Цель занятия: 1. Изучение творчества Г.Грина; 2. Осмысление концепции любви и семьи в повести Грина.
Студент должен
знать:
- творческий путь Г.Грина;
- содержание литературных произведений Г.Грина;
уметь:
- анализировать произведения Г.Грина;
- определять характерные черты творчества писателя.
Вводные пояснения. Грэхем Грин (1904 – 1990) – крупнейший английский писатель-реалист ХХ века. Автор романов «Меня создала Англия» (1935), «Сила и слава» (1940), «Тихий американец» (1955), «Ценой потери» (1961), «комедианты» (1966), «Почетный консул» (1973), «Монсеньор Кихот» (1982) и др. Г.Грин создает остросюжетные произведения, считая, что роман по своей природе драматичен. Он видит две жанровые разновидности в своем творчестве: «занимательный» роман и «серьезный» роман. Для первого вида характерен детективный сюжет, приключенческая фабула, убийства на открытом плане повествования и достаточно благополучный, хотя и печальный финал. Таковы, например, романы «Продается ружье» (1936), «Доверенное лицо» (1039). Для «серьезного» романа также характерны элементы детектива (что традиционно в английской литературе), но они выражены слабее, лишь через криминальную тему, имеющую социальный оттенок, убийства происходят «за сценой», а развязка катастрофическая. Коренное отличие сюжетов Грина от детектива в том, что факты преступлений, убийств, жестокости, которые в детективе значимы сами по себе, в романах Грина наполняются психологической глубиной и отодвигаются на периферию повествования. Кроме того, сюжеты Грина связаны с постановкой социальных и нравственных проблем, пронизаны трагическим светом.
|
|
Повесть «Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой» (1980) ставит проблемы личности, ее достоинства, права на самозащиту.
Вопросыи заданияк самостоятельнойработестудентов. 1. Проследить развитие двух любовных линий: Стайнер – Анна; Джонс – Анна-Луиза. Какова роль доктора Фишера в обеих линиях? 2. Проследить развитие отношений доктора Фишера с женой, с дочерью, с Джонсом, с «друзьями». 3. Выявить информацию о прошлом Фишера, представленную в повествовании. Как она распределена по ходу сюжетного движения? Что известно о «друзьях» доктора? 4. Выделить элементы детективного жанра в повести. Как они сочетаются с реалистическим повествованием? В чем смысл их использования?
Индивидуальные задания ( сообщения, доклады ): 1. Особенности реализма Г.Грина. 2. Один из романов Г.Грина (в форме рецензии, эссе, размышления и т.д.)
План занятия.
1. Доктор Фишер и его постоянные гости. Что лежит в основе их «дружбы»? Почему Анна-Луиза называет гостей отца «жабами»?
2. Приемы создания характеров в повести: гротеск, сентиментальная стихия. Какие персонажи располагаются в сатирической линии? Какие – в лирической? Какую функцию выполняет традиционная тема богатства в развитии конфликта повести?
|
|
3. Подлинные и мнимые ценности в мире героев повести Грина. Религиозные мотивы в интерпретации Грина: параллель между доктором Фишером как земным богом и Богом, управляющим Вселенной. Двойное поражение доктора в столкновении с человеческим достоинством. Почему Фишер кончает жизнь самоубийством?
4. Образ повествователя: мотивы любви и ненависти; самоирония; трагизм.
Литература
Грин Г. Доктор Фишер, или Ужин с бомбой (любое издание).
Зарубежная литература ХХ века: Учебник / Под ред. Л.Г.Андреева. – М., 1996. – С.482 – 485.
Филюшкина С. Комментарии // Грин Г. Собр.соч.: в 6 т.. – Т.5. – М., 1996. – С.635 – 638.