Квалиметрия и ее практическое использование в управлении качеством


2.1. Квалиметрия как наука

и ее роль в управлении качеством

2.1.1. Основные понятия квалиметрии

Термин «квалиметрия» образован от латинского gualitas - каче­ство (или quails - какой по качеству) и греческого metreo - измеряю. В настоящее время данный термин широко распространен в теории и практике управления.

Активное развитие квалиметрия получила в середине 1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством, стали приме­няться количественные методы ее оценки.

Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управ­лению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой дея­тельности. Она включает взаимосвязанную систему теории:

общую квалиметрит, предусматривающую разработку общетео­ретических проблем понятийного аппарата, измерения, оцени­вания, квалиметрического шкалирования и т.п.;

специальные квалиметрии, классифицированные по видам мето­дов и моделей оценки качества (например, экспертная, вероят­ностно-статистическая, индексная, таксономическая квалимет­рия и др.);

предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объек­тов оценивания (продукции - технических устройств, изделий и т.п.; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).

В последние годы в квалиметрии появились новые направ­ления: социологическая, педагогическая, логистическая квалимет­рия и др. Это связано с ее «экспансией» и «диффузией» во многие сфе­ры материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.

У квалиметрии как науки имеются статусы: экономический, технический, технико-экономический, общенаучный, системный.


Экономический статус определяется экономическим содержанием качества и его взаимодействием с потребительной стоимостью. С этих позиций квалиметрия предусматривает использование методов эко­нометрии для измерения и дальнейшей оценки экономических свойств различных объектов.

Технический статус обусловлен взаимосвязью технического ас­пекта качества с количественными и качественными изменениями конкретных технических свойств измеряемых объектов.

Технико-экономический статус определяется направленностью квалиметрии на обобщенное комплексное измерение качества оце­ниваемых объектов. Следует осуществлять оценку как технических, так и экономических свойств.

Общенаучный статус отражает взаимосвязь философского аспек­та категории качества со всеми другими, что обусловливает необхо­димость и возможность формирования и использования наряду с общей теорией и специальными видами квалиметрии предметной квалиметрии.

Системный статус квалиметрии подразумевает использование системного подхода при формировании и обеспечении качества.

Наряду с указанными статусами квалиметрия может обладать со­циологическим и правовым статусами. Очевидно, что перечисленные статусы определяют кватометрию как науку, имеющую в целом меж­дисциплинарный статус.

Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное уста­новление уровня качества. Применительно к продукции в соответст­вии с определением, приведенным в разделе 1, уровень качества представляет собой относительную характеристику качества продук­ции, основанную на сравнении совокупности показателей ее качест­ва с соответствующей совокупностью базовых показателей.

2.1.2. Роль квалиметрии в управлении качеством

Интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связано с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления. Среди них наиболее важны следующие:

• прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;

• разработка методов определения численных значений показате­лей качества:

» разработка принципов и методов оценки качества;

• выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство;

• определение оптимальных показателей качества, их нормирова­ние, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию;


• определение научно-технического уровня НТД;

• расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;

• установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок;

• планирование разработки и освоения новых видов продукции;

• определение наиболее рациональных путей повышения и обес­печения качества;

• оценка качества труда исполнителей, подразделений и т.п.;

• определение коммерческой перспективности, обоснование мо­дернизации и/или снятия с производства продукции;

• планирование повышения качества изготовления продукции;

• планирование технического уровня и качества;

• проведение контроля и испытаний;

• установление целесообразности капитального ремонта и опре­деление качества его проведения;

• выбор моделей сертификации продукции иСМ К:

• проведение внешними организациями оценокСМ Ксмсжни-ков и поставщиков (сырья, материалов, комплектующих дета­лей и т.п.);

• проведение внутренних оценок своихСМ К и ее различныхпод-систем;

• сертификацияСМ К;

• аттестация производства;

• выбор продукции при ее приобретении (например, при закупке оборудования, станков, приборов, материалов);

• определение и создание оптимальных условий хранения, транс­портирования и восстановления продукции;

• изучение динамики качества и конкурентоспособности про­дукции;

• подведение итогов деятельности предприятия и его подразде­лений;

• выполнение отчетных и подготовка информационных материа­лов о качестве и конкурентоспособности продукции.

Очевидно, что перечисленные задачи далеко не исчерпывают всей проблематики и роли квалиметрии в управлении качеством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: