Придворные театрализованные представления

Театрализованные представления - одна из разновидностей массового зрелища, были популярны не только у простого лю­да. В эпоху Возрождения ими увлекались и при королевских дворах, и в домах знатных вельмож. При этом менялся соци­альный смысл праздника. Привилегированному классу массовые театрализованные представления служили средством утверждения власти могущественных феодалов, средством про­славления деяний сильных мира сего.

Сохранились красочные описания пышных придворных празднеств и фейерверков, которые устраивались при дворе миланского герцога Джани Галеаццо. В их числе — необычайное театрали­зованное представление, поставленное в честь женитьбы моло­дого герцога. Придворный поэт Бернардо Беллинчони написал поэму о планетах, спускающихся с небес и поздравляющих но­вобрачных. На основе этой поэмы было создано театрализован­ное представление, для которого в большом зале герцогского дворца соорудили специальную и очень сложную конструкцию. Под потолком, высоко над головами зрителей, вращались семь планет. Их изображали девушки и юноши. Под нежное пение хора и звуки оркестра «планеты» спускались вниз и, обращаясь к новобрачным, исполняли поэму Беллинчони.

Автором инсценировки, режиссером-постановщиком, худож­ником и конструктором этого удивительного представления был великий Леонардо да Винчи, проявлявший большой интерес к театрализованным представлениям. Под его руководством при миланском дворе были поставлены и многие другие празднест­ва и фейерверки, для которых он изобрел различные пиротех­нические эффекты.

Издавна в Европе были известны и «Праздники на воде» - феерические зрелища, которые пользовались большой популяр­ностью у знати. В частности, празднества на открытом воздухе любила устраивать английская аристократия елизаветинской эпохи. Фаворит королевы Елизаветы, граф Лестер устроил в своем замке Кенильворт близ Стратфорда празднество в честь посетившей его королевы. В парке замка, на озере, была по­ставлена сказочная феерия с водной пантомимой, всевозмож­ными пиротехническими эффектами, превращениями и т. п. В один из моментов герой представления появился перед зри­телями на спине дельфина.

Шекспир упоминает эту деталь в «Двенадцатой ночи». По сведениям исследователей, великий драматург присутствовал на этом празднике в числе многочисленных зрителей, пришед­ших из Стратфорда поглядеть на разыгравшееся на озере представление.

В более позднее время, в XVII—XIX веках, в европейских сто-­
лицах или их окрестностях устраивались придворные праздники
на воде. В качестве примера можно привести праздник в Лондоне на Темзе, устроенный в честь короля Георга I. К этому событию композитором Генделем было написано выдающееся произведение «Музыка на воде», исполняемое и в наши дни.

Король с приближенными плыл по реке на корабле. Его сопровождал корабль, на котором оркестр под управлением Генделя, исполнявший только что сочиненную пьесу.Премьера нового произведения Генделя состоялась посреди Темзы, что навсегда отразилось в его названии «Музыка на воде».

В 1760 году при дворе короля Станислава Августа на озерах парка в Лазенки был создан «Театр на воде ». ВРоссиис 1852 года давал спектакли царский Петергофский театр, расположенный на прудах Заячьего ремиза.

Необходимо отметить, что театрализованные зрелища, устраиваемые при королевских дворах и в замках феодалов, ни по своему классовому характеру, ни по тематике ни по масштабам никак не определяли и не могли определить развитие жанра массовых празднеств и зрелищ самого демократического искусства того времени. Его всегда определяли площадь и улица, народные массы, в глубинах которых зарождались эти праздники и где сам народ был главной движущей силой.

Со второй половины XVII века в европейской истории массовых праздников и зрелищ наступает «мертвый сезон». Стало тихо на городских площадях: не слышно веселых песен, не звенят струны мандолин, аккомпанирующих жонглерам и буффонам, не звучат сатирические куплеты, не видно празднично одетых горожан, то мчавшихся в стремительных превращавшихся в зрителей и взрывавших площадь хохотом, бешеными рукоплесканиями и криками а иногда и воплями ужаса.

Но придет время — и площадь вновь взорвется пламенным народным торжеством. Тогда будет праздновать свои победы Великая французская революция, утверждая Свободу, Равенство и Братство на земле.

Вопросы к самопроверке:

1. Эпоха Возрождения и ее роль в формировании массовой культуры.

2. Праздники средневековой Европы.

3. Формирование карнавальных традиций.

4. Эпоха Ренессанса и ее роль в развитии праздничной культуры.

5. Средневековые мистерии.

6. Придворные театрализованные праздники.

7. Цеховые праздники в 18-19 веке и их преемственность в корпоративных праздниках современности.

8. Влияние средневекового театра на современную режиссуру.

9. Комедия dell arte как источник вдохновения современных режиссеров.

10. Влияние на современную режиссуру идей Ренессанса. Главные имена театральных деятелей того периода.

Литература:

  Васильева, Т. Праздники - трудная работа. ж. Праздник - 2005. № 8
  Клитин, С. С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики: уч. пос.- Л.: Искусство, 1987.
  Крысов, А. Виды корпоративных ивентов ж. Праздник, 2007, № 11, с. 4
  Никитина, Ю. Праздники между делом. ж. Праздник, 2007, № 11,с. 20
  Наши новые праздники.- М:.Эксмо, Яуза, 2007.
  Чернышева, О. Праздник должен быть продуманным ж. Праздник, 2007, № 11, с. 23
  Шкрабов, А. Карнавалы и гуляния – М: Профиздат, 1960.

8. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М.: Педагогика, 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: