double arrow

Академическая социология. Классификация современных социологических направлений

Современный этап (50-е годы — настоящее время) знамену­ется созданием академической социологии, ориентированной прежде всего на решение познавательных и практических про­блем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и общественное признание социологии. Она становится равно­правной университетской дисциплиной наряду с философией, экономикой и историей. Социологические факультеты в 60-х годах становятся одними из самых популярных среди факульте­тов социально-гуманитарного профиля. Начинается массовая подготовка дипломированных социологов. Социологи пригла­шаются в качестве советников-консультантов при разработке правительственных проектов и крупных социальных программ национального и международного уровня. Однако с 70-х годов наблюдается некоторое снижение «социологического бума».

Современная западная социология — чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга сво­ей теоретической направленностью, политической ориентаци­ей, временем возникновения, исторической судьбой. Сущест­вовало и существует немало попыток систематизации совре­менных социологических воззрений. Один из наиболее плодо­творных вариантов классификации современных социологиче­ских направлений предложен шведским социологам П. Монсоном, выделяющим четыре основных подхода к решению во­проса о взаимосвязи личности и общества.

Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из примата общества по отношению к от­дельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изу­чении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, ро­ждаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Э. Дюркгейма и еще раньше - во взглядах Г. Спенсера и О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).

Второй подход, напротив, смещает центр своего вни­мания в сторону личности, утверждая, что без изучения внут­реннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера, а из современных социологов можно назвать представите­лей таких направлений, как символический интеракциониэм (Г. Блюмер), феноменология (А. Шюц, Н. Лукманн) и этномето-дология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, за­нимая как бы серединную позицию между двумя первыми под­ходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических кон­цепций — теория действия, или теория обмена (Дж. Хоманс).

Наконец, четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательст­во социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три пер­вые традиции рассматривают роль социологии скорее как ре­комендательную.

Рассмотрим кратко некоторые из наиболее влиятельных со­временных социологических направлений.

2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: