[убрать]
· 1 Основа организации
· 2 Цель
· 3 Задачи
· 4 Принципы
· 5 История развития
· 6 Тактика
· 7 Методические средства
· 8 Составляющие
· 9 Отраслевые СМК
· 10 Примечания
· 11 Литература
· 12 См. также
· 13 Ссылки
Основа организации[править | править исходный текст]
Системы менеджмента качества приводятся в движение требованиями потребителя организации. Потребителям необходима продукция (услуга), характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Потребности и ожидания потребителей постоянно изменяются, из-за чего организации испытывают давление, создаваемое конкурентной средой (рынком) и техническим прогрессом. Для поддержания постоянной удовлетворенности потребителя организации должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы. СМК организации, как один из инструментов менеджмента, дает уверенность высшему руководству самой организации и ее потребителям, что организация способна поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям (необходимого качества, в необходимом количестве за установленный период времени, затратив на это установленные ресурсы).
|
|
СМК основана на восьми принципов менеджмента качества:
1. Ориентация на потребителя — организации необходимо делать то, что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого не осознает.
2. Лидерство руководителя — так как организация действует всегда в рамках ограниченности ресурсов и входных данных в конкурентной среде, то только лидер, обладающий видением, силой духа способен обеспечить достижение ее целей (миссии).
3. Вовлечение персонала — так как персонал организации является ее основным ресурсом и одновременно самой чувствительной заинтересованной стороной опора лидеров на него залог успеха.
4. Процессный подход — СМК организации не статичное образование и ее элементами являются процессы, через которые достигаются цели, то есть через процессы обеспечивают любые изменения.
5. Системный подход к менеджменту — подразумевает учет всех факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду организации.
6. Постоянное улучшение — основа современного менеджмента, которая подразумевает постоянную адаптацию к произошедшим и ожидаемым изменениям в среде, а иногда и формирует их.
7. Принятие решений, основанных на фактах — напоминание о том, что стабильность функционирования организации возможна не только на основе интуиции, но и с использованием данных измерений.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками — вместе с принципом ориентация на потребителя предполагает создание устойчивых цепей поставок на основе взаимовыгодного сотрудничества.
|
|
Цель[править | править исходный текст]
Цикл PDCA
Достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества. Целью СМК является соответствие результатов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества. (соответствие, как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям).
Задачи[править | править исходный текст]
· Постоянное улучшение качества продукции и снижение затрат на обеспечение качества посредством использования циклаPDCA (цикл Деминга), состоящего из: планирования, действия, анализа, корректировки (устранение причин несоответствия, а не просто коррекция полученных результатов);
· создание у потребителей уверенности в отсутствии брака за счет сертификации системы менеджмента качества.
Принципы[править | править исходный текст]
Основная статья: Принципы системы менеджмента качества
Стандарт ИСО 9000 определяет 8 основных принципов системы менеджмента качества.
История развития[править | править исходный текст]
СМК активно развивались в XX веке:
· от качества в производстве;
· качество при проектировании;
· комплексное управление качеством[ источник не указан 551 день ].
Тактика[править | править исходный текст]
1. Предупреждение причин дефектов.
2. Вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества.
3. Активное стратегическое управление.
4. Непрерывное совершенствование качества продукции и процессов за счет корректирующих и предупреждающих мероприятий.
5. Использование научных подходов в решении задач.
6. Регулярная самооценка.
Методические средства[править | править исходный текст]
1. Средства для сбора данных.
2. Средства предоставления данных.
3. Методы статистической обработки данных, например Индексы воспроизводимости, Контрольные карты Шухарта.
4. Теория общего менеджмента.
5. Теория мотиваций и межличностных отношений.
6. Экономические расчеты.
7. Системный анализ производства, например Бережливое производство.
8. Управление с помощью планирования.
Составляющие[править | править исходный текст]
Основные составляющие систем менеджмента качества[2]:
1. Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон организации в области качества производимой продукции или услуги.
2. Наличие политики и целей организации (или выделенной части организации), соответствующим удовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних и внутренних). (см. 1.).
3. Постановка Научные школы и направления менеджмента#Процессный подход в управлении '''процессов''' и ответственных за них, необходимых для достижения целей организации (или выделенной части организации). Реализация процессного подхода при достижении этих целей (см. 2).
4. Определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации (или выделенной части организации)(см. 2. — 3.).
5. Разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества (см. 1. — 3.).
6. Определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК (см. 3).
7. Разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК (см. 1. — 2.).
Как видно из определения, первичным элементом СМК являются потребности и ожидания потребителей (внутренних и внешних) продукции или услуги, владельцев предприятий, персонала и общества. Политика и цели организации являются ответом на потребности и ожидания заинтересованных сторон. И последующий процессный подход завершает описание пути достижения целей и реализации долгосрочной политики. Каждый из вышеописанных пунктов является ключевым для любой СМК, которые находятся в постоянном цикличном взаимодействии на пути к предельно высокому качеству.
|
|
Отраслевые СМК[править | править исходный текст]
Стандартизация СМК на основе требований ISO 9001 дает лишь основы для стабильного удовлетворения потребителя, однако в каждой отрасли имеются свои особые требования и специфика. Для более полного обеспечения удовлетворенности потребителя в отраслях создаются собственные отраслевые модели систем менеджмента качества в виде отдельных стандартов или в виде Рекомендаций по внедрению ISO9001. Наиболее развитыми моделями систем менеджмента качества в отраслях являются:
· ISO/TS 16949 — поставщики автомобильных компонентов.
· ISO 13485 — производители медицинской техники.
· AS 9100 — поставщики аэрокосмических компонентов.
· ISO 29001 — нефтехимическая и газовая отрасль.
· TL 9100 — предприятия телекоммуникационной отрасли.
· IRIS — цепь поставок продукции железнодорожной отрасли.
· ISO 22000 — цепь поставок пищевой продукции.
· ISO 20000 — менеджмент сервисов (данный стандарт выполнен не по структуре ISO 9001, но в целом, отвечает духу TQM).
· IWA 1 — учреждения здравоохранения.
· IWA 2 — учреждения образования.
· IWA 4 — органы местного самоуправления.
Примечания[править | править исходный текст]
1. ↑ https://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2006/smagina.pdf
2. ↑ Придерживаясь ГОСТ ИСО 9000:2001. и концепции TQM
Литература[править | править исходный текст]
· Лапидус Вадим Аркадьевич, Рекшинский А. Н. Диалог консультанта с руководителем компании. Высшему руководству о всеобщем качестве (TQM) и стандартах ИСО 9000 версии 2000 года, ООО «Центр Приоритет АДМ», 2005, 88 c.
См. также[править | править исходный текст]
· Всеобщее управление качеством
· Качество продукции
· Обеспечение качества
· Менеджмент интеллектуальной собственности
· Ассоциированная система менеджмента качества
· Управление качеством
· Система управления качеством
|
|