—►
Подсистема менеджмента качества
_______ продукции k-ro вида _____
«Продуктовые подсистемы» менеджмента качества
(для бесконтрактных поставок продукции одного вида)
Подсистема менеджмента качества продукции j-ro айда
Подсистема менеджмента качества
_____ продукции (j + 1)-го вида___
Подсистема менеджмента качества
______ продукции г;-го вида ______
Рис. 1.3.3. «Продуктовая структура» подсистем системы менеджмента качества
Наиболее важным принципом системного управления качеством можно назвать «продуктовый подход», т.е. на предприятии в систему управления качеством следует включать подсистемы, обеспечивающие качество конкретного (однородного) вида. В соответствии с МС
и ИСО серии 9000 такие «продуктовые системы» следует создавать, как это уже указывалось ранее, только для продукции, поставляемой по договорам. Для продукции, изготавливаемой предприятием безотносительно к каким-либо условиям договора, по требованиям этих МС по управлению качеством достаточно осуществлять в рамках подсистемы общего управления качеством.
Следует отметить, что подсистему общею управления качеством, где управляющим органом является высшее звено управления предприятием, необходимо рассматривать в единстве и взаимосвязи со всеми другими подсистемами. Учитывая современные требования рынка, целесообразно для каждого из всех видов продукции, независимо от условий поставок, выполнять управление качеством в специализированной «продуктовой системе». Исходя из этого в состав подсистем менеджмента качества (МК) следует включать (рис. 1.3.3) подсистему общего МК, «продуктовые подсистемы» МК для контрактных поставок продукции однородного вида, «продуктовые подсистемы» МК для бездоговорных поставок.
В подсистеме общего МК можно выделить четыре уровня управления:
нулевой высший предпринимательский организационно-
целевой (высшее звено предпринимательского управления, включающее предпринимателей - членов высших органов управления);
первый высший организационно-целевой исполнительный (высшее исполнительное звено):
второй - координационно-контрольный исполнительный (среднее звено управления):
третий - технико-операционный исполнительный (низовое исполнительное звено управления).
Производственная подсистема качества для типового промышленного предприятия в соответствии с принципом «продуктового подхода» к системному управлению качеством включает следующие субподсистемы качества продукции:
для продукции видов /=1,2...., к применительно к контрактным условиямпоставок:
• основная «продуктовая»заготовительная:
• основная «продуктовая» обрабатывающая;
• основная «продуктовая» сборочная;
• обеспечивающая «продуктовая» энергетическая;
• обеспечивающая «продуктовая» ремонтно-техническая (в том числе электроремонтная);
• обеспечивающая «продуктовая» инструментальная;
• обеспечивающая «продуктовая» метрологическая;
• обеспечивающая «продуктовая» транспортная;
• обеспечивающая «продуктовая» складская;
для продукции видов/- 1, 2,....^ применительно квнедоговорным условиям поставок состав как основных, так и обеспечивающих подсистем аналогичен составу предыдущих подсистем производственной системы.
Управление качеством необходимо осуществлять на всех стадиях жизненного цикла продукции, т.е. оно должно быть^сквошьш».
Цели управления качеством на каждой стадии для каждого конкретного вида продукции могут быть индивидуальными. Тем не менее следует остановиться на последней стадии жизненного цикла. Целями управления качеством на стадии утилизации или уничтожения продукции в условиях рынка целесообразно признать исключение или сокращение до минимума вредного воздействия на окружающую среду и экономию потребления энергии и сырья после ее использования (или в результате неисправимого брака). Необходимо, чтобы разработчики и изготовители предусмотрели возможность коммерциализации при повторном использовании (например, чары и упаковки) или по другому назначению. Для этого, как минимум, следует:
• обеспечить малую трудоемкость разборки изделия с целью ее утилизации или уничтожения;
• ограждать потребителя от каких-либо существенных забот по выполнению работ, связанных с утилизацией или уничтожением приобретенной ранее продукции;
• создавать со стороны государства для изготовителей и потребителей преференциальные условия для скоординированных действий по экономически целесообразному процессу утилизации продукции;
• проводить соответствующую работу среди потребителей по разъяснению необходимости и целесообразности утилизации или уничтожения продукции.
Другим дополнением к восьми основным принципам является принцип управления качеством на всехападинхжизненного цикла про-дукции, который наглядно и доходчиво отображается в виде восходящей спирали (аналогичной спирали Джурана), включающей комплекс соответствующих стадий и этапов (рис. 1.3.4).
Стержнем спирали является разработка и реализация жизненною цикла новой и модернизированной продукции, в основе содержащей плановые мероприятия целевой программы «Качество» (ЦПК). Для охвата управления всех стадий жизненного цикла продукции в рамках подсистем МК исключительно для достижения целей и задач в области качества необходимо выполнить полный комплекс специальных (конкретных) функций управления качеством. Для формирования этих функций можно использовать состав элементов управляющей подсистемы системы качества или матричный способ.
Принципиальным в системном управлении качеством является необходимость самого заинтересованного, активного осознанного и, что главное, новаторского участия каждого работающего в повыше-
6?
Создание и реализация жизненного цикла новой и модернизированной продукции (ЦПК) |
Обозначения:
1-5 - стадии жизненного цикла продукции; 1.1, 12, 1.3 - исследование, проекти
рование и разработка продукции соответственно; 2.1 - подготовка к постановке
продукции на производство; 2 - постановка продукции на производство (освое
ние); 2.3 -установившееся производство продукции; 3.1 - реализация маркетинго
вых мероприятий на стадии товарооборота; 3.2 - сбыт и распределение продукции
(в том числе допродажное обслуживание); 3 - отгрузка продукции; 3.4 - транс
портирование продукции; 3.5 - хранение продукции; 3.6 - розничная продажа (для
части продукции товаров народного потребления); 3.7 - монтаж (для изделий, мон
тируемых на месте); 3.8 - авторский надзор и обеспечение обратной связи с рынка
ми и потребителями; 4.1 - приемка продукции к использованию (эксплуатации или
потреблению); 4.2 - ввод продукции в эксплуатацию; 4.3 - целевое использование
(потребление) продукции; 4.4 - техническое обслуживание и профилактический
ремонт (в том числе послепродажное обслуживание в процессе использования) про
дукции; 4.5 - ремонт, восстановление продукции; 4.6 - снятие с эксплуатации про
дукции; 4.7 - авторский надзор, реализация маркетинговых мероприятий и обеспе
чение обратной связи на стадии эксплуатации или потребления; 5.1 - подготовка
продукции к утилизации или уничтожению; 5 -- осуществление утилизации или
уничтожения продукции; 5.3 - авторский надзор, обеспечение помощи в утилиза
ции или уничтожении продукции и осуществление обратной связи:---------- обратная
связь, в том числе по информационным данным о прослеживаемости продукции, проведении авторского надзора, результатах реализации маркетинг овых работ и др.
Рис. 1.3.4. Восхоляшая спираль системного управления качеством продукции
нии и обеспечении требуемого качества продукции и труда. При этом всем, особенно первым лицам звеньев управления, следует воспринимать качество и конкурентоспособность продукции как стратегический императив. Выполнение данного принципа - важнейшая задача управления качеством. Для этого следует использовать все возможные методы материального и морального стимулирования.
Реализация любого из принципов невозможна без достаточных знаний и профессиональных умений по повышению и обеспечению качества и управлению им. Это требует массовой, непрерывной и систематическо й п одготовки обученияиповышения квалификации как изготовителей, так и потребителей.
Реализация принципов системного управления качеством создает предпосылки усиления на предприятии активности персонала в области качества и обеспечивает более высокую конкурентоспособность продукции, которая логически предполагает тесное взаимодействие и взаимосвязь с деловой активностью в производстве. Активность в области качества при системном управлении качеством, безусловно, приводит к систематическому, состоятельному повышению качества, которое, как и деловая активность в производстве, имеет подобные циклы, причем цикл активности в повышении качества закономерно предопределяет и упреждает деловую активность в производстве. Циклы активности повышения качества следует целенаправленно регулировать на всех уровнях управления.
В связи с этим объективно возникает необходимость многоуровне-вого управления качеством не только предприятия, но и всех иерархиче-ских структур управления на с ле дую щи х уровнях:
• межотраслевом федеральном (в межотраслевой федеральной системе управления качеством);
• отраслевом федеральном (в отраслевых федеральных системах управления качеством);
• межотраслевом субъектов Федерации (в системах управления качеством субъектов Федерации);
• отраслевом субъектов Федерации (в отраслевых системах управления качеством субъектов Федерации);
• территориальном (в городских и районных системах управления качеством);
• объединения предприятий (в системах управления качеством объединений);
• предприятия (в системах управления качеством предприятия);
• цеха, отдела (в системах управления качеством цехов, отдела);
• участка (бюро) цеха (отдела) предприятия (в системах управления качеством участков);
• рабочего места (в системах управления качеством рабочего места).
Следует отметить, что в системах управления качеством с иерар
хическими уровнями выше объединения функции управления будут
иметь иное содержание. При этом особую значимость и вес среди всех других функций приобретают функции организации, координации и регулирования. Их выполнение должно быть основано на применении воздействий, главным образом, организационно -регулирующего характера.
Приоритет должен отдаваться воздействию, присущему рыночным отношениям, адекватному отношениям собственности и уровням управления. Такое воздействие следует ориентировать на условия и факторы, которые позволят повысить качество той однородной продукции, где намечается отставание. Там же, где получено некоторое преимущество, воздействие следует направлять на поддержание достигнутого уровня качества. Такой подход условно можно назвать горизонтальным превентивно-поддерживающим. Ис- пользование этого подхода предполагает в первую очередь создание вышестоящими органами управления возможностей (например, на каком-либо отраслевом уровне субъекта Федерации) более эффективной реализации человеческого фактора, улучшения взаимоотношений работников, работодателей и менеджеров, а также обеспечения инвестирования производства продукции, удовлетворяющей требованиям потребителей.
Реализацию горизонтального превентивно-поддерживающего подхо-да к управлению качеством может обеспечить:
• систематическое повышение уровня качества продукции в России и субъектах Федерации, городах и районах;
• улучшение взаимоотношений между всеми категориями изготовителей и потребителей;
• увеличение производственного потенциала и повышение качества труда.
Перечисленное возможно только при проведении соответствующими органами управления единой стратегии и координирующих действий.
Необходимо отметить, что управление должно относиться не только к продукции промышленности, его следует осуществлять повсеместно во всех структурах национального хозяйства и общества в целом, в том числе в исполнительных структурах власти. При этом органы управления исполнительных структур власти должны стремиться не управлять, а исполнять, предоставляя управляемой системе соответствующие требуемые услуги (информационные, образовательные, распределительные, правовые, здравоохранительные и т.п.).
Примером такого подхода может служить решение Президента США Б. Клинтона, принятое в 1994 г., о разработке плана внедрения современных методов управления качеством в исполнительскую деятельность правительства. Их предполагалось проводить поэтапно под
контролем вице-президента. Основные этапы внедрения современных методов управления качеством включали: 1) обучение государственных служащих в Федеральном институте качества; 2) проведение самооценки госаппарата и участие в конкурсе на присуждение Премии по качеству М. Болдриджа (для Федерального правительства и штатов); 3) анализ функций госаппарата и при необходимости передача их на другой уровень управления или частному сектору. Основная цель, к которой стремились, - высокое качество и низкая цена услуг. Другим подобным примером была реализация с 1991 г. в Великобритании подписанной премьер-министром Гражданской хартии. Этот документ представляет собой программу мероприятий по повышению качества услуг населению со стороны правительства.
Управление качеством должно осуществляться на основе правовою регулирования отношений в области качества (на базе принятого в 2002 г. Федерального закона «О техническом регулировании»). Это должно, как минимум, обеспечиваться установлением, применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Помимо указанного, следует обеспечивать на добровольной основе необходимые требования к выполнению работ и оказанию услуг. Дополнительно к этому необходимо выполнять правовые отношения в области оценки соответствия продукции и СМ К установленным требованиям.
При реализации перечисленных принципов следует соблюдать деловую этику, так как управление качеством в условиях рыночных отношений - это прежде всего работа с людьми (как работающими на предприятии, так и с потребителями). Иллюстрацией может служить весь прогрессивный опыт функционирования преуспевающих зарубежных фирм.
Управление качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла и иерархических уровнях обусловливает необходимость взаимодействия соответствующего уровня системы со всеми структурами, и в первую очередь с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий, сбытовыми, торговыми, транспортными, сервисными и другими организациями. При этом взаимодействие, особенно с организациями, обеспечивающими жизненный цикл конкретной продукции, целесообразно осуществлять на основе взаимосвязанных систем управления качеством предприятий, т.е. управление качеством должно быть интегративным.
При управлении качеством представляется целесообразным сочетать всеобщую, коллективную и индивидуальную ответственность ш качество, но наибольшую ответственность тем не менее должно нести высшее звено управления. Это один из непременных принципов современного управления качеством.
Эффективное достижение целей в области качества возможно только при опережающем, предупредительном характере и превентив-ности всех управляющих воздействий по отношению к возникающим отклонениям от установленных требований (что самое главное и принципиальное). Конечно, это не исключает, а наоборот, требует в случае неэффективности таких воздействий (т.е. при «сбое» превентивных воздействий при управлении качеством) максимально быстро и оперативно устранять возникшие отклонения. При этом оперативность должна быть направлена не только, а точнее, не столько на скорейшее устранение отклонения фактического качества от требуемого, сколько на выработку опережающего превентивного управляющего воздействия на предотвращение возможного отрицательного отклонения. Очевидно, что оперативность и последующая позитивная результативность воздействий по управлению качеством возможны только при функционирующей, надежной, мобильной и превентивно-перманентной обратной связи во всех подсистемах и элементах СМ К. Без всего этого предприятия практически не смогут достойно конкурировать на мировом рынке.
В целевых СУ предприятия, в том числе системе управления качеством, существенное значение как в условиях централизованной экономики, так и рыночной имеет планирование. Все цели, политика и обязательства, мероприятия по их выполнению должны реализо-вываться с учетом рыночной конъюнктуры в определенные плановые периоды и отражаться в соответствующих документах, носящих плановый характер (например, в ЦПК, бизнес-плане, оперативных планах и т.п.). Планирование должно быть гибким, оперативным и служить эффективной основой конкретизации и достижения целей системы управления качеством. Особенно важным является планирование традиционно «узкого» для отечественных изготовителей материально-технического снабжения (МТС).
При построении системы управления качеством целесообразно также использовать принцип модульности, обеспечивающий возможность проектирования с минимальными затратами. При этом в обоснованных случаях чаще следует применять наиболее используемое в мировой практике проектирования «правило семерки» (по аналогии с известными «семь раз отмерь...», семь дней в неделе и т.п.), что обусловливает применение семи подсистем, семи элементов и т.д. Например, принятие решений следует осуществлять на базе семи вопросов:
1) зачем (в каждом случае знать цель) и почему (причины);
2) что (нужно знать конкретный объект управления);
3) кто (нужно наметить субъект управления);
4) где (необходимо знать точное место приложения управленческого воздействия);
5) когда (надо знать время начала управляющего воздействия и окончания его);
6) чем (нужно предусмотреть какими средствами, ресурсами следует воздействовать на объект);
7) как (нужно знать способ, технологию управленческого воздействия на объект управления).
Построение и функционирование системы управления качеством, ее элементы, требования, положения, распределение функций, ответственности, прав и обязанностей, взаимодействие подразделений и т.п. в области качества следует документально оформлять (как того, например, требуют МС ИСО серии 9000 и стандарты системы ГОСТ 40). Таким образом, управление качеством в значительной мере должно базироваться на организационной, методической, правовой и нормативной документации. Этот комплекс документов представляет собой нормативно-методическое обеспечение системы управления качеством, что определяет возможность и необходимость использования при управлении стандартизации и регламентации.
Управление качеством следует осуществлять в соответствии с критерием оптимальности (прибыльности, экономичности и т.п.) и с учетом влияния уровня качества на спрос и предложение товаров и услуг на рынке.
Для успешной реализации принципов управления качеством важно сконцентрировать большую часть усилий по управлению в одном организационно-структурном блоке подсистемы управления качеством. В проливном случае, как это было и есть в практике предприятий (в блок управления качеством, как правило, включается только ОТ К), создавать продукцию, удовлетворяющую потребителей, и иметь постоянный ее сбыт на рынках довольно трудно. Каждый работающий должен воспринимать себя при выполнении своих функций в качестве изготовителя, а исполнитель следующей операции технологического процесса - как потребителя, соблюдая условие уважительного отношения друг к другу. При этом следует руководствоваться правило и: нужно делать все, чтобы удовлетворить требования потребителя в области качества, т.е. для исполнителя должно быть «качество - прежде всего». В обязательном порядке должны предполагаться доступность и реальность проведения проверок всей деятельности в области управления качеством. Для достижения максимального эффекта следует постоянно совершенствовать и непрерывно, систематически развивать управление качеством.
Таким образом, в условиях рыночных отношений возникает необходимость всеобщего (тотального) системного управления качеством при «диктатуре» качества на всех этапах реализации производственных и управленческих процессов. При этом государство, потребители, независимые организации и общества должны уделять посто-
янное внимание общей организации управления качеством и надзору за качеством.
1.3.3. Особенности системного и процессного подходов к управлению качеством
Системный и процессный подходы определяются в ГОСТ Р ИСО серии 9000, принятом в 2001 г., в качестве важнейших принципов системы менеджмента качества. По существу они представляют собой методологические подходы к управлению качеством.
Со второй половины XX в. системный подход стал и является в настоящее время одним из приоритетных и ведущих среди всех других, а с конца 1960-х годов прочно вошел в научную терминологию под этим наименованием. Системный подход неразрывно связан с фундаментальными идеями диалектики и диалектического подхода, но он вместе с тем имеет свои особенности и выступает как отдельный методологический подход.
В общем случае о с н о в н о е в системном подходе состоит в том, что управление качеством должно проводиться в целостной совокупности его подсистем, элементов и выявлении многообразных связей и свойств между ними и внешней средой.
Применительно к управлению качеством системный подход предусматривает:
• рассмотрение этого видаупраыения в рамках организации как некоторой целостности - системы, состоящей из относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;
• рассмотрение системы управления качеством как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные «рамки» взаимодействующих между собой управляющей и управляемой подсистем внутренней и внешней среды, внешних и внутренних целей, подцелей каждой из подсистем, стратегий достижения целей и т.п. При этом изменение в одном из элементов любой подсистемы вызывает изменения в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе к взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе;
• всестороннее изучение не только отдельных свойств взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов системы, ее внутренней и внешней среды, но и обладающих новыми качествами генерируемых при этом новых синергетических свойств;
• изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирова-
Ы
ния, самоорганизации, прогнозирования и планирования, координации, принятия решений и т.п.
Соблюдение каждого из приведенных положений имеет большое значение для реализации системного подхода к управлению качеством. Однако еще в более значительной мере это зависит от образа мышления управленцев, определяющего способность или неспособность системно мыслить, целостно воспринимать внутреннюю и внешнюю среды и принимать соответствующие системному подходу решения (например, определять состав элементов, подсистем, подлежащих управлению, и выбирать наиболее рациональный метод воздействия).
Следовательно, при системном подходе к управлению качеством как системе целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов необходимо осуществлять управление качеством в единстве с производственной подсистемой организации и внешней средой.
Системный подход к управлению качеством предполагает использование в том или ином виде многих наук, научных направлений и методов. К ним можно отнести, например, теорию сложных систем, системотехнику, исследование операций, теорию управления, теорию организации, инноватику, информатику, метрологию, эконометрику, квалиметрию, системный, ситуационный, прогностический, диагностический, детальный и глобальный анализ и др. Между названными науками, научными направлениями и рядом методов исследования нередко нет четких границ, так как они часто используют примерно одни и те же математические методы. Однако все они обладают своей спецификой и имеют определенные особенности.
Методология управления предполагает использование помимо системного подхода и других, в частности процессного, целевого, ситуационного, параметрического, нормативного, оптимизационного и прочих.
Известно, что применение какого-либо только одного подхода в ею классическом виде для целей системного управления практически невозможно и существенного эффекта дать не может. Отсюда объективно вытекает необходимость интегративного сбалансированного использования различных методологических подходов. Данный подход правомерно следует трактовать именно как системный, т.е. в данном случае его следует понимать как интегра-тивно-конвергенциальный, включающий другие подходы и, в первую очередь, процессный.
Следовательно, иптегративно -конвергенциальный
лению качеством представляет собой такую методологию управленческого процесса, которая иптегративно использует системный, це-
левой, процессный, параметрический, ситуационный и другие подходы (рис. 1.3.5).
Интегративно-конвергенциальный подход к управлению качеством Системный подход:
• Целевой
• Процессный
• Параметрический
• Ситуационный
• Поведенческий
• Рефлексивный
• Другие подходы________________________
Рис. 1.3.5. Модель интегративно-конвергенциального подхода к управлению качеством
Одним из объективных случаев конвергенции других подходов в системный является использование, помимо всех других прочих, целевого подхода.
Целевой подход ориентирован на поставленные перед предприятием в области качества цели. Представление целей управления качеством во многом определяет содержание и меру эффективности практически всех проводимых работ в этой области. Поэтому целевой подход обосновывает определение целей управления качеством на основе глубокого анализа всех потенциальных возможностей (кадровых, временных, финансовых, организационных и т.п.), имеющихся в распоряжении управленцев. При этом достижение целевых установок управления требует концентрации всех усилий и ресурсов.
Процессный подход {процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления,) известен применительно к управлению в целом, он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты (рис. 1.3.6).
Часто выход одного процесса является входом для другого. Весь же процесс управления качеством определяется суммой всех связанно выполняемых функций. Таким образом, в рамках этого подхода к управлению качеством как системой следует рассматривать как вы-
полнение управленческих работ и общих управленческих функций по их реализации (управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е. как работу по достижению целей управления качеством. Ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем процессам управления качеством с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям, преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход в системе управления качеством. Состав ОФУ качеством при осуществлении процессов рекомендуется использовать по концепции PDCA (планирование работы, выполнение работы по плану, проверка соответствия реального результата плановому, принятие мер при наличии отклонений фактического результата от планируемого). Вместе с тем более предпочтительным является набор ОФУ при выполнении процессов управления качеством следующим составе: прогнозирование, планирование, организация работ, координация, выполнение работ, активизация и стимулирование, учет, контроль, анализ, регулирование.
Рычаги
(определяют и регулируют процессы, т.е. это процедуры, стратегии качества, политика в области качества, методы и методики управления качеством, требования потребителей и заказчиков, внутренней и внешней среды, законов и т.п.)
Входы
(информация, материалы и прочие информационные ресурсы — предметы труда)