¹ Бодрийар Ж. От сопротивления к гиперконформизму // Яс-перс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы. — М.: Алгоритм, 2007. С. 214. |
4. Зак. 549 |
Немецкий теоретик Н. Луман является создателем своеобразной версии системной теории общества. Луман использует понятие аутопойетической, или самореферентной, системы. Самореферентная система существует, воспроизводя собственное самоописание и поддерживая тем самым границу между собой и окружающей средой. Для самореферентной системы коммуникация является базовым процессом, благодаря которому она и существует.
Общество является самой крупной самореферентной системой, в рамках которой существуют разнообразные подсистемы, также поддерживающие себя посредством самореференции. Коммуникация внутри каждой системы осуществляется с помощью особых кодов. Кодов других систем система не распознаёт (так, например, для экономики понятия «любовь» или «мораль» ничего не означают, в отличие от понятий «прибыль» и «эффективность»). Согласно Луману, каждая система «видит» только себя — свои собственные операции, и её отношение с внешней средой ограничивается поддержанием собственной границы. Для того чтобы описать систему извне, необходим «наблюдатель второго порядка», каковым применительно к обществу является, например, социальный исследователь. Однако система не изолирована от среды. Она связана с нею «структурным сопряжением» — это значит, что структуры системы зависят от структур внешнего мира. Система замкнута на себя не структурно, а операционально. Она реагирует на воздействия извне, но видит при этом лишь собственные реакции на эти воздействия.
|
|
СМИ, согласно Н. Луману, являются одной из таких самоописывающихся систем. Они обособились от других систем в рамках общества благодаря появлению «технических множительных средств», создавших особую инфраструктуру масс-медиа.
«Техника распространения сыграла в процессе обособления (Ausdifferenzierung) системы масс-медиа такую же решающую роль, какой была роль денег по отношению к экономике. В этой системе коммуникаций не происходит взаимодействия между отправителем и получателем информации как присутствующими друг для друга. О таком взаимном присутствии можно говорить только в том случае, когда им доступен непосредственный контакт, когда они могут видеть, слышать, осязать друг друга и в зависимости от этого строят коммуникацию. Всего этого нет в массмедиа»1.
¹ Луман Н. Реальность массмедиа: реферат А. Филиппова // Отечественные записки. 2003. № 4.
Обособившись от других сфер коммуникации, СМИ выработали собственный язык, собственную систему кодирования информации и собственную логику функционирования. Способ кодирования информации внутри системы СМИ подразумевает, например, различение «информация/не информация», благодаря которому происходит отсортировывание тех содержаний, которые не соответствуют логике коммуникационного процесса, как он протекает в рамках данной системы. Так, отбор новостной информации осуществляется, согласно Н. Луману, в соответствии со следующими критериями.
|
|
«1. Информация должна быть новой. Чтобы усилить её неожиданность, нужно обозначить явное нарушение непрерывности хода событий, расхождение с ожиданиями, уникальность случившегося. Контекст, напротив, должен быть привычным, вызывающим доверие.
2. Предпочтение отдаётся конфликтам. Такие темы отодвигают развязку в будущее. Не зная, кто выйдет победителем, получатели информации испытывают напряжение и пытаются угадать исход борьбы.
3. Внимание можно привлечь указанием количества. В цифрах есть всегда нечто определённое, вне зависимости от того, понимает ли получатель информации, о чём вообще идёт речь. Особенно действенны сравнения: анализ динамических процессов (например, изменения показателей инфляции) или сопоставление территорий.
4. Дополнительный вес придаёт информации и локальный контекст. Предполагается, что получатель информации хорошо знает положение дел в месте своего проживания и для него ценны любые дальнейшие сведения.
5. Очень важны нарушения норм, которые в изображении массмедиа часто принимают форму скандалов. Собственно, только нарушение и делает норму явной. Предполагается, что никто не знает, насколько часты отклонения и как повели бы себя в аналогичной ситуации другие люди. Информация о нарушении, поданная в виде простой констатации данного факта, позволяет получателю солидаризоваться с другими в осуждении нарушения и приверженности норме, а равно и в демонстративном утверждении своего незнания о реальной практике нарушений.
6. Особенно пригодны для новостей сообщения о нарушениях норм, когда к ним добавляются моральные оценки, позволяющие высказывать уважение или неуважение к тем или иным лицам. Массмедиа играют важную роль в воспроизведении кода морали. Это не означает, что они стали высшей моральной инстанцией, — такой в обществе больше нет. Но зато они могут публично называть какие-то поступки хорошими или дурными.
7. Классифицируются не только поступки, но и те, кто их совершает, — тем самым массмедиа не просто извещают о нарушении норм, но и помогают слушателю или читателю составить собственное мнение. Весь комплекс скрытых мотивов, которые побудили, а подчас и вынудили человека поступить именно так, а не иначе, при этом не освещается.
8. Требование актуальности информации ведёт к тому, что массмедиа сосредоточивают внимание на исключительных случаях (катастрофах, стихийных бедствиях и т.п.), а требование рекурсивности вызывает у журналистов повышенный интерес к предшествующим или к похожим событиям (иногда образующим целые «серии»).
9. Особый случай — распространение в качестве новостей высказываемого кем-то мнения. В значительной части материалов массмедиа отражаются они сами: говорящие могут отвечать на поставленный вопрос или навязывать свои высказывания, но так или иначе эти высказывания становятся событием только благодаря массмедиа. «Мир словно наполняется добавочными шумами: предложениями, комментариями, критикой».
10. Все перечисленные критерии становятся ещё строже,
когда отбором занимаются специальные организации, подго-
няющие информацию, уже отобранную системой массмедиа,
под рубрики и шаблоны (например, выпускающие редакции в
печатных СМИ). Рубрики должны быть пригодны для много-
кратного использования, не быть непривычными для получа-
теля информации, не провоцировать ажиотаж и конфликты,
потому что это слишком усложнило бы планирование дея-
тельности такой организации»1.
|
|
1 Луман Н. Реальность массмедиа: реферат А. Филиппова // Отечественные записки. 2003. № 4. |
Функцией системы СМИ в обществе является управление процессом его «самонаблюдения», осуществление наблюдения
«второго порядка» — наблюдая не за объектами, а за наблюдениями.
«Наблюдая за наблюдениями», отслеживая «мнения», которые в системе СМИ становятся «событиями», осуществляя отбор информации, СМИ в определённом смысле конструируют реальность, формируя описание общества, частью которого они являются.