Субъективные условия Объективные условия
Накопленное профессионалы Научно-технические
ное мастерство и знания, уро- Производственные
вень квалификации Организационные
Общеобразовательный и куль- Экономические
турный уровень Природно-климатические
Личные устремления |
Личные свойства Отраслевые
Рыночно-конкурентные
Заинтересованность в резуль- Законодательно-правовые (в
татах труда том числе технического регу-
Психологические свойства лирования)
Другие Социальные
Международные, политические
РИС. 1.5.1. Классификация условий, влияющих на функционирование элементов системы управления
Следует отметить, что на качество существенное влияние оказывают социальные, международные и политические условия, которые можно одновременно отнести как к субъективным, так и к объективным.
При производстве продукции в механизме управления качеством влияние, взаимодействие и проявление многообразных субъективных и объективных условий - исключительно сложный процесс. Тем не менее во всех случаях в этом механизме в соответствии с принципами системного управления качеством должна четко прослеживаться такая цепочка воздействий (рис. 1.5.2): цели управления предприятием (определяющие цели управления качеством и являющиеся стратегически императивными); цели управления качеством: политика и обязательства в области качества; мероприятия (воздействия) по повышению и обеспечению требуемого качества; условия, влияющие на качество элементов системы и обеспечивающие уровень качества продукции, удовлетворяющий потребителей; качество функционирования элементов системы; качество продукции.
|
|
В цепочке воздействий должна быть разветвленная превентивно-перманентная и оперативная обратная связь, к ото ра я обеспечт со ответствие фактических показателей качества требуемым (нормируемым), реализуя для этого целенаправленный комплекс мероприятий по улучшению качества.
Рис. 1.5.2. Общий алгоритм управления качеством
1.5.2. Компоненты и звенья
механизма управления качеством
Необходимыми компонентами механизма управления качеством являются цели, стратегия, политика и обязательства в области качества, которые во многом, естественно, определяются целями, стратегией и политикой управления организацией. Высшее звено руководителей предприятия обязано брать на себя обязательства и ответственность за проведение политики в области качества. Эта политика должна соответствовать целям управления предприятием в целом и управления качеством в частности, а также основным приоритетным стратегиям управления. В конечном счете реализация стратегии управления качеством обусловливается претворением политики и выполнением принятых обязательств в области качества.
|
|
Важнейшим звеном механизма управления качеством является блок, связанный с разработкой системных целевых программ «Качество» (ЦПК).
Мероприятия (воздействия) по обеспечению и улучшению качества и менеджмента вытекают из ЦПК.
В механизме управления качеством для условий рынка главным должен быть человеческий фактор, что не только не исключает, а должно привести к развитию и использованию в механизме функционирования СМК более демократичной и гласной стандартизации на всех уровнях управления и стадиях жизненного цикла продукции. При этом круг вопросов, подлежащих жесткой регламентации на государственном уровне, должен быть сведен к минимуму. Например, среди таких вопросов могут остаться технология производства, показатели качества продукции по ее безопасности, экологичность, экономное использование ресурсов, стандартизация и унификация совместимости, взаимозаменяемость и т.п.
Принципиально важным является существенное сближение отечественных регламентирующих документов (технических регламентов, стандартов и т.п.) С требованиями НТД международных организаций и ряда развитых промышленных стран, а иногда их прямое применение. Кроме того, следует шире использовать в механизме управления также так называемую заводскую стандартизацию на основе СТО (стандартов организации), т.е. СТП (стандартов предприятия).
Немаловажное значение в механизме управления качеством должен иметь контроль качества сырья, материалов, комплектующих и других поставляемых изготовителю продукции ресурсов. Например, в функционировавших в СССР с 1976 г. известных КС УК при традиционном подходе изготовитель, как правило, ограничивался только входным контролем поступающих ресурсов. В условиях рынка изготовитель
должен предъявлять к поставщикам (как, естественно, потребитель к изготовителю) более широкий спектр требований. В частности, изготовителю следует осуществлять, кроме входного контроля, оценку СМ К поставщиков и своевременно предъявлять при необходимости обоснованные требования. То же целесообразно делать потребителям (через союзы. общества потребителей и др.), что побуждает их быть не пассивным, а активным звеном в механизме системного управления качеством. Их активность объективно необходима, так как только потребитель окончательно оценивает продукцию и услуги. Потребитель будет в большей мере защищен и удовлетворен при наличии соответствующей законодательной базы. Одной из важных обеспечивающих организационных структур зашиты потреби геля и контроля за исполнением законодательства о защите прав потребителей (наряду с общественными структурами, в том числе союзами защиты прав потребителей и др.) должны быть государственные органы (по антимонопольной политике, поддержке предпринимательства и т.п.). Важную роль в надежном функционировании механизма должны играть также управляющие органы отраслевых, территориальных и других систем управления качеством. Их функции могут состоять в содействии получению достоверной информации, качественных ресурсов, проведении оценки систем МК изготовителей и т.п.
Необходимым звеном в механизме управления качеством является сертификация продукции, услуг и СМ К.
Применительно к разработчикам и изготовителям сертификация продукции выступает одной из возможных гарантий ее стабильного сбыта, а для любого потребителя приобретение сертифицированной продукции означает, что она отвечает его потребностям и высокому уровню качества изготовления.
|
|
Одной только сертификацией не может быть ограничена защита потребителей от приобретения п эксплуатации дефектной продукции. В механизме управления качеством необходимо предусмотреть элементы правового влияния на проведение политики в области качества, а также государственного надзора за внедрением и соблюдением требований к продукции (указанных в технических регламентах, ныне еще действующих стандартах и метрологических правилах).
Важным звеном в защите прав потребителей должны стать различные общественные ассоциации, объединения и организации. Деятельность государственных и других органов в области качества должна обеспечивать посредством экономического и правового методов полную защиту потребителей прямой и адекватной ответственностью изготовителя за качество своей продукции и услуг.
Для достижения требуемого качества выпускаемой продукции и создания у потребителей определенной уверенности в этом механизм управ-
ления качеством не может и не должен полностью отвергать метод аттестации, в частности заводской (как метод стимулирования производства бездефектных деталей, узлов и изделий) или технологических процессов, технологий и производства (как один из методов их развития).
Для каждого вида продукции с учетом технологии ее изготовления и организации производства механизм управления качеством будет обладать специфическими особенностями. Однако ею всегда следует целенаправленно ориентировать в первую очередь на удовлетворение требовании потребителей. Это в конечном итоге во многом определяет качество жизни.
1. 5. 3. Основные положения
технического регулирования
в механизме управления качеством
Очевидно, что весь механизм управления качеством должен быть направлен на удовлетворение потребностей потребителей продукции при соответствии ее обязательным требованиям нормативной и технической документации и соблюдении ее качества. Объекты и отношения, возникающие при их взаимодействии, в настоящее время регулируются ФЗ «О техническом регулировании» (рис. 1.5.3).
|
|