Жизненного цикла продукции (жцп)

Любая система управления качеством основана на приме­нении прогрессивных методов управления качеством.

Основные методы управления качеством продукции пред­ставлены следующими методами.

1. Статистические методы:

- статистическое регулирование технологических процессов
(корректирование значений параметров технологического про­
цесса по результатам выборочного контроля контролируемых
параметров, осуществляемое для технологического обеспече­
ния требуемого уровня качества продукции; решение о состоя­
ние технологического процесса принимается двух видов: «про­
цесс налажен» и «процесс разлажен»).

- статистический приемочный контроль (по результатам
контроля выборки принимается решение принять или откло­
нить продукцию).

Статистические методы достаточно полно и подробно описаны в отечественной литературе. В России еще не переве­лись специалисты в академической, научной и вузовской сферах, высококвалифицированно владеющие теорией этих методов. Однако в практике наших предприятий применение находит только статистический контроль, причем не всегда


квалифицированное. Что касается применения статистичес­кого регулирования технологического процесса, то это очень редкое явление. Вместе с тем начальный этап японской рево­люции в управлении качеством связан именно с массовым применением статистических методов. Применение статисти­ческих методов предполагает, что на предприятии имеется группа специалистов, квалифицированно владеющих этими методами.

Все остальные методы, с точки зрения применения в оте­чественной практике, можно отнести к экзотическим.

2. Семь инструментов качества. Простые в использовании
методы, обеспечивающие осуществление контроля качества на
рабочем месте.

3. Групповые методы анализа и решения проблем. В отече­
ственной литературе нашли отражение в форме кружков каче­
ства. Заключаются в организации на предприятии групп из числа
работников предприятия, занимающихся на добровольных на­
чалах проблемами управления качеством.

4. Методы анализа причин и последствий отказов (FMEA).
Впервые были разработаны и применены в программе «Шатл».
Чаще всего применяется на стадии проектирования. Суть его
заключается в том, что экспертно предполагаются наиболее
критические отказы изделия, возможные в эксплуатации. Оце­
ниваются (экспертно) возможные последствия этих отказов.
В зависимости от серьезности этих последствий анализиру­
ются возможные причины отказов и принимаются конструк­
тивные и технологические решения по недопущению этих
причин.

5. Метод распределения функций качества (QFD). Заключа­
ется в переводе требований к качеству с одного языка на дру­
гой. Например, в ходе маркетинговых исследований выясняет­
ся, что кресло водителя неудобно. Это выражено языком по­
требителя (водителя трактора). Он может дать некоторые до­
полнительные разъяснения неудобств: где-то жмет, утомитель­
ная поза и др. Этот язык потребителя неприемлем для приня­
тия инженерных решений. Его надо перевести на язык антро­
пометрических свойств, геометрических параметров кресла, уп­
ругости применяемых материалов и пр. Для этого существует
специальные методы (QFD).


6. Метод Тагути. Инженерно-экономический метод, при котором качество и стоимость продукции рассматривается совместно и связывается общей характеристикой, называе­мой функцией потерь. Минимизация функции потерь рассмат­ривается как с позиций потребителя, так и с позиции про­изводителя.

В табл. 2 представлены основные методы управления каче­ством и их применение в зависимости от этапа жизненного цикла продукции.

Таблица 2 Матрица применения методов управления качеством

Методы управления качеством Стадии жизненного цикла продукции
маркетинг проекти­рование техноло­гическая подготовка произ­водство реали­зация техни­ческое обслужи­вание и ремонт
Статистическое регулирование технологических процессов Статистический приемочный контроль Семь инструментов качества Групповые методы анализа и решения проблем Анализ причин и последствий отказов Распределение функций качества Методы Тагути + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Очень важно постоянно формировать и актуализировать матрицу применяемых методов управления качеством на пред­приятии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: