Тема: Роман Джорджа Оруэлла «1984»

Цель занятия: 1. Изучение творчества Дж.Оруэлла; 2. Чтение и анализ романа Дж.Оруэлла «1984» как классическую антиутопию ХХ века.

Студент должен

знать:

- творчество Дж.Оруэлла;

- содержание литературных произведений Дж.Оруэлла;

уметь:

- анализировать произведения Дж.Оруэлла на примере романа «1984»;

- определять характерные черты творчества писателя.

Вводные пояснения. Джордж Оруэлл (Эрик Блэр) (1903 – 1950) – выдающийся английский писатель ХХ века, автор романа «1984», вошедшего в состав великой антиутопии ХХ века. Оруэлл родился в английской колонии Бенгалии, но образование получил в Англии, и вся дальнейшая недолгая его жизнь протекала в Европе. Первая книга, принесшая успех писателю, - публицистическая книга «Путь на Виген Пьер» (1937) – о безработных Северной Англии, ярко выразила его социалистические убеждения, которые усилились еще больше после того, как Оруэлл принял участие в гражданской войне в Испании. Именно здесь он столкнулся с тоталитарными методами правления, которые под видом социализма экспортировал Советский Союз: он не только поставлял республиканцам оружие, но и осуществлял практическое руководство республиканской армией. Собственный опыт Оруэлл изложил в публицистической книге «Домой в Каталонию» (1938). Во время Второй мировой войны он пишет эссе, очерки, продолжая размышления о сущности человеческой истории. Оруэлл воплотил эти размышления в форме басни-притчи «Скотный двор» (1945). Отметим здесь знаковое совпадение заглавия этого произведения с заглавием повести украинского писателя и историка Н.Костомарова»Скотский двор» (1917). Оруэлл использовал в своей притче гиперболическую анимацию, чтобы высмеять казарменную действительность социализма, при которой бесправными трудящимися беззастенчиво манипулируют хитрые политиканы и проходимцы. Оруэлл писал в предисловии к украинскому изданию «Скотного двора: «Ничто так не способствовало искажению исходных социалистических идей, как вера, будто нынешняя Россия есть образец социализма, а поэтому любую акцию ее правителей следует воспринимать как должное, если не как пример для подражания. Вот отчего последние десять лет я убежден, что необходимо развеять миф о Советском Союзе, коль скоро мы стремимся возродить социалистическое движение». В статье «Уэллс, Гитлер и всемирное государство» (1941) Оруэлл обращал внимание и на то, что «многое из того, во что верил и ради чего трудился Уэллс, осуществлено в нацистской Германии. Там порядок, планирование, наука, поощряемая государством, сталь, бетон, аэропланы – и все это поставлено на службу идеям, подобающим каменному веку». Таким образом, устройство скотного двора несводимо только к советской модели сталинизма, его можно расширить до пределов тоталитаризма как такового.

Оруэлл остался убежденным сторонником социализма и столь же убежденным противником насильственного единомыслия, санкционированного беззакония, террора, который оправдывался политической необходимостью. Страдавший от туберкулеза, Оруэлл спешил закончить свой последний роман «1984», который, выйдя в свет в 1948 году, принес писателю мировую славу.

Вопросы и задания к самостоятельной работе студентов. 1. В ходе чтения романа отметить признаки тоталитарного строя Ангсоца. Как и на каких уровнях жизни они проявляются? В чем их необходимость с точки зрения государства? 2. Проследить историю любви Уинстона и Джулии. Что означала любовь для государства? Что она значила для обыкновенных граждан Ангсоца? 3. О'Брайен как олицетворение государства. В чем сила и слабость этого героя? Чего он добивается от своих подследственных? Смог ли он сломить Уинстона? Каким образом происходит этот слом? 4. Проследить развитие метафоры лица во взаимоотношениях персонажей романа. Как организуется поединок лиц в сцене допроса и пыток Уинстона? В чем смысл этого поединка? 5. Каковы функции нового языка в Ангсоце? Для чего в описанном обществе нужен новояз?

Индивидуальные задания (сообщения, доклады). 1. Роман Дж.Оруэлла «1984» в контексте антиутопии ХХ века. 2. Тематическая и концептуальная связь притчи Дж.Оруэлла «Скотный двор» и его романа «1984». 3. Публицистика Дж.Оруэлла.

План занятия.

1. Структура общества Ангсоца:

а) методы контролирования человеческого сознания в Ангсоце: изменение прошлого; жесткий отбор информации; переделка языка – «новояз»; двухминутки ненависти; борьба с преступниками;

б)смысл существованияи деятельности « внутреннейпартии». «Старший Брат»:

2. Мир Ангсоца и его способы подавления личности:

а) всеобщая нищета;

б) всеобщая слежка;

в) изменение функции семьи: дети – доносчики;

г) «двоемыслие» и его суть: «учитывать действительность, которую отрицаешь».

3. Конфликт государства и человека:

а) трагическая история любви Уинстона и Джулии. Что означает любовь для Ангсоца? Что она значит для Уинстона и Джулии? Почему они не смогли защитить свою любовь?

б) О'Брайен как олицетворение государства. В чем смысл его деятельности?

в) поединок «лиц»: анализ сцены с крысиной пыткой в комнате 101. Что общего можно увидеть в состоянии лиц О'Брайена и Уинстона? В чем смысл возражения Уинстона всесильному О'Брайену: «Вас ждет крах. Что-то вас победит. Жизнь победит». «Кто истинный победитель в этом поединке?

Литература

Оруэлл Дж. 1984 (любое издание).

История зарубежной литературы ХХ века / Учебн. Под ред. Л.Г.Михайловой и Я.Н.Засурского. – М.: ТК Велби, 2003. – С.143 – 146.

Зверев А. «Когда пробьет последний час природы…» // Вопросы литературы. – 1989. - №1. – С.26 – 69.

Зверев А. О Старшем Брате и чреве кита // Дж.Оруэлл. «1984» и эссе разных лет. – М.: Прогресс, 1989. – С.5 – 31.

Чаликова В. Встреча с Джорджем Оруэллом // Антиутопии ХХ века / Сост. Бабенко В.Т. – М.: Книжная палата, 1989. – С. 327 – 336.

Чаликова В.А. Несколько мыслей о Джордже Оруэлле (О романе Дж.Оруэлла «1984») // Знамя. – 1989. - №8. – С.222 – 225.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: