Специальные функции управления качеством

1.4.1. Формирование специальных функций системы управления качеством на основе требований стандартов

ДЛЯ эффективной реализации принципов системного управления качеством необходимо наряду с ОФУ выполнять специальные (кон­кретные) функции управления. Одним из возможных способов форми­рования таких функций могут быть требования соответствующих разде­лов стандартов. Такими стандартами в настоящее время являются, в ча­стности, стандарты на системы МК серии 9000 (в первую очередь, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требова­ния»). Примером формирования специальных функций с использова­нием данного способа может служить перечень специальных функций, разработанный применительно к ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (табл. 1.4.1).


Таблица 1.4.1

Состав специальных функций системы менеджмента качества (сформированных на основе разделов ГОСТ Р ИСО 9001-2001)


Разделы

ГОСТРИСО

9001-2001

4. Система менедж­мента ка­чества


Специальная укрупненная функция

Разрабатывать, документировать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии систему, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями стандарта.

Документировать и содержать в рабочем состоянии: заявления о политике в области качества; руково­дство по качеству; управленческие процедуры управления качеством; записи, требуемые стандартом; процедуры планирования и управления всех документов



5. Ответст­венность руково­дства

6. Менедж­мент ре­сурсов


i Гринимап, обязательства по разработке и внедрению системы, постоянному ее улучшению и результативности. Обеспечивать определение и выполнение требований потребителей по повышению их удовлетворенности. Определять и формировать цели, политику в области качества, проводить анализ, принимать обяза­тельства по обеспечению необходимыми ресурсами. Обеспечивать понимание и осуществление политики в области качества. Планировать деятельность в области качества. Доводить ответственность и полномочия до всего персонала.

Назначать ответственного и полномочного представителя в области системного управления качеством из состава высшего звена управления. Обеспечивать обмен информацией в области качества, в том числе по результативности системы

Определять и обеспечивать необходимыми ресурсами.

Определять и обеспечивать требуемую компетентность и потребность в персонале.

Поддерживать в рабочем состоянии записи о персонале.


Продолжение табл. 1.4.1


Разделы ГОСТРИСО

9001-2001

7. Процес­сы жизнен­ного цикла продукции


Специальная укрупненная функция

Определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии необходимую инфраструктуру (зда­ния, оборудование, средства обеспечения).

Создавать необходимую производственную среду для достижения требуемого потребителями качест­ва продукции

Планировать процессы жизненного цикла продукции. Определять и анализировать требования, относящиеся к продукции. Определять и осуществлять связь с потребителями. Планировать и управлять проектированием и разработкой продукции.

Определять и поддерживать записи в рабочем состоянии о входных данных, относящихся к требовани­ям продукции.

Представлять и утверждать выходные данные проектирования и разработки в форме, пригодной для верификации относительно входных требований.

Анализировать и верифицировать процессы проектирования и разработки продукции. Осуществлять вапидаиию проектирования и разработки продукции. Управлять изменениями при проектировании и разработке продукции.

Обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям. Оценивать и выби­рать поставщиков.

Описывать заказанную продукцию с учетом требований, предъявляемых к ней. Верифицировать закупленную продукцию (разрабатывать и осуществлять контроль). Планировать и обеспечивать производство и его обслуживание. Осуществлять валидацию производства и обслуживания.


Окончание табл. 1.4.1


Разделы
ГОСТРИСО Специальная укрупненная функция

9001-2001

• Проводить идентификацию и прослеживаемость продукции.

• Проявлять заботу о собственности потребителей, пока она находится под управлением организации. | • Сохранять соответствие продукции в процессе ее поставки потребителю.

] • Определять и осуществлять мониторинг и измерения для обеспечения свидетельств о соответствии

1 продукции установленным требованиям.

! • Обеспечивать правомочность проведения мониторинга и измерений

8 Измере- • Планировать и применять процессы мониторинга,измерения, анализа и улучшения продукции исис-ние анализ темы менеджмента качества.

и улучше- • Определять и осуществлять мониторинг информации о потребителях. i

ние • Проводить внутренние аудиты процессов системы менеджмента качества.

• Осуществлять мониторинг и измерение продукции с целью ее проверки до поставки потребителям. |

• Управлять несоответствующей требованиям продукцией.

• Определять, собирать и анализировать систему менеджмента качества с целью достижениям результа-j

i

тивности.

|

• Повышать постоянно результативность системы менеджмента качества.

• Предпринимать корректирующие действия для устранения причин несоответствий.

• Осуществлять предупреждающие действия для устранения потенциальных причин появления несоот­ветствий


1.4.2. Формирование специальных функций

управления качеством матричным способом

Кроме указанного выше способа формирования функций управления, существует и ряд других. Все с п е ц и а л ь н ы е функции классифицируются обычно на главные, основные и вспомогательные. Такая классификация, безусловно, может быть признана правомерной, основанной на декомпозиции функций. Более точно их следовало бы классифицировать на главные специ­альные функции (по существу, это целевые функции той или иной системы, подсистемы, элемента), а далее - только на специальные функции, специальные подфункции, специальные субподфункции и т.д.

Применительно к системе управления качеством формирование главных функций можно осуществить в зависимости от ее состава структурообразующих подсистем (СО УК, «продуктовых подсистем» и др.-табл. 1.4.2).

Таблица 1.4.2 Главные функции системы управления качеством

Подсистема Главные функции подсистемы
Система общего управления ка­чеством Организовать деятельность предпри­ятия для достижения целей и реали за-ции политики в области качества
«Продуктовая система» управ­ления качеством /-го вида (для условий контрактных поставок), i= 1,2,..,*. Управлять качеством продукции /-го вида для достижения и обеспечения ее соответствия установленным требова­ниям
«Продуктовая система» управле­ния качеством /-го вида (для бес­контрактных поставок) (/' = 1,: Управлять качеством у-го вида (для бесконтрактных поставок) для дости­жения и обеспечения ее соответствия установленным требованиям
Обеспечивающие системы управ­ления качеством = 1, 2,..., Ь) Осуществлять обеспечение СО УК, «продуктовых систем» УК

Подсистемам каждой из этих систем присущи свои главные спе­циальные функции управления качеством. Естественно, что главные функции определяют все другие группы их специальных функций, а последние в свою очередь являются исходными для соответствующих групп специальных подфункций. При этом простым и эффективным инструментом формирования специальных функций управления ка­чеством является двух- или трехмерный матричный способ (рис. 1.4.1).


Стадии жизненного цикла продукции

1 | 2! 3.....J 4...... | 5

Этапы стадий 1.1;...! 2.1!...! 3.7 |... I 4.1 !... i 5.7

Система общего УКП

«Продуктовая» /-я системаУКП

/= 1, 2....А

(для контрактных условий)

«Продуктовая»;-ясистема УКП,

7=1,2,.... fc (для бесконтрактных условий)

Обеспечивающая

у-я система УКП.

¥ = 1,2 П

Система общего УКП «Продуктовая», - я система УКП «Продуктовая» j-я система УКП

Общие
Обеспечивающая у-я система УКП функции

управления качеством

Рис. 1.4.1. Двухмерная (а) и трехмерная (в) матрицы формирования специальных функций управления качеством продукции:

/ - исследование, проектирование и разработка; 2 - изготовление; 3 товарообращение; 4 - использование; 5 утилизация пли уничтожение

Принципиальная с у ид н о с т ь этого способа состоит в том, что исходными образующими элементами формирования функций управления качеством служат подсистемы управления качеством, стадии и этапы жизненного цикла продукции. ОФУ. Внутри каждой подсистемы (системы) управления качеством целесообразно руково­дствоваться составом элементов этих подсистем. Такой подход по­зволяет сформировать достаточно полный, необходимый состав не


только специальных функций, но и подфункций, субподфункций и т.д. (включая операции).

Для «продуктовых систем» управления качеством, используемых, например, в условиях договорной поставки продукции, можно фор­мировать состав специальных функций на основе стадий и этапов жизненного цикла продукции - на основе приведенной ранее спира­ли качества или, например, на базе этапов «петли качества» (реко­мендованных в версиях МС ИСО серии 9000-88 и с учетом требова­ний ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001). В последнем случае состав функций может быть примерно следующим:

• изучение рынка сбыта и требований потребителей к качеству, единовременных затрат на приобретение и цен потребления продукции:

• определение положения предприятия на рынке и целей, связан­ных с данной продукцией;

• прогнозирование потребностей потребителей, спроса, техниче­ского уровня, качества, единовременных затрат на приобретение и цен потребления;

• проектирование и разработка технико-экономических требова­ний к технико-экономическому уровню КП;

• проведение рекламы продукции;

• разработка и постановка продукции на производство;

• обеспечение материально-технического снабжения;

• оценка поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий;

• проведение технологической подготовки производства;

• метрологическое обеспечение;

• организация специальной подготовки и обучения кадров по по­вышению и обеспечению качества и конкурентоспособности продукции;

• организация и изготовление бездефектной продукции стабиль­ного качества;

• проведение контроля качества, испытания и сертификации про­дукции;

• утилизация продукции в процессе ее изготовления;

• стимулирование и активизация повышения и обеспечения каче­ства и конкурентоспособности продукции;

• обеспечение упаковки, погрузочно-разгрузочных работ, склади­рования и хранения продукции;

• организация и поставка продукции;

• обеспечение монтажа на месте эксплуатации, послепродаж­ной технической помощи и обслуживания эксплуатируемой продукции;

• обеспечение утилизации продукции после ее эксплуатации;

ас


• информационное иокументационное обеспечение;

• ведение учета и анализа затрат на повышение и обеспечение ка­чества и конкурентоспособности продукции;

• организация, обеспечение и проведение проверок, анализа, со­вершенствования и устранения недостатков;

«обеспечение обратной связи с потребителями и авторского над­зора за продукцией;

• организация и обеспечение сертификации.

Примерно такие же функции могут выполняться в бездоговор­ных системах управления качеством. Исключение составят серти­фикация продукции и систем, реклама продукции и др.

Наряду с перечисленными выше специальными функциями в этих системах в соответствии с принятым на предприятии разделени­ем труда менеджеров могут выполняться также функции системы общего управления качеством. Необходимо за каждым подразделе­нием и работником закрепить определенные функции управления качеством. Важно также, чтобы при реализации принципов систем­ного управления качеством и выполнении при этом широкого круга специальных взаимосвязанных функций были охвачены все этапы спирали качества.

1.5. Механизм современного управления качеством

1.5.1. Общие положения

ДЛЯ реализации принципов управления качеством необходим со­ответствующий механизм управления. Применительно к системному управлению качеством такой механизм следует рассматривать как совокупность организационных и экономических компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодейст­вующее функционирование всех элементов системы управления ка­чеством для достижения целей управления. Он должен обеспечивать выработку и реализацию эффективных целенаправленных управ­ляющих воздействий на многообразные условия и элементы, от ко­торых зависит качество.

Все у с л о в и я, влияющие на качество каждого из элементов функционирующей системы управления качеством (рис. 1.5.1), мож­но классифицировать на субъективные (непосредственно связанные с деятельностью человека и зависящие от него) и объективные (обу­словленные сложившимися обстоятельствами в деятельности чело­века и практически не зависящие от него).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow