Феномен общественного мнения традиционно привлекает пристальное внимание социологов и служит предметом постоянных эмпирических исследований. Опросы общественного мнения — наиболее распространённый тип сбора фактической информации. С помощью опросов социологи фиксируют текущее состояние общества, динамику ценностей и предпочтений, отношение к основным проблемам, политические ориентации населения. Общественное мнение — это индикатор состояния общества в целом. Естественно, интерес социологов вызывает вопрос, как формируется общественное мнение. От ответа на этот вопрос зависит понимание сущности данного феномена.
Сразу следует отметить, что общественное мнение — феномен, свойственный прежде всего современным, массовым обществам. Американский социолог Г. Блумер рассматривал «общественность» — субстрат общественного мнения — как одну из форм массового объединения, в основе которого лежит интерес к той или иной проблеме. Отечественный исследователь Ю. Левада предложил различать «общее» и «общественное» мнение.
|
|
«Общее» мнение формируется в рамках консолидированных сообществ, где люди имеют возможность непосредственного общения.
«Общественное» мнение формируется в массовых обществах, среди людей, между которыми нет непосредственного взаимодействия. Коммуникация в таких обществах зачастую имеет опосредованный характер.
Переход от общего мнения к общественному, как отмечает Левада, — одно из проявлений трансформации традиционных обществ в современные.
Левада отмечает, что данная трансформация включала ряд важных «переходов»:
«■ от тотального однообразия к множеству разноуровневых нормативных механизмов (а значит, и социально принятых мнений);
■ от партикуляристских регулятивных структур, то есть «норм для своих», к универсалистским (общезначимые нормы и ценности);
■ от принудительной обязательности «правильных» взглядов и оценок к спектру социально допустимых мнений;
■ от публичной, или «площадной» общности, где «каждый знает каждого» в непосредственном общении, к общественно значимой анонимности (массовое потребление, тайное голосование, анонимные опросы);
■ от нормативной (инструментальной или ритуальной) «серьёзности» мнений к «игре» на поле общественного мнения, о которой говорилось ранее»1.
Таким образом, общественное мнение формируется в массовых обществах, где ослаблены групповые связи и групповые нормы, где в ситуации постоянного выбора и индивидуальной автономии требуется новый механизм достижения согласия. Механизмы достижения этого согласия иные, чем в небольших сплочённых сообществах. В частности, большую роль в этом процессе играют СМИ.
|
|
Историко-социологический подход к сущности общественного мнения, развиваемый Ю. Левадой, не единственный возможный подход, применяемый в изучении данного феномена. В этом вопросе существует значительное концептуальное и теоретическое разнообразие.
Многообразие позиций по данному вопросу можно свести к двум основным, полярным позициям, которые условно обозначим как объективистскую и конструктивистскую.
Объективистская позиция предполагает рассмотрение общественного мнения как более или менее консолидированной точки зрения общественности (или разных её групп) по тому или иному вопросу. Предполагается, что люди способны рационально сформулировать свою позицию. Именно такое понимание общественного мнения лежит в основе демократического политического устройства. Граждане должны
[1] Левада Ю. От мнений — к пониманию: социологические очерки. 1993-2000. — М.: Московская школа политических исследований, 2000. — Электронная публикация — https://www.levada. га/ levadabook/ 15.doc
быть способны иметь собственную политическую позицию и выражать её в осознанном политическом участии.
Объективистская позиция находит выражение и в концепции общественного мнения как социального института, обладающего определённой структурой и выполняющего значимые социальные функции.
Характеризуя общественное мнение как социальный институт, Ю. Левада отмечает: «Чтобы стать общественной силой, общественное мнение должно быть организовано, — причём не только извне (гражданские свободы, система массовой информации, политический плюрализм, лидеры-идолы и т.д.), но и изнутри, в смысле самого «языка» общественного мнения (символы, стереотипы, комплексы значений и средств выражения). При таком социологическом подходе к феномену и возникают вопросы о том, как «на деле», т.е. практически, структурировано общественное мнение. Как и какие ролевые функции оно способно или неспособно исполнять в различных социокультурных условиях»1.
Конструктивистская позиция в разных её вариантах отрицает «объективность» существования общественного мнения. Кратко такую позицию сформулировал Дж. Гэллап, сказавший, что «общественное мнение — это просто данные социологических исследований». Многие социологи выражают сомнение в том, что массовые опросы отражают общественное мнение.
Так, П. Бурдье (а вслед за ним и многие другие авторы) утверждал, что опросы не отражают, а конструируют то, что считается общественным мнением. Формулировки вопросов, их тематика влияют на ответы респондентов, привлекают их внимание к тем проблемам, о которых они, вполне вероятно, вообще не думали и «мнения» иметь просто не могут. Бурдье формулирует свою позицию чётко: «Общественное мнение не существует».
[1] Левада Ю. От мнений — к пониманию: социологические очерки. 1993-2000. — М.: Московская школа политических исследований, 2000. — Электронная публикация — https://www.levada. га/ levadabook/ 15.doc
Своеобразный подход к феномену общественного мнения развивает Н. Луман. В рамках его концепции самореферентных систем понятие «субъекта» социальной деятельности утрачивает смысл. Система существует как непрерывная коммуникация (концепция Лумана уже рассматривалась ранее). Соответственно общественное мнение, по Луману, не имеет «субъекта», не есть выражение чьей-то позиции, а представляет собой доминирующую тему в коммуникации; изменяется «тема» — изменяется мнение.
Ю. Хабермас рассматривал общественное мнение как согласованную позицию публики, вырабатываемую в свободной рациональной дискуссии. Соответственно для выработки общественного мнения необходимо пространство для подобных дискуссий — пространство, где люди могли бы встречаться и разговаривать на общественно значимые темы. Если подобное пространство отсутствует, то исчезает и общественное мнение. Распространение электронных СМИ, согласно Хабермасу, уничтожает пространство для свободной дискуссии, подменяя общественное мнение идеями, почерпнутыми из СМИ.
|
|
Таким образом, различные подходы к пониманию феномена общественного мнения акцентируют его зависимость и производность от внешних факторов — прежде всего СМИ, процедуры массовых опросов. Однако, думается, наличие подобной зависимости не должно приводить к отрицанию реального существования общественного мнения как совпадающих позиций множества людей по тому или иному вопросу. Тем не менее следует отдавать себе отчёт в том, что совпадение позиций, само наличие мнения о той или иной проблеме в огромной степени зависят от «повестки дня», формируемой СМИ и прежде всего телевидением. Но, реагируя на информацию, транслируемую СМИ, люди уже обладают определёнными убеждениями, которые сложились у них на основе предыдущего жизненного опыта.
В современных обществах СМИ представляют собой важнейший канал воздействия на общественное мнение. Именно направленное воздействие на общественное мнение — задача
и рекламы, и политической пропаганды, и паблик рилейшнз (все эти сферы деятельности будут рассмотрены подробнее в специальных разделах).
Общественное мнение важно и для деятельности коммерческих и политических структур, и для различных добровольных общественных организаций. Помимо этого общественное мнение выполняет значимые социальные функции. В некоторых случаях возбуждённое общественное мнение может приводить к массовым действиям, хотя такие случаи скорее исключение, чем правило. Более «привычной» социальной функцией общественного мнения является, согласно мнению Ю. Левады, социальный контроль, поддержание общепринятых норм в массовом обществе. Для того чтобы эта функция реализовалась, необходимы определённые средства. Одним из таких средств и выступают СМИ как важнейший канал распространения мнений.
|
|
Левада пишет: «...общественное мнение, предъявленное обществу через масс-медиа, играет роль системы зеркал, отражающих как восприятие массой сотворенных ею кумиров, так и восприятие героями собственного имиджа в глазах публики».
В общественном мнении, где бы оно ни было репрезентировано, — в частности, в СМИ — человек находит:
«■ язык для выражения (оформления, формирования) своих оценок и взглядов;
■ группу «своих», то есть аналогичным образом выражающих эти оценки и взгляды;
■ кодекс общепринятых нормативных стандартов такого выражения;
■ и, наконец, «зеркало», показывающее соответствие поведения человека этим стандартам»1.
Значимость общественного мнения для индивида подтверждает концепция «спирали молчания», предложенная немецким
[1] Левада Ю. От мнений к пониманию: социологические очерки. 1993-2000. — М.: Московская школа политических исследований, 2000. — Электронная публикация — https://www.levada.ru/ levad abook/15.doc
социологом Э. Ноэль-Нойман на основе многочисленных опросов[7]. Поведение респондентов показывало, что люди склонны присоединяться к мнению большинства из страха оказаться в изоляции. Под воздействием общественного мнения несогласные перестают быть несогласными (т.е. не заявляют о своём несогласии), усиливая тем самым и без того прочные позиции большинства. Одни ориентируются на явное выражение своего мнения (доминирующего), другие, полагающие, что подобных им — меньшинство, стремятся своё мнение скрыть — в этом и заключается эффект «спирали молчания».
Стремление людей следовать доминирующей точке зрения, по мнению других исследователей, не обязательно связано со страхом изоляции (ведь реальной угрозы такой изоляции при массовых опросах или голосовании за непопулярного кандидата нет). Скорее, здесь проявляется изначально присущий человеку как социальному существу конформизм, стремление ориентироваться на других, идентифицироваться с другими. Или же проявляется отмеченная психологом Э. Аронсоном «потребность быть правым».
Как бы то ни было, человек склонен добровольно подчиняться доминирующему мнению — это проявляется и в малых группах, и в массовых формах поведения (подобных голосованию на выборах в органы власти). Но откуда люди узнают о том, какие мнения являются доминирующими, а какие — нет? Э. Ноэль-Нойман говорит о способности человека «воспринимать климат мнений». Но в условиях господства СМИ нет ничего удивительного в этой способности. Точка зрения, доминирующая в СМИ, и рассматривается человеком как свойственная большинству. То же самое происходит с опубликованными результатами социологических опросов.
Именно поэтому выборное законодательство демократических государств запрещает публиковать результаты опросов общественного мнения накануне выборов или даже за несколько
дней до них. Однако и до этого срока аудитория СМИ уже успевает ознакомиться с результатами опросов, поэтому данный запрет едва ли способен что-то изменить.
Важной составляющей общественного мнения являются стереотипы. Понятие стереотипа было введено У. Липпманом еще в 20-е годы XX века. Стереотип — стандартное, упрощённое представление о чём-либо, некая «форма», в которую отливается человеческое восприятие. «Немцы — педантичны и аккуратны», «французы — галантны», «все чиновники берут взятки», «женщины более чувствительны, чем мужчины», «негры от природы хорошие спортсмены», «евреи умные и хитрые», «русские общительны и добродушны», «в Европе жить лучше, чем в России», и т.д. — всё это примеры стереотипов.
С точки зрения Липпмана, стереотипы — необходимый элемент общественного и индивидуального сознания. С их помощью человек ориентируется в окружающем его мире. Ведь индивидуальный опыт человека крайне ограничен, его недостаточно для формирования более или менее целостного представления об окружающей сложной реальности. Стереотипы создают систему координат, в рамках которой человек осуществляет свою деятельность. Липпман пишет:
«Нам рассказывают о мире до того, как мы его видим. Мы получаем представление о большинстве вещей до того, как непосредственно сталкиваемся с ними. И если полученное нами образование не помогает чётко осознать существование этих предубеждений, то именно они управляют процессом восприятия. Они маркируют объекты либо как знакомые, либо как странные и необычные, усугубляя различие по этому параметру: слегка знакомое подаётся как очень близкое, а чуть-чуть странное — как абсолютно чужое. Эти различия вызываются к жизни с помощью мелких знаков, варьирующих в диапазоне от подлинных индексов до неясных аналогий. Они наводняют свежее восприятие старыми образами и проецируют на мир то, что было сокрыто в памяти. Если бы в окружающей человека среде не было никакого практически осмысленного единообразия, то привычка принимать сложившийся ранее образ за новое впечатление вела бы не к экономии
усилий, а только к ошибкам. Но поскольку единообразие всё-таки существует, то отказ от всех стереотипов в пользу абсолютно наивного подхода к опыту обеднил бы человеческую жизнь»1.
Стереотипы — необходимый элемент восприятия реальности. Однако следует отдавать себе отчёт в том, что многие стереотипы способны играть негативную роль. Это касается, например, этнических стереотипов, провоцирующих национальную напряжённость в обществе. Стереотипы по самой своей сути противостоят всему новому и непривычному, и это их свойство также способно провоцировать конфликты и взаимное непонимание.
Откуда берутся стереотипы? Значительную часть стереотипов человек усваивает в процессе социализации, получает «в наследство» от семьи и непосредственного социального окружения. Другой источник стереотипов в современном массовом обществе — средства массовой информации.
С одной стороны, СМИ воспроизводят уже существующие стереотипы и тем самым укрепляют их. Например, женщины в рекламных роликах чаще предстают в семейных ролях, чем в профессиональных. Тем самым закрепляется стереотипное представление о женщине как, прежде всего, хозяйке. Пожилые люди в рекламе, по крайней мере, в отечественной, часто фигурируют в ролях бабушек и дедушек, что также отражает доминирующее в обществе представление об их главном назначении.
Но СМИ не только воспроизводят существующие стереотипы, они вполне способны их создавать. Показывая те или иные социальные группы в определённом контексте, СМИ формируют у аудитории стереотипизированное представление о них. Выше уже приводился пример, касающийся «лиц кавказской национальности».
Преобладание криминальной тематики в СМИ вполне способно создать у аудитории стереотип о ведущей роли криминалитета
[1] Липпман У. Общественное мнение. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — Электронная публикация — https://www.socioline.ru/_seminar/predmet/om/reader_lipp.doc
в общественной жизни. Можно приводить и другие примеры, иллюстрирующие утверждение, что СМИ вполне способны формировать стереотипы, которые становятся элементом общественного мнения. В то же время СМИ способны изменять уже существующие стереотипы.
По замечанию Липпмана, стереотип «срабатывает» до того, как «включается» собственно процесс рационального мышления. Поэтому стереотипы можно рассматривать как иррациональную сторону общественного мнения. Однако общественное мнение включает и вполне осознанные убеждения, осмысленные позиции людей по тому или иному вопросу. Подобные убеждения также формируются во многом благодаря СМИ.
Средства массовой информации способны привлечь внимание аудитории к какой-либо проблеме, задать тему для размышления и дискуссий. Приглашённые в эфир эксперты, отстаивающие разные точки зрения, могут привлечь или оттолкнуть аудиторию своими аргументами, повлияв тем самым на общественное мнение. СМИ создают площадку для различных «лидеров мнений», способных влиять на убеждения людей.
Однако, учитывая большую роль СМИ в формировании общественного мнения, не следует упускать из виду и другие факторы, влияющие на него, и прежде всего существующую культурную традицию и реальный жизненный опыт. Если информация, продуцируемая СМИ, будет находиться в явном конфликте и противоречии с повседневным опытом людей, то едва ли она будет встречена аудиторией с полным доверием. Сформируется негативный стереотип по отношению к СМИ — например, «новости всегда врут».
У аудитории СМИ формируется общественное мнение и по поводу самих СМИ, которое влияет на восприятие продуцируемой ими информации. Приведём в качестве иллюстрации данные недавних опросов Левада-Центра, демонстрирующие отношение и уровень доверия россиян к нынешним отечественным СМИ, оценку степени их влияния.
Окончание табл. 3
1999 Декабрь | 2007 Ноябрь | |
Они не оказали на меня никакого влияния | ||
Я не обращаю внимания на такие передачи/ статьи, потому что в принципе не верю телевидению, газетам, радио | ||
Я не смотрю и не слушаю такие передачи, потому что не интересуюсь политикой | ||
Затруднились ответить |
Источник: Общественное мнение: ежегодник. — М.: Левада-Центр, 2007. С. 161.
Вопросы
1. Что представляет собой аудитория СМИ?
2. Какие типы исследований аудитории СМИ существуют?
3. Что такое рейтинг? С чем связана необходимость измерения рейтингов и как оно осуществляется?
4. Охарактеризуйте основные теории воздействия СМИ на аудиторию. Какая из теорий кажется вам наиболее убедительной? Почему?
5. Какие факторы влияют на восприятие индивидом информации, транслируемой СМИ?
6. Каковы основные типы последствий СМИ?
7. Что такое общественное мнение? Какова роль СМИ в возникновении этого феномена?
8. Что такое стереотипы? Какова их роль в человеческом познании?
9. Могут ли СМИ формировать и изменять стереотипы? Приведите примеры.
10. Какие исследователи занимались изучением воздействия СМИ на аудиторию?
11. Что имел в виду П. Бурдье, когда утверждал, что общественного мнения не существует? Согласны ли вы с его позицией? Почему?
Литература
1. Американская социологическая мысль: тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
2. Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальную психологию. — М.: Аспект-Пресс, 1999.
3. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. — М.: РИП-холдинг, 2003.
4. Бове К.Л., Арене У.Ф. Поведение потребителя и сегментирование рынка // Психология и психоанализ рекламы: учеб. пособие. - Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.
5. Бурдье П. Социология политики. — М., 1993.
6. Гудков Л. Страх как рамка понимания происходящего // Гудков Л. Негативная идентичность: статьи 1997-2002 годов. — М.: Новое литературное обозрение, ВЦИОМ-А, 2004.
7. Гудков Л. Идеологема «врага» // Гудков Л. Негативная идентичность: статьи 1997-2002 годов. — М.: Новое литературное обозрение, ВЦИОМ-А, 2004.
8. Дейян А. Теории коммуникации и их применение в рекламе // Психология и психоанализ рекламы: учеб. пособие. - Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.
9. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. — М.: Новая школа, 1996.
10. Дондурей Д. Фабрика страхов // Отечественные записки. 2003. № 4.
11. Дубин Б.В. Медиа постсоветской эпохи: изменение установок, функций, оценок // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76).
12. Ефимова Л. Проблемы правовой защиты детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию, распространяемой в сети Интернет. — https://www. medialaw.ru/publications/zi р/156-157/1.htm
13. История исследований российской телевизионной аудитории // Отечественные записки. 2003. № 4.
14. Камбербач Г. «Воздействие» СМИ на общество: неоконченная дискуссия // Медиа: введение. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
15. Общественное мнение: ежегодник. — М.: Левада-Центр, 2007.
6*
16. Левада Ю. От мнений к пониманию: социологические очерки. 1993-2000. — М.: Московская школа политических исследований, 2000.
17. Липпман У. Общественное мнение. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — электронная публикация — https://www.socioline.ru/_serninar/predmet/ om/reader_li pp.doc
18. Макаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. - М., 2000.
19. Менегетти А. Реклама: факт, корни, власть // Психология и психоанализ рекламы: учеб. пособие. — Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.
20. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. — СПб.: Питер, 2005.
21. Никифоров О. Диалектика медиапросвещения // Отечественные записки. 2003. № 4.
22. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: открытие «спирали молчания» (фрагменты монографии) — https:// www.socioline.ru/_seminar/predmet/om/reader_nn.doc
23. Паккард В. Психоанализ в рекламе // Психология и психоанализ рекламы: учеб. пособие. — Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.
24. Полуэхтова И. Телеменю и телепотребление // Отечественные записки. 2003. № 4.
25. Постман Н. Исчезновение детства // Отечественные записки. 2004. № 3.
26. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. — М.: Гардарики, 2006.
27. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
28. Хорхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. — М.: Изд-во «Медиум», 1997.
29. ЦуладзеА. Политическая мифология. — М.: Эксмо, 2003.
30. Шарков Ф.И., Баранова В. И. Аудитория и мониторинг СМИ // Социологические исследования. 2005. № 10.
¨ Медиаиндустрия как сектор экономики
В современных обществах СМИ являются сектором экономики, производящим заметную, часть ВВП (хотя доля СМИ в ВВП неодинакова в разных странах). В «Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008— 2015 годы», одобренной Правительством Российской Федерации 29 ноября 2007 года, отмечается, что в настоящее время вклад медиаотрасли в ВВП России составляет 1,4%, что сопоставимо с вкладом таких отраслей, как промышленность строительных материалов, лёгкая промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Однако с учётом опыта других развитых стран доля медиаотрасли может составлять 2,5-4,5% ВВП. В Концепции отмечается, что, согласно прогнозам, к 2015 году оборот российской медиаиндустрии будет составлять не менее 1 250 млрд рублей.
Большинство СМИ являются коммерческими организациями, действующими по законам рыночной экономики и ориентированными, прежде всего на продажу специфического информационного товара и получение прибыли. Будучи субъектами рынка, СМИ вынуждены конкурировать друг с другом и бороться за потребителя. Основным источником доходов коммерческих СМИ служит реклама. Другие источники доходов — распространение собственной продукции, государственное финансирование и льготы, участие в разных видах коммерческой деятельности, добровольные пожертвования.
Современная медиаиндустрия представляет собой сложнейший комплекс разнообразных предприятий, связанных экономическими отношениями, — начиная от информационных
агентств, производящих новости, рекламных и ПР-агентств и заканчивая студиями звукозаписи и типографиями. Потребителю заметна лишь «верхушка», конечный продукт их совокупной деятельности.
Индустрия СМИ относится к постоянно растущему в современных обществах сектору так называемой «индустрии культуры» («культурных индустрии», «творческих индустрии»). Как уже отмечалось в главе «Теоретический анализ массовой коммуникации и СМИ», термин «индустрия культуры» ввёл Т. Адорно для обозначения промышленного и коммерческого характера современной массовой культуры. В контексте взглядов Адорно и других представителей «критической теории» термин «индустрия культуры» имел негативный смысл и употреблялся в единственном числе. Однако в современных исследованиях термин стал употребляться во множественном числе и утратил негативную окраску.
Так, британский исследователь Д. Хесмондхол определяет «индустрии культуры» как отрасли экономики, которые занимаются промышленным производством и распространением текстов. (Слово «текст» в современном обществознании, социальных и культурных исследованиях понимается весьма широко. В качестве текста может рассматриваться любой объект, несущий некоторую закодированную информацию.)
К индустриям культуры помимо собственно СМИ относятся реклама, маркетинг, книжная индустрия, мода, интернет-индустрия (создание сайтов и др.), создание компьютерных игр и т.д. Большинство «индустрии культуры» так или иначе связаны со СМИ, распространяющими их продукцию или информирующими о ней потребителя.
СМИ являются производителями специфического продукта, реализуемого на соответствующем рынке — медиарынке. Р. Пикар, современный исследователь медиаэкономики, сформулировал суть медиарынка следующим образом: «Масс-медиа — сдвоенный рынок товаров и услуг. СМИ продают содержание аудиториям, следовательно, содержание — товар, произведённый для аудитории. Выполняя свою сервисную
функцию, СМИ оказывают услугу рекламодателям, организуя для них доступ к целевым аудиториям».
Следует отметить, что другие исследователи предлагают рассматривать в качестве своеобразного товара СМИ и их аудитории, которые СМИ «продают» рекламодателям.
Современный медийный рынок имеет сложную многоуровневую структуру, определяемую типами СМИ (информационные агентства, пресса, радио, телевидение и т.д.), потребностями и интересами их аудитории, территориальным фактором.
Как отмечает Е. Вартанова, одной из важнейших характеристик современных СМИ развитых стран Европы и Северной Америки является превращение их медиарынков в «информационно богатые». Уровень «информационного богатства» определяется по следующим параметрам:
«— насыщенность медиарынка каналами традиционных и новых СМИ — газетами, журналами, радио- и телестанциями, книжными издательствами, кинотеатрами, провайдерами доступа к Интернету;
— насыщенность медиарынка производителями содержательных продуктов — журналистами и писателями, создателями телепрограмм, актёрами, режиссёрами, техническим персоналом;
— доступ аудитории к медиаканалам и содержанию СМИ как в количественном измерении (число газет, журналов, радиоприёмников, телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров, телефонов, подключений к Интернету на 1 ООО человек), так и в качественном (способность аудитории платить за информацию; грамотность и навыки пользования);
— уровень потребления СМИ — объём времени, в течение которого аудитория читает, смотрит, слушает, то есть потребляет СМИ;
— объём затрат на СМИ — процент семейного бюджета, затрачиваемого на СМИ;
— объём национального рекламного рынка — структура «рекламного пирога», доля рекламы, направляемой в СМИ в целом и конкретные средства массовой информации в частности;
— технологический уровень инфраструктуры СМИ — наличие производственной базы (полиграфическая база печатных
СМИ, оборудование для производства кино-, аудио-, видеоматериалов и т.п.) и техническое состояние передающих каналов (трансляционные вещательные сети, телекоммуникационные системы); — интегрированность национальных СМИ в глобальную коммуникационную инфраструктуру — возможность аудитории получать доступ к иностранным медиарынкам, глобальным потокам информации и каналам коммуникации»1.
Е. Вартанова отмечает, что важной тенденцией, характеризующей развитие информационно богатых рынков СМИ на нынешнем этапе, является конвергенция с другими рынками — телекоммуникаций, производства домашней электроники, компьютеров, программного обеспечения. В результате складывается единый медиарынок, занимающий всё большее место в национальных экономиках, а также выходящий за их пределы, приобретающий транснациональный характер.
На современном этапе информационно богатые рынки СМИ характерны для относительно небольшого количества обществ. Предпосылкой их формирования является высокий уровень экономического и технологического развития. Однако движение в сторону информационно богатых рынков — тенденция, присущая всем современным обществам, демонстрирующим положительную динамику экономического роста.
В последние годы всё более отчётливой становится тенденция к концентрации СМИ и, одновременно, их дифференциации, обусловленной дифференциацией информационных потребностей аудитории и стремлением рекламодателей обращаться к целевым группам потребителей.
На российском рынке процесс концентрации СМИ начался в 90-е годы созданием издательско-производственных объединений и издательских домов. На современном российском рынке СМИ представлено множество крупных экономических субъектов. В качестве примера можно привести холдинг «Газпром-Медиа». Созданный в 1998 году холдинг
1 Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2003. — Электронная публикация — https://evartist.ru/textll/44.htm
владеет, в частности, тремя телекомпаниями (ОАО «Телекомпания НТВ», «ЗАО НТВ-Плюс», ОАО «ТНТ-Телесеть», рядом радиостанций («Эхо Москвы», Радио NEXT и др.), изданиями «Известия», «Семь дней», кинокомпанией, рекламным агентством и двумя кинотеатрами.
Другой крупный субъект российского медиарынка — холдинг «Проф-Медиа». Холдинг был образован в 1997 году. Сегодня он владеет телеканалами ТВ-3, 2x2; газетами «Комсомольская правда», «Советский спорт», «Экспресс-газета», рядом радиостанций и журналов.
Концентрация СМИ, обусловленная ужесточением конкуренции, выражается в формировании крупных компаний, объединяющих несколько СМИ разных типов, а также другие организации, связанные с производством и распространением информации — типографий, издательств, рекламных агентств, кинотеатров и т.д. Процесс концентрации СМИ ведёт к созданию гигантских медиакомпаний, действующих уже не на национальных рынках, а на рынке глобальном. Транснациональные СМИ будут рассмотрены в главе «Массовые коммуникации в глобализирующемся мире».
♦ Реклама
В 1989 году совокупные расходы на рекламу в мире составляли 167 млрд долларов. К началу нового тысячелетия они приближаются к 300 млрд долларов1. Если говорить о России, то в 2006 году объём рекламы во всех видах отечественных СМИ составил 6 490 млн долларов (на телевидении — 3 160 млн долларов)2.
1 Медиа: введение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 47. 2 «Медиаиндустрия России: состояние и тенденции развития» (январь 2007 г.). Центр макроэкономических исследований компании БДО Юникон. — Электронная публикация — https:// www.publishinghelp.com/RussianMediaFund/dernrole.pdf |
Реклама в современном мире — отрасль экономики и в то же время — нечто большее. Реклама — важный институт современных обществ. Её возникновение было связано с формированием массового производства и массового рынка,
изменением отношений между производителем и потребителем, сопутствующим становлению современной экономики. В этих изменившихся отношениях реклама заняла своё необходимое место.
Сущность экономической трансформации, сделавшей рекламу необходимой, современный британский исследователь И. МакРури описывает следующим образом:
«В XVIII веке производство было организовано так, что основная часть потребностей человека (в одежде, еде и т.д.) удовлетворялась внутри отдельно взятого хозяйства, в большей или меньшей степени обеспечивались местной сельской экономикой. В противоположность этому типичное для начала XXI века домашнее хозяйство в предместье какого-либо города само по себе почти ничего не производит. Сопоставление этих двух моделей иллюстрирует те исторические перемены, из которых и выросло рекламное дело. Географическое, рассредоточение производства, а также развитие импорта привели к тому, что на рынке стало появляться всё больше и больше новых товаров для потребителя. Нужно было как-то управлять спросом на них; эту роль и стала выполнять реклама. Дело обстояло так, что система снабжения перестала работать напрямую, став более сложной и опосредованной. Главными её чертами стали — расстояние, отныне отделяющее производителя от потребителя, и анонимность как первого, так и второго»1.
В «свободной зоне», возникшей между производителем и потребителем, формировались разного рода институциональные посредники, в первую очередь — розничная торговля. Но уже достаточно быстро появляется такая фигура, как рекламный агент. Реклама позволяла решить и проблему преодоления расстояния между производителем и потребителем, и проблему анонимности производителя.
1 МакРури И. Реклама и новая среда СМИ // Медиа: введение: учебник для студентов вузов / пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 49-50. |
Для становления рекламного дела определяющую роль сыграло не только отделение производителя от потребителя, но
и возникновение СМИ — в XIX веке это означало развитие прессы. Именно пресса стала первым орудием массовой рекламы, и именно с коммерциализации прессы началось развитие коммерческих СМИ. Финансирование прессы за счёт рекламных поступлений позволило сделать газету более дешёвой и доступной массовому читателю. Я. Засурский отмечает:
«Доступ массовой аудитории к журналистике открыла экономическая революция в газетном деле, которая произошла в середине XIX века практически одновременно в результате внедрения рекламы в США, Англии и Франции. Наиболее чётко новую формулу экономического функционирования газеты прописал Эмиль де Жирарден, предпринявший в Париже издание газеты «Пресс». Снизив цену на подписку и розницу, он добился роста тиража, а с увеличением количества читателей увеличился приток рекламы, которая не только компенсировала уменьшение цены, но и сделала газету прибыльной. Так возникла рекламная спираль — чем ниже цена, тем выше тираж и доходы от рекламы. Суть новой экономики газеты состояла в том, что она продавалась дешевле себестоимости за счёт доходов от рекламы. Так возникли массовые газеты, которые всеми силами старались завлечь читателей в сети рекламодателей, началась коммерциализация прессы»1.
Так издательское дело превращалось в своеобразную индустрию, и уже в 70-е и 80-е годы XIX века возникают первые издательские концерны в Америке, Германии и Англии. Таким образом, развитие СМИ и рекламы изначально шло «рука об руку», и одно неотделимо от другого.
1 Засурский Я. Журналистика: от Гуттенберга до Билла Гейтса // Отечественные записки. 2003. № 4. |
Появление в XX веке электронных СМИ, особенно телевидения, привело к росту масштабов рекламной индустрии, усложнению её теории и практики. С распространением телевидения реклама превратилась в нечто большее, чем средство коммуникации между продавцом товара и его потенциальным покупателем. Реклама стала новым видом культурной деятельности, воздействующей на массовое сознание аудитории, формирующей определённые жизненные идеалы и ценности. Основными субъектами рекламной деятельности являются
рекламные агентства, действующие по заказу рекламодателей, и СМИ, распространяющие рекламу.
Характерные для рекламы приёмы воздействия на аудиторию сегодня вынуждены использовать для взаимодействия с обществом и политические организации, и образовательные учреждения, и благотворительные фонды. То есть сфера рекламной деятельности охватывает фактически всю область коммуникации между любыми формами организаций и массовой аудиторией.
Развитие рекламной индустрии подразумевало совершенствование и усложнение рекламной деятельности. Это включало и проведение научных исследований — демографических, психологических, социологических. Становление рекламной индустрии было связано и с маркетинговыми исследованиями. Исследовательская деятельность стала неотъемлемой частью рекламного дела, что способствовало росту эффективности рекламы. Однако основным стимулом этих исследований является, конечно, не бескорыстный исследовательский интерес, а стремление к росту прибыли, «отдачи» от рекламы.
Проблема эффективности рекламы интересует не только профессионалов рекламного бизнеса, но и многочисленных критиков рекламы, и исследования эффективности рекламного воздействия дают неоднозначные результаты. Однако без рекламы современная экономика (и, как выше отмечалось, уже не только экономика) функционировать не может.
С другой стороны, реклама сегодня представляет собой только часть (хотя и весьма значительную) целого комплекса разнообразных методов продвижения товара или услуги потребителю. Весь этот комплекс составляет обширную сферу деятельности, называемую promotion. Помимо рекламы она включает паблик рилейшнз (ПР), корпоративное спонсорство, дизайн витрин и т.д.
Реклама представляет собой основной источник дохода для коммерческих СМИ. Соответственно коммерческие СМИ напрямую зависят от рекламодателя и лишь косвенно — от аудитории. Рекламодатель заинтересован в том, чтобы информацию о товаре получила как можно более широкая аудитория
Отсюда — стремление коммерческих СМИ ориентироваться на массовые, не слишком изысканные вкусы, игнорировать запросы той части аудитории, которая не представляет большого интереса с точки зрения рекламного воздействия (например, детей или пенсионеров).
Однако исследования показывают, что массовый охват аудитории рекламой не означает высокой эффективности рекламного воздействия. Люди просто пропускают большинство рекламных сообщений «мимо ушей». Само количество рекламных сообщений, обрушиваемых на человека разными СМИ — около тысячи ежедневно, — делает невозможной какую-либо иную реакцию на них. Реклама превращается в «информационный шум». Для повышения эффективности рекламы её создатели вынуждены прибегать ко всё более изощрённым приёмам привлечения аудитории.
Однако более эффективным, хотя более трудоёмким и дорогостоящим, способом донесения рекламного сообщения до аудитории является применение адресного, целевого подхода. Так возникла концепция фрагментации, согласно которой реклама должна обращаться не к анонимной массовой аудитории, а к определённым группам с присущими им специфическими интересами. Но вычленить такие группы и организовать на них «точечное воздействие» достаточно сложно, и разные СМИ обладают для этого разными возможностями. В частности, журналу этого добиться проще, чем телевидению, но аудитория журналов гораздо меньше, чем телевизионная аудитория.
Развитие новых технологий в сфере коммуникаций, появление кабельного, спутникового телевидения, цифрового вещания предоставляют для сегментации аудитории и направленного воздействия рекламы много новых возможностей, но требует и выработки новых подходов к созданию рекламной продукции. И. МакРури пишет в связи с этим следующее:
«...с расщеплением традиционных СМИ более чётко локализуется и их аудитория; каждое рекламное сообщение, следовательно, должно точнее попадать в цель. Используя творческий потенциал специалистов по рекламе и новые стратегии
размещения рекламных сообщений, рекламодатели смогут и более предметно разговаривать со своими аудиториями. Для сегментированных аудиторий потребуются и новые технологии рекламного дела — мощные компьютерные базы данных, показывающие демографические, психографические и другие особенности рынков, позволяющие эффективнее размещать рекламу. Словом, речь идёт о том, что в новой медиасреде потребители будут сталкиваться с понравившейся им рекламой товаров, которые захочется приобрести. Рекламным агентствам и владельцам СМИ, следовательно, остаётся лишь убедить своих клиентов в том, что при дальнейшем развитии маркетинговой науки на место утраченных возможностей общенациональной рекламы приходит новый и даже ещё более тесный, чем прежде, контакт рекламы с покупателем....Понятно, однако, что многим СМИ придётся изменить стратегию своего поведения на рынке. Исследователи пишут, что СМИ предстоит перестроиться с вопросов о тиражах и покупательной способности своего читателя, характерных для 1980—1990-х годов, на более творческое планирование. Главным принципом и лозунгом становится интеграция рыночных коммуникаций в единое технологическое целое; что из прежней практики при этом сохранится, а что отомрёт, остаётся вопросом»1.
♦ Современное состояние
российского медийного рынка2
Современный информационный (медийный) рынок России, возникший в 90-е годы прошлого века, весьма динамично развивается. Его субъектами выступают различные СМИ, компании, управляющие медийными активами, население как основной потребитель информационных услуг и государство. Российский рынок СМИ проявляет устойчивую
1 МакРури И. Реклама и новая среда СМИ // Медиа: введение: учебник для студентов вузов / пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 59-60. '
При написании этого раздела использовались данные, опубликованные в аналитическом докладе «Медиаиндустрия России: состояние и тенденции развития» (январь 2007 г.), подготовленном экспертами Центра макроэкономических исследований компании БДО Юникон. — Электронная публикация — https:// www.publishinghelp.com/RussianMediaFund/demrole.pdf
тенденцию к росту. Рост обусловлен рядом факторов, и среди них — устойчивый экономический рост в России, рост уровня жизни значительной части населения и, соответственно, платёжеспособного спроса на различные товары и услуги.
К середине 2006 года в России насчитывалось 193 телеканала, 367 радиостанций, около 50 тысяч печатных изданий — газет, журналов, каталогов и др. Медийный рынок России делится, соответственно, на несколько сегментов — телевизионный рынок, радиорынок, рынок печатной продукции и формирующийся рынок интернет-СМИ.
Особенностью отечественного медийного рынка является высокая степень присутствия государства. По данным Ф. Фоссато, в 2003 году государство выступало собственником 70% электронных СМИ, 80% региональных и 20% общенациональных печатных медиа1.
Сегодня государство фактически доминирует на телевизионном рынке, контролируя два основных телевизионных канала, которые смотрит всё население страны. В отличие от западного телевидения, которое более или менее чётко делится на коммерческое, существующее за счёт рекламы, и общественное, российское телевидение предполагает широкое размещение рекламы на государственных каналах. В результате основная доля рекламы концентрируется именно на государственных каналах, чья аудитория наиболее многочисленна. Такая практика явно нарушает принцип свободной конкуренции. Тем не менее телевидение в России развивается достаточно динамично, а число телевизионных каналов растёт. Рекламодателям становится выгодно использовать региональное телевидение с его специфической целевой аудиторией, хотя на региональное телевидение приходится всё ещё меньший объём рекламы, чем на общенациональное.
1 Фоссато Ф. Медиаландшафт: 1991-2003 // Отечественные записки. 2003. № 4. С. 68. |
В России развивается рынок платного телевидения. К концу 2006 года его объём достиг 500 млн долларов США, хотя в 2004 году он составлял 360 млн долларов. Российская аудитория платного телевидения на 2006 год — 5 млн зрителей.
Крупнейшими субъектами рынка платного телевидения являются компании, объединённые с крупными холдингами: «Нафта-Москва», АФК «Система», «РЕНОВА», «Газпром». Региональные рынки кабельного телевидения развиты меньше, чем московский, но растут динамично.
Развитие технологий делает возможным в недалёком будущем широкое распространение IP-ТВ (интернет-телевидения). Внедрение цифровых технологий приведёт к росту числа каналов, доступных потребителю, что, в свою очередь, усилит конкуренцию различных СМИ.
Учитывая развитие цифровых технологий, Правительство Российской Федерации уделило им особое внимание. В «Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (см. Приложение 5), одобренной в ноябре 2007 года, развитию цифровых технологий вещания посвящен специальный раздел. В документе отмечается, что именно внедрение цифровых технологий позволит преодолеть ситуацию, когда значительная часть населения страны имеет доступ лишь к двум основным телевизионным каналам.
Наряду с телевизионным рынком динамично развивается радиорынок. Современный российский радиорынок насчитывает 367 радиостанций, большинство из которых входят в состав крупных холдингов («Газпром-Медиа», «Проф-Медиа», «Европейская медиагруппа», ВГТРК и др.). Наиболее широкий охват аудитории у таких радиостанций, как «Русское Радио», «Радио России», Радио «Шансон», «Ретро FM». Радиостанции становятся всё более специализированными, ориентирующимися на определённую аудиторию, что обусловлено растущей конкуренцией.
Растёт объём рекламы на радио. Если в 2005 году денежные поступления от рекламы составляли 300 млн долларов США, то в 2006-м — 350 млн, а в 2008-м составили 455 млн долларов. Естественно, доходы от рекламы на радио ниже, чем на ТВ, где размещается основная доля рекламы.
Значительный сегмент современного российского медиа-рынка составляет рынок печатной продукции, на котором представлено около 50 тыс. изданий. Согласно данным
Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям» (ФАМПК), в 2005 году рынок печатных СМИ характеризовался следующими показателями:
«■ доходы от рекламы в печатных СМИ составили рекордную цифру — 1,39 млрд долларов США, причём наибольшую прибыль получили журналы;
■ реализовано печатных изданий на сумму 2,18 млрд долларов, из них на долю изданий, распространяемых по подписке, пришлось 570 млрд долларов США;
■ выпущено 8,31 млрд экземпляров газет, 1,87 млрд экземпляров журналов, в том числе 850 млн глянцевых;
■ объём инвестиций в развитие рынка печатных СМИ в 2005 году увеличился на 30% и составил 1,3 млрд долларов США;
■ наибольший среднегодовой тираж отмечен среди общероссийских ежедневных газет — у газеты «Комсомольская правда» (780 тыс. экз.), среди общероссийских журналов — у журнала «За рулём» (508 тыс. экз.); среди общероссийских еженедельных газет — у газеты «Антенна-Телесеть» (3 376 тыс. экз.)»[8].
На рынке печатной продукции, так же как на телевизионном и радиорынке, наблюдается тенденция к концентрации. Происходит консолидация печатных СМИ, поглощаемых крупными издательскими домами и холдингами. Так, в августе 2006 года Алишер Усманов (генеральный директор компании «Газпроминвестхолдинг») приобрёл 100%-ный пакет акций ИД (Издательского дома) «Коммерсантъ», приблизительно на 300 млн долларов США. Крупнейшими издательскими домами на сегодняшний день являются: Группа «ПромСвязьКапитал», ИД «Проф-Медиа», ИД «Московский Комсомолец», ИД «С-Инфо», ИД «Мир новостей медиа», ИД «Ньюс медиа», ИД «Собеседник» и др.
Крупные компании распространяют своё влияние на регионы, где выпускаются региональные приложения к центральным изданиям. Если рассматривать российский рынок печатных СМИ в территориальном аспекте, то на долю местных газет приходится 32,9% общего тиража, общероссийских — 34,8%, региональных — 32,3% (это — данные на 2005 год). При этом местные и региональные издания часто находятся в сильной экономической и административной зависимости от местных властей и менее эффективны для бизнеса, чем общероссийские издания.
На российском рынке печатных СМИ присутствие иностранного капитала гораздо заметнее, чем на рынке электронных СМИ. По данным Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), на август 2006 года на восемь зарубежных издательских домов приходилось 74% совокупного разового тиража и более половины журналов, выпускаемых 15 крупнейшими издательствами России. Крупными иностранными субъектами российского печатного рынка являются, в частности, немецкий медиахолдинг Hubert Burda Media, являющийся владельцем ИД Burda (выпускает в России 35 периодических журналов), ИД Independent-Media и др.
Следует отметить, что российские СМИ также выходят на зарубежные рынки. По данным РБК daily, тираж одного номера еженедельника «Аргументы и факты» за рубежом составляет 600 тыс. экземпляров. Еженедельник издаётся в США, Японии, в большинстве европейских стран. За рубежом выходит также «Комсомольская правда». Американская газета Washington Post, тираж которой превышает 1 млн экземпляров, ежемесячно публикует «Российскую газету» в виде шестиполосной вкладки на английском языке.
Развитие технологий — один из важнейших факторов, воздействующих на динамику отечественного медийного рынка. В 2006 году число российских пользователей интернета составило 30 млн человек, и эта цифра продолжает расти. Российский сегмент интернета демонстрирует самые высокие темпы роста числа доменных имён, уступая только Китаю, хотя по абсолютным показателям российский домен интернета пока отстаёт от национальных доменов других развитых стран.
Всё более широкое распространение интернета в России способствует развитию интернет-СМИ. Традиционные СМИ также стремятся осваивать интернет-пространство, создавая электронные версии своих изданий и собственные сайты. В настоящее время возникло множество разнообразных интернет-СМИ и других компаний, активно действующих в сети — поисковые системы, почтовые системы, корпоративные сайты, платёжные системы, интернет-магазины, блоги и др. (Специфика интернета ставит новые проблемы, в частности, перед законодателем. Например, надо ли рассматривать блоги как СМИ и соответственно применять к ним те же методы правового регулирования?)
Тенденция такова, что интернет постепенно выходит на второе (после телевидения) место как поставщик информации. Основные источники дохода интернет-СМИ — реклама и платный доступ к материалам, размещаемым на сайтах.
Популярность интернета стимулирует размещение рекламы. Объём рынка рекламы в интернете в 2006 году составил 100 млн долларов, увеличившись за год на 67%. Рекламный интернет-рынок составляет пока 1,5% от общего российского рекламного рынка, но в других развитых странах он составляет 4—5%, что говорит о потенциальных возможностях дальнейшего роста. По некоторым прогнозам, сегмент интернет-рекламы в России вырастет к 2010 году до 500 млн долларов, а при учёте контекстной рекламы — до 700 млн долларов США.
По данным опросов ВЦИОМ (октябрь 2006 года), новости в интернете читают пока только 13% российского населения, но с ростом числа пользователей интернета будет расти и число потребителей продукции интернет-СМИ. В настоящее время наиболее влиятельными российскими интернет-СМИ являются Lenta.ru, Gazeta.ru, Strana.ru, Grani.ru, Dni.ru, а также сайты основных российских газет («Известия», «Российская газета», «Коммерсант» и др.).
Общие тенденции развития российского медиарынка аналитики БДО Юником видят в следующем: 1. Консолидация бизнеса, создание крупных как диверсифицированных, так и горизонтально интегрированных медиахолдингов.
2. Сохранение привлекательности для иностранного капитала, несмотря на существующие правовые ограничения.
3. Экспансия в регионы, вызванная прежде всего последними законодательными ограничениями рекламного времени на национальных телерадиоканалах (Закон «О рекламе» 2006 г.) и экономическим ростом в регионах, формирующим платёжеспособный спрос.
4. Диверсификация форматов вещания, обусловленная потребностью рекламодателей в дифференцированной рекламе, направленной на определённые группы потребителей и дифференциацией интересов и потребностей самой аудитории СМИ.
5. Переход на цифровой формат вещания (DVB-T), позволяющий более качественно принимать сигнал и предоставлять дополнительный сервис. В перспективе DVB-T станет основным на территории России, о планах развития цифрового вещания уже сегодня говорят ведущие медиахолдинги.
6. Активное развитие цифровых технологий и интернет-СМИ.
7. Развитие кабельных сетей. Уже сегодня отдельные компании предоставляют услуги телевидения, высокоскоростного интернета и телефонии в едином пакете на базе оптоволоконных кабельных технологий1.
♦ Влияние СМИ на экономику
1 См. Тенденции развития медиаиндустрии // «Медиаиндустрия России: состояние и тенденции развития» (январь 2007 г.). Центр макроэкономических исследований компании БДО Юникон. — Электронная публикация — https://www.publishinghelp.com/ RussianMediaFund/demrole.pdf |
Участие СМИ в экономических отношениях не ограничивается их собственной коммерческой деятельностью. Для общества в целом не менее важно их косвенное воздействие на экономическую жизнь. Простейший пример — тревожная политическая новость, переданная по каналам СМИ способна
вызвать колебания и даже обвал рынков не только в региональном, но и в глобальном масштабе.
Идеология индивидуального «достижительства» и «потребительского общества», без которой немыслимо существование и развитие рыночной экономики, насаждается СМИ через рекламу и произведения массовой культуры. Тем самым СМИ способствуют культурной легитимации сложившейся экономической системы.
Современный рынок нуждается в информационном обеспечении, быстром распространении собственно коммерческой информации, имеющей отношение непосредственно к бизнесу, что вызывает быстрый рост соответствующего сегмента информационного рынка.
Появляется всё больше СМИ, специализирующихся именно на удовлетворении потребности в финансово-экономической информации, связанных с весьма специфической целевой аудиторией — бизнесменами, представителями деловых кругов.
Однако потребителем финансово-экономической информации может быть и более широкая аудитория, поскольку рынок затрагивает всех, и в условиях современной динамичной и сложной экономической ситуации успешная карьера во многом зависит от степени и качества информированности. Информация о курсе акций, надёжности того или иного банка, курсе валют, темпах инфляции, перспективах экономического роста или спада волнует всех, кто пытается более или менее рационально планировать свою жизнь.
Характеризуя воздействие СМИ на современную экономику, В. Орлова пишет:
«Новости — катализаторы биржевых рынков. Особое влияние они оказывают на биржевых игроков различных категорий: от рядовых держателей акций до крупных бизнесменов. Современные финансовые сообщения нередко представляют собой новости, выраженные в цифрах. Динамичный взаимозависимый мир нуждается в мгновенном распространении важных экономических показателей: индексов Dow Jones, NASDAQ, курсов валют, котировок золотовалютных резервов и ценных металлов.
Финансовые новости можно разделить на несколько категорий:
— данные с бирж, выраженные обычно в цифрах, с указателем «вверх» или «вниз», в зависимости от того, повысилась или упала цена на акции, поднялись или опустились индексы фондовых бирж, например Dow Jones или NASDAQ;
— корпоративные новости о событиях в различных компаниях;
— сообщения о результатах сделок;
— информация о положении дел в различных секторах рынка, позволяющая проанализировать ситуацию на мировом рынке.
Экономическая информация стала неотъемлемой частью новостных программ. Влиятельным бизнесменам необходимо быть в курсе колебаний рынка. Да и не только им. В развитых странах, где насчитываются миллионы владельцев акций, сообщения с фондовых бирж вызывают острый интерес, поскольку от этого зависит, увеличилось или уменьшилось состояние акционеров»1.
♦ Информационный характер