Таблица2.2.1
Классификация видов услуг
Классификационный признак | Вид услуг |
Область распространения | • Населению!. • Материальной сфере. • Нематериальной сфере. • Обществу в целом: транспортные, информаци онные, телекоммуникационные, почтовые, здра воохранительные, эксплуатационно-обслужива юшие, торговые, финансовые, банковские, про фессиональные (инспектирование, инжинирин говые, управленческие, консультационные, ау диторские и т.п.), юридические, правоохрани тельные, образовательные, офисно-обслужива- юшие (делопроизводственные, по компьютери зации и т.п.), договорно-контрактные, по МТС и распределению, научно-исследовательские, фрах товые, трастовые (доверение, передача собст венности), рекламные, туристические, лицен зионные, коммунальные, жилищные и др. |
Окончание табл. 2.2.1
Классификационный признак | Вид услуг |
Назначение | • Материальные (ремонтно-обслуживающие и др.). • Нематериальные — социально-культурные (об разовательные, здравоохранительные и др.) |
Условия предоставления | • Платные. • Бесплатные. • Льготные |
Характер потребления | • Индивидуальный. • Коллективный |
Все виды услу! можно классифицировать по ряду признаков (табл. 2.2.1).
|
|
Все показатели качества продукции, услуг и других объектов можно классифицировать по различным признакам (рис. 2.2.3).
| Классификация показателей качества |
—| По количеству характеризуемых свойств (единичные, комплексные)
/ По применению для оценки качества (базовые, относительные)
-| По характеризуемым свойствам (назначения, надежности и т.п.)
По способу выражения (в натуральных или стоимостных единицах, про
центах)_______________________________________________________
По стадии определения (прогнозируемые, исследовательско-проектные,
производственные, товарообращения эксплуатационные, утилизации
или уничтожения) _____________________________________________
-| По методу определения (экспериментальные, расчетные и т.п.)
По влиянию на качество при изменении абсолютного значения показате-
ля (позитивные, негативные) ___________________________________
—ГПо видам ограничения (не менее, не более, не менее и не более)
По отношению к субъектам оценки качества (показатели разработчика,
изготовителя, потребителя и т.п.) _______________________________
По области применения к оцениваемым объектам (к единице объекта, к совокупности однородных объектов, к совокупности разнородных объектов)
Рис. 2.2.3. Классификация показателей качества
В процессе проведения оценки качества (в том числе и конкурентоспособности, и системы качества) наиболее часто используются взаимосвязанные между собой единичные и комплексные, оцениваемые, базовые и др. показатели (рис. 2.2.4). Среди этих показателей заслуживает особого внимания интегральный показатель качества продукции (И) для потребителя, в упрощенном виде отражающий соотношение полезного эффекта от эксплуатации и затрат на приобретение и эксплуатацию продукции (количество эф-фекта/ед. затрат, в руб.):
|
|
(2.2.1)
или в зависимости от физической сущности суммарного эффекта (объем затрат в руб./ед. эффекта):
(2.2.2)
где Э, - эффект потребителя /-го вида (/ = 1, 2,..., Э) от использования продукции за срок службы; 3, - затраты потребителя /-го вида на приобретение и эксплуатацию продукции (/= 1, 2,..., я).