Проблемы и перспективы развития

Наблюдаемый сегодня стремительный прорыв в области информационных и коммуникационных технологий, свидетельствует о движении человечества к новой постиндустриальной фазе развития – информационному обществу. На современном этапе информация является главным источником развития общества. Проникновение информационных технологий практически во все социально-экономические сферы влечет за собой формирование новых потребностей и нового образа жизни человечества.

Информационное общество формируется в основном под влиянием двух процессов: интенсивный технический прогресс (внедрение компьютерных технологий во все сферы общественной жизнедеятельности людей) и мощный поток информации (содержание и актуальность научных знаний быстро изменяется (4-5 лет) в связи с новыми потребностями развивающегося общества).

Информация способствует переводу экономики на наукоемкие, ресурсосберегающие технологии производства и создает условия для научной организации управления всеми общественными процессами, формирует широкие возможности для творческой самореализации каждого человека.

С ростом коммуникаций появилась возможность достаточно быстро получить самую разнообразную информацию без особых усилий. Это расширяет возможности человека, способствует выбору наиболее оптимального и эффективного вида деятельности. Информационное общество ориентируется на развитие творческого и интеллектуального потенциала, как индивида, так и общества в целом.

Ожидается, что в недалеком будущем образуется единое информационное сообщество, в котором будут иметь место следующие тенденции:

повысится роль информационного сектора в сфере услуг и народного хозяйства;

интеграция телекоммуникационных и информационных структур приведет к появлению новых отраслей экономики, новых продуктов и услуг, удовлетворению новых потребностей;

глобализация информационных и телекоммуникационных секторов создаст единое информационное пространство без границ;

появится новая форма занятости «телеработа», которая позволит осуществлять свою профессиональную деятельность на дому;

образуется новая политическая культура, в которой еще в большей степени будет реализован принцип свободы слова через средства массовой информации;

появится новая информационная культура, основой которой будет умение работать с информацией (ее использование, обработка, хранение и передача).

Отмечая позитивные стороны информационного общества, не следует забывать и об отрицательных его моментах. С развитием современного общества усиливается потребительское отношение людей к миру. Существует опасность возникновения информационной зависимости. Для некоторых людей виртуальная реальность, нередко оказывается более значимой, чем сама действительность.

Возникло глобальное политическое и идеологическое манипулирование, информационное и культурное давление. На базе информационных технологий осуществляется нежелательное вмешательство в частную жизнь людей и организаций («хакерство» через Интернет).

Развивающаяся система телекоммуникаций, в том числе Интернет, создает условия для роста экономической и прочей преступности. В сложившихся современных условиях возникает сложность адаптации к среде информационного общества. С дальнейшим развитием информационного общества, все больше нарастает опасность разрыва между так называемой «информационной элитой» (те, кто занимается разработкой информационных технологий) и простыми потребителями. Наблюдается массовая миграция населения из отсталых, нищих стран, в сравнительно благополучные государства, что существенно осложняет экономическую и социальную ситуацию. С развитием науки, техники, образования, экономики усложняются интеллектуальные задачи.

В связи со стремительным развитием информационного общества нарастают экологические проблемы. Постоянный рост потребления материальных ценностей, требует усиления эксплуатации природных ресурсов. С каждым днем нарастает конфликт между обществом и природой, уже породивший ряд техногенных экологических бедствий региональных масштабов и угрожающий глобальной экологической катастрофой. Немаловажным фактором развития информационных технологий следует признать постоянный рост энергопотребления в развитых странах.

Таким образом, в сложившейся ситуации современное общество должно выбрать осознанный, рациональный и обоснованный путь дальнейшего развития, направленный на избежание экологических катастроф, деградации и самоуничтожения. А для этого необходимо изменить потребительское отношение к природе, развивать творческий и интеллектуальный потенциал, как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Следует разобраться в сложном мире - мире высоких технологий, огромных информационных потоков и глобальных проблем.

2. Коммерческая и социальная реклама в СМК.

Соц ® — особый вид ®, которая представляет общест и гос интересы и направлена на достижение благотворительных целей. Не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Цель – изменить модель поведения общества, привлечь внимание.

Соц ® объединяет с ® коммерческой сам масштаб ее присутствия в общественном сознании.

Коммерческой ® служит мощным инструментом в продвижении товара и стимулировании сбыта. Главная цель коммерческой рекламы побудить потребителя совершить покупку, т.е. превратить потенциального покупателя в реального. Цель: продать товар или увеличить узнаваемость.

Ф-ции:- стимулирование потенциальных клиентов принять положительное решение о покупке посредством целенаправленного воздействия на потребителей. - формирование спроса на данный продукт, работа над имиджем товара и престижем компании, повышая доверие к самому товару и его производителю, изучает потребности потенциальных клиентов и отталкивается от них при создании конкретного продукта.

Полит ® - направлена на завоевание голосов. Цель привлечь как можно больше.

Общее: имеют одни и те же каналы и способы распространения, ругулируются законом о ® + воздействуют на ЦА и меняют отношение к объекту ®ния в сторону лояльности (меняя модель поведения).

Билет № 9

1. 1. Мифология в коммуникации. СМИ как субъект смыслопостроения.

Мифология в ком-ции - процесс движения сообщений как общекультурно-семиотических конструктов, позволяющие описывать многоуровневый процесс производства и трансляции смыслов.

Каналами МК являются СМИ, которые создают свою реальность, проникающую во все уровни общест сознания – механизм формирования мифологической картины мира, которое происходит на основе архетипов коллективного бессознательного (т. Юнга). Этот глубинный слой сознания проявляется в виде образов и символов, которые складываются в универсальные архетипические структуры. Сознание (в т.ч. массовое) их актуализирует и проецирует на себя – так создается некая универсальная матрица сознания.

При формировании мифообраза создается спец (новая) матрица, которая в опред момент времени накладывается на матрицу сознания, уже существующую в социуме. Результат – изменения в сознании общества. Мифологическая картина мира строится на уровне эмоционально-чувственного познания по законам воображения и методам аналогий.

В конструировании мифа выделяются: объект-модель (бытующая этно-социальная мифология, общая для значительной этнической или соц группы людей, ставшая сакральной реальностью для социума) и субъект-модель (индивидуальный инвариант бытующего в обществе мифа).

Место посредника (были община, церковь, партия) сейчас СМИ – уже не чистое информирование людей, а построение некоей мифологической картины мира, порождение образов МС.

СМИ выступают посредником между сакральным мифологическим и МС и оперируют специально сконструированными образами, которые основаны на глубинном архетипическом сознании. На современном этапе у СМИ доминирует смыслообразующая ф-ция.

→ мифология МК специфична: СМИ как каналы МК в построении картины реальности опираются на уже существующие в обществе образы и архетипы, порождая при этом свои собственные; человек же воспринимает окр мир в соответствии с установками, сформированными СМИ – так СМИ создают собственную реальность, проникающую во все уровни общественного сознания.

Чтобы созданный миф оказался действенным, он должен попасть в пределы объект-модели. Для мифа хар-но постоянство его образов → устойчивое повторение в ® одних и тех же идей призвано внушить человеку уверенность в том, что в динамичном мире есть нечто стабильное, абсолютное. ® обращается к ценностям, разделяемым большинством (чувство любви, надежды, силы, традиции, самосохранения, стремления к домашнему очагу).

Общественное мнение – совокупность суждений и оценок, хар-щих отношение МС к наиболее значимым проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общест жизни.

Формирование общест мнения – создание определенного (нужного) отношения к происходящим действиям или событием общества при помощи СМК, в частности СМИ.

Мифологические приемы: использование ментальных образов, смысловая антитеза, параллелизм, рефрен (повторение), круговое сюжетно-смысловое замыкание повествования (одинаковое начало и конец ТВ-сюжета), умолчание, искажение семантического поля, дезинформация.

Приемы формирования общественного мнения: сенсационность, навязывание повестки дня, смещение фокуса внимания, эксплуатация негативных эмоций, привлечение частных агентов – ЛОМ, манипулирование данными социологического опроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: