Показатели качества продукции и ее систем качества

Единичные Комплексные

Групповые Интегральные

Базовые Оцениваемые

(эталонные, конкурентные)

Относительные Определяющие (обобщенные)

Рис. 2.2.4. Показатели, наиболее часто используемые при проведении оценки уровня качества


При определении уровня качества и принятии решений по управлению качеством практически всегда используются показатели, классифицированные по характеризуемым свойствам. При этом по­казатели объединяют в ряд групп (табл. 2.2.2).

Таблица 2.2.2 Основные группыпокаштелейкачества продукции, классифицированные по однородным свойствам и используемые при оценке уровня ее качества изготовителями и потребителями

Группа показателей качества продукции Изготови­тель Потребитель
Назначения (функционального, социального) 4-  
Надежности + +
Экономного использования ресурсов, энергии + +
Эргономические 4-
Эстетические + +
Экологические 4- +
Безопасности + 4-
Патентно-правовые + - 4-
Стандартизации и унификации 4- -4-
Технологичности: • изготовления • ремонта + 4- 4-
Транспортабельности + +
Вторичного использования или утилизации (уничтожения) 4- 4-
Сервисные + + -
Экономико-коммерческие + +

Обозначения: «+» - используются: «-» - не используются: «+ -» — часто исполь­зуются: «- +> > - редко используются.

В зависимости от того, кем указанные группы показателей будут использоваться (изготовителем или потребителем), состав групп и номенклатура показателей качества могут быть различными, но в целом они могут использоваться при определении любого из уровней качества (проектно-технического и т.д., в зависимости от стадии жизненного цикла продукции) и при любом уровне их интеграции.

2.2.2. Показатели качества продукции

Каждая из основных групп показателей качества продукции, классифицированная по однородности характеризуемых свойств, со­держит ряд подгрупп и показателей:

• назначение- классификационные, состава и структуры, соци­альные (своевременный выход на рынок, социальный адрес и потребительский типаж, соответствие товаров спросу ассорти-


мента, моральное старение и др.), функциональные (производи­тельность, скорость, объем памяти, кпд, быстродействие и др.); ■ надежность - безотказность (вероятность безотказной работы, вероятность отказа, средняя наработка до отказа, средняя нара­ботка на отказ, интенсивность отказов и др.), долговечность (средний ресурс, назначенный ресурс, средний ресурс до списа­ния, средний ресурс до капитального ремонта, гамма-процентный ресурс, срок службы, средний срок службы, срок-гарантии и др.), ремонтопригодность (вероятность восстановле­ния в заданное время, среднее время восстановления, интенсив­ность восстановления, среднее время простоя и др.), сохраняе мость (срок сохраняемости, средний срок сохраняемости, гам­ма-процентный срок сохраняемости и др.);

экономное использование ресурсов, энергии - экономное использо­вание и удельный расход сырья, материалов, экономичность энергопотребления, трудовых ресурсов и др.;

эргономичность - соответствие изделия эргономическим требовани­ям к рабочей позе, зоне досягаемости и хватке руки; соответствие из­делия двигательной способности и органам чувств; соответствие из­делия возможностям информационного взаимодействия человека и изделия, навыкам и профессиональной подготовке человека; коэф­фициенты, характеризующие влияние окружающей среды (через изделие) на эффективность деятельности человека и др.; эстетичность - информационная выразительность (знаковость, в том числе товарный знак; оригинальность; стилевое соответствие; соответствие моде), рациональность формы (функционально-конструктивная приспособленность, целесообразность), целост­ность композиции (организованность объемно-пространственной структуры, тектоничность, пластичность, графическая прорисо ванность формы и элементов, цветовое решение), совершенство производственного исполнения и товарного вида (тщательность покрытия и отделки поверхности; чистота выполнения сочлене­ний, скруглений и сопрягающихся поверхностей; четкость испол­нения фирменных знаков; указателей, упаковки и сопроводитель­ной документации; устойчивость к повреждениям); жапогичность - физические показатели (механические - уровень пылевыделения, уровень уплотнения почвы, уровень шума, уровень ультразвуковых колебаний и др.; элеюромагнитные - уровень радио­помех, уровень биологической активности электромагнитного поля и др.; радиационные - уровни излучаемости альфа-, бета- и гамма-частиц), химические (содержание токсичных ветцеств, выбрасывае­мых в окружающую среду; коэффициент сохраняемости токсичных веществ и другие), микробиологические (уровень патогенности и ви-


рулентности микроорганизмов, выделяющихся из препаратов микро­биологического синтеза, и др.), наличие знаков экологичности и др.; безопасность - механические показатели (коэффициенты деформи­руемости, изнашиваемости, коррозионной устойчивости и др.; уро­вень шума и вибраций); электрические (время срабатывания элек­трозащиты, вероятность поражения электротоком и др.); термиче­ские (вероятность переохлаждения и перегрева, уровень термохими­ческой агрессивности и др.), пожаро- и взрывоопасные (вероятность возникновения пожара, вероятность взрыва и др.), биологические (вероятность биологической опасности и др.), наличие знаков безо­пасности и др.;

патентно-правовые показатели - патентн ая чистота, патентная за­щита и др.;

стандартизации и унификация - применяемость, повторяемость, межпроектная унификация, унификация группы изделий и др.; технологичность - основные показатели (трудоемкость изготов­ления, уровень технологичности по трудоемкости изготовления, технологическая себестоимость изготовления, уровень техноло­гичности по себестоимости изготовления), дополнительные (ко­эффициент применения типовых технологических процессов, сухая масса, удельная материалоемкость, коэффициент исполь­зования материала, коэффициент применяемости материала, коэффициент сборности, относительная трудоемкость заготови­тельных работ, относительная трудоемкость вида процесса изго­товления, коэффициент эффективности взаимозаменяемости, относительная трудоемкость подготовки изделия к функциони­рованию. относительная трудоемкость профилактического об­служивания функционирующего изделия, относительная трудо­емкость ремонтов изделия, удельная трудоемкость подготовки из­делия к функционированию, удельная трудоемкость профилакти­ческого обслуживания функционирующего изделия, удельная трудоемкость ремонта, относительная технологическая себе­стоимость заготовительных работ, относительная себестоимость подготовки изделия к функционированию, относительная себе­стоимость профилактического обслуживания функционирую­щего изделия, относительная себестоимость ремонта изделия, удельная технологическая себестоимость изделия, удельная се­бестоимость подготовки изделия к функционированию и др.; транспортабельность - габаритные размеры, масса, коэффициент максимально возможного использования вместимости транспорт­ного средства, диапазоны допустимых температур, влажности, дав­ления и ударных нагрузок при транспортировании, затраты, время и трудоемкость подготовительных и заключительных работ и др.; вторичное использование или утилизация (уничтожение) --- вто­ричное использование (коэффициент вторичного использова­ния и др.), утилизация (трудоемкость и цена утилизации и др.), уничтожение (трудоемкость и цена уничтожения и др.);


сервисные показатели (не входящие в уровень торгово-техни-ческого обслуживания) - наличие и удаленность сервисных структур, уровень качества сервисного обслуживания, стоимость обучения, монтажа, кредитования, поставок, гарантийные сроки, стоимость утилизации, стоимость вторичного использования и др.;

экономико-коммерческие показатели - полная себестоимость из­готовления и др., единовременные затраты потребителя (цена продукции, затраты на упаковку и др.), текущие затраты потре­бителя - цена потребления (использования).

Для характеристики стабильности того или иного показателя ка­чества можно использовать статистические показатели, отражающие рассеяние фактических значений показателей качества совокупности единиц однородной продукции.

Среди потребительских свойств одним из важнейших для про­дукции (особенно машиностроительной) является надежность.

Для условий рынка сравнительно значимыми являются эстетиче­ские показатели, среди которых следует отметить, например, знаковость и стилевое соответствие, входящих в подгруппу информационной выра­зительности. Одним из показателей знаковое™ является наличие товар­ного знака - специального обозначения, позволяющего отличить соот­ветствующую продукцию (товар, услугу) одних юридических или физи­ческих лиц от однородной продукции других юридических или физиче­ских лиц. Практика зарубежных предприятий показывает, что товар­ный знак может стать действенным инструментом в конкуренции, в продвижении и реализации изготовителем своей продукции, а для по­требителей он является тем средством, которое позволяет им экономить время при приобретении товаров и ориентироваться при их выборе.

Товарные знаки являются, как известно, объектами купли-продажи. При этом стоимость товарного знака во многом определяется его попу­лярностью среди потребителей данной продукции (табл. 2.2.3).

Таблица 2.2.3 Примеры стоимости товарных знаков

Предприятие (фирма) Стоимость товар­ного знака, млн долл. США Примечание
«Кока-кола» 2500,00 В 5 раз больше, чем балансовая стоимость фирмы
«Кэмел» 10,00 По оценке фирмой-владельцем
«Крафт» 9,75 Фирма «Филипп-Морис» купила фирму «Крафт» за 13 млн долл. США, что больше ее балансовой стоимости в 4 раза

Окончание табл. 2.2.3

Предприятие (фирма) Стоимость товар­ного знака, млн долл. США Примечание
«Роунтри» 2,00 Корпорация «Нестли» купила фирму «Роунтри» за 2500 млн долл. США, что больше ее балансовой стоимости в 5 раз
«ломо» 5,00 В ценах 1991 г.
«Столичная» 400,00 Это объем реализации водки «Сто­личная» за рубеж почти за 10 по­следних лет
Фирма В.М. Зайцева 1,00 Лицензия на использование товар­ного знака, представляющего собой факсимиле модельера В.М. Зайце­ва, приобретена в США

Популярность товарного знака определяется, как правило, объемами реализации товара тем или иным предприятием, кото­рому принадлежит оцениваемый знак. При таком подходе стои­мость товарного знака С, может рассчитываться по следующей формуле, руб.:

Ст>=/ • В, (2.2.3)

где / - коэффициент, характеризующий зависимость стоимости товарного знака от объема реализации товара предприятием В в течение года.

По оценкам предприятия «Московское патент-бюро», значение такого коэффициента равно примерно 2, т.е. значение С,, равно при­мерно двухлетнему валовому объему оборота товара предприятия, имеющего такой товарный знак. Однако очевидно, что С,, зависит не только от объемов реализации, даже не столько от него, сколько от качества и конкурентоспособности реализуемого товара. Следова­тельно, при расчете С,, это также необходимо учитывать. Тогда в об­щем виде ориентировочная стоимость товарного знака, руб.:

CTi=r. В. K" (2.2.4)

где К - уровень конкурентоспособности товара (К может быть рав­ным единице, больше или меньше единицы): н - степень при пока­зателе уровня конкурентоспособности товара, учитывающая ее влия­ние на стоимость товарного знака (с достаточной для практики точ­ностью при К - 1 можно принять значение н = 2).


Необходимо отметить, что величину В следует определять как среднее арифметическое по данным за последние три-четыре года.

Таким образом, стоимость товарного знака с достаточной для практики точностью можно определять по формуле (или по графику, построенному по данной формуле), руб.:

СТ1=2 • В • К'. (2.2.5)

Вместе с тем, теоретически следует учитывать влияние не только конкурентоспособности товара, но и каждой из составляющих кон­курентоспособности предприятия, так как очевидно, что они тоже воздействуют на Ст, с различной степенью влияния н, (т.е. диффе­ренцированно). Кроме того, необходимо также принять во внимание еще и стоимость разработки и регистрации товарного знака Срр. С учетом этого

где К, - уровень конкурентоспособности /-и составляющей конку­рентоспособности предприятия (в том числе конкурентоспособно­сти товара); а, - коэффициент г-й составляющей конкурентоспо­собности предприятия:

!«,■=!; (2.2.7)

/-■I где п - число составляющих конкурентоспособности предприятия; и, -степень при г-й составляющей конкурентоспособности, влияющей на Си. (К, может быть больше или меньше единицы).

При учете только одной составляющей (например, конкуренто­способности товара) формула приобретает следующий вид:

С,, = €„„ + />• В •К". (2.2.8)

Наряду с товарными знаками важное значение для формирова­ния фирменного стиля и успешного выхода на рынки сбыта имеют знаки соответствия, сертификаты, этикетки, эмблемы и т.п. Особое внимание среди таких знаков привлекают те, которые связаны с эко-логичностью предприятия и товаров.

Достигнутые численные значения показателей качества одно­родной продукции при массовом или серийном производстве обычно определяются по совокупности основных ее статистических параметров. Стабильность основных параметров продукции харак­теризуется количественными величинами их рассеяния. Для нала­женного производства рассеяние того или иного показателя качест­ва продукции всегда меньше, чем в нестабильном, неотлаженном производстве.


Рассеяние показателей качества продукции можно характеризо­вать показателями однородности: средним квадратическим отклоне­нием, размахом, дисперсией, коэффициентом вариации.

Среднее квадратическое отклонение значения показателя качества продукции в абсолютных единицах относительно среднего арифме­тического значения определяется по известной формуле:

a = /Z(P,-PYI(n-\\ (2.2.9)

где Р, - среднее арифметическое значение показателя качества про­дукции, вычисляемое по формуле:

/>=1^/я, (2.2.10)

где р. — /_е значение показателя качества продукции; и - количество измеренных значений показателя качества (например, линейный размер я-ro количества изделий одного и того же вида).

Дисперсия является квадратом среднего квадратического откло­нения:

D,.=o7. (2.2.11)

Размах показателя качества представляет собой разность между максимальным и минимальным значениями его среди «-го количест­ва измерений.

В практике для оценки рассеяния показателя качества продук­ции от среднего арифметического значения s, более удобна, чем Д, так как размерность ее совпадает с размерностью показателя каче­ства.

При необходимости характеристики рассеяния значения показа­теля качества в относительных единицах можно использовать такой показатель однородности, как коэффициент вариации, который опре­деляется по формулам:

^■=ст,./^, (2.2.12)

или

V. = (ст,//>)-100%. (2.2.13)

Коэффициент вариации может использоваться при анализе и изуче­нии технологических процессов производства.


2.2.3. Показатели качества продукции, классифицированные по видам их ограничений

Особую роль в квалиметрии для объективной оценки уровней качест­ва продукции имеют те, которые классифицированы по видам ограниче­ний НТД их численных значений (рис. 2.2.5). В некоторых случаях значе­ния допустимых ограничений определяются специалистами исходя из условий использования и соответствующих требований потребителей.

|Показатели качества продукции |




double arrow
Сейчас читают про: