспекты рассмотрения знаковости обрядовой пищи. Сакральность пищи в переломные моменты года. Характер еды как отражение представлений человека о магическом изобилии. Обрядовая трапеза как своеобразный ритуал, призванный выявить внутреннюю структуру коллектива. Хлеб – наиболее сакральный вид пищи. Этимологическая неясность слова «хлеб». Разновидности хлебных изделий. Магические действа с хлебом. Магическое и эстетическое значение этикетной формулы «хлеб-соль». Блины в русской традиционной культуре. Отражение в употреблении блинов двух систем духовного мироощущения русских: языческой и христианской. Символическое употребление каши. Сакральное значение яйца как символа Первотворения и возрождения жизни. Обрядовое печенье – символическое выражение пищи. Обрядовая еда как выражение определенных, регламентированных традиций взаимоотношений между людьми.

«Эндокухня» (еда для себя) и «экзокухня» (еда для гостей). Трапеза как минимум праздника, наиболее универсальный и обязательный его компоненты.

Знак даров и жертв. Дар – подношение, подарок. Жертва – разновидность дара. Состав даров и жертв в календарной обрядности. Генетическая и хронологическая классификация дарообмена: общинные виды дарений, семейные и семейно-индивидуальные. Приоритет семьи как главной дарительницы. Причины возникновения жертвоприношений. Жертвы и дары как объекты, наделенные магической (производственной) силой. Социальные функции даров и жертв.

Знак культа предков. Развитость представлений о взаимосвязанности загробного мира с миром живых. Двоякий смысл обрядов в честь предков. Привязка поминально-погребальных обрядов к определенным дням календаря – народного и церковного. Своеобразие обряда возжигания костров,носящих поминальный характер. Близость праздничных костров к языческим, погребальным кострищам. Разновидности поминальной символики. Тесная связь календарных и поминальных обрядов на протяжении всего годового цикла, связь поминальных обрядов с идеей плодородия.

Знак маскировки и ряженья. Ряженье – один из элементов традиционной культуры. Основная черта – изменение внешности. Маскирование – часть ряженья. Связь ряженья с календарной и семейной обрядностью. Основные наименования ряженых. Основа создания ряженого персонажа – соблюдение принципа противопоставления «своего-чужому». Реализация этого принципа в каждой группе признаков: по полу, по возрасту, по природе, по принадлежности к миру живых и миру мертвых, по принадлежности к миру людей и «иному» миру, по этнической принадлежности, по принадлежности к разным ступеням социальной иерархии. Суть ряженья. Насыщенность ряженья сексуальной символикой. Функции ряженья в современных обрядовых действиях.

Знак гаданий и примет. Цель гадания. Функциональная напряженность гадания. Символическое значение предметов гаданий как посредников между «этим» и «тем» миром. Деление гаданий по способу узнавания судьбы: гадания-истолкования и гадания-колдовство. Гадания истолкования – приметы. Классификация примет. Разноплановость поведения человека в гаданиях и приметах. Пространственно-временные точки проведения гаданий. Основные темы гадания. Состав участников гадания. Превращение гаданий в развлечение, игру.

Знак эротических действ. Обязательность присутствия в календарных обрядах эротических действ. Существенная роль разделения полов в истории человечества. Бытовой и праздничный ритуализм полов. Две формы проявления эротических действ. Обрядовый травестизм. Общинный дух эротических обрядов. Эротические действа – идея магического воздействия человеческой половой силы на производительность природы, в продолжении человеческого рода.

Знак смеха. Смех один из магических актов заклинания плодородия. Теория В. Я. Проппа о ритуальном, земледельческом характере смеха. Роль смеха как одного из способов создания и воссоздания жизни. Обычаи «запрета смеха». Смеховые возможности земледельческого сквернословия (эсхрологии), земледельческого заголения (раздевания), пения непристойных песен. Двойной аспект мировосприятия человека – серьезный и смеховой. Реализация смехового начала в народной игре, хороводе, плясках, заигрышах.

Тема 5. Соотношение народных и церковных праздников. Православный обрядово-праздничный календарь

Автономное изучение праздников народного и церковного календарей. Ошибочность, односторонность такого подхода. Б. А. Рыбаков об исторической эволюции язычества и появлении культа Иисуса Христа. Базирование сонма святых на культуре мифологического сознания. Модификация языческих форм обрядности. Первичность формирования календарно-обрядового праздника (эпоха неолита 8 – 6 тыс. лет до н. э.). Утверждение морфологической конституции народного праздника. Появление христианства в начале нашей эры. Формирование символа веры и художественной атрибутики. Наложение церковных праздников на даты народного календаря (354 г. н. э.). Синкретизм (двоеверие) праздничного календаря. Тождество структурных элементов обеих групп праздников.

Календарный (архаичный) праздник как текст культуры.

Связь праздника со сферой сакрального. Ключевое противопоставление праздника будням, Вторичность других признаков. Сакральность самого праздника и сакральность ядра праздника. Наличие в празднике профанических фрагментов. Сакрализация ценностей конкретного коллектива. Определение главного праздника конкретной традицией. Официальные и неофициальные праздники. «Закрытые» и «открытые». Существование разных типов праздников.

Создание единой последовательности праздников; образование праздничного «текста».

Смысл и функция главного праздника. Значение рубежа старого и нового. Борьба Хаоса и Космоса.

Необходимость воспроизведения инцидента первотворения. Определение пространственного центра и тоски во времени. Соответствующие действия всех членов коллектива. Выворачивание мира и его признаков наизнанку. Перемена субъекта и объекта. Формирование «антимира» с изнаночными характеристиками и «антиповедения». Инверсия элементов мира. Структура архаичного «первопраздника». Близость современного календарного праздника к архаичному «первопразднику». Единый общий смысл всей праздничной системы.

Православный обрядово-праздничный календарь

Соотношение христианского календаря с языческими представлениями о святости. Связь христианских святых с мифологическими представлениями. Деление христианских праздников по важности событий.

Рождество Христово (Рождество по плоти Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) – 25 декабря (7 января н. ст.). Второй по значимости праздник после Пасхи. Наличие сорокадневного поста перед праздником. Канун праздника. Службы Царские часы в церкви. Совершение рождественской литургии. Совмещение праздника Рождества Христова с народным обрядовым праздником Колядой. Знаковая наполненность кануна праздника. Организация домашнего сочельника. Обряды возжигания костров. Ритуальная еда.

Крещение Господне (Богоявление) – 6 января (19 января н. ст.). Крещение Господне – одно из важнейших событий в земной жизни Иисуса Христа. Первое упоминание праздника в 360 г. н.э. Отличие праздника в разных местах и в разное время. Совершение царских часов. Осмысление Крещения в крестьянском календаре. Рубежность времени. Обряд «великого водоствятия». Многочисленные действия с водой. «Хождение на Иордань» и водосвятие.

Соединение элементов языческой и христианской культуры. Повсеместность традиции «смотрины девушек». После Крещения – время свадеб.

Сретенье Господне (Громницы) – 2 февраля (15 февраля н. ст.). Связь праздника с темой послеродового ритуального очищения и посвящения ребенка-первенца Богу. Встреча Симеоном младенца Иисуса. Сретенье как завершающий праздничный рождественский цикл. Сретенье в народном сознании. Встреча зимы и лета. Отсутствие почитания праздника. Малочисленность обрядов. Свечи-«громницы». Обычай поджигания волос.

Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье) – последнее воскресенье перед Пасхой. Содержательная основа праздника. Праздничность Лазаревской субботы накануне праздника. Кульминация праздника – крестный ход. Упрощение ритуала празднования. Ритуальная трапеза. Обычай посвящения вербы.

Пасха (Пасха, Христов день, Великдень) – первое воскресенье после полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия. Праздник праздников. «Царь дней». «Торжество торжеств». Пасха – символ обновления и спасения мира и человека. Окказиальная (подвижная) дата праздника. Определение сакральности времени проведения службы. Структура полунощницы. Пасхальное освящение снеди. Традиция разговления и «христосования». Поминовение усопших. Знак яйца. Связь идеи Пасхи с обновлением жизни.

Благовещение – 25 марта (7 апреля н. ст.). Богородичный праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы. Третий по важности праздник после Пасхи и Рождества. Разная продолжительность празднования. Период «рубежного» времени, одна из ключевых точек года. Обычай «гукать» весну. Молодежные заигрыши. Доминантная роль девушек. Магия «первого дня». Место и роль благовещенской просфоры. Распространенность гаданий о погоде.

Вознесенье (Вознесеньев день, Ушестие) – сороковой день после Пасхи, в четверг шестой послепасхальный седьмицы. Праздник окончания пасхального периода, период растворения границ божественного и человеческого. Ход праздника. Ярмарки и гуляния. Совместное гостевание. Обычай ходить на поля. Выпечка «лесенок». Связь праздника с представлениями о посмертном пребывании души на земле и вознесении ее на небо через сорок дней. Ассоциация праздника с концом весны, началом лета. Обряд «вождение стрелы». Традиция закапывания в землю хлеба, ленточек, денежек, других предметов.

Вознесение как граница, завершающая Пасху и открывающая период Троицкой обрядности.

Троица (Пятидесятница, День сошествия Святого Духа на апостолов) – пятидесятый день после Пасхи. Момент сошествия Святого Духа на апостолов как проявление божественной сущности Святой Троицы. Основное положение христианской веры – учение о Троице. Популярность культа Троицы в России. Деятельность святого Сергия Радонежского. Тесная связь праздника с вселенской субботой (накануне Троицы) и Днем Святого Духа (понедельник, следующий за Троицей). Ход праздника. Украшение храмов зеленью. Знак зелени в церковной традиции. Народные традиции празднования. Культ растительности. Девичий праздник. Структура основных действ праздника. Обычай опахивания деревни. Традиция обходов домов. Заключительный этап празднования – обряд проводов.

Пребражение (Второй Спас, Второй Калинник, «Спас на горе», Яблочный Спас) – 6 августа (19 августа н. ст.). Праздник утвержден в
IV веке. Народные традиции празднования. Традиция освящения плодов в церкви. «Горохов день». Начало посева озимой ржи. Организация «ярмарок». Обычай «столованья». Обряд «провожание заката». Первая встреча осени.

Успенье Богородицы (Первая пречистая, Госпожа Первая, Дожинки, Первые осенины) – 15 августа (28 августа н. ст.). Утверждение праздника в IV веке. Название праздника в народном календаре: Госпожинки, Госпожин день. Поворот лета на осень. Обычай «вдувать огонь», Осенние посиделки.

Воздвиженье (Капустки) – 14 сентября (27 сентября н. ст.). Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Народная версия праздника. Символ праздника — страдание. Пост. Ход праздника. Крестные ходы, молебны, обходы полей с иконками. Третья встреча осени. День овинника – «овинные именины». Обычай обработки льна. Рубка капусты – капустный праздник. Варка пива.

Введение – 21 ноября (4 декабря н. ст.). Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праздник установлен в VII – VIII веках. Служба в церкви. Народная интерпретация Введения. Введение зимнего периода. Начало зимних гуляний. Санные выезды. Обряд «казать молодуху».

Тема 6. Семейно-обрядовые праздники Древней Руси:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: