Метод компании аналога или метод рынка капитала

Третьим подходом к оценке стоимости компании является сравнительный подход. Метод компании аналога (метод рынка капитала) относится к сравнительной оценке компании, когда анализ производится на основании рыночных цен и других финансовых показателей сопоставимых компаний.

При расчете стоимости компании на основании сравнительной оценки, в первую очередь необходимо выбрать компании-аналоги. Выбор данных компаний очень важен, потому что если остановиться на несопоставимых компаниях, то и стоимость оцениваемой компании не будет соответствовать действительности.

На рынке телекоммуникационных услуг существует большое количество компаний, которые предлагают фиксированную и сотовую связь. Основным направлением компании Мегафон является предоставление услуг сотовой связи, однако с каждым годом растет предоставление услуг ШПД, поэтому компании-аналоги должны так же иметь в приоритете предоставление сотовой связи и услуги ШПД. Таким образом, в качестве компаний-аналогов можно выбрать такие компании как: МТС, ВымпелКом и Ростелеком..

Также для того, чтобы определить компании-аналоги необходимо сравнить размеры компаний. Размер компании можно оценить с помощью ряда факторов. В таблице ниже представлены основные показатели размера компаний Мегафон, МТС и ВымпелКом.

Таблица 15

Показатели размера компании

  Мегафон МТС ВымпелКом Ростелеком
Капитализация (млрд.руб.) 597,3   461,9   376,4   487,21
Численность персонала (человек)        
Объем реализ. продукции (млрд.руб.) 226,3 246,9 261,1   214607,2
Чистая прибыль (млрд.руб.)   44,7 52,8   41,2   32,6

Изучив таблицу, можно сделать вывод о том, что три рассматриваемых компании являются сопоставимыми почти по всем показателям. Следовательно, в качестве компаний-аналогов, мы остановим свой выбор на компаниях МТС, ВымпелКом и Ростелеком.

Следующим шагом сравнительной оценки является расчет мультипликаторов. В данной работе нами будут рассчитаны следующие мультипликаторы:

Мультипликатор выручки = EV/S; (12)

Мультипликатор операционной прибыли до налогообложения и амортизационных отчислений = EV/EBITDA, (13)

где: EV – стоимость компании;

S – объем продаж (выручка);

EBITDA – операционная прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации.

Нами были выбраны данные мультипликаторы не случайно. Рассмотрим подробнее причины выбора каждого мультипликатора.

Мультипликатор EV/S является частным случаем мультипликатора P/S, однако согласно финансовой теории мультипликатор стоимость бизнеса/выручку является более корректным, так как выручка компании служит источником доходов как для акционеров, так и для кредиторов, а также источником уплаты налогов (Senchack, 1987). Данный показатель обладает небольшой волатильность, так как выручка не сильно подвержена влиянию случайных факторов, как например прибыль. Кроме того, выручка является таким показателем, который подходит для анализа компаний, которые используют разные бухгалтерские стандарты.

Следующий мультипликатор - EV/EBITDA - дает возможность обнаружить компании с неэффективными капиталовложениями. Этот показатель также интересен тем, что отражает способность предприятия платить за предоставленные кредиты и выпущенные облигации. EBITDA также позволяет сравнивать компании с разным уровнем задолженности, поскольку он устраняет различия в доходности, вызванные процентным бременем (Kisor, 1963). Что касается отраслевого применения, то в первую очередь EV/EBITDA используется при оценке капиталоемких отраслей, где амортизация составляет существенную статью.

Показатели, необходимые для расчета мультипликаторов представлены в таблице:

Таблица 16

Показатели для расчета мультипликаторов

  Количество акций (млн.шт.) Выручка (млн.руб) EV (млн.руб.) EBITDA(млн.руб.)
Мегафон 620,0 226311,0 615086,0 90510,6
МТС 2066,4 246965,2 746574,3 75926,9
ВымпелКом 1023,9 261098,3 834215,5 83242,1
Ростелеком 2943,3 214607,2 700126,6 48424,6

Значения мультипликаторов для выбранных компаний, а также средние значения можно увидеть в таблице:

Таблица 17

Мультипликаторы

  EV/S EV/EBITDA
МТС 3,38 10,02
ВымпелКом 2,86 9,83
Ростелеком 3,26 14,46
Среднее 3,17 9,93
Мегафон 2,72 6,80

Из таблицы видно, что оба мультипликатора для Мегафона меньше, чем среднее значение этих же мультипликаторов для компаний-аналогов. То есть можно говорить о том, что стоимость компании Мегафон недооценена.

Посчитав стоимость компании с помощью мультипликаторов EV/S и EV/EBITDA, мы получили следующие результаты:

Стоимость компании Мегафон равняется 807568,16 миллионам рублей.

Цена одной акции Мегафона равняется 1302,53 рублей

Посчитав стоимость компании Мегафон с помощью четырех методов оценки, мы получили разные показатели стоимости, которые представлены в таблице:

Таблица 18

Стоимость компании в зависимости от метода оценки

Метод Стоимость компании Вес
Компаний-аналогов   807568,2 0,4
Чистых активов   192535,2 0,1
DCF   747515,4 0,3
EVA   784190,1  

Для того чтобы вычислить конечную стоимость компании Мегафон, нам необходимо взвесить каждый метод, в зависимости от того насколько реально он отражает рыночную ситуацию.

Метод чистых активов обычно используется при банкротстве компании или когда в компании преобладают крупные материальные активы. Таким образом, данный метод оценивает текущие активы компании, которые она может продать за вычетом ее обязательств перед кредиторами. Этот метод не учитывает будущие доходы компании, что является важным показателем для инвестиционных решений. На практике оценка стоимости компании, полученная затратным подходом, является нижней границей цены продажи бизнеса. Поэтому при расчете конечной стоимости его вес в общей сумме составит только 10%.

Методы DCF и EVA относятся к одному подходу — доходному, поэтому для расчета конечной стоимости мы будем учитывать только метод DCF, вес которого будет 50%, так как этот метод показывает не только сегодняшнюю ситуацию компании, но и ее будущие доходы. Данный метод является самым показательным с инвестиционной точки зрения, так как оценка показывает будущие перспективы компании. Однако нельзя полностью полагаться только на доходный подход, так как при расчетах необходимо определять множество факторов, таких как ставка дисконтирования, будущий темп роста и др., которые на практике могут оказаться некорректными.

Оставшиеся 40 % стоимости будет основано на методе компаний-аналогов, то есть на основе рассчитанных мультипликаторов. Данный метод имеет большой вес, поскольку он отражает текущее состояние рынка. Также данный метод проще и понятней, чем метод дисконтированных денежных потоков.

Итоговая стоимость компании Мегафона равняется 716,038 миллиарда рублей, если поделить это число на количество акций компании (620миллионов), то получим стоимость одной акции Мегафона, которая составляет 1155 рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: