Единичные Комплексные
Групповые Интегральные
Базовые Оцениваемые
(эталонные, конкурентные)
Относительные Определяющие (обобщенные)
Рис. 2.2.4. Показатели, наиболее часто используемые при проведении оценки уровня качества
При определении уровня качества и принятии решений по управлению качеством практически всегда используются показатели, классифицированные по характеризуемым свойствам. При этом показатели объединяют в ряд групп (табл. 2.2.2).
Таблица 2.2.2 Основные группыпокаштелейкачества продукции, классифицированные по однородным свойствам и используемые при оценке уровня ее качества изготовителями и потребителями
| Группа показателей качества продукции | Изготовитель | Потребитель |
| Назначения (функционального, социального) | 4- | |
| Надежности | + | + |
| Экономного использования ресурсов, энергии | + | + |
| Эргономические | 4- | -г |
| Эстетические | + | + |
| Экологические | 4- | + |
| Безопасности | + | 4- |
| Патентно-правовые | + | - 4- |
| Стандартизации и унификации | 4- | -4- |
| Технологичности: • изготовления • ремонта | + 4- | 4- |
| Транспортабельности | + | + |
| Вторичного использования или утилизации (уничтожения) | 4- | 4- |
| Сервисные | + | + - |
| Экономико-коммерческие | + | + |
Обозначения: «+» - используются: «-» - не используются: «+ -» — часто используются: «- +> > - редко используются.
В зависимости от того, кем указанные группы показателей будут использоваться (изготовителем или потребителем), состав групп и номенклатура показателей качества могут быть различными, но в целом они могут использоваться при определении любого из уровней качества (проектно-технического и т.д., в зависимости от стадии жизненного цикла продукции) и при любом уровне их интеграции.
2.2.2. Показатели качества продукции
Каждая из основных групп показателей качества продукции, классифицированная по однородности характеризуемых свойств, содержит ряд подгрупп и показателей:
• назначение- классификационные, состава и структуры, социальные (своевременный выход на рынок, социальный адрес и потребительский типаж, соответствие товаров спросу ассорти-
мента, моральное старение и др.), функциональные (производительность, скорость, объем памяти, кпд, быстродействие и др.); ■ надежность - безотказность (вероятность безотказной работы, вероятность отказа, средняя наработка до отказа, средняя наработка на отказ, интенсивность отказов и др.), долговечность (средний ресурс, назначенный ресурс, средний ресурс до списания, средний ресурс до капитального ремонта, гамма-процентный ресурс, срок службы, средний срок службы, срок-гарантии и др.), ремонтопригодность (вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления, интенсивность восстановления, среднее время простоя и др.), сохраняе мость (срок сохраняемости, средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости и др.);
экономное использование ресурсов, энергии - экономное использование и удельный расход сырья, материалов, экономичность энергопотребления, трудовых ресурсов и др.;
эргономичность - соответствие изделия эргономическим требованиям к рабочей позе, зоне досягаемости и хватке руки; соответствие изделия двигательной способности и органам чувств; соответствие изделия возможностям информационного взаимодействия человека и изделия, навыкам и профессиональной подготовке человека; коэффициенты, характеризующие влияние окружающей среды (через изделие) на эффективность деятельности человека и др.; эстетичность - информационная выразительность (знаковость, в том числе товарный знак; оригинальность; стилевое соответствие; соответствие моде), рациональность формы (функционально-конструктивная приспособленность, целесообразность), целостность композиции (организованность объемно-пространственной структуры, тектоничность, пластичность, графическая прорисо ванность формы и элементов, цветовое решение), совершенство производственного исполнения и товарного вида (тщательность покрытия и отделки поверхности; чистота выполнения сочленений, скруглений и сопрягающихся поверхностей; четкость исполнения фирменных знаков; указателей, упаковки и сопроводительной документации; устойчивость к повреждениям); жапогичность - физические показатели (механические - уровень пылевыделения, уровень уплотнения почвы, уровень шума, уровень ультразвуковых колебаний и др.; элеюромагнитные - уровень радиопомех, уровень биологической активности электромагнитного поля и др.; радиационные - уровни излучаемости альфа-, бета- и гамма-частиц), химические (содержание токсичных ветцеств, выбрасываемых в окружающую среду; коэффициент сохраняемости токсичных веществ и другие), микробиологические (уровень патогенности и ви-
рулентности микроорганизмов, выделяющихся из препаратов микробиологического синтеза, и др.), наличие знаков экологичности и др.; безопасность - механические показатели (коэффициенты деформируемости, изнашиваемости, коррозионной устойчивости и др.; уровень шума и вибраций); электрические (время срабатывания электрозащиты, вероятность поражения электротоком и др.); термические (вероятность переохлаждения и перегрева, уровень термохимической агрессивности и др.), пожаро- и взрывоопасные (вероятность возникновения пожара, вероятность взрыва и др.), биологические (вероятность биологической опасности и др.), наличие знаков безопасности и др.;
патентно-правовые показатели - патентн ая чистота, патентная защита и др.;
стандартизации и унификация - применяемость, повторяемость, межпроектная унификация, унификация группы изделий и др.; технологичность - основные показатели (трудоемкость изготовления, уровень технологичности по трудоемкости изготовления, технологическая себестоимость изготовления, уровень технологичности по себестоимости изготовления), дополнительные (коэффициент применения типовых технологических процессов, сухая масса, удельная материалоемкость, коэффициент использования материала, коэффициент применяемости материала, коэффициент сборности, относительная трудоемкость заготовительных работ, относительная трудоемкость вида процесса изготовления, коэффициент эффективности взаимозаменяемости, относительная трудоемкость подготовки изделия к функционированию. относительная трудоемкость профилактического обслуживания функционирующего изделия, относительная трудоемкость ремонтов изделия, удельная трудоемкость подготовки изделия к функционированию, удельная трудоемкость профилактического обслуживания функционирующего изделия, удельная трудоемкость ремонта, относительная технологическая себестоимость заготовительных работ, относительная себестоимость подготовки изделия к функционированию, относительная себестоимость профилактического обслуживания функционирующего изделия, относительная себестоимость ремонта изделия, удельная технологическая себестоимость изделия, удельная себестоимость подготовки изделия к функционированию и др.; транспортабельность - габаритные размеры, масса, коэффициент максимально возможного использования вместимости транспортного средства, диапазоны допустимых температур, влажности, давления и ударных нагрузок при транспортировании, затраты, время и трудоемкость подготовительных и заключительных работ и др.; вторичное использование или утилизация (уничтожение) --- вторичное использование (коэффициент вторичного использования и др.), утилизация (трудоемкость и цена утилизации и др.), уничтожение (трудоемкость и цена уничтожения и др.);
• сервисные показатели (не входящие в уровень торгово-техни-ческого обслуживания) - наличие и удаленность сервисных структур, уровень качества сервисного обслуживания, стоимость обучения, монтажа, кредитования, поставок, гарантийные сроки, стоимость утилизации, стоимость вторичного использования и др.;
• экономико-коммерческие показатели - полная себестоимость изготовления и др., единовременные затраты потребителя (цена продукции, затраты на упаковку и др.), текущие затраты потребителя - цена потребления (использования).
Для характеристики стабильности того или иного показателя качества можно использовать статистические показатели, отражающие рассеяние фактических значений показателей качества совокупности единиц однородной продукции.
Среди потребительских свойств одним из важнейших для продукции (особенно машиностроительной) является надежность.
Для условий рынка сравнительно значимыми являются эстетические показатели, среди которых следует отметить, например, знаковость и стилевое соответствие, входящих в подгруппу информационной выразительности. Одним из показателей знаковое™ является наличие товарного знака - специального обозначения, позволяющего отличить соответствующую продукцию (товар, услугу) одних юридических или физических лиц от однородной продукции других юридических или физических лиц. Практика зарубежных предприятий показывает, что товарный знак может стать действенным инструментом в конкуренции, в продвижении и реализации изготовителем своей продукции, а для потребителей он является тем средством, которое позволяет им экономить время при приобретении товаров и ориентироваться при их выборе.
Товарные знаки являются, как известно, объектами купли-продажи. При этом стоимость товарного знака во многом определяется его популярностью среди потребителей данной продукции (табл. 2.2.3).
Таблица 2.2.3 Примеры стоимости товарных знаков
| Предприятие (фирма) | Стоимость товарного знака, млн долл. США | Примечание |
| «Кока-кола» | 2500,00 | В 5 раз больше, чем балансовая стоимость фирмы |
| «Кэмел» | 10,00 | По оценке фирмой-владельцем |
| «Крафт» | 9,75 | Фирма «Филипп-Морис» купила фирму «Крафт» за 13 млн долл. США, что больше ее балансовой стоимости в 4 раза |
Окончание табл. 2.2.3
| Предприятие (фирма) | Стоимость товарного знака, млн долл. США | Примечание |
| «Роунтри» | 2,00 | Корпорация «Нестли» купила фирму «Роунтри» за 2500 млн долл. США, что больше ее балансовой стоимости в 5 раз |
| «ломо» | 5,00 | В ценах 1991 г. |
| «Столичная» | 400,00 | Это объем реализации водки «Столичная» за рубеж почти за 10 последних лет |
| Фирма В.М. Зайцева | 1,00 | Лицензия на использование товарного знака, представляющего собой факсимиле модельера В.М. Зайцева, приобретена в США |
Популярность товарного знака определяется, как правило, объемами реализации товара тем или иным предприятием, которому принадлежит оцениваемый знак. При таком подходе стоимость товарного знака С, может рассчитываться по следующей формуле, руб.:
Ст>=/ • В, (2.2.3)
где / - коэффициент, характеризующий зависимость стоимости товарного знака от объема реализации товара предприятием В в течение года.
По оценкам предприятия «Московское патент-бюро», значение такого коэффициента равно примерно 2, т.е. значение С,, равно примерно двухлетнему валовому объему оборота товара предприятия, имеющего такой товарный знак. Однако очевидно, что С,, зависит не только от объемов реализации, даже не столько от него, сколько от качества и конкурентоспособности реализуемого товара. Следовательно, при расчете С,, это также необходимо учитывать. Тогда в общем виде ориентировочная стоимость товарного знака, руб.:
CTi=r. В. K" (2.2.4)
где К - уровень конкурентоспособности товара (К может быть равным единице, больше или меньше единицы): н - степень при показателе уровня конкурентоспособности товара, учитывающая ее влияние на стоимость товарного знака (с достаточной для практики точностью при К - 1 можно принять значение н = 2).
Необходимо отметить, что величину В следует определять как среднее арифметическое по данным за последние три-четыре года.
Таким образом, стоимость товарного знака с достаточной для практики точностью можно определять по формуле (или по графику, построенному по данной формуле), руб.:
СТ1=2 • В • К'. (2.2.5)
Вместе с тем, теоретически следует учитывать влияние не только конкурентоспособности товара, но и каждой из составляющих конкурентоспособности предприятия, так как очевидно, что они тоже воздействуют на Ст, с различной степенью влияния н, (т.е. дифференцированно). Кроме того, необходимо также принять во внимание еще и стоимость разработки и регистрации товарного знака Срр. С учетом этого

где К, - уровень конкурентоспособности /-и составляющей конкурентоспособности предприятия (в том числе конкурентоспособности товара); а, - коэффициент г-й составляющей конкурентоспособности предприятия:
!«,■=!; (2.2.7)
/-■I где п - число составляющих конкурентоспособности предприятия; и, -степень при г-й составляющей конкурентоспособности, влияющей на Си. (К, может быть больше или меньше единицы).
При учете только одной составляющей (например, конкурентоспособности товара) формула приобретает следующий вид:
С,, = €„„ + />• В •К". (2.2.8)
Наряду с товарными знаками важное значение для формирования фирменного стиля и успешного выхода на рынки сбыта имеют знаки соответствия, сертификаты, этикетки, эмблемы и т.п. Особое внимание среди таких знаков привлекают те, которые связаны с эко-логичностью предприятия и товаров.
Достигнутые численные значения показателей качества однородной продукции при массовом или серийном производстве обычно определяются по совокупности основных ее статистических параметров. Стабильность основных параметров продукции характеризуется количественными величинами их рассеяния. Для налаженного производства рассеяние того или иного показателя качества продукции всегда меньше, чем в нестабильном, неотлаженном производстве.
Рассеяние показателей качества продукции можно характеризовать показателями однородности: средним квадратическим отклонением, размахом, дисперсией, коэффициентом вариации.
Среднее квадратическое отклонение значения показателя качества продукции в абсолютных единицах относительно среднего арифметического значения определяется по известной формуле:
a = /Z(P,-PYI(n-\\ (2.2.9)
где Р, - среднее арифметическое значение показателя качества продукции, вычисляемое по формуле:
/>=1^/я, (2.2.10)
где р. — /_е значение показателя качества продукции; и - количество измеренных значений показателя качества (например, линейный размер я-ro количества изделий одного и того же вида).
Дисперсия является квадратом среднего квадратического отклонения:
D,.=o7. (2.2.11)
Размах показателя качества представляет собой разность между максимальным и минимальным значениями его среди «-го количества измерений.
В практике для оценки рассеяния показателя качества продукции от среднего арифметического значения s, более удобна, чем Д, так как размерность ее совпадает с размерностью показателя качества.
При необходимости характеристики рассеяния значения показателя качества в относительных единицах можно использовать такой показатель однородности, как коэффициент вариации, который определяется по формулам:
^■=ст,./^, (2.2.12)
или
V. = (ст,//>)-100%. (2.2.13)
Коэффициент вариации может использоваться при анализе и изучении технологических процессов производства.
2.2.3. Показатели качества продукции, классифицированные по видам их ограничений
Особую роль в квалиметрии для объективной оценки уровней качества продукции имеют те, которые классифицированы по видам ограничений НТД их численных значений (рис. 2.2.5). В некоторых случаях значения допустимых ограничений определяются специалистами исходя из условий использования и соответствующих требований потребителей.
|Показатели качества продукции |






