Тема: Трагедия У.Шекспира «Гамлет».
Цель занятия: 1. Изучение творчества У.Шекспира; 2. Развитие навыков анализа художественного текста; 3. Чтение и анализ трагедии «Гамлет».
Студент должен
знать:
- основные этапы творчества У. Шекспира;
- содержание, характеристику основных персонажей трагедии «Гамлет»;
- трактовку трагедии «Гамлет» разными литературоведами и критиками;
уметь:
- отбирать и правильно интерпретировать критический и художественный материал;
- анализировать трагедии Шекспира в историко-литературном контексте;
Вводные пояснения. Уильям Шекспир (1564 – 1616) – великий английский писатель мирового масштаба. Его гений дорог всему человечеству. Его творчество – вершина эпохи Возрождения, наивысшая точка ее главного открытия – философии гуманизма. Шекспир – автор 154 сонетов, которые представляют собой лирическую исповедь человека своей эпохи. В сонетах раскрывается сложный и многогранный душевный мир лирического героя, и это тоже было открытие Шекспира – возможность психологического проникновения во внутренний мир человека. Перу Шекспира принадлежат исторические хроники – это десять пьес о реальных лицах и событиях национальной истории, как, например, «Ричард III», «Генрих VI» (в трех частях), «Генрих VIII» и др. В исторических хрониках «Генрих IV» и «Генрих V» изображены пестрые плебейские слои общества – крестьяне, слуги, солдаты, купцы – так называемый «фальстафовский фон». В Фальстафе немало пороков. Он распутник, пьяница, лгун и грабитель. Отсюда – сатирические штрихи в этом образе. Но главное в Фальстафе – это стихия веселья, жизнерадостности, артистической игры, бесконечной изобретательности, очарование не скованной социальными условностями человеческой природы. Фальстаф добродушен и откровенен, весел и жизнерадостен, предприимчив и мудр.
|
|
Шекспир – автор десяти комедий, из которых и сейчас популярны «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские насмешницы», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь, или Что угодно». Кульминацией же творчества Шекспира являются его трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Буря» и др. Для этих трагедий характерны глубокое проникновение в историческую суть трагических противоречий эпохи Ренессанса, правдивое отражение социально-политических конфликтов. Глубочайшие изменения в жизни, связанные с гигантским переворотом в истории, когда на смену феодализму шел новый буржуазный строй, - вот основа трагического у Шекспира.
Вопросы и задания к самостоятельной подготовке к семинару:
1. В ходе чтения пьесы «Гамлет» проследить развитие сюжета, выделить наиболее значимые события, установить связь между ними. 2. Проследить отношения Гамлета с другими персонажами. Что можно узнать о характере Гамлета из его отношений с королем, королевой, Офелией, Полонием, Лаэртом, Горацио? 3. Проследить развитие конфликта в пьесе. Какие силы участвуют в этом конфликте? Чем обоснован трагический исход конфликта?
|
|
Задания для индивидуальной работы (сообщения, доклады). 1. Сценическая история «Гамлета». 2. Мои любимые сонеты Шекспира. 3. Моя любимая комедия Шекспира.
План занятия.
1. Сюжет и система образов в трагедии «Гамлет». Какова роль главных персонажей в движении сюжета? Какова роль других персонажей?
2. Личность Гамлета. Какие факторы общественного положения и семейно-бытового окружения оказали влияние на формирование личности Гамлета?
3. Любовная линия трагедии. Образ Офелии.
4. Конфликт Гамлета с Временем. Что означает вопрос Гамлета «Быть иль не быть? – вот в чем вопрос». Гамлет как носитель трагического сознания. В чем его трагедия?
5. Проблема мести и способы ее разрешения в пьесе. Чей способ мести более приемлем – Гамлета, Лаэрта, Фортинбраса?
Литература
1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М.: Высшая школа, 1985. – С. 45 – 81.
2. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: Литературный комментарий: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
3. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 121 – 139.
4. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 328 – 352.