double arrow

Никлас Луман о «реальности масс-медиа»


¹ Бодрийар Ж. От сопротивления к гиперконформизму // Яс-перс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы. — М.: Алгоритм, 2007. С. 214.

4. Зак. 549

Немецкий теоретик Н. Луман является создателем свое­образной версии системной теории общества. Луман исполь­зует понятие аутопойетической, или самореферентной, сис­темы. Самореферентная система существует, воспроизводя собственное самоописание и поддерживая тем самым грани­цу между собой и окружающей средой. Для самореферент­ной системы коммуникация является базовым процессом, благодаря которому она и существует.


Общество является самой крупной самореферентной сис­темой, в рамках которой существуют разнообразные подсис­темы, также поддерживающие себя посредством саморефе­ренции. Коммуникация внутри каждой системы осуществ­ляется с помощью особых кодов. Кодов других систем систе­ма не распознаёт (так, например, для экономики понятия «любовь» или «мораль» ничего не означают, в отличие от по­нятий «прибыль» и «эффективность»). Согласно Луману, каждая система «видит» только себя — свои собственные опе­рации, и её отношение с внешней средой ограничивается поддержанием собственной границы. Для того чтобы опи­сать систему извне, необходим «наблюдатель второго поряд­ка», каковым применительно к обществу является, напри­мер, социальный исследователь. Однако система не изоли­рована от среды. Она связана с нею «структурным сопряже­нием» — это значит, что структуры системы зависят от структур внешнего мира. Система замкнута на себя не струк­турно, а операционально. Она реагирует на воздействия из­вне, но видит при этом лишь собственные реакции на эти воздействия.




СМИ, согласно Н. Луману, являются одной из таких са­моописывающихся систем. Они обособились от других сис­тем в рамках общества благодаря появлению «технических множительных средств», создавших особую инфраструктуру масс-медиа.

«Техника распространения сыграла в процессе обособле­ния (Ausdifferenzierung) системы масс-медиа такую же реша­ющую роль, какой была роль денег по отношению к эконо­мике. В этой системе коммуникаций не происходит взаимо­действия между отправителем и получателем информации как присутствующими друг для друга. О таком взаимном присут­ствии можно говорить только в том случае, когда им досту­пен непосредственный контакт, когда они могут видеть, слы­шать, осязать друг друга и в зависимости от этого строят коммуникацию. Всего этого нет в массмедиа»1.

¹ Луман Н. Реальность массмедиа: реферат А. Филиппова // Отечественные записки. 2003. № 4.


Обособившись от других сфер коммуникации, СМИ вы­работали собственный язык, собственную систему кодирова­ния информации и собственную логику функционирования. Способ кодирования информации внутри системы СМИ под­разумевает, например, различение «информация/не инфор­мация», благодаря которому происходит отсортировывание тех содержаний, которые не соответствуют логике коммуни­кационного процесса, как он протекает в рамках данной сис­темы. Так, отбор новостной информации осуществляется, согласно Н. Луману, в соответствии со следующими крите­риями.



«1. Информация должна быть новой. Чтобы усилить её неожиданность, нужно обозначить явное нарушение непре­рывности хода событий, расхождение с ожиданиями, уникаль­ность случившегося. Контекст, напротив, должен быть при­вычным, вызывающим доверие.

2. Предпочтение отдаётся конфликтам. Такие темы ото­двигают развязку в будущее. Не зная, кто выйдет победите­лем, получатели информации испытывают напряжение и пыта­ются угадать исход борьбы.

3. Внимание можно привлечь указанием количества. В циф­рах есть всегда нечто определённое, вне зависимости от того, понимает ли получатель информации, о чём вообще идёт речь. Особенно действенны сравнения: анализ динамических про­цессов (например, изменения показателей инфляции) или со­поставление территорий.



4. Дополнительный вес придаёт информации и локальный контекст. Предполагается, что получатель информации хоро­шо знает положение дел в месте своего проживания и для него ценны любые дальнейшие сведения.

5. Очень важны нарушения норм, которые в изображении массмедиа часто принимают форму скандалов. Собственно, только нарушение и делает норму явной. Предполагается, что никто не знает, насколько часты отклонения и как повели бы себя в аналогичной ситуации другие люди. Информация о нарушении, поданная в виде простой констатации данного факта, позволяет получателю солидаризоваться с другими в осуждении нарушения и приверженности норме, а равно и в демонстративном утверждении своего незнания о реальной практике нарушений.


6. Особенно пригодны для новостей сообщения о нару­шениях норм, когда к ним добавляются моральные оценки, позволяющие высказывать уважение или неуважение к тем или иным лицам. Массмедиа играют важную роль в воспро­изведении кода морали. Это не означает, что они стали выс­шей моральной инстанцией, — такой в обществе больше нет. Но зато они могут публично называть какие-то поступки хо­рошими или дурными.

7. Классифицируются не только поступки, но и те, кто их совершает, — тем самым массмедиа не просто извещают о нарушении норм, но и помогают слушателю или читателю составить собственное мнение. Весь комплекс скрытых моти­вов, которые побудили, а подчас и вынудили человека посту­пить именно так, а не иначе, при этом не освещается.

8. Требование актуальности информации ведёт к тому, что массмедиа сосредоточивают внимание на исключительных случаях (катастрофах, стихийных бедствиях и т.п.), а требова­ние рекурсивности вызывает у журналистов повышенный ин­терес к предшествующим или к похожим событиям (иногда образующим целые «серии»).

9. Особый случай — распространение в качестве новостей высказываемого кем-то мнения. В значительной части мате­риалов массмедиа отражаются они сами: говорящие могут отвечать на поставленный вопрос или навязывать свои выска­зывания, но так или иначе эти высказывания становятся со­бытием только благодаря массмедиа. «Мир словно наполня­ется добавочными шумами: предложениями, комментариями, критикой».

10. Все перечисленные критерии становятся ещё строже,
когда отбором занимаются специальные организации, подго-
няющие информацию, уже отобранную системой массмедиа,
под рубрики и шаблоны (например, выпускающие редакции в
печатных СМИ). Рубрики должны быть пригодны для много-
кратного использования, не быть непривычными для получа-
теля информации, не провоцировать ажиотаж и конфликты,
потому что это слишком усложнило бы планирование дея-
тельности такой организации»1.

1 Луман Н. Реальность массмедиа: реферат А. Филиппова // Отечественные записки. 2003. № 4.

Функцией системы СМИ в обществе является управление процессом его «самонаблюдения», осуществление наблюде­ния


«второго порядка» — наблюдая не за объектами, а за на­блюдениями.

«Наблюдая за наблюдениями», отслеживая «мнения», ко­торые в системе СМИ становятся «событиями», осуществляя отбор информации, СМИ в определённом смысле конструи­руют реальность, формируя описание общества, частью ко­торого они являются.







Сейчас читают про: