Тема: Роман Ф.С.Фицджеральда «Великий Гэтсби»

Цель занятия: 1.Изучение творчества Ф.С.Фицджеральда; 2. Чтение и анализ романа Фицджеральда «Великий Гэтсби» как трагического повествования о крушении великой американской мечты.

Студент должен

знать:

- основные этапы творческого пути Ф.С.Фицджеральда;

- содержание литературных произведений Ф.С.Фицджеральда;

уметь:

- анализировать произведения Ф.С.Фицджеральда на примере романа «Великий Гэтсби»;

- определять характерные черты творчества писателя.

Вводные пояснения. Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896 – 1940) – выдающийся американский писатель ХХ века. В восприятии современников он стал одним из летописцев «века джаза», эпохи, непосредственно предшествовавшей «великой депрессии». Практически на всю жизнь Фицджеральд сохранил по-детски наивное и отчасти «карнавальное» представление об успехе, о том, что «все возможно». Мотив богатства – центральный в произведениях Фицджеральда, но отношение писателя к двум наиболее интересующим его символам благосостояния – роковая женщина и нувориш – неоднозначно. Фицджеральд – один из писателей, которых относят к «потерянному поколению». Он назвал свою эпоху джазовым веком. Термин «век джаза», появившийся благодаря Фицджеральду, дал новую оценку послевоенной Америке. Он выразил ощущение неустойчивости, мимолетности жизни, которое испытывали молодые люди, потерявшие веру в прежние, довоенные идеалы и спешившие жить, чтобы убежать, хотя бы иллюзорно, от своей потерянности. Английский критик К.Кросс пишет: «Ритмы джунглей и ностальгическое завывание джаза идеально выражали то безнадежное отчаяние, с которым молодые мужчины и женщины Фицджеральда пытались насытить сладостным опытом каждое дорогое убегающее мгновение юности».

Первый роман Фицджеральда – «По ту сторону рая» (1920) – написан от лица поколения, испытавшего на себе кризис гуманистических ценностей и поминутно чувствующего свою неприкаянность. Писатель отмеяает, что новому поколению, для которого «все боги умерли, все войны отгремели, всякая вера подорвана», суждено лишь «выкрикивать старые лозунги и приобщаться к старым символам веры», так как новое поколение еще больше, чем старое, «заражено страхом перед будущим и поклонением успеху». Эта тема представлена в последующих произведениях Фицджеральда: романе «Прекрасные, но обреченные» (1922), сборнике новелл «Эмансипированные и глубокомысленные» (1920), «Сказки Века Джаза» (1922), представляющих апологию молодого поколения, для которого джаз стал символом раскрепощающего карнавального стиля жизни с ощущением мимолетности праздника. Лучшие произведения Фицджеральда – романы «Великий Гэтсби» (1925), «Ночь нежна» (1934), «Последний магнат» (опубликован в 1941 году, после смерти писателя).

Вопросы и задания к самостоятельной работе студентов. 1. По ходу чтения романа проследить историю жизни Гэтсби. Почему достижение богатства становится для него целью существования? Как связана эта цель с «американской мечтой»? Почему Гэтсби назван «великим»? В чем его величие? 2. Прочитать роман Т.Драйзера «Американская трагедия». В чем сходство и различие двух трагедий – Клайда Гриффитса и Гэтсби? 3. Проследить любовные линии романа: Дэзи и Том; Дэзи и Гэтсби; Том и Миртл Уилсон; супруги Уилсон. Как они связаны между собой? Какая из этих пар оказалась наиболее прочной? Почему?

Индивидуальные задания (сообщения, доклады). 1. Эссе Ф.С.Фицджеральда «Отзвуки Века Джаза». Характерные настроения «джазового века»: джаз как стиль жизни. 2. Проблема мнимых и истинных ценностей в мире Ф.С.Фицджеральда.

План занятия.

1. Образ Гэтсби в романе Фицджеральда:

а) история жизни и любви Гэтсби. Его окружение: сочувствующие и противники Гэтсби;

б) соотношение мечты и реальности в сознании Гэтсби. Как соответствует этому соотношению символика виллы Гэтсби? Что означает для него богатство?

в) связь Гэтсби с «джазовым поколением». Как она проявляется?

г) соотношение различных точек зрения на Гэтсби: героя-повествователя Ника, Дэзи, Тома, Уилсона и автора романа. Какая из них ближе читателю?

2. Основной конфликт романа:

а) прием «двойного видения» как основной элемент поэтики Фицджеральда. Как определял сам автор романа, «двойное видение» - это «способность удерживать в сознании героя две прямо противоположные идеи», их конфликтное взаимоположение. Какую роль в движении сюжета играет такой прием? Как он проявляется в образе Гэтсби?

б) мотив деформации нравственного начала личности в персонажах романа. Кто из них имеет право осуждать Гэтсби?

3. Роман Фицджеральда «Гэтсби» и «Американская трагедия» Т.Драйзера. Кто из героев этих романов (Гэтсби или Клайд Гриффитс) сохраняет свою личность? В чем это проявляется?

Литература

Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби.

Драйзер Т. Американская трагедия.

Зарубежная литература ХХ века / Учебн. Под ред. Л.Г.Андреева. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 356 – 359.

История зарубежной литературы ХХ века /Учебн. Под ред. Л.Г.Михайловой и Я.Н.Засурского. – М.: ТК Велби, 2003. – С.251 – 252.

Горбунов А.Н. Роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. – М., 1974.

Зверев А. Фрэнсис Скотт Фицджеральд // Фицджеральд Ф.С. Избранные произведения. Т.1. – СПб.: Художественная литература, 1993. – С. 5 – 26.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: