Современной экономики

Развитие коммуникационных технологий изменило харак­тер экономических отношений в современных обществах. Многие авторы обращались к анализу данной проблемы, на­чиная с 60-70-х годов XX века. Сформировался ряд концеп­ций и теорий, подчеркивающих возрастание влияния инфор­мационного фактора на социально-экономическое разви­тие — прежде всего теории постиндустриального и информа­ционного общества.

Наиболее полный обзор всех аспектов информационного воздействия на экономику представил М. Кастельс (к его кон­цепции уже обращались в главе «Теоретический анализ мас­совой коммуникации и СМИ»).

1 Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информацион­ном рынке. — М.: РИП-холдинг, 2003. — Электронная пуб­ликация — https://evartisi.narod.ru/text5/70.htm

С точки зрения Кастельса, сегодня сложилась новая форма капитализма — информациональный капитализм.


Информа­циональный капитализм «использует информационные сети для ведения дел как непосредственно на производстве, так и по всему миру. Это тесно связано с долгосрочным, постоян­но идущим и ускоряющимся процессом глобализации, при­чём в такой степени, что в этом сетевом обществе капитали­стическая деловая активность происходит в реальном време­ни без пространственных ограничений, чего нельзя предста­вить без развития информационно-коммуникационных технологий»1.

Кастельс, как и ряд других авторов, говорит о том, что современная экономика — это пространство информацион­ных потоков, циркулирующих с огромной скоростью именно благодаря коммуникационным технологиям. Экономические операции в разных концах света осуществляются в режиме реального времени. Курсы валют и акций на биржах разных стран синхронизируются. Движение капитала превратилось в движение информации, виртуальные деньги вытесняют реальные денежные знаки.

Таким образом, информационно-коммуникативные тех­нологии срастаются с современными экономическими отно­шениями, превращаются в их необходимый фундамент. Они также радикально меняют формы труда, способствуют росту его информационной насыщенности, ломают привычные бюрократические и фордистские формы управления и орга­низации трудового процесса. Развитие информационно-ком­муникативных технологий стимулирует переход от жёстких бюрократических моделей организаций к подвижным и гиб­ким сетевым моделям, переход к индивидуализированным графикам труда работников, новым формам контроля и мно­жеству иных значимых изменений в сфере производства и управления им.

Вопросы

1. Что позволяет рассматривать СМИ как отрасль экономики?

2. Что такое медиарынок и какова его структура?

1 Уэбстер Ф. Теории информационного общества. — М., 2004. С. 135.


3. Какую продукцию производят СМИ?

4. Что такое «индустрии культуры» («творческие индустрии», «культурные индустрии»)?

5. Каковы экономические предпосылки возникновения рекламы?

6. Какова роль рекламы в существовании и функционирова­нии СМИ?

7. Какие функции выполняет реклама?

8. Дайте общую характеристику взаимоотношений рекламной отрасли и СМИ.

9. Что такое «информационно богатый» рынок?

10. Каковы основные тенденции развития российского медиа-рынка?

11.Как развитие коммуникационных технологий влияет на эко­номику?

12.Проанализируйте содержание «Концепции развития телера­диовещания в Российской Федерации на 2008—2015 годы» (см. Приложение 5). Какие проблемы существуют сегодня в этой области? Какие меры предлагаются для их решения?

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М.: Academia, 1999.

2. Бове К.Л., Арене У.Ф. Поведение потребителя и сегмен­тирование рынка // Психология и психоанализ рекламы: учеб. пособие. - Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.

3. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2003.

4. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вы­зов для России // Отечественные записки. 2005. № 3.

5. Гуревич СМ. Экономика отечественных СМИ: учеб. по­собие. — М.: Аспект-Пресс, 2004.

6. Засурский Я. Журналистика: от Гутенберга до Билла Гейт­са // Отечественные записки. 2003. № 4.

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, обще­ство, культура. — https://www.vusnet.ru/biblio/download. aspx?id=3064

8. МакРури И. Реклама и новая среда СМИ // Медиа: вве­дение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.


9. Медиа-индустрия России: состояние и тенденции разви­тия. Январь 2007: Аналитический доклад БДО Юникон.

10. Медиа: Введение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

11. Менегетти А. Реклама: факт, корни, власть // Психо­логия и психоанализ рекламы: учеб. пособие. — Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.

12. Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информа­ционном рынке. — М.: РИП-холдинг, 2003.

13. Психология и психоанализ рекламы: учеб. пособие. — Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.

14. Полуэхтова И. Телеменю и телепотребление // Отечест­венные записки. 2003. № 4.

15. Производство и потребление культурных продуктов // Отечественные записки. 2005. № 4.

16. Фезерстоун М. Культурная продукция, потребление и развитие культурной сферы // Контексты современно-сти-I: актуальные проблемы общества и культуры в за­падной социальной теории. — Казань: Изд-во Казанско­го университета, 2000.

17. Фоссато Ф. Медиаландшафт: 1991-2003 // Отечествен­ные записки. 2003. № 4.

18. Фромм Э. Принцип беспрепятственного удовлетворе­ния // Психология и психоанализ рекламы: учеб. посо­бие. - Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: