1.4.1. Формирование специальных функций системы управления качеством на основе требований стандартов
ДЛЯ эффективной реализации принципов системного управления качеством необходимо наряду с ОФУ выполнять специальные (конкретные) функции управления. Одним из возможных способов формирования таких функций могут быть требования соответствующих разделов стандартов. Такими стандартами в настоящее время являются, в частности, стандарты на системы МК серии 9000 (в первую очередь, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования»). Примером формирования специальных функций с использованием данного способа может служить перечень специальных функций, разработанный применительно к ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (табл. 1.4.1).
Таблица 1.4.1
Состав специальных функций системы менеджмента качества (сформированных на основе разделов ГОСТ Р ИСО 9001-2001)
Разделы
ГОСТРИСО
9001-2001
4. Система менеджмента качества
Специальная укрупненная функция
Разрабатывать, документировать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии систему, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями стандарта.
|
|
Документировать и содержать в рабочем состоянии: заявления о политике в области качества; руководство по качеству; управленческие процедуры управления качеством; записи, требуемые стандартом; процедуры планирования и управления всех документов
5. Ответственность руководства
6. Менеджмент ресурсов
i Гринимап, обязательства по разработке и внедрению системы, постоянному ее улучшению и результативности. Обеспечивать определение и выполнение требований потребителей по повышению их удовлетворенности. Определять и формировать цели, политику в области качества, проводить анализ, принимать обязательства по обеспечению необходимыми ресурсами. Обеспечивать понимание и осуществление политики в области качества. Планировать деятельность в области качества. Доводить ответственность и полномочия до всего персонала.
Назначать ответственного и полномочного представителя в области системного управления качеством из состава высшего звена управления. Обеспечивать обмен информацией в области качества, в том числе по результативности системы
Определять и обеспечивать необходимыми ресурсами.
Определять и обеспечивать требуемую компетентность и потребность в персонале.
Поддерживать в рабочем состоянии записи о персонале.
Продолжение табл. 1.4.1
Разделы ГОСТРИСО
9001-2001
7. Процессы жизненного цикла продукции
Специальная укрупненная функция
Определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии необходимую инфраструктуру (здания, оборудование, средства обеспечения).
|
|
Создавать необходимую производственную среду для достижения требуемого потребителями качества продукции
Планировать процессы жизненного цикла продукции. Определять и анализировать требования, относящиеся к продукции. Определять и осуществлять связь с потребителями. Планировать и управлять проектированием и разработкой продукции.
Определять и поддерживать записи в рабочем состоянии о входных данных, относящихся к требованиям продукции.
Представлять и утверждать выходные данные проектирования и разработки в форме, пригодной для верификации относительно входных требований.
Анализировать и верифицировать процессы проектирования и разработки продукции. Осуществлять вапидаиию проектирования и разработки продукции. Управлять изменениями при проектировании и разработке продукции.
Обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям. Оценивать и выбирать поставщиков.
Описывать заказанную продукцию с учетом требований, предъявляемых к ней. Верифицировать закупленную продукцию (разрабатывать и осуществлять контроль). Планировать и обеспечивать производство и его обслуживание. Осуществлять валидацию производства и обслуживания.
Окончание табл. 1.4.1
Разделы
ГОСТРИСО Специальная укрупненная функция
9001-2001
• Проводить идентификацию и прослеживаемость продукции.
• Проявлять заботу о собственности потребителей, пока она находится под управлением организации. | • Сохранять соответствие продукции в процессе ее поставки потребителю.
] • Определять и осуществлять мониторинг и измерения для обеспечения свидетельств о соответствии
1 продукции установленным требованиям.
! • Обеспечивать правомочность проведения мониторинга и измерений
8 Измере- • Планировать и применять процессы мониторинга,измерения, анализа и улучшения продукции исис-ние анализ темы менеджмента качества.
и улучше- • Определять и осуществлять мониторинг информации о потребителях. i
ние • Проводить внутренние аудиты процессов системы менеджмента качества.
• Осуществлять мониторинг и измерение продукции с целью ее проверки до поставки потребителям. |
• Управлять несоответствующей требованиям продукцией.
• Определять, собирать и анализировать систему менеджмента качества с целью достижениям результа-j
i
тивности.
| |
• Повышать постоянно результативность системы менеджмента качества.
• Предпринимать корректирующие действия для устранения причин несоответствий.
• Осуществлять предупреждающие действия для устранения потенциальных причин появления несоответствий
1.4.2. Формирование специальных функций
управления качеством матричным способом
Кроме указанного выше способа формирования функций управления, существует и ряд других. Все с п е ц и а л ь н ы е функции классифицируются обычно на главные, основные и вспомогательные. Такая классификация, безусловно, может быть признана правомерной, основанной на декомпозиции функций. Более точно их следовало бы классифицировать на главные специальные функции (по существу, это целевые функции той или иной системы, подсистемы, элемента), а далее - только на специальные функции, специальные подфункции, специальные субподфункции и т.д.
Применительно к системе управления качеством формирование главных функций можно осуществить в зависимости от ее состава структурообразующих подсистем (СО УК, «продуктовых подсистем» и др.-табл. 1.4.2).
Таблица 1.4.2 Главные функции системы управления качеством
Подсистема | Главные функции подсистемы |
Система общего управления качеством | Организовать деятельность предприятия для достижения целей и реали за-ции политики в области качества |
«Продуктовая система» управления качеством /-го вида (для условий контрактных поставок), i= 1,2,..,*. | Управлять качеством продукции /-го вида для достижения и обеспечения ее соответствия установленным требованиям |
«Продуктовая система» управления качеством /-го вида (для бесконтрактных поставок) (/' = 1,: | Управлять качеством у-го вида (для бесконтрактных поставок) для достижения и обеспечения ее соответствия установленным требованиям |
Обеспечивающие системы управления качеством (у = 1, 2,..., Ь) | Осуществлять обеспечение СО УК, «продуктовых систем» УК |
Подсистемам каждой из этих систем присущи свои главные специальные функции управления качеством. Естественно, что главные функции определяют все другие группы их специальных функций, а последние в свою очередь являются исходными для соответствующих групп специальных подфункций. При этом простым и эффективным инструментом формирования специальных функций управления качеством является двух- или трехмерный матричный способ (рис. 1.4.1).
|
|
Стадии жизненного цикла продукции
1 | 2! 3.....J 4...... | 5
Этапы стадий 1.1;...! 2.1!...! 3.7 |... I 4.1 !... i 5.7
Система общего УКП
«Продуктовая» /-я системаУКП
/= 1, 2....А
(для контрактных условий)
«Продуктовая»;-ясистема УКП,
7=1,2,.... fc (для бесконтрактных условий)
Обеспечивающая
у-я система УКП.
¥ = 1,2 П
Система общего УКП «Продуктовая», - я система УКП «Продуктовая» j-я система УКП
Общие
Обеспечивающая у-я система УКП функции
управления качеством
Рис. 1.4.1. Двухмерная (а) и трехмерная (в) матрицы формирования специальных функций управления качеством продукции:
/ - исследование, проектирование и разработка; 2 - изготовление; 3 товарообращение; 4 - использование; 5 утилизация пли уничтожение
Принципиальная с у ид н о с т ь этого способа состоит в том, что исходными образующими элементами формирования функций управления качеством служат подсистемы управления качеством, стадии и этапы жизненного цикла продукции. ОФУ. Внутри каждой подсистемы (системы) управления качеством целесообразно руководствоваться составом элементов этих подсистем. Такой подход позволяет сформировать достаточно полный, необходимый состав не
|
|
только специальных функций, но и подфункций, субподфункций и т.д. (включая операции).
Для «продуктовых систем» управления качеством, используемых, например, в условиях договорной поставки продукции, можно формировать состав специальных функций на основе стадий и этапов жизненного цикла продукции - на основе приведенной ранее спирали качества или, например, на базе этапов «петли качества» (рекомендованных в версиях МС ИСО серии 9000-88 и с учетом требований ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001). В последнем случае состав функций может быть примерно следующим:
• изучение рынка сбыта и требований потребителей к качеству, единовременных затрат на приобретение и цен потребления продукции:
• определение положения предприятия на рынке и целей, связанных с данной продукцией;
• прогнозирование потребностей потребителей, спроса, технического уровня, качества, единовременных затрат на приобретение и цен потребления;
• проектирование и разработка технико-экономических требований к технико-экономическому уровню КП;
• проведение рекламы продукции;
• разработка и постановка продукции на производство;
• обеспечение материально-технического снабжения;
• оценка поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий;
• проведение технологической подготовки производства;
• метрологическое обеспечение;
• организация специальной подготовки и обучения кадров по повышению и обеспечению качества и конкурентоспособности продукции;
• организация и изготовление бездефектной продукции стабильного качества;
• проведение контроля качества, испытания и сертификации продукции;
• утилизация продукции в процессе ее изготовления;
• стимулирование и активизация повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности продукции;
• обеспечение упаковки, погрузочно-разгрузочных работ, складирования и хранения продукции;
• организация и поставка продукции;
• обеспечение монтажа на месте эксплуатации, послепродажной технической помощи и обслуживания эксплуатируемой продукции;
• обеспечение утилизации продукции после ее эксплуатации;
ас
• информационное иокументационное обеспечение;
• ведение учета и анализа затрат на повышение и обеспечение качества и конкурентоспособности продукции;
• организация, обеспечение и проведение проверок, анализа, совершенствования и устранения недостатков;
«обеспечение обратной связи с потребителями и авторского надзора за продукцией;
• организация и обеспечение сертификации.
Примерно такие же функции могут выполняться в бездоговорных системах управления качеством. Исключение составят сертификация продукции и систем, реклама продукции и др.
Наряду с перечисленными выше специальными функциями в этих системах в соответствии с принятым на предприятии разделением труда менеджеров могут выполняться также функции системы общего управления качеством. Необходимо за каждым подразделением и работником закрепить определенные функции управления качеством. Важно также, чтобы при реализации принципов системного управления качеством и выполнении при этом широкого круга специальных взаимосвязанных функций были охвачены все этапы спирали качества.
1.5. Механизм современного управления качеством
1.5.1. Общие положения
ДЛЯ реализации принципов управления качеством необходим соответствующий механизм управления. Применительно к системному управлению качеством такой механизм следует рассматривать как совокупность организационных и экономических компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы управления качеством для достижения целей управления. Он должен обеспечивать выработку и реализацию эффективных целенаправленных управляющих воздействий на многообразные условия и элементы, от которых зависит качество.
Все у с л о в и я, влияющие на качество каждого из элементов функционирующей системы управления качеством (рис. 1.5.1), можно классифицировать на субъективные (непосредственно связанные с деятельностью человека и зависящие от него) и объективные (обусловленные сложившимися обстоятельствами в деятельности человека и практически не зависящие от него).