Понятие ИСО 9000

Международная организация по стандартизации (ISO -Internationai Organizational for Standartization), основанная 23 февраля 1947 г. пятнадцатью национальными организациями по стандартизации, осуществляет деятельность, направленную на содействие развитию стандартизации в мировом масштабе, для облегчения товарообмена и взаимопомощи, а так же для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

На основе национального опыта передовых в промышленном отношении стран в ISO разработаны стандарты, устанавливающие единообразный подход к оценке систем обеспечения качества продукции на предприятиях (серия 9000).

Впервые изданные в 1987 г. стандарты ИСО 9000 были пересмотрены в 1994 г. Серией стандартов ИСО 9000:1994 было предусмотрено три стандарта, которым может соответствовать система качества:

· система качества производственного цикла от проектирования и реализации, до технического обслуживания готовой продукции (ИСО 9001:1994);

· система качества для производственного цикла, не включающего проектирование - для выпуска традиционной продукции (ИСО 9002:1994);

· система качества для организаций, осуществляющих только контроль готовой продукции (ИСО 9004:1994).

Пересмотр в 2000 году представлял собой полную перестройку стандартов, в процессе которой принимались во внимание все достижения в области качества и опыт внедрения ИСО 9000. Были приняты следующие международные стандарты:

· ISO 9000: 2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь».

· ISO 9001: 2000 «Система менеджмента качества. Требования».

· ISO 9004: 2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества».

Учитывая прогрессивный характер международных стандартов, их регулирующую роль при выходе на международный рынок, стандарты серии ISO приняты в России для прямого использования в следующем виде:

· ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь».

· ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования» (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита).

· ГОСТ Р ИСО 9004 - 2001 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий).

· ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента».

В настоящее время стандарты ИСО 9001-9004 широко используются для оценки и сертификации третьей стороной, как правило, независимыми организациями, систем качества на предприятиях.

Важно понимать, что ИСО 9000:1994 направлены на обеспечение качества, а стандарты ИСО 9000:2000, направлены на менеджмент качества.

На рис. 1 показано, как развивался менеджмент качества в строительстве.

Начинался менеджмент качества с цехового контроля (на предприятиях строительной индустрии), с момента, когда создавалось массовое производство и когда пришлось разделить производственный процесс на простые операции. Чтобы не выпускать бракованную продукцию на рынок, стали создаваться мощные системы технического (приемочного контроля). В 20-30 годы это был преимущественный способ управлять качеством, не допускать бракованную продукцию до потребителя. Этот метод никак не влиял на качество продукции, он позволял сепарировать дефектную продукцию от бездефектной.

В настоящее время в стране до 30% предприятий работают с ОТК. При таком методе впустую затрачиваются материальные и людские ресурсы на изготовление дефектной продукции и ее переделку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: