Семинарское занятие 1

Тема: Трагедия У.Шекспира «Гамлет».

Цель занятия: 1. Изучение творчества У.Шекспира; 2. Развитие навыков анализа художественного текста; 3. Чтение и анализ трагедии «Гамлет».

Студент должен

знать:

- основные этапы творчества У. Шекспира;

- содержание, характеристику основных персонажей трагедии «Гамлет»;

- трактовку трагедии «Гамлет» разными литературоведами и критиками;

уметь:

- отбирать и правильно интерпретировать критический и художественный материал;

- анализировать трагедии Шекспира в историко-литературном контексте;

Вводные пояснения. Уильям Шекспир (1564 – 1616) – великий английский писатель мирового масштаба. Его гений дорог всему человечеству. Его творчество – вершина эпохи Возрождения, наивысшая точка ее главного открытия – философии гуманизма. Шекспир – автор 154 сонетов, которые представляют собой лирическую исповедь человека своей эпохи. В сонетах раскрывается сложный и многогранный душевный мир лирического героя, и это тоже было открытие Шекспира – возможность психологического проникновения во внутренний мир человека. Перу Шекспира принадлежат исторические хроники – это десять пьес о реальных лицах и событиях национальной истории, как, например, «Ричард III», «Генрих VI» (в трех частях), «Генрих VIII» и др. В исторических хрониках «Генрих IV» и «Генрих V» изображены пестрые плебейские слои общества – крестьяне, слуги, солдаты, купцы – так называемый «фальстафовский фон». В Фальстафе немало пороков. Он распутник, пьяница, лгун и грабитель. Отсюда – сатирические штрихи в этом образе. Но главное в Фальстафе – это стихия веселья, жизнерадостности, артистической игры, бесконечной изобретательности, очарование не скованной социальными условностями человеческой природы. Фальстаф добродушен и откровенен, весел и жизнерадостен, предприимчив и мудр.

Шекспир – автор десяти комедий, из которых и сейчас популярны «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские насмешницы», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь, или Что угодно». Кульминацией же творчества Шекспира являются его трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Буря» и др. Для этих трагедий характерны глубокое проникновение в историческую суть трагических противоречий эпохи Ренессанса, правдивое отражение социально-политических конфликтов. Глубочайшие изменения в жизни, связанные с гигантским переворотом в истории, когда на смену феодализму шел новый буржуазный строй, - вот основа трагического у Шекспира.

Вопросы и задания к самостоятельной подготовке к семинару:

1. В ходе чтения пьесы «Гамлет» проследить развитие сюжета, выделить наиболее значимые события, установить связь между ними. 2. Проследить отношения Гамлета с другими персонажами. Что можно узнать о характере Гамлета из его отношений с королем, королевой, Офелией, Полонием, Лаэртом, Горацио? 3. Проследить развитие конфликта в пьесе. Какие силы участвуют в этом конфликте? Чем обоснован трагический исход конфликта?

Задания для индивидуальной работы (сообщения, доклады). 1. Сценическая история «Гамлета». 2. Мои любимые сонеты Шекспира. 3. Моя любимая комедия Шекспира.

План занятия.

1. Сюжет и система образов в трагедии «Гамлет». Какова роль главных персонажей в движении сюжета? Какова роль других персонажей?

2. Личность Гамлета. Какие факторы общественного положения и семейно-бытового окружения оказали влияние на формирование личности Гамлета?

3. Любовная линия трагедии. Образ Офелии.

4. Конфликт Гамлета с Временем. Что означает вопрос Гамлета «Быть иль не быть? – вот в чем вопрос». Гамлет как носитель трагического сознания. В чем его трагедия?

5. Проблема мести и способы ее разрешения в пьесе. Чей способ мести более приемлем – Гамлета, Лаэрта, Фортинбраса?

Литература

1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М.: Высшая школа, 1985. – С. 45 – 81.

2. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: Литературный комментарий: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1986.

3. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 121 – 139.

4. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 328 – 352.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: