3.3.1. Состав документации
систем управления качеством
и методические основы их разработки
Создание и функционирование системы управления качеством, ее элементы, требования, положения, распределение функций, ответственности, прав и обязанностей, взаимодействие подразделений по управлению качеством и т.п. в соответствии с принципами системного управления и МС ИСО следует документально оформлять.
При этом процессами документирования и выполнением положений всех документов следует управлять, например, на основе разработанной специально для этого документированной процедуры. Такая процедура должна предусматривать:
• проверку используемых документов на соответствие их оригиналам;
•анализ и порядок внесения по его результатам изменений, обеспечение идентификации изменений, статуса пересмотра и хранения документов;
• порядок переутверждения документов;
•порядок обеспечения документами и проверки применения их на рабочих местах;
• идентификацию и управление внешними документами;
•порядок предотвращения применения морально устаревших и
|
|
управления утратившими силу документами.
Методической основой создания этого документационного комплекса объективно являются регламентация (стандартизация, унификация) и планирование, отражающие особенности рыночной концепции. Это значит, что цели и деятельность в области повышения и обеспечения качества определяются в строгом соответствии с требованиями потребителей и рыночным спросом, а также, что очень важно, заключенными контрактами. Последнее вызывает необходимость строгого выполнения со стороны всех исполнителей своих функций в области качества в точном соответствии с технологией, т.е. без ошибок. При этом плановые мероприятия ЦП К служат базой конкретизации в достижении целей управления качеством, так как в программе необходимо предусматривать ресурсное обеспечение достижения этих целей.
Значение документации в современном представлении управления качеством является очень важным, так как на ней основана вся последовательность действий по обеспечению требуемого потребите- лями ка чества. О на во мног ом обеспечивает соответствие:
• состава и подготовки персонала;
• идентификации и прослеживаемости;
• фактических результатов и процессов;
• эффективности и функционирования всей системы управления качеством;
К документации необходимо предъявлять жесткие требования к качеству ее содержания, в частности таких, как:
• целенаправленность и соответствие целям и политике предприятия;
• комплексность, включая наличие положений по взаимодействию и взаимосвязям предприятия со всеми структурами внешней среды (потребителями, поставщиками и т.п.).
|
|
• логическая последовательность и четкость изложения информации;
• краткость, конкретность, простота и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
• достоверность иубедительность аргументации;
• информационная выразительность;
• функциональность (например, скорость обработки);
• достаточность и обоснованность;
• малый объем;
• минимизация потребности в ресурсах;
• малоизменчивость (стабильность);
• своевременность;
• доступность и понятность для восприятия;
• разборчивость;
• возможность пересмотра и восстанавливаемости;
• простота в использовании;
• качественная содержательность;
• соответствие современному и перспективному менеджменту знаний;
• возможность сравнения с лучшими видами документации.
Документ понимается как информация и соответствующий носитель (по ГОСТ Р ИСО 9000-2001), т.е., по существу, это результат отображения на материальном объекте - носителе (например, бумажном, магнитном, электронном, оптическом компьютерном диске, фотографическом или комбинированном носителе) информации о предметах, фактах, событиях, процессах и явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. При этом совокупность методов и процессов создания документа называют документированием. Оно, как правило, включает подготовку, составление, согласование, оформление и изготовление документа. Видов документов в практике управления качеством в частности и управления в целом встречается довольно много.
Совокупность взаимоувязанных документов, применяемых в определенной сфере деятельности (в том числе по какой-либо проблеме, задаче, вопросу, отрасли, предприятию и т.п.), обычно представляется как система документации. В литературе часто системы документации, в зависимости от отнесения их к определенным сферам и видам деятельности, классифицируются следующим образом:
• по сфере деятельности - научная, техническая, экономическая, социальная, правовая, политическая;
• по виду деятельности -научно-исследовательская; конструкторская; опытно-испытательная; технологическая; проектная; технического регламентирования; эксплуатационная; изобретательская; программного обеспечения; учебная; методическая; организационно-распорядительная; справочно-информационная; плановая; расчетно-денежная; финансовая; торговая; бухгалтерская; логисти-
.
ческая; социального обеспечения; отчетно-статистическая; первично-учетная; законодательная и др.).
Существует стандартизованное понятие «нормативная и техническая документация», которое определяет ее как документы, устанавливающие требования (по ГОСТ Р ИСО 9000-2001).
Нормативная документация относится к процессам и продукции. При этом таким нормативным документом может быть технический регламент, документированная процедура, технологическая документация на процесс, методика испытаний и т.п., а в общем случае ее часто называют нормативно-технической (НТД) и нормативно-методической (НМД) документацией.
Применительно к системе управления качеством документаци-онное обеспечение представляет собой комплекс мер по созданию разнообразных видов документов на различных материальных носителях, обеспечивающих эффективное функционирование данной системы, и работ с готовыми документами (прием, распределение, регистрация, контроль исполнения, справочная работа, формирование дел, хранение и использование, а также документооборот, т.е. движение документов в системе, начиная от создания и до выхода их из оборота).
В общем случае современная система управления качеством должна включать следующие документы (п. 4.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2001):
|
|
• политику и цели в области качества;
• руководство по качеству;
• требуемые документированные процедуры;
• документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования, выполнения и управления процессами;
• требуемые записи и документы по их управлению.
В случае передачи другой организации выполнения каких-либо процессов, которые оказывают влияние на конечную продукцию, именно она должна обеспечить мониторинг этого процесса. При отклонении такого процесса от предъявляемых к нему требований предприятие должно принимать адекватные меры. Весь процесс и управление им, включая мониторинг, должны быть отражены в документации системы управления качеством.
Состав и содержание документов, характеризующих процессы системы управления качеством, следует разрабатывать и распределять, например, по блокам модели системы МК, приведенной в разделе 1 (в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001), а именно:
• управленческая деятельность и ответственность руководства;
• менеджмент ресурсов;
• процессы жизненного цикла продукции;
• измерение, анализ и улучшение.
На отраслевом, межотраслевом, республиканском (субъектов Федерации), федеральном, межгосударственном (в рамках СНГ) и международном уровнях комплекс документации может основываться на соответствующих отраслевых, государственных (технических регламентах, ГОСТ Р), межгосударственных - по странам СНГ (ГОСТ и МС), а также другой НТД и НМД (инструкции, методики, РД и т.п.) различного уровня и статуса управления.
Применительно к предприятию весь комплекс документации системы управления качеством, помимо политики в области качества, следует разделить на основополагающие, общие и специальные документы. Основополагающие документы должны определять принципы построения, содержания и функционирования системы управления качеством в целом и ее отдельных подсистем в соответствии с разработанной политикой в области качества, целями, НТД и НМД, используемых на предприятии. Общие документы регламентируют общесистемные вопросы, например общее руководство по качеству, проведение совещаний по качеству, организацию работ групп качества и т.п. Специальные документы включают документированные процедуры выполнения различных процессов управления качеством (выполнение функций и задач). Сюда же следует отнести другие рабочие документы по качеству (методические указания, инструкции, формы, записи и т.п.).
|
|
По существу, основополагающие и общесистемные документы должны составлять комплекс документов уровня А, а специальные, в зависимости от предназначения, - уровней Вп С (по МС ИСО 10 013). Документы уровня В определяют требования к деятельности отдельных подразделений (подсистем), обеспечивающих функционирование элементов системы. Документы уровня С представляют собой рабочие документы, детально определяющие порядок процессов обеспечения качества и управления качеством (процедуры, инструкции, технологические карты, формы и т.п.). Во многом корреспондируется с такими классификациями другой известный типичный иерархический состав документации систем управления качеством: первый уровень - общее руководство, которое описывает систему в целом в соответствии с политикой и целями в области качества; второй уровень - документированные процедуры системы, описывающие процессы управления качеством в подсистемах и подразделениях; третий уровень - другие рабочие документы, включающие методические указания, инструкции, записи и т.п.
На предприятии управление качеством целесообразно базировать на целях, политике в области качества, мероприятиях ЦП К, требованиях спецификаций, процедурах управления процессами, РД, планах качества, СТП, НТД, НМД, в том числе технических регламентах, и другой документации по качеству. Этот комплекс документации при системном управлении качеством должен регламентировать взаимо-
ш к
связь, взаимодействие и согласование всех элементов и подсистем, учитывать особенности и специфику предприятия и определенного вида продукции, а также охватывать вопросы, связанные с достижением целей системы управления качеством на основе принципов управления на всех стадиях жизненного цикла продукции (услуг) и уровнях управления.
В состав НТД и НМД системы управления качеством предприятия целесообразно включать взаимосвязанные общесистемные документы системы общего УК, документы на каждую «продуктовую систему» и каждую систему управления качеством для внедоговор-ныхусловий (рис. 3.3.1).
Общие системные НМД (СТП и др. НМД) |
Общесистемные НМД
^
с