Тема: Роман О.Хаксли «О дивный новый мир»

Цель занятия: 1. Изучение творчества О.Хаксли; 2. Знакомство с жанром антиутопии на материале романа О.Хаксли «О дивный новый мир».

Студент должен

знать:

- творчество О.Хаксли;

- содержание литературных произведений О.Хаксли;

уметь:

- анализировать произведения О.Хаксли;

- определять характерные черты творчества писателя.

Вводные пояснения. Олдос Хаксли(1894 – 1963) – выдающийся английский писатель, один из наиболее оригинальных и самобытных писателей ХХ века. Избавленный от участия в Первой мировой войне (по причине слабого зрения), Хаксли все свои незаурядные силы и способности связал с творчеством. Этому способствовали и прекрасное образование, полученное писателем в Оксфордском университете, и семейная атмосфера (дед и брат Хаксли были учеными), и его собственные разнонаправленные интересы (увлечение музыкой, живописью, скульптурой, философией и пр.). Его брат Джулиан Хаксли вспоминал: «Большинство знающих Олдоса воображают, что он пользовался мной как источником фактов и идей, касающихся биологии, которые он так блестяще воплотил в «Дивном новом мире» и других своих романах и эссе. Но это было не так. Он собирал их всюду путем разнообразного чтения и нечастых споров со мной и несколькими другими биологами, споров, которые были не менее полезны для нас, чем для него».

Начав свою литературную деятельность как журналист и поэт еще в годы Первой мировой войны, О.Хаксли всерьез заявил о себе как писатель, опубликовав роман «Желтый Кром» (1921), изобразив в нем свою среду – образованных англичан-интеллектуалов. Легкая и изящная ирония, сатирическая манера изображения современной действительности, найденная в этом первом романе, была развита Хаксли в последующих романах 1920-х годов: «Шутовской хоровод» (1923) и «Контрапункт» (1928). В 1930-40-е годы, когда в Германии и в СССР устанавливается тоталитарный режим, Хаксли пишет романы «Слепой в Газе» (1939), «Обезьяна и сущность» (1949) и др. Даже в очень мрачной антиутопии «Обезьяна и сущность», рисующей мир после настигшей его ядерной катастрофы, пробивается гуманистическая мысль. Она проявляется в той человеческой симпатии, перерастающей в любовь, которую доктор Пул, ученый, прибывший на зараженный американский континент из чистой зоны, испытывает к девушке из местной общины, деградировавшей до уровня полуобезьян. Пул возрождает силой своего воздействия человеческие черты в девушке. Именно на человеческое в человеке, на любовь человеческую возлагает Хаксли надежду, которая живет и в последних его романах – «Гений и богиня» (1955) и «Остров» (1962). При всей сложности, неоднородности и противоречивости литературного наследия О.Хаксли оно, бесспорно, является важной ступенью в развитии английской и мировой литературы ХХ века.

Роман-антиутопия «О дивный новый мир» (1932) – во многом провидческое произведение, изобразившее мир будущего как возможную реальность уже сегодня, хотя действие романа отнесено на 600 лет вперед.

Вопросы и задания к самостоятельной работе студентов. 1. В ходе чтения романа Хаксли проследить ассоциации с произведениями Шекспира. Почему автор назвал свой роман строкой из пьесы «Буря»? В чем смысл использования шекспировских цитат? 2. Раскрыть смысл эпиграфа к роману – высказывание русского философа Н.А.Бердяева об утопии. Можно ли согласиться с этим высказыванием? 3. Проследить весь цикл зарождения и формирования человека и общества в сюжете «Дивного нового мира». В чем достижения и провалы этого мира? 4. Проследить описание резервации и ее обитателей. Почему Джон Дикарь страстно мечтает о «дивном новом мире», а, попав в Лондон, отрекается от него?

Индивидуальные задания (сообщения, доклады). 1. Путь О.Хаксли к роману «О дивный новый мир». 2. Связь антиутопии О.Хаксли с другими антиутопиями ХХ века («Мы» Е.Замятина, «1984» Дж.Оруэлла и др.). Утопия и антиутопия как литературный жанр.

План занятия.

1. Дивный мир будущего в романе Хаксли:

а) цели, законы, принципы и ценности нового мира. В чем заключался «феномен Форда» в развитии общества ХХ века и какие черты этого явления послужили основанием для построения модели «исторической эпохи в романе?

б) общество централизованного производства людей – Центральный инкубаторий. Кому и для чего нужно разделение общества на касты? С помощью какого средства удерживается равновесие и спокойствие в обществе?

в) цель «дивного мира» - счастье для всех. Достигнута ли эта цель? Почему все-таки возникают конфликты внутри благополучного общества?

2. «Дивный мир» и резервация как музей до-фордовской эры:

а) точки сюжетного сближения этих миров: экскурсия Бернарда и Линайны, их встреча с Джоном Дикарем и его матерью. Рассказ Линды о ее вынужденном переселении в древний мир. Мечта матери и сына о «дивном мире».

б) воспитание Джона. Каковы его основные факторы? В чем суть непримиримых противоречий, заложенных в личности Джона? Как соотносятся между собой Книга (Шекспир), грубая реальность вокруг и недосягаемая мечта о другом мире?

в) конфликт двух миров. Столкновение Главноуправителя Монда и мистера Дикаря. В чем причины закономерности этого конфликта? Почему Джон Дикарь испытывает жестокое разочарование в «дивном мире»? Каких прав он требует для себя от этого мира? В чем и почему он терпит поражение?

3. Сочетание утопического и антиутопического начал в романе. Жанровая природа романа. Особенности сатиры и иронии в романе:

Литература

Хаксли О. О дивный новый мир (в любом издании).

Зарубежная литература ХХ века / Учебн. Под ред. Л.Г.Андреева. – М.: Высшая школа, 1996. – С.318 – 320.

Зверев А. «Когда пробьет последний час природы…» // Вопросы литературы. – 1989. - № 1. – С.26 – 69.

Ландор М. Олдос Хаксли: попытки диалога с советской стороной // Вопросы литературы. – 1995. - № 5. – С. 211 – 229.

Новиков Вл. Возвращение к здравому смыслу // Знамя. – 1989. - № 7. – С. 214 – 220.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: